Публикации Международной торговой палаты, например,

РАЗДЕЛ 11

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности широко используется во всем мире, в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, призванных совершенствовать внешнеэкономическую деятельность в интересах национальной экономики. Эти меры осуществляются как правомочными государственными организациями, так и общественными организациями.

Целью регулирования является а). стабилизация и б). приспособление внешнеэкономического комплекса страны к изменяющимся условиям международного разделения труда, мирового рынка и форм международного сотрудничества, в). решение национальных стратегических задач.

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности обладает своей спецификой по сравнению с регулированием других сфер национальной экономики. Эта специфика обусловлена, как мы уже говорили, обязанностью каждого государства считаться с международными нормами и принципами мировой торговли. Любое государство при регулировании ВЭД с целью развития и повышения эффективности своей экономики, реализации своих национальных интересов не должно ущемлять интересы других стран и обязано действовать в рамках тех правил, которые выработаны международными организациями и прежде всего ВТО, ЮНКТАД, СТС.

Таким образом, границы государственное регулирование внешнеэкономической деятельности определяются, с одной стороны, потребностью расширения национального экспорта и развития форм международной кооперации, а с другой – правилами международных организаций.

Кроме того, все государства используют различные методы ограничения действий конкурентов своих национальных фирм, препятствия проникновению на внутренний рынок, более жесткие условия для их функционирования, запреты, повышенные экологические требования, и т. д. Так, например, Канада, как и многие индустриально развитые страны, вводит ограничения на импорт дешевых тканей и одежды из развивающихся стран, когда их ввоз может нанести ущерб местным товаропроизводителям. Канада заключила двустороннее соглашение с 30 государствами о «добровольном» ограничении экспорта в области торговли текстилем одеждой.

Образование региональных интеграционных группировок привело к тому, что наряду с регулированием на национальном уровне начало осуществляться регулирование внешнеэкономической деятельности внутри региональных группировок, т.е. на региональном уровне. Так, например, в конце 50 – 60 –х годов, после образования на основе Римского договора Европейского экономического сообщества (ЕЭС) начался процесс унификации и гармонизации нормативной базы стран – членов ЕЭС, осуществление единообразия форм оказания финансового и организационного содействия экспортерам, малому и среднему бизнесу, проведение единой антимонопольной политики. Так начала складываться политика коллективного протекционизма.

Отдельные государства, а также региональные интеграционные группировки активно используют политические средства для поддержки своих экспортеров. США и ЕЭС, например, заключили Соглашение о сотрудничестве по вопросам политики в области конкуренции. С обострением конкуренции на мировом рынке расширяется арсенал использования замаскированных средств для поддержки своих экспортеров (например, антидемпинговая политика ЕС, от которой страдают российские предприятия – производители товарных групп: трубы, карбид, чугун и др.)

Таким образом, выход российских экспортеров на рынки любой страны предполагает хорошее знание норм российского права, права страны-импортера, а также реальной практики в стране импортера по поддержке своих производителей и ограничению проникновения экспортеров.

(Познакомимся с нормами российского права по внешнеэкономической деятельности).

Международный опыт государственного регулирования внешнеэкономической деятельности используется на сегодняшний день и в России.

Можно выделить четыре этапа в развитии управления внешнеэкономической деятельности в России:

- до 1918 года – дореволюционный;

- П - 1918 – 1986 годы – советский;

- Ш - 1986 – 1991 годы – перестроечный;

- 1У - с 1991 года – современный.

С созданием суверенного государства в Российской Федерации были осуществлены мероприятия, направленные на существенную демократизацию внешнеэкономической деятельности в стране, расширение самостоятельности в этой области предприятий и организаций всех форм собственности.

В настоящее время происходит дальнейшее становление системы управления внешнеэкономической деятельностью.

Главной задачей государственного регулирования внешнеэкономической деятельности России является 1).формирование её законодательной базы, 2). создание экономических и 3).организационных условий для развития всех видов и форм ВЭД и 4).повышение её эффективности. Одновременно усиливается 5).функция контроля со стороны государства за исполнением субъектами внешнеэкономической деятельности действующего законодательства., обеспечение национальной безопасности.

В новых для России условиях, условиях либерализации внешнеэкономической деятельности, необходимости соблюдения международных норм и правил роль государства основывается на новых принципах. Эти принципы сформулированы в ст. 4 Федерального закона от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

(См. ст. 3, прочитать, практическое занятие - составить конспект).

Основы системы управления внешнеэкономической деятельностью в Российской Федерации и разграничение полномочий заложены Конституцией.

Более подробно положение о разграничении полномочий между Российской Федерации и её субъектами содержится в ст.6 Федерального закона от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», двусторонних соглашениях, заключаемых между РФ и субъектами, например, соглашение между РФ и республикой Татарстан, между РФ и Свердловской областью.

(См. ст.6 прочитать, практическое занятие - составить конспект.

- Полномочия федеральных органов власти;

- Полномочия органов государственной власти субъектов РФ;

- Полномочия органов местного самоуправления.

Система органов государственной власти, предусмотренная Конституцией РФ, включает три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную.

Наиболее разнообразной системой специализированных органов государственной власти, принимающих участие в управление внешнеэкономической деятельностью в России обладает исполнительная ветвь.К исполнительной власти относятся Президент и Правительство РФ. Президент в своей деятельности по управлению внешнеэкономической деятельностью работает в контакте с Правительством, опирается в принятии решений на деятельность ряда совещательных и контролирующих органов. К ним относятся Совет Безопасности РФ, Президентский Совет, Совет глав администраций, Экспортный Совет и другие Советы и Комиссии при Президенте – консультативные органы, осуществляющие предварительное рассмотрение вопросов и подготовку по ним предложений. Администрация Президента – рабочий орган, созданный для обеспечения деятельности Президента , реализации конституционных полномочий.

Согласно ст. 13 Федерального закона от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» Президент России обладает следующими полномочиями в области государственного регулирования этого вида деятельности:

(См. ст.12 прочитать, практическое занятие - составить конспект).

Исполнительную власть в соответствии со ст. 110 Конституции РФ осуществляет Правительство Российской Федерации. Постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в Российской Федерации. В случае противоречия законодательству постановления и распоряжения Правительства могут быть отменены Президентом.

Полномочия Правительства РФ в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

(См. ст.12 прочитать, практическое занятие - составить конспект).

Структура федеральных органов исполнительной власти утверждается Указом Президента и состоит из двух уровней:

- Правительство Российской Федерации;

- Федеральные органы исполнительной власти:

а) федеральные министерства;

б) иные федеральные органы исполнительной власти:

6. государственные комитеты;

7. комитеты;

8. федеральные службы;

9. департаменты;

10. др.

В управлении внешнеэкономической деятельностью России наибольшее значение имеют следующие органы исполнительной власти.

Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27 августа 2004 года наделено, в частности, следующими функциями: выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере ВЭД, таможенного дела, инвестиционной деятельности. Министерство выдает лицензии и иные разрешительные документы на осуществление экспортно-импортных операций с отдельными видами товаров, паспорта бартерных сделок.

В систему МЭРТ входят:

1. Центральный аппарат, в составе которого имеются департаменты,

управления и отделы.

Внешнеэкономические объединения, осуществляющие внешнеторговую деятельность по определенной номенклатуре товаров;

2. Всероссийская академия внешней торговли, осуществляющая подготовку

руководящих работников и специалистов в сфере ВЭД для работы в международных экономических организациях;

3. Всероссийский научно-исследовательский конъюнктурный институт

(ВНИКИ);

4. Объединение информационного обеспечения и автоматизированной

обработки данных (ИнформВЭС). Оно обеспечивает информационное обслуживание центрального аппарата МЭРТ и его уполномоченных в субъектах Федерации, снабжает информацией торгпредства РФ за рубежом, а также участников ВЭД. ИнформВЭС имеет доступ к глобальным компьютерным сетям, располагает сервисным центром.

В условиях децентрализации управления ВЭД особую роль играет институт уполномоченных МЭРТ в регионах и региональные управления Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителе (Госторгинспекции). К функциям уполномоченных МЭРТ в округах относится, в том числе оказание возможного содействия региональным участникам ВЭД в налаживании деловых контактов и выходе на внешние рынки, регистрация экспортных контрактов для стратегически важных сырьевых товаров.

Федеральная таможенная служба (ФТС), преобразованная из Государственного таможенного комитета, осуществляет функции контроля и надзора в области таможенного дела, агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

Министерство финансов регулирует кредитно-денежную сферу, по соглашению с другими ведомствами вносит в правительство предложения по изменению ввозных и вывозных пошлин. Оно регулирует систему налогообложения, в том числе при осуществлении ВЭД определяет методические основы разработки платежного баланса.

Центральный банк России определяет совместно с Министерством финансов условия и порядок финансирования внешнеэкономической деятельности, участвует в совершенствовании соответствующего законодательства, лицензирует ведение валютных операций российских коммерческих банков. Центральный банк участвует в осуществлении валютного контроля при ввозе и вывозе товаров.

Определенные полномочия в области ВЭД имеют Министерство юстиции, отраслевые министерства и ряд других органов исполнительной власти.

Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности – это совокупность нормативных актов, в рамках и на основе которых осуществляется деятельность её участников. Эта совокупность представлена, во-первых, международными правилами и нормами, подписанными Российской Федерацией; во-вторых, международными договорами России с другими странами; в-третьих, национальным законодательством по внешнеэкономической деятельности.

Национальное законодательство России, регулирующее ВЭД, составляют Законы, Кодексы, Указы Президента, постановления Правительства, различные нормативные акты министерств и ведомств.

В ст. 3 Федерального закона от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»

Указано: «Государственное регулирование внешнеторговой деятельности основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется в соответствии с настоящим законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации».

В последнее десятилетие в России принято множество новых законов и ещё больше правительственных и ведомственных подзаконных актов, прямо или косвенно касающихся вопросов ВЭД. В результате в российском законодательстве сложились две группы законодательных актов: (1)специальные законы по вопросам ВЭД и (2)законы общего характера, имеющие в той или иной части отношение к ВЭД.

Из федеральных законов, посвященных специально или преимущественно вопросам ВЭД, следует отметить: «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», Таможенный кодекс РФ, «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров», «О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами», «О таможенном тарифе», «О валютном регулировании и валютном контроле», « Об экспортном контроле», «О военно-техническом сотрудничестве с иностранными государствами», «Об иностранных инвестициях в РФ», «О присоединении РФ к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге», «Об участии в международном информационном обмене», «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их исполнения», «О международном коммерческом арбитраже» и др.

В процессе реализации принятых законов выпускаются постановления распоряжения Правительства, межведомственные и ведомственные инструкции, приказы, правила, указания, положения и другие нормативные документы, в частности, издаваемые ФТС, Минэкономразвития, Минфином, Центральным Банком

Наряду с федеральными нормативными актами во многих субъектах РФ приняты законы и постановления региональных органов власти по вопросам ВЭД.

Международные договоры и соглашения, регулирующие торгово-экономические отношения России с зарубежными странами, имеют различные названия в частности договоры о торговом, экономическом, производственном, научно-техническом сотрудничестве, о торговле и мореплавании, соглашения о товарообороте и платежах, об общих условиях поставок товаров, о специализации и кооперировании производства, о поставках машинно-технических изделий, о техническом обслуживании, а также многосторонние конвенции и иные акты.

В целом ряде международных договоров определены такие вопросы, как взаимно применяемые торговые режимы, таможенные платежи, характер налогообложения, порядок применения количественных, санитарных и иных ограничений в торговле, валюта и порядок расчетов по торговым и неторговым платежам, применение унифицированной коммерческой терминологии, единых условий поставок.

На федеральном уровне с иностранными государствами заключают (в зависимости от их значимости): (1)межгосударственные, (2)межправительственные, (3)межведомственные договоры и соглашения.

Наиболее важные из них – межгосударственные договоры (соглашения), подписываемые от имени нашей страны Президентом и подлежащие ратификации Федеральным Собранием.

Межправительственные договорыс российской стороны подписывает Председатель Правительства, его заместители (в соответствии с их компетенцией), а также по уполномочию Правительства – ответственные работники некоторых министерств и ведомств, других органов исполнительной власти. Условия договоров (соглашений) такого рода обязаны исполнять все российские юридические и физические лица. Что касается межведомственныхсоглашений, они становятся общеобязательными после соответствующего утверждения высшими органами государственной власти РФ.

Субъекты РФ в пределах своей компетенции вправе заключать международные договоры с субъектами иностранных государств.

Кроме того, по вопросам, выходящим за пределы компетенции государственных органов, международные соглашения могут заключать общественные организации, например, ТПП РФ с подобными иностранными или смешанными российско-иностранными организациями – торговыми, хозяйственными, промышленными палатами.

К многосторонним международным соглашениям (включая различные конвенции и иные международно-правовые акты) относятся такие, которые заключаются в рамках ООН, в том числе по линии ЭКОСОС (Экономический и социальный совет), ЮНКТАД (Конференция по торговле и развитию), ЮНИДО (Организация ООН по промышленному развитию), ПРООН (Программа развития ООН), ФАО Продовольственная и сельскохозяйственная организация), ЕЭК (Европейская экономическая комиссия), ЭСКАТО (Экономическая и социальная комиссия для стран Азии и Тихого океана), а также Всемирной Таможенной организации, Международного валютного фонда, ОЭСР, других международных организаций. На региональном уровне заключены многие соглашения с ЕС, внутри СНГ.

Следует учитывать большой вклад, внесенный Международной торговой палатой в разработку множества рекомендаций для осуществления внешнеторговых операций. МТП разработала и постоянно совершенствует:

- Инкотермс;

- Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов (Публикация № 500);

- Унифицированные правила по инкассо (Публикация № 522_;

- Унифицированные правила для платежных гарантий (Публикация №458);

- Рекомендации по условиям форс-мажора (Публикация МТП №421Е);

- Руководство по составлению торговых агентских соглашений (Публикация МТП № 410);

- Руководство по составлению дистрибьюторских контрактов (Публикация МТП № 441); - Руководство по операциям с документарными аккредитивами (Публикация МТП№ 515 Е);

- и другие.

Эти документы МТП помогают коммерсантам разных стран наиболее выгодным образом определить взаимные права и обязанности сторон внешнеторговой сделки и грамотно сформулировать их в своих договорах и соглашения.

Эта международная организация разработала также унифицированные формы целого ряда документов, рекомендуемые для применения в международной торговле: заявление на аккредитив, аккредитивы разных видов (безотзывный, неподтвержденный, подтвержденный), авизо (уведомление) об открытии аккредитива, коммерческий счет, коносаменты разных видов, авиатранспортный документ, автотранспортная накладная, транспортный документ на смешанные перевозки, транспортный документ выписанный экспедитором, страховой документ, сертификат о происхождении.

Торгово-промышленная палата РФ уже много лет является полноправным членом МТП и создан Российский национальный комитет, то информация о разработанных МТП материалах доступна российским коммерсантам.

Таким образом, различные международные акты (договоры, соглашения, конвенции, правила) обладают разнообразной юридической силой, а именно: (1) обязательные для всех хозяйствующих субъектов либо (2) носят рекомендательный характер. Кроме того, в России международные договоры имеют приоритет по сравнению с национальными законодательными нормами.

Создание системы правового регулирования внешнеэкономической деятельности – длительный процесс, который несет на себе отпечаток, как развития национальной экономики, так и международных обязательств России, предстоящего вступления во Всемирную торговую организацию. Кроме названных источников права (1. принципы и нормы международного права, двусторонние и многосторонние международные договоры, национальные законы) существуют П.негосударственные источники права, которые широко используются в практике внешнеэкономической деятельности. К ним относятся:

Международные торговые термины – «ИНКОТЕРМС - 2000», «Унифицированные обычаи и практика для документарных аккредитивов» и др.;

2. Документы Европейской экономической комиссии ООН

например, Общие условия поставок, проформы контрактов и т.п.;

3 Обычное право (обычаи и обыкновения);

5. Судебно-арбитражная практика

Ш. Законодательство признает в качестве регулятора ВЭД контрактымежду непосредственными участниками внешнеэкономической деятельности, (которые основываются на нормах национального права, имеющих обязательный (императивный) характер, и нормах международного права, носящих диспозитивный характер (стороны имеют право отступать от этих норм). Диспозитивным характером обладают международные конвенции, например, Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Венская конвенция 1980 года). Диспозитивные нормы играют большую роль во взаимоотношениях иностранных партнеров, так как способствуют единообразию в понимании терминов, прав и обязанностей сторон, не требуют досконального знания законодательства страны иностранного партнера и тем самым способствуют ускорению проведения переговоров).

Все нормы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность, должны действовать в системе, не противоречить друг другу. Посредством норм права осуществляется защита интересов участников ВЭД, регионов и общества в целом.

Субъектами(т.е. кто осуществляет эти операции) внешнеэкономические операций являются предприятия и организации, союзы и ассоциации предприятий, предпринимателей и т. д.

Объектами внешнеэкономических операций являются материальные процессы: торговля товарами и услугами, производственное, научно-техническое и инвестиционное сотрудничество.

Внешнеэкономические операции подразделяются на основные и вспомогательные или обслуживающие.

К основнымотносятся операции:

- по международному обмену товарами в материальной форме;

- международному обмену научно-техническими знаниями;

- предоставление технических и строительных услуг

информации;

- арендные;

- по международному производственному и научно-

техническому сотрудничеству в различных формах.

Вспомогательные операции (обслуживающие) – это те, без которых невозможно осуществление основной операции. К ним относятся операции:

- по перевозке;

- хранению;

- страхованию;

- расчетно-финансового характера.

Внешнеэкономические операциипо способу выхода участников сделки на мировой рынок подразделяются на

- прямые, когда иностранные партнеры самостоятельно находят друг друга. По прямому методу осуществляются внешнеэкономические сделки по обычным международным торговым условиям, сделки купли-продажи на международных выставках, ярмарках.

- косвенные, когда для поиска партнеров зарубежные фирмы используют посредников. В международной торговле с участием посредников осуществляется более половины международного товарообмена.

В современных условиях каждая российская коммерческая организация самостоятельно вправе принять решение о выборе способа выхода на внешний рынок.

Однако, как показала внешнеэкономическая практика последних лет, прямой выход на внешний рынок могут себе позволить немногие крупные российские предприятия. Для этого требуются финансовые средства, наличие высококвалифицированных специалистов, опыт практической коммерческой работы с иностранными контрагентами, знание зарубежных рынков.

Зачастую можно эффективно осуществить внешнеэкономические операции с помощью посредников. Посредники могут оказать как отдельные виды услуг, так и комплекс многообразных услуг, обеспечивающих подготовку, заключение и исполнение сделки.

С учетом этих обстоятельств (т.е. неподготовленность большинства российских предпринимателей к работе на внешнем рынке и наличие квалифицированных посредников на этом рынке) косвенный выход российских предпринимателей на внешний рынок (с использование посредников) в настоящее время получил широкое распространение в отечественной внешнеэкономической практике. При этом российский хозяйствующий субъект может воспользоваться услугами, как различных отечественных специализированных внешнеэкономических организаций, так и иностранных фирм.