Стимулирование сбыта как средство воздействия на рынок

Стимулирование сбыта как элемент комплекса коммуникаций представляет собой систему побудительных мер и приемов, предназ­наченных для усиления ответной реакции целевой аудитории на раз­личные мероприятия в рамках маркетинговой стратегии туристско­го предприятия в целом и его коммуникационной стратегии в част­ности. Стимулирование сбыта является средством кратковременного воздействия на рынок Однако эффект от мероприятий по стимулированию сбыта достигается значительно быстрее, чем в результате использования прочих элементов коммуникаций.

Исходя из своих особенностей и возможностей, стимулирование сбыта используется главным образом для оживления упавшего спроса, повышения осведомленности клиентов о предлагаемых продуктax, создания им необходимого имиджа. Особую роль играет стиму­лирование сбыта в период внедрения на рынок нового туристского продукта.

Подготовка и проведение мероприятий по стимулированию сбытa включает ряд этапов:

1. Разработка программы стимулирования сбыта.

2. Тестирование мероприятий по стимулированию сбыта.

3 Реализация программы стимулирования сбыта.

4. Анализ результатов стимулирования сбыта.

Разработка программы стимулирования сбыта

Разработка программы стимулирования сбыта связана с реше­нием целого ряда последовательных задач:

– установление целей стимулирования сбыта;

– выбор инструментов стимулирования сбыта;

– выявление круга участников;

– определение интенсивности мероприятий по стимулированию сбыта;

– принятие решений о средствах распространения информации о программе стимулирования сбыта;

– определение продолжительности стимулирования;

– выбор времени проведения мероприятий по стимулированию сбыта;

- разработка бюджета стимулирования сбыта.

Установление целей и выбор инструментов стимулирования сбыта тесно связаны между собой. Дело в том, что инструменты стимулирования сбыта могут быть направлены на:

– персонал фирмы, продающий услуги;

– торговых посредников (розничные турфирмы и организации);

– клиентов.

В этом аспекте и рассмотрим мероприятия по установлению це­лей и выбору инструментов стимулирования сбыта.

Стимулирование сотрудников фирмы относится к сфере мотивации персонала и направлено на повышение качества обслуживания клиен­туры, рост профессионального мастерства, а также на поощрение к внесению предложений по различным направлениям деятельности

туристского предприятия, например по разработке и совершенствова­нию отдельных услуг. С этой целью могут использоваться:

– обучение;

– возможности продвижения по службе;

– денежные премии;

– подарки;

– дополнительные отпуска;

– конкурсы профессионального мастерства. Стимулирование торговых посредников преследует следующие цели: поощрение их к введению новых туристских услуг в объекты своей торговой деятельности; достижение наибольшего охвата сис­темой распространения; сведение к минимуму усилий конкурентов по стимулированию сбыта; формирование приверженности к фир­ме у представителей розничных предприятий.

Конкретными методами стимулирования торговых посредников являются:

- установление прогрессивной комиссии за продажу туристских поездок сверх установленной квоты;

– увеличение размера скидки с цен на обслуживание в несезон­ный период в случае гарантий со стороны посредников в росте объе­мов несезонного туризма;

– вручение представителям фирм-посредников представитель­ских подарков и сувениров;

– предоставление скидок с объявленных цен на групповые по­ездки в случае увеличения объемов продаж;

– предоставление бесплатного обслуживания работникам роз­ничной фирмы, сопровождающим в поездке туристские группы;

– организация рекламных поездок работников розничных тури­стских фирм бесплатно или с предоставлением им значительных ски­док с объявленных цен;

– проведение туристских бирж, на которых продажа туров проводится на льготных условиях;

– совместная реклама;

– предоставление специальных скидок, например стимулирую­щих сбыт новых туристских продуктов;

– премии — «толкачи», предоставляемые розничным турфирмам «проталкивание» отдельных туристских продуктов, пользующих­ся недостаточным спросом;

– торговые конкурсы, преследующие цель повысить (пусть даже Ни короткое время) заинтересованность посредников в реализации продуктов фирмы. Победители конкурса награждаются ценными призами.

Мероприятия стимулирования сбыта, направленные на клиентов, чаще всего преследуют цели: поощрение более интенсивного потребления услуг; побуждение туристов к приобретению продуктов, которыми они ранее не пользовались; «подталкивание» потребителей к покупке; поощрение по­стоянных клиентов; снижение временных (например, сезонных) колеба­ний спроса; привлечение новых клиентов. При определении целей необхо­димо принимать во внимание вероятные ответные действия конкурентов.

Для достижения поставленных целей стимулирования клиентов применяются разнообразные инструменты, которые можно объеди­нить в несколько групп.

1. Скидки являются одним из многочисленных и часто применя­емых приемов. Они в свою очередь подразделяются на следующие разновидности:

1.1. скидки с объявленных цен на туристские услуги и поездки в случае предварительного бронирования в установленные сроки;

1.2. скидки сезонных распродаж;

1.3. скидки определенным категориям клиентов (дети, молодо жены и т.д.);

1.4. бонусные скидки, предоставляемые постоянным клиентам Диапазон вариантов скидок практически безграничен. К нетра­диционным их формам можно отнести: скидки посетителям сайта компании; скидки при заказе туров через Интернет; скидки в «сча­стливые» дни (как правило, суббота) и часы работы фирмы; скидки родившимся в определенные месяцы и дни.

2. Образцы. Распространение образцов важно как средство для стиму­лирования потребителей. Однако в отличие от обычных товаров, имеющих физическое воплощение, туристские продукты не видны клиенту. Это су­щественно осложняет использование образцов в сфере туризма Поэто­му их распространение осуществляется посредством предоставления до­полнительного бесплатного обслуживания в течение нескольких дней в том случае, если турист купит тур с максимальной продолжительностью поезд­ки. Например, при приобретении тура продолжительностью в 24 дня ту­рист может получить бесплатное обслуживание еще на 2—3 дня. Стимули­рование сбыта может быть достигнуто также путем включения в комплекс­ное обслуживание некоторых бесплатных дополнительных услуг (например, пользование теннисными кортами, бесплатный вход на пляж и тд.)

3. Премии, предоставляемые чаще всего в вещественной форме в каче­стве вознаграждения за обращение к конкретной услуге. Премии могут быть самых разнообразных форм — фирменные майки, дорожные сумки, цветы, мелкие предметы домашнего обихода, калькуляторы и т.д.

4. Зачетные талоны — это, по сути, специальный вид премии, по которой вознаграждение не выдается непосредственно при покупке ту­ристского продукта, а предоставляется в виде талона, по которому его можно получить в другом месте. Примером может служить предложе­ние в качестве поощрения приобретения тура талонов на аренду транс­портных средств (автомобилей, катеров, яхт и пр.).

5. Купоны, представляющие собой своеобразные сертификаты, да­ющие владельцу право на скидку при приобретении туристских услуг Для распространения купонов могут использоваться самые разнооб­разные способы: непосредственное распространение сотрудниками фирмы, рассылка по почте, распространение через прессу. Достаточно часто купоном может быть рекламное обращение, опубликованное, например, в определенной газете. Некоторые туристские предприятия сотрудничают с банками, магазинами дорогостоящих товаров, автоса­лонами и т.д. путем предоставления купонов их клиентам, поскольку последних можно считать потенциальными покупателями туристских услуг. Купоны могут быть достаточно эффективными для стимулирова­ния потребления новых продуктов, а также при решении задачи более глубокого проникновения фирмы в определенные сегменты рынка. Кро­ме того, такой способ стимулирования сбыта позволяет в определен­ных ситуациях выявить эффективность размещения рекламы в прессе

6. «Подкрепление» продукта представляет собой меры, поддерживаю­щие имидж туристского предприятия и способствующие привлечению но­вых клиентов. По сути, это комплекс дополнительных услуг, которые могут получить клиенты фирмы (информационные материалы, комфорт и удоб­ство в обслуживании), а также проявление личного внимания к потребите­лям, например вручение сувениров с фирменной символикой, поздравле­ния клиентов с праздником, рассылка реальных материалов. Особое вни­мание в этом плане оказывается постоянным клиентам фирмы: размещение их в более престижных номерах в гостинице, на лучших местах в ресторане, подношение цветов, более дорогих сувениров, вручение поздравлений по случаю праздников и торжественных дат.

7. Экспозиции в местах продажи. Используются в основном для повышения степени осведомленности клиентов о предлагаемых услугах. Однако отсутствие у туристского продукта материальной фор­мы существенно осложняет оформление экспозиций. А это в свою очередь безусловно сказывается на результатах — далеко не всякая экспозиция вызывает у клиентов желаемый интерес.

8. Презентации продукта приобретают все большее значение как эле­мент маркетинговой деятельности турфирм. Проведение различных семи­наров, консультационных дней и «выездных» (например, на выставках) показов способствует привлечению клиентов. Фирмы, активно применя­ющие этот инструмент стимулирования потребителей, создают специаль­ные профессиональные команды, представляющие продукты. Эти коман­ды, творчески используя разнообразные средства демонстрации, в значи­тельной степени способствуют возбуждению интереса целевой аудитории и желания у потенциальных клиентов приобрести тот или иной продукт. Роль демонстраций велика во всех рыночных сегментах.

9. Конкурсы и игры представляют собой достаточно эффективный спо­соб поощрения потребления туристских услуг и привлечения новой кли­ентуры. Особым успехом подобные мероприятия пользуются в таких сег­ментах рынка, как молодежная аудитория и лица «третьего» возраста. Тем не менее конкурсы и игры могут применяться для стимулирования потреб­ления различных продуктов, предназначенных для других сегментов. Кон­курсы и игры предполагают наличие определенных призов как для победи­телей, так и для всех остальных участников. Оригинальность правил и со­держание подобных мероприятий могут становиться объектом конкуренции и творчества отдельных туристских предприятий.

10. Лотереи и викторины. В этой области туристские предприятия обла­дают свободой творчества и могут предлагать совершенно необычные усло­вия. В качестве приза (призов), как правило, используются дорогостоящие товары (автомобили, туристские поездки, высококачественная аудио- и ви­деотехника и др.), что привлекает к этим мероприятиям (а следовательно, к фирме и ее услугам) дополнительное внимание потенциальных клиентов.

На третьем этапе разработки программы осуществляется выявле­ние круга участниковстимулирования сбыта. Это предполагает выделение определенных сегментов с тем, чтобы сосредоточить основные усилия на конкретных целевых группах, которые фирма хотела бы охватить проводимыми мероприятиями.

Следующий этап связан с определением интенсивности меропри­ятийпо стимулированию сбыта. Действенность применяемых сти­мулов должна быть достаточной, чтобы обеспечить желаемый уро­вень потребления туристского продукта. В то же время следует учи­тывать, что если мероприятий слишком много, то их эффективность снижается. Кроме того, необходимо обеспечить оптимизацию свя­занных со стимулированием сбыта затрат.

Для осуществления программы стимулирования сбыта необходимо распространить соответствующие сведения о намечаемых в ее рамках меро­приятиях. Поэтому должны быть приняты соответствующие решения о сред­ствах распространения информации о программе стимулирования сбытатурпредприятия. Информация может распространяться через прессу, радио, телевидение, различного рода вывески, плакаты, транспорт и т.д. При выбо­ре конкретных средств распространения информации следует учитывать важ­ность оптимизации уровня эффективности и затратности каждого из них.

Следующая задача — определение продолжительности стимулирова­ния.Необходимо, с одной стороны, предоставить целевым группам до­статочно времени, чтобы воспользоваться предлагаемыми льготами, а с другой — не допустить чрезмерной растянутости мероприятий, что может привести к утрате ими силы своего воздействия.

Эффективность стимулирования во многом зависит от выбора вре­мени его проведения. Впрактике туризма время осуществления отдель­ных мероприятий по стимулированию привязывается к определенному сезону. Целесообразно также добиться согласованности отдельных ме­роприятий по срокам. При этом важно не допустить такую их последо­вательность, при которой хотя бы одно действие туристской фирмы по стимулированию сбыта своих продуктов окажется в тени какого-либо другого мероприятия (своего или конкурента).

Разработка бюджета стимулирования сбытаосуществляется в рам­ках общего бюджета по осуществлению коммуникационной страте­гии туристского предприятия. Размер требуемых средств для стиму­лирования сбыта может рассчитываться путем определения затрат на проведение каждого конкретного мероприятия, которые целесо­образно соотнести с объемом ожидаемой прибыли