Однако неприемлемой для России как мировой державы продолжает оставаться узкая структура экспорта страны, ибо приблизительно 90 % его составляют сырье и материалы.

Главным фактором роста стоимостных объемов российского экспорта за последние годы явился резкий рост средних контрактных цен. Существенным фактором динамичного развития экспорта в страны Содружества явился рост физических объемов поставок.

В России кардинальные изменения во внешнеэкономической сфере произошли в начале 90-х годов. Была проведена либерализация внешней торговли, сотни тысяч предприятий, организаций и фирм получили право самостоятельного выхода на внешний рынок.

Место и роль ВЭД в современной экономике России.

или Характеристика современного состояния внешнеэкономических связей России (стр. 17 Хасбулатов «ВЭД», стр.296 Раджабова «М.Э.», стр. 479 Николаева «М. Э.», стр.251 Булатов, стр. 211 Вавилова «Внешняя торговля»)

Произошли существенные изменения в географии наших связей.

Если во времена Советского Союза на долю стран Восточной Европы, объединенных СЭВ, приходилось более 50 % внешнеторгового оборота, то теперь российский экспорт направлен в основном в страны Евросоюза, Центральной и Восточной Европы и СНГ, на долю которых в общем экспорте России приходится более 66 %. Наиболее крупными импортерами российских товаров являются – Германия, Италия, Белоруссия, Китай, Украина, США, Великобритания, Польша, Нидерланды.

Как следует из статистических данных, с 1992 года до настоящего времени сальдо внешнеторгового баланса (сумма стоимостных объемов экспорта и импорта) не было отрицательным, а его абсолютная сумма постоянно росла. Хотя основу российской экономики составляет по-прежнему экспорт сырья, продолжается вывоз капитала и интеллектуальных ресурсов.

Оценивая степени вовлеченности страны в мировую экономику, большинство исследователей и специалистов из МВФ, МБРР и других международных организаций исходят из наличия прямых иностранных инвестиций в её экономику. От того, какая тенденция прослеживается в их движении, зависит и оценка уровней и перспектив развития экономики. Экономика страны, куда устремляются иностранные инвестиции, оценивается как экономика перспективная, быстроразвивающаяся, пользующаяся авторитетом среди мировых инвесторов.

На сегодня объем прямых иностранных инвестиций в экономику России остается незначительным.

За последние годы нашей страной прилагаются значительные усилия для развития внешнеэкономических связей.

Основными внешнеторговыми партнерами России являются промышленно развитые страны, в основном это страны Западной Европы. Доля промышленно развитых стран во внешней торговле России превышает 67 %. Внешнеторговый оборот России со странами Западной Европы составляет более 50 млрд. долл., при этом внешнеторговое сальдо складывается в пользу России. Большая часть внешнеторгового оборота приходится на страны Европейского Союза. (90 %) Торгово-экономическое сотрудничество со странами Западной Европы в настоящее время характеризуются стабильностью и тенденцией к расширению торгового оборота. Решению задачи активного участия России в мировых интеграционных процессах в значительной степени, способствовало дальнейшее углубление торгово-экономических отношений со странами ЕС, на его долю приходится свыше 48 % внешнеторгового оборота России и 25 % иностранных инвестиций. Кроме того, страны-члены ЕС являются основными кредиторами Российской Федерации.

Фундаментом отношений с этой группой стран явилось упорядочение и обновление торгово-договорной базы, регулирующей экономические взаимоотношения с европейскими странами, последовательная реализация таких базовых документов, как «Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС)», «Стратегия развития Российской Федерации с ЕС на среднесрочную перспективу (2000 – 2010 годы)». Подписание названных документов дают возможность установлению равноправных отношений между сторонами договора, что позволит в ближайшем будущем начать переговоры о создании зоны свободной торговли между Россией и ЕС. После подписания Соглашения Россия приобрела статус страны «с переходной экономикой», а в 2002 году, после изменений, произошедших в российской экономике, статус страны с рыночной экономикой.

В перспективе значение отношений с Евросоюзом будет возрастать как, вследствие намечаемого присоединения к нему новых государств, так и в связи с устойчивым ростом западноевропейской экономики.

Основными торговыми партнерами среди стран Евросоюза являются Германия, Нидерланды, Италия, Великобритания, Франция, Финляндия. Причем Германия является постоянным лидером во внешней торговле России (1/4 оборота России с западноевропейскими странами) Наиболее значимыми статьями импорта ЕС из России являются первичный алюминий, медь, нефть, природный газ, черные металлы, товары химической промышленности, обогащенный и природный уран, древесина и целлюлозно-бумажные изделия, мороженая рыба. В импорте из ЕС России наибольшее место занимает разнообразная машиностроительная продукция, автомобили, в настоящее время основными статьями импорта являются промышленные и продовольственные товары (одежда, обувь, текстиль, парфюмерно-косметические товары, мебель, бытовые товары и прочее).

Наиболее сложной областью в отношениях с ЕС являются антидемпинговые процедуры. По подсчетам экономистов ежегодно Россия теряет в торговле со странами ЕС из-за применения этими странами антидемпинговых процедур около 200 млн. долл. Против российских экспортеров установлены антидемпинговые пошлины на 12 товаров, такие как, минеральные удобрения, трубы, магний и др., на которые приходится 10 % промышленного экспорта России. В ЕС ограничивается ввоз российского текстиля, стали, ядерных материалов.

В настоящее время осуществляется формирование торгово-политических условий, влияющих на экономические отношения России с Соединенными Штатами Америки. США одним из первых предложила России режим наибольшего благоприятствования в торговых отношениях, за ними последовали другие страны. Но США пошли дальше и предоставили России еще более льготные условия торговли - Общую систему преференций (ОСП). Этот режим применяется преимущественно в отношении развивающихся государств. Суть этого торгового режима сформулирована организацией ЮНКТАД, заключается в предоставлении льгот по величине ставок таможенных пошлин. Использование ОСП позволяет России ввозить в США беспошлинно около 5 тыс. наименований товаров. Примеру США, последовали Канада, преференции (льготы) на ввоз некоторых товаров из России действует и в ЕС.

Наряду с преференциальным режимом в законодательстве США продолжает действовать поправка Джексона-Веника к закону о торговле, принятая еще в 1974 году, в ответ на ограничения в миграционной политике Советского Союза. Действие её приостановлено в 1992 году, но не отменено.

Несмотря на положительные сдвиги во внешнеэкономических отношений двух государств, доля США во внешней торговле России составляет порядка 10 %. Основу российского экспорта в США составляют драгоценные металлы и камни, черные и цветные металлы, химические продукты, рыба и рыбопродукты, а также пушнина, водка. Импорт России из США состоит из продовольственных товаров, более 50 % - зерно, сахар, мясо, в том числе мясо птицы (доля российского рынка в общем экспорте мяса птицы из США в Россию составляет 40 %), соки, масло растительное и сливочное. Вторая крупная статья – машинотехническая продукция (более 20 %), в т.ч. электронно-вычислительная техника, средства телекоммуникации, дорожно-строительная техника, электросиловое, судовое, медицинское оборудование.

Сальдо двусторонней торговли складывается в пользу России, вместе с тем доля США в российском внешнеторговом обороте составляет свыше 9 %, в то время как удельный вес России во внешнеторговом обороте США только 0,5 %, или 33-е место в списке торговых партнеров страны.

Важной стороной российско-американских отношений стало совместное предпринимательство. США занимает первое место в России по количеству созданных предприятий с иностранными инвестициями и по величине вложенного капитала. Доля США в общем объеме иностранных инвестиций в российскую экономику составляет около одной трети. Большая часть американских инвестиций вложена в нефтегазовую промышленность.

Удельный вес стран Центральной и Восточной Европы во внешней торговле России равен 12 – 13 % и имеет тенденцию к снижению. Важнейшие партнеры России среди этих стран – Польша, Венгрия, Чехия и Словения.

В начале ХХ1 века активизировались торгово-экономические связи России со странами Балтии. В этом регионе тесно переплетаются между собой интересы России, стран Европы и некоторых стран СНГ. Особое внимание уделено подготовке предложений о торговом сотрудничестве Калининградской области как субъекта Российской Федерации с сопредельными государствами.

Двусторонние отношения с развивающимися странами строятся в направлении обновления и расширения договорной базы торгово- экономического сотрудничества, работы межправительственных комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству, активизации внешнеторговых контактов регионов с этими странами, совершенствования деятельности загранаппаратов, создание благоприятных условий для выхода на рынки развивающихся стран российских государственных и коммерческих структур, увеличение объемов и расширение номенклатуры российского экспорта, использования новых форм инвестиционного сотрудничества, взаимоприемлемого решения проблемы задолженности.

Систематически проводятся консультации и переговоров с Монголией, Лаосом, Ираном, Сирией, Бангладеш, Ливией по урегулирования и погашения взаимных долговых обязательств.

В сотрудничестве России с развивающимися странами ключевым является Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР), представляющий важнейшую альтернативу торгово-экономическому сотрудничеству со странами Западной Европы и США.

В странах Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) стабильный спрос на российский прокат, химическую продукцию, энергоносители, а также потенциальные возможности для увеличения поставок из России в эти страны машин, оборудования, технологий и специальной техники.

Ведущими торговыми партнерами России в этом регионе являются Китай и Индия. Наиболее перспективным в Латинской Америке представляется сотрудничество с Аргентиной, Бразилией и Кубой.

Одним из важнейших направлений внешнеэкономического взаимодействия России с развивающимися странами является сотрудничество в области технического содействия, которое способствует расширению экспорта российской машино-технической продукции, поставок комплектного оборудования, технологий, строительных и других услуг.

Развитие внешнеэкономического комплекса в ХХ1 веке будет происходить на фоне продолжения экономического подъема в стране, что, с одной стороны, создаст благоприятные условия для расширения импорта, прежде всего инвестиционного оборудования, а с другой стороны, приведет к увеличению внутреннего потребления ранее экспортировавшейся продукции и определенному сокращению объема экспорта.

Формирование Россией и странами СНГ единого экономического пространства со свободным движением товаров, услуг, капитала и рабочей силы осуществлялось государствами Содружества с учетом договоренностей, достигнутых ими в сфере создания зоны свободной торговли, предусматривающих возможность сохранения государствами Содружества во взаимной торговле отдельных изъятий из режима свободной торговли с последующей поэтапной их отменой, а также переход во взаимной торговле на взимание косвенных налогов по принципу «страны назначения».

В настоящее время уже согласованы вопросы, связанные с формированием зоны свободной торговли, с Азербайджаном, Арменией, Казахстаном и Киргизией. С Арменией и Азербайджаном подписаны соответствующие протоколы об изъятиях из режима свободной торговли и соглашения о принципах взимания косвенных налогов.

Заключены также соглашения по косвенным налогам с Казахстаном и Киргизией, подписаны протоколы, с которыми по изъятиям не требуется, поскольку они, как и Россия, входят в Евразийское экономическое сообщество, в котором страны не применяют во взаимной торговле тарифные и нетарифные ограничения.

В рамках создаваемого Республикой Беларусь и Россией Союзного государства основное внимание направлено на дальнейшую реализацию Договора о его создании и Программы действий по его выполнению. Формирование Союзного государства ведется в соответствии с этой Программой, в режиме тесного и непрерывного взаимодействия Сторон на всех уровнях.

На прошедших заседаниях Высшего государственного Совета и Совета Министров Союзного государства рассматривались узловые вопросы государственного строительства.

Важное место в расширении делового сотрудничества России и Республики Беларусь занимает межрегиональное сотрудничество. В настоящее время 80 регионов России имеют прямые хозяйственные связи с Республики Беларусь.

В процессе формирования Таможенного союза достигнуты, значительные позитивные результаты как в деле сближения и унификации национальных законодательств, так и в проведении согласованной внешнеэкономической и таможенной политики.

Важным результатом совместных усилий в этой области стало подписание в феврале 2000 года Соглашения об общем таможенном тарифе государств – участников Таможенного союза, направленного на проведение единой тарифной политики, формирование механизма согласования и применения единых ставок таможенных пошлин.

Подготовлены и подписаны документы главами правительств государств – участников Таможенного союза, в том числе такие, как Протокол о механизме применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в торговле государств – участников Таможенного союза, Соглашение о мерах по регулированию доступа на рынки государств – участников Таможенного союза товаров и услуг из третьих стран, подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества.

В рамках взаимодействия с государств – участников Евразийского экономического сообщества основное внимание уделялось вопросам завершения формирования их Таможенного союза и переходу к созданию единого экономического пространства.

В настоящее время осуществляется реализация достигнутых Россией с Государствами Содружества договоренностей по различным направлениям экономической интеграции.

Важное место в развитии внешнеэкономической деятельности Российской Федерации в настоящее время занимает межрегиональное сотрудничество, т. е. сотрудничество субъектов Федерации, например Москвы, Санкт-Петербурга, Свердловской области с зарубежными партнерами.

В области на сегодня производят свыше 20 % валового внутреннего продукта области. Объем внешнеторгового оборота Свердловской области в 2006 году составил 7,3 млрд. долл., в том числе экспорт – почти 6 млрд. долл., импорт – почти 1,4 млрд. долл. Положительное сальдо внешней торговли составляет 598 млн. долл. На долю стран СНГ приходится около 30 % годового внешнеторгового оборота области. На долю стран ЕС приходится ¼ оборота. В этом году предприятия и организации Свердловской области поддерживали внешнеэкономические связи с 121 страной мира, в том числе экспортные поставки осуществлялись в 93 страны мира, а товары по импорту поступали из 105 стран. Основными торговыми партнерами являлись Китай, Германия, США, Нидерланды, Украина, Казахстан.

Основу экспорта Свердловской области в 2006 году составляли (39,0 %) и цветные (23,2 %) металлы и изделия из них. На долю лесоматериалов и фанеры приходится 3,1 %. Значительный удельный вес (18,0 %) приходится на поставки продукции химической промышленности, в том числе на химические радиоактивные элементы – 15,7 %.

По импорту в область в основном поступает машиностроительная продукция (33,6 %), продовольствие и сырье для его производства (18,9),черные и цветные металлы (15,8 %), продукция топливно-энергетического комплекса (8,2 %), химическая продукция (5,7 %). В значительных объемах ввозится мебель, одежда, обувь и другие товары широкого потребления.

Крупными участниками внешнеэкономической деятельности в Свердловской области являются АО «Нижнетагильский металлургический комбинат», Уральский электрохимический комбинат, АО «Уралэлектромедь», АО «Богословский алюминиевый завод», Рефтинская ГРЭС, АО »Серовский завод ферросплавов».

За истекший год сократился объем бартерных сделок.

Лидирующие позиции занимает Китай (13,2 %), США ( %), Германия (7,1 %), Узбекистан (5,1 %), Великобритания (4,4 %), Казахстан (3,9 %).

В настоящее время можно говорить о наблюдающейся концентрации иностранного капитала в Свердловской области. Бесспорным лидером по привлечению инвестиций остается Екатеринбург. На его территории зарегистрировано более 70 % от общего количества предприятий с иностранными инвестициями. В уставном капитале совместных предприятий общая сумма вкладов российских инвесторов на территории Свердловской области на 2006 год составила 105032,0 млн. руб.

Включение Свердловской области и в целом России в систему мирового хозяйства происходит на фоне резкого усиления мировой конкуренции. Приоритетными направлениями национальной экономической стратегии государств являются вопросы укрепления конкурентоспособности и экспансии на внешних рынках. На рубеже ХХ1 века значительно увеличились их расходы на поддержку экспорта, были приняты масштабные программы поощрения и развития экспортной деятельности (стоит вспомнить хотя бы комплексный закон о торговле и конкурентоспособности, национальная экспортная инициатива – в США; экспортная инициатива – в Великобритании; национальный план развития экспорта – во Франции и другие).

Определенное сдерживающие влияние на получение Россией, в том числе и областью, зарубежных кредитов и инвестиций оказывают крайне неблагоприятный для России рейтинг надежности.

В то же время текущая мировая конъюнктура для основных экспортных товаров выглядит скорее благоприятной, чем нет: в течении 2005 – 2007 года отмечается рост мировых цен на отдельные сырьевые товары, прежде всего топливно-энергетической и металлургической групп. С учетом прогнозируемого международными институтами увеличения потребления цветных металлов в машиностроении промышленно развитых государств перспективы для значительной части нашего экспорта можно оценивать как хорошие.

1.4 Новые тенденции во внешнеэкономических связях (стр.14 Хасбулатов).

В последние десятилетия произошли существенные изменения в системе внешнеэкономических связей государств и деятельности их субъектов. К основным тенденциям развития ВЭС на современном этапе относятся:

- внешнеэкономические связи охватывают все аспекты экономической деятельности государства: производство, услуги, торговлю, инвестиционную сферу, финансы, научную и производственную кооперацию, создание совместных предприятий;

- широкое развитие получают такие формы и элементы в системе ВЭС, как информационный обмен, услуги связи, транспортное обслуживание, консалтинг, франчайзинг, ноу-хау, лизинг, страхование и др.;

- усилилась взаимосвязь между конъюнктурой на мировых рынках товаров и услуг и внутренних рынках отдельныхгосударств;

- снижение доли сырья и материалов в мировой торговле;

- наблюдается такое явление, как перемещение традиционных отраслей, таких как производство одежды, и обуви, судостроение, автомобилестроение и ряд других, в новые индустриальные страны;

- создание единого регионального экономического пространства, подчиняющегося общему регулированию. Примером этого является Европейский Союз, соглашение между США, Канадой и странами Латинской Америки, интеграционные процессы в Латинской Америке;

- возрастание роли ТНК во внешнеэкономической деятельности. Их внутрикорпорационный оборот составляет свыше одной трети экспорта;

- развитие ВЭД приводит к активизации перемещения людских ресурсов. Перемещения работников регулируются конвенциями и принципами Международной организации труда (МОТ). По данным МОТ, в международном трудовом обмене ежегодно участвуют в среднем свыше 20 млн. человек более чем из 100 стран мира;

- благодаря конкуренции между производителями разных стран на мировом рынке удается довести мировые цены на товары до уровня их интернациональной стоимости, которая ниже национальной стоимости в менее развитых странах с невысокой производительностью общественного труда, но выше уровня национальной стоимости в развитых странах;

- повышение роли и значение государствадля вовлечения страны в систему глобальной мировой экономики. Целью государственного регулирования должно быть создание благоприятных правовых, экономических и политических условий, обеспечивающих эффективную с точки зрения интересов страны и отдельного предпринимателя внешнеэкономическую деятельность на всех уровнях. Несмотря на то, что в странах с рыночной экономикой отсутствует монополия на внешнеэкономическую деятельность, их высшие государственные органы (парламент, конгресс, национальное собрание) определяют внешнеэкономическую политику страны, издают законы, регулирующие торговлю, ратифицируют международные договоры и соглашения. Правительственные органы несут ответственность за регулирование и осуществление ВЭД.

- увеличение роли и значения, форм международного регулирования. На современном этапе ВЭД любая двусторонняя внешнеэкономическая сделка становится многосторонней, т.к. она должна отвечать положениям и уставу ВТО, выполнять требования примерно 40 международных организаций в этой области.

Каждая страна при осуществлении ВЭД должна руководствоваться положениями ГАТТ/ВТО по таможенно-тарифному регулированию; Всемирной таможенной организации – в отношении таможенных процедур и их унификации; Европейского Союза – в отношении квот экспорта отдельных видов товаров; специализированных организаций ООН – в отношении экспорта особых товаров (например, МАГАТЭ – Международное агентство по атомной энергетике – контролирует экспорт ядерных материалов и оборудования, которые могут быть использованы как в мирных, так и в военных целях, так называемые товары двойного назначения).