З А Н Я Т И Е № 5

Статья 3. Законодательство РФ о внешнеторговой деятельности.

(см. стр. 7 Комментарий, стр. 394 Воронкова, стр. 235 Бабин, стр. 27 Рубинская, стр. 97 Ростовский, стр. 101 Хасбулатов).

(НАПОМИНАЮ). Государственное регулирование внешнеторговой деятельности (как мы уже определились) – это совокупность или система мер (реализованных в виде нормативно-правовых актов), законодательного, исполнительного и контролирующего характера, предпринимаемых государством с целью воздействия на данный вид предпринимательской деятельности в интересах национальной экономики.

Так вот, в данной статье законодатель, определил нормативно-правовую базу, т.е. совокупность актов, регулирующих внешнеторговую деятельность.

К числу норм регулирования ВЭД относятся материально-правовые нормы прямого действия (императивные) и коллизионные нормы частного и публичного права (диспозитивные). Если норма гражданского права содержит в себе правило, которое участники гражданского оборота не могут изменить по своему усмотрению, то данная норма является императивной. Ели же норма гражданского права содержит в себе правило, которое участники гражданского оборота могут менять по своему усмотрению, то такая норма – диспозитивная.

Согласно Закону нормативно-правовая база регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации включает международно-правовые источники и внутреннее(национальное) законодательство.

Особое место в системе правового регулированияВТД занимают нормымеждународно-правового характера:

- общепризнанные нормы и принципы международного права;

- международные договоры и соглашения РФ;

(- международные торговые обычаи;

- судебно-арбитражная практика).

В иерархии правового регулирования ВТД международно-правовые источники имеют преимущественную силу по сравнению с актами внутреннего российского законодательства в силу статьи 15 Конституции РФ, которая гласит: «Если международными договорами РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

Среди принципов международного права, регулирующих сферу ВТД, выделяют:

а) основные, общепризнанные принципы – суверенного равенства государств, сотрудничества, неприменение силы и угрозы силой, мирного разрешения международных споров, всеобщего уважения прав человека, добросовестное выполнение международных обязательств и др.;

б) специальные принципы международного экономического права – недискриминации, принцип наиболее благоприятствуемой нации (принцип наибольшего благоприятствования), национального режима, взаимной выгоды, преференциального режима и др.

В отношении международных договоров, регулирующих торгово-экономические отношения России с зарубежными странами, следует отметить, что они могут иметь различные названия, в частности договоры о торговом, экономическом, производственном, научно-техническом сотрудничестве, о торговле и мореплавании, соглашения о товарообороте и платежах, об общих условиях поставок товаров, о специализации и кооперировании производства, о поставках машино-технических изделий, о техническом обслуживании, а также многосторонние конвенции и иные акты.

Международные договоры РФ, являющиеся источниками правового регулировании ВТД, могут быть:

1) по количеству участников:

-многосторонним;

К многосторонним международным соглашениям (включая различные конвенции и иные международно-правовые акты) относятся такие, которые заключаются в рамках ООН, в том числе по линии ЭКОСОС (Экономический и социальный совет), ЮНКТАД (Конференция по торговле и развитию), ЮНИДО (Организация ООН по промышленному развитию), ПРООН (Программа развития ООН), ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация), ЕЭК (Европейская экономическая комиссия), ЭСКАТО (Экономическая и социальная комиссия для стран Азии и Тихого океана), а также Всемирной торговой организации, Всемирной таможенной организации, Международного валютного фонда, ОЭСР, других международных организаций.

(Например, Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между РФ и Европейским союзом 1994 года, Стамбульская конвенция о временном ввозе 1990 года, Соглашение о единой товарной номенклатуре ВЭД СНГ 1995 года),

-двусторонними;

Торговое соглашение между Правительством РФ и Правительством Украины 1992 года, Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Таджикистан о едином порядке регулирования ВЭД 1997 года).

Порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров РФ определен ФЗ от 15 июля 1995 года № 101-ФЗ «О международных договоров РФ».

Двусторонние договоры имеют приоритет для всех субъектов этих договоров. Наиболее распространены в международной практике договоры о взаимной защите инвестиций и об избежании двойного налогообложения. Так, в 1999 году количество соглашений о взаимной защите и поощрении иностранных инвестиций, заключенных в мире, составляло 1726 в рамках 174 стран, в том числе Российской Федерации с зарубежными странами – около 50; число соглашений об избежании двойного налогообложения составило 1871, в том числе 97 заключены Россией.

2) по охвату:

- региональные;

- универсальные.

Региональные международные договоры, например заключенные в рамках СНГ, имеют приоритет перед универсальными;

3) от имени кого заключены:

- межгосударственные – от имени Российской Федерации, подписываются от имени нашей страны Президентом;

- межправительственные – от имени Правительства РФ, подписывает Председатель Правительства;

- межведомственные – от имени органов исполнительной власти.

В соответствии с рассматриваемым законом, международные соглашения имеют право заключать субъекты РФ и муниципальные образования. Субъекты РФ могут заключать международные соглашения на межправительственном и межведомственном уровнях (например, Соглашение Правительства Москвы и Правительства Казахстана о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном строительстве 1996 года, Соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве между Правительством Республики Карелия Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь 1999 года и др.).

Следует заметить, что на основании ст.34 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправлении в РФ» предоставляющего право органам местного самоуправления в интересах населения осуществлять ВЭД , договоры и соглашения в отдельных случаях могут заключаться на местном уровне. По своему содержанию такие акты чаще всего являются соглашениями о намерениях по осуществлению сторонами в дальнейшем деятельности, направленной на расширение контактов хозяйствующих субъектов, расположенных на территории муниципальных образований (городов), создание благоприятных условий для их работы (например, Договор о сотрудничестве между городами Саранск Республики Мордовия и Аньшань Китайской Народной Республики 2000 года).

Для РФ, в связи с тем, что она не является членом ВТО, основу межгосударственных экономических отношений составляют двусторонние договоры и соглашения общего типа с отдельными странами или группами государств. В настоящее время Россия имеет такого рода договоры и соглашения с большинством стран мира, при чем по части из них РФ является правопреемницей СССР, другую часть составляют договоры, заключенные Россией в последние годы.

Среди них около 800 различного рода документов и соглашений по различным аспектам двустороннего и многостороннего сотрудничества подписано со странами СНГ. Наиболее важные из них:

- «Договор о создании экономического союза» 1993 год;

- «Соглашение о создании зоны свободной торговли» 1994 год;

- «Соглашение о Таможенном союзе между РФ и Республикой Беларусь» 1995 год, к которому присоединились Казахстан (1995 год), Киргизия (1996 год), Таджикистан (1999 год)

- «Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества» 2000 год.

(Я надеюсь, что Вам сейчас в какой-то мере понятно, почему в нашей Конституции и в Законе говорится о примате международных договоров. Хотя бы уже, для того чтобы выполнить общепризнанные нормы и принципы международного права – добросовестное выполнение международных обязательств).

К международным договорам и соглашениям также относятся акты международных организаций, членом которых РФ является. По своей юридической природе акты международных организаций подразделяются на прямые, обязательные для выполнения странами-участницами, к которым относятся в частности нормы ВТО, и рекомендательные (модульные), например Венская конвенция о международных договорах купли-продажи.

Международные договоры вступают в силу и применяются только после ратификации и официального опубликования(это тоже определенная законодательством четкая процедура, соблюдение которой строго обязательно).

Составляющей правовой системы, носящей диспозитивный характер, являются негосударственные источники права:

- международно-правовые обычаи;

- судебно-арбитражная практика.

К международно-правовым обычаям относятся торговые обычаи и проформы коммерческих договоров (типовые договоры).

Обычаи образуют так называемое транснациональное экономическое и торговое право.

Торговые обычаи –общепризнанное правило, сложившееся в сфере торгового обмена на основании длительного, систематического и однообразного регулирования конкретных фактических отношений. Обычаи являются источниками права, хотя нигде не зафиксированы. Эти обычаи отличаются от норм закона. Они, как правило, публикуются в справочной и иной специальной литературе.

Торговые обычаи как разновидность международно-правовых обычаев широко применяются во внешнеторговом обороте. Прямые отсылки к ним содержатся в ряде международных соглашений с участием РФ, а так же в актах, регулирующих порядок разрешения споров по договорам международной купли-продажи товаров, например, в Венской конвенции. В Законе РФ «О международном коммерческом арбитраже» от 07.07.1993 года предусмотрено, что третейский суд принимает решения с учетом того, что этот суд разрешает споры с учетом торговых обычаев (п. 3 ст. 28).

В российском законодательстве используется понятие обычаи делового оборота (ст. 5 ГК РФ). Им признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством. Например, традиции исполнения тех или иных обязательств и т.п.

Ст. 5 ГК РФ имеет в виду такие правила поведения. Которые должны быть известны сторонам, широко применяться, и предприниматели, заключая договор, должны о них непременно знать. По российскому законодательству суд не только может, но и обязан при обнаружении в нормативном правовом акте пробела, который не восполняется договором, применять обычаи делового оборота (ст. 5,6 ГК РФ). По очередности применения обычаи находятся в ряду после нормативных правовых актов и договоров.

Статьи 6, 309, 311, 314, 421, 427, 431 и т.д. ГК РФ допускают применение таких обычаев за исключением случаев, когда они противоречат обязательным для участников положений законодательства.

В качестве примеров деловых обычаев можно назвать Международный свод толкований условий поставки ИНКОТЕРМС -2000, Принципы международных коммерческих договоров Международного института по унификации частного права (УНИДРУА, 1994 года) и др.

Особое место в правовой системе регулирования ВТД занимает судебная практика. В частности, в качестве норм права могут рассматриваться решения Конституционного суда РФ, пленумов Верховного и Высшего Арбитражного Суда РФ при условии их официального опубликования.

Как мы уже говорили, согласно ФЗ от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» нормативно-правовая база регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации включает помимо международно-правовых источников и внутреннее(национальное) законодательство.

Внутреннее(национальное) законодательство.

В Законе определены составляющие национального законодательства:

- Конституция РФ;

- Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»;

- другие федеральные законы;

- иные правовые акты РФ:

а) указы Президента РФ;

б) постановления Правительства РФ;

в) нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.

Конституция РФ содержит ряд норм, определяющих общие начала правового регулирования внешнеторговой деятельности. Например, в ст. 71 («л») внешнеэкономические отношения РФ отнесены к ведению Российской Федерации. В ст. 72 («о») к совместному ведению Российской Федерации и её субъектов отнесены координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, а также выполнение международных договоров Российской Федерации. В Конституции РФ сформулированы нормы о приоритете международных договоров (ст.15), о праве выезда за границу (ст.27) и праве занятия любой не запрещенной законом экономической деятельности, о статусе иностранцев (ст. 62),о компетенции субъектов РФ (ст. 71-73, 76, 78). Особое значение для правового регулирования внешнеторговой деятельности имеет ст. 74 Конституции РФ, в которой закрепляется, что:

а) на территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств;

б) ограничение перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Конституционные нормы, затрагивающие внешнеторговую деятельность, получают развитие в федеральных законах. Основным системообразующим законодательным актом является Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

Наряду с ним законодательство РФ содержит и другие федеральные законы, регламентирующие отдельные аспекты внешнеторговой деятельности: ФЗ от 8.12.2003 № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров», ФЗ от 19.07.1998 года № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве РФ с иностранными государствами», ФЗ от18.07.1999 года № 183-ФЗ «Об экспортном контроле», ФЗ от 04. 01. 1999 года № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ» и др.

Кроме того, многие законодательные положения, касающиеся государственного регулирования ВЭД, рассредоточены по различным федеральным законам, предмет которых связан с внешнеторговой проблематикой прямо или опосредованно в ГК РФ, Налоговом кодексе РФ, Таможенном кодексе РФ, ФЗ: от 10.12. 2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», от 21.05. 1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе», от 07.07.1993 № 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации», от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», от 30.12.1995 № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции», от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» и др. Особенности регулирования ВТД на отдельных территориях РФ определяются, например, в ФЗ: от 22.01.1996 № 13-ФЗ «Об Особых экономических зонах в Калининградской области», от 31.05.1999 № 104-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области».

Так, например, в ГК РФ, на внешнеэкономическую сферу распространяются общие принципы гражданского права, содержащиеся в ГК РФ: неприкосновенность собственности, равенство сторон гражданских отношений, недопустимость постороннего вмешательства в отношения сторон, в том числе в лице государственных органов, необходимость беспрепятственного осуществления прав, обеспечение восстановления прав. ГК РФ устанавливает правила гражданского законодательства , применяемых к отношениям с участием иностранных граждан и иностранных юридических лиц (п.1 ст.2), правило о недействительности внешнеэкономической сделки при несоблюдении письменной формы (п. 3 ст. 162), отсылочные нормы использования иностранной валюты, сфера и правила применения норм международного частного прав (раздел 3) и др.

Количество федеральных законов в правовом массиве, регулирующем ВТД, значительно возрастает за счет законов, содержащих специальные разделы (главы, статьи), устанавливающие порядок совершения экспортно-импортных операций с отдельными товарами. Такие статьи можно найти, например, в ФЗ: от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии», от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», от 15.04.1993 №4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей», от 17.12.1997 № 149-ФЗ «О семеноводстве», от 14.05.1993 №4979-1 «О ветеринарии», от 15.07.2000 № 99-ФЗ «О карантине растений», от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии», от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и спиртосодержащей продукции», от 22.08.1996 № 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации», от 19.07.1997 № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», от 26.03. 1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», от 22.06.1998 № 86-ФЗ «О лекарственных средствах», от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», от 05.12.1998 № 183-ФЗ «О государственном контроле за качеством и рациональным использовании зерна и продуктов его переработки», от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». От 10.01. 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и др.

Подзаконные акты, регулирующие ВТД, могут приниматься в двух случаях

1 по прямому предписанию, содержащемуся в законе;

2 в развитие законодательного акта, которым данный вопрос не был

полностью урегулирован.

К подзаконным актам или к иным правовым актам относятся:

- Указы Президента РФ;

- Постановление Правительства РФ;

- нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.

Указы Президента РФ.Ранее их число среди источников правового регулирования внешнеторговой деятельности было значительным. Затем число их число начало сокращаться. В настоящее время Президент РФ осуществляет указанное нормотворчество, как правило, в сферах внешнеторгового регулирования, которое непосредственно зарезервировано за ним соответствующими законами: военно-техническое сотрудничество с иностранными государствами, экспортный контроль, внешнеторговый оборот драгоценных металлов и драгоценных камней (Указы Президента РФ: от 30.11.2002 № 1373 «Об утверждении Положения о ввозе в РФ и вывозе из РФ природных алмазов и бриллиантов», от 28.08.2001 № 1082 «Об утверждении списка химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль, от 07.12.1998 № 1488 «Вопросы военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами» и др.).

Постановление Правительства РФ.Число нормативных актов Правительства РФ, регулирующих внешнеторговую деятельность, в настоящее время исчисляется сотнями.Постановление Правительства РФ могут приниматься в случаях:

- по прямому предписанию, содержащемуся в законе;

- законом не урегулирован конкретный вопрос из практики внешнеторгового регулирования и предусмотрено перенести его в сферу правительственного нормотворчества.

Так, постановлениями Правительства РФ устанавливаются:

- ставки ввозных и вывозных таможенных пошлин (например, Постановление от 30.11.2001 № 830 «О таможенном тарифе РФ и Товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности»);

- защитные меры во внешней торговле (например, Постановление от 20.08.2002 № 622 «О временных мерах по защите российского производителя сливочного масла»);

- внешнеторговые квоты и лицензирование внешнеторговых операций (например, Постановление от 31.12.2003 № 802 «Об установлении квот на экспорт в 2004 году сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы»);

- организуют мероприятия в рамках экспортного контроля (например, Постановление от 14.06.2001 № 462 «Об утверждении Положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении оборудования и материалов двойного назначения, а также соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях»);

- определяется процедура антидемпингового разбирательства (например, Постановление от 16.02.1999 № 183 «Об особенностях определения существенного ущерба отрасли российской экономики вследствие демпингового импорта»);

- порядок ввоза в РФ и вывоза из РФ отдельных видов товаров (например, Постановление от 25.12.1998 № 1539 «О ввозе в РФ и вывозе из нее лекарственных средств и фармацевтических субстанций») и т.д.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.На сегодня это, пожалуй, самый многочисленный вид подзаконных актов, регулирующих внешнеторговую деятельность.

В соответствии с п. 3 Указа Президента от 09.03.2004 №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» федеральное министерство «… на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституции РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ». Федеральная служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ (п. 4 упомянутого Указа Президента РФ). Таким образом, нормотворческие полномочия сосредоточенны в руках федерального министерства.

Функции по принятию нормативных правовых актов, регулирующих внешнеторговую деятельность, закреплены за Министерством экономического развития и торговли РФ. Нормотворческие полномочия Минэконоразвития детализированы в п. 5 Положения о Министерстве экономического развития и торговли РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.08.2004 года № 443.

Следует отметить, что впредь до отмены или принятия новых нормативных правовых актов продолжают действовать нормативные акты, принятые федеральными органами исполнительной власти, которые в ходе административной реформы утратили полномочия по принятию нормативных правовых актов. Поэтому в системе действующих источников права, регулирующих внешнеторговую деятельность, присутствуют как нормативные правовые акты Минэкономразвития России, так и нормативные акты других федеральных органов исполнительной власти: Федеральной таможенной службы, Комитета по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами.

В создании нормативной правовой базы внешнеторговой деятельности принимают участие и иные органы отраслевого управления, такие как Министерство сельского хозяйства, Министерство финансов, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ.

Наряду с государственными органами в формировании нормативной правовой базы, регулирующей внешнеторговую базу, могут принимать участие негосударственные организации в случаях, специально оговоренных в законах. Прежде всего, к таким организациям относится Торгово-промышленная палата РФ (например, Приказ ТПП России от 18.03.1999 года № 20 «Об участии Торгово-промышленная палата РФ в международной системе АТА», которым было утверждено Положение о порядке оформления, удостоверения и выдачи карнетов АТА).