Особенности коммерческой деятельности на внешнем рынке по сравнению с внутренним рынком.

З А Н Я Т И Е № 2

На предыдущем занятии мы с Вами говорили о внешнеэкономической деятельности предприятия. Цели и задачи внешнеэкономической деятельности предприятия аналогичны целям деятельности предприятия на внутреннем рынке – это максимально возможное получение прибыли и удовлетворение потребностей населения.

В нашей стране словосочетание «внешнеэкономическая деятельность» стало широко употребляться в последней четверти истекшего века. В 90-е годы участниками внешнеэкономической деятельности стало множество юридических и физических лиц. Содержание понятия «внешнеэкономическая деятельность» в российском законодательстве было дано в Федеральном законе от 18 июля 1999 года № 183-ФЗ «Об экспортном контроле», где указано: «Внешнеэкономическая деятельность – внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность)».

Понятие «внешнеторговая деятельность» сформулировано в Федеральном законе от 08 декабря 2003 года № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»: «внешнеторговая деятельность – деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью».

Внешний рынок – это сфера обмена товарами, работами, услугами, результатами интеллектуального труда экономическими агентами данной страны с агентами других стран.

Внутренний рынок представляет собой обмен товарами, работами, услугами, результатами интеллектуального труда между экономическими агентами одной страны.

Хозяйственная деятельность предприятия, в том числе и её внешнеэкономическая направленность, чрезвычайна многогранна, охватить все аспекты её не представляется возможным, поэтому мы коснемся только некоторых сторон внешнеэкономической деятельности российских предприятий.

По существу внешнеэкономические сделки соответствуют логике внутренних сделок: и там и здесь преследуется одна цель – максимальной полезности для потребителей и доходов для производителей. И все-таки между внутренними и внешними сделками имеются существенные различия, связанные с национальным суверенитетом и государственными границами между экономически взаимосвязанными странами. К ним, в том числе относятся.

Первое.Национальные правительства могут вводить любые ограничения на международные сделки, но не применять их к сделкам внутренним. К подобным ограничениям можно отнести: тарифы, различные импортные квоты; так называемые добровольные ограничения экспорта; стимулирование экспорта посредством субсидий; ограничения конвертируемости национальной валюты. Все эти меры оказывают существенное влияние на экономику, но это касается, прежде всего, международных, а не внутренних хозяйственных процессов.

Второе. Международные сделки, чаще всего, требуют расчетов в иностранной валюте, которая конвертируется во внутреннюю валюту по определенному курсу. Соотношения обмена подвержены различным колебаниям, поэтому сам процесс обмена связан с риском и осложнениями, не характерными для внутренних сделок.

Третье. Каждая страна проводит денежно-кредитную и фискальную политику, которая влияет на темпы инфляции, экономический рост, уровень занятости и т. д. Как правило, подобная политика, общая для всех регионов в пределах страны, значительно варьирует от одной страны к другой. Если, например, темпы инфляции во Франции будут приблизительно одинаковыми для всех её регионов, то различия между Францией и Германией по этому показателю могут быть довольно значительными, что незамедлительно скажется на конкурентоспособности товаров и услуг одной страны на рынках другой, а также на рынках третьих стран. Таким образом, многие изменения в международных торговых и финансовых сделках инициируются внутренней экономической политикой, проводимой в той или иной стране.

Четвертое. Обычно каждая страна знает гораздо больше о структуре, объеме и направлениях внешней торговли, чем о тех же показателях внутренних сделок. В США, например, никто не знает наверняка, какими товарами и в каких количествах торгуют между собой штат Калифорния и г. Нью-Йорк. На административных границах между штатами подобную информацию никто не фиксирует. Другое дело – внешняя торговля. Каждое транспортное средство покидая территорию иностранного порта или заходя в него, продавцы или покупатели должны заполнять экспортную или импортную декларацию, сообщающую о характере груза, его весе, стоимости, получателе, отправителе и другие сведения. Именно из торговых деклараций, обязательно требуемых во всех странах, можно получить статистическую информацию о международной торговле и других мирохозяйственных сделках, чего часто не хватает для анализа внутренних торговых и прочих операций.

Пятое. Факторы производства горазда мобильнее внутри страны, чем между странами. Мало что может помешать перемещению рабочей силы между штатами США или графствами Англии. Однако всевозможные иммиграционные ограничения, языковые и другие социально-культурные различия подчас представляют серьезные барьеры между странами на пути передвижения людей. Конечно, по сравнению с трудом капитал перемещается гораздо легче, но и он более мобилен внутри страны, чем между различными государствами.

Шестое. Наконец, чтобы проникнуть на иностранные рынки, экспортеры должны адаптировать свою продукцию к стандартам и вкусам заграничных потребителей.

Все рассмотренные различия между внутренними и внешними хозяйственными связями касаются скорее формы их реализации, чем существа самих процессов.

В странах с развитой рыночной экономикой, активно участвующих во внешнеэкономической деятельности, нет принципиальных различий в правилах работы внутри страны и за рубежом. Но в российских условиях они существуют в силу ряда объективных причин.

В связи с провозглашенным в 90-е годы ХХ века курсом на развитие рыночных отношений в стране и интеграции в мировое хозяйство в перспективе возникла возможность постепенного выравнивания условий коммерческой работы на внутреннем и внешнем рынках.

Трудности, с которыми сталкиваются российские предприниматели при выходе на внешний рынок:

- организационно-правовые условия. Организационно- правовые

условия внешнеэкономической деятельности базируются на национальных

законодательных нормах стран-контрагентов, а также нормах, вытекающих из международных соглашений, особенно тех которые действуют на

многосторонней основе. В таможенных, валютных, налоговых, экологических,

санитарных, технических правилах зарубежных стран имеются существенные отличия от действующих российских норм. Необходимо учитывать утвердившиеся в зарубежных странах торговые обычае (узансы) (обычаи делового оборота), установившиеся правила коммерческой деятельности, существующую торговую практику.

Организационные формы внешнеэкономической деятельности на протяжении столетий складывались иначе, чем в России, и продолжают интенсивно развиваться в наше время. В зарубежных странах существует устойчивая товаропроводящая сеть, сложившиеся каналы сбыта, системы торговых посредников, агентов, дилеров и т. д. Важную роль в международной коммерческой деятельности играют специальные рынки: международные товарные биржи, торги, аукционы.

По многим сырьевым товарам странами выработаны особые условия торговли, закрепленные в международных товарных соглашениях.

- емкость рынка и конкуренция между продавцами.

Мировой рынок как совокупность многих национальных рынков отличается

большой емкостью и острой конкуренцией. Очевидно, что мировой рынок в

целом намного шире российского внутреннего рынка. Там действует множество

продавцов заинтересованных в приобретении товаров. В этих условиях

солидные продавцы, заинтересованные в постоянном сбыте своих товаров

на конкретном рынке, обстоятельно изучают потенциальных покупателей, и их

запросы, стремясь подыскать надежных клиентов, по возможности, постоянных.

Такая ситуация обычно выгодна российским покупателям, но создает немалые

трудности товаропроизводителям и продавцам. В условиях острой конкуренции

между множеством товаропроизводителей и продавцов на зарубежных рынках

не просто найти там свою нишу новому коммерсанту.

Российским участникам внешнеэкономической деятельности приходиться прилагать огромные усилия для проникновения на эти рынки.

К тому же в зарубежных странах нередко к российским продавцам применяются дискриминационные меры. В таких условиях российскому правительству приходиться добиваться от иностранных властей устранения дискриминации либо принимать адекватные ответные меры.

- маркетинговая деятельность. Для мирового рынка, как правило, нехарактерен товарный дефицит, а чаще свойственно изобилие товаров. Это

побуждает продавцов проводить активные маркетинговые исследования, выбирать наиболее эффективные рекламные средства постоянно приспосабливаться к запроса потребителя. Российским товаропроизводитетелям

и продавца необходимо учиться реализовывать свою продукцию на рынках,

учиться убеждать иностранных покупателей в преимуществах российских товаров и услуг и постоянно подтверждать это делом.

Подобным образом прибегать к маркетинговым исследованиям приходится и российским импортерам (покупателям) при реализации ввозимых товаров на

российском внутреннем рынке.

- услуги продавцов. Зарубежные покупатели и потребители получают

от продавцов широкий спектр услуг. Изначально покупатели рассчитывают на

получение подробной информации о качественных характеристиках,

технологических свойствах, назначении и способах использования товара.

Особое значение придается техническому обслуживанию продукции. Круг технических услуг включает предпродажную подготовку товара (в том числе специальную в соответствии с индивидуальными требованиями потребителя), послепродажное техобслуживание в течении гарантийного срока и в послегарантийный период.

Кроме того, иностранные покупатели могут предъявлять особые условия в отношении внешнего оформления товара, специальной упаковки, маркировки, условий транспортировки, консервации поставляемых технических изделий. В связи с этим российским продавцам при реализации товаров на зарубежных рынках необходимо учитывать сложившуюся практику продажи товаров в других государствах, что требует не только новых знаний, но и дополнительных затрат. Российским покупателям, в свою очередь, следует добиваться от иностранных поставщиков также получение полного объема услуг и уметь контролировать их получение.

- ценообразование, определение уровня контрактных цен.

Имеются существенные различия в принципах и методах ценообразования в

мировой торговле и торговле внутри страны.

Зарубежные коммерсанты при заключении внешнеторговых сделок

ориентируются на уровень мировых цен, складывающихся на базе цен крупных

сделок, заключаемых в ведущих центрах мировой торговли.

Основным ценообразующим фактором служит соотношение предложения спроса на конкретный товар в данный момент.

В настоящее время в России отсутствует государственный контроль и регулирование уровня внешнеторговых цен, хотя во многом сохраняется монополистический подход к установлению внутренних цен на важные товары и услуги. Российские участники внешнеэкономической деятельности при заключении внешнеторговых сделок не ориентируются на мировые цены, игнорируя общепринятую мировую торговую практику. В результате отечественные товары могут экспортироваться по заниженным цена, а импортироваться по завышенным ценам.

- фирменная структура товарных рынков, деловая репутация. В мировой

торговле для каждого товарного рынка характерна определенная фирменная структура. Среди множеств фирм, действующих на том или ином рынке, наиболее сильны позиции тех, которые имеют высокую долю на данном рынке Как правило, такие фирмы достигают высокого авторитета в деловом мире в результате многолетней и высококвалифицированной коммерческой работы.

Приобретаемая производственной или коммерческой фирмой репутация, так называемое реноме, является важным элементом для привлечения национальных и иностранных коммерсантов. Иностранные коммерсанты постоянно стремятся укрепить свое положение на рынке, укрепить свой авторитет в деловом мире, завоевать благожелательное отношение своих постоянных партнеров. Поэтому они очень дорожат своей репутацией, деловыми связями, стараются расширить круг надежных коммерческих партнеров в своей стране и за рубежом. Для многих российских предпринимателей это довольно непривычно и труднодостижимо.

Российским коммерсантам необходимо серьезно изучать правила работы на внешних рынках, адаптироваться к новым, непривычным для них условиям внешнего рынка, учитывая специфику национальных рынков конкретных стран.