ФОРУМ ЛИДЕРОВ БИЗНЕСА ПОД ЭГИДОЙ ПРИНЦА УЭЛЬСКОГО
Глава 5 Пресс-конференция
Пример
Глава 4 Пресс-тур
Глава 3 Презентация
Презентация— одно из средств достижения целевой аудитории, широко используемых во всех формах коммуникации между организацией и целевой аудиторией и получивших широкое признание в последнее время в кругах специалистов по маркетингу, рекламе и паблик рилейшнз. Презентация в деятельности специалистов указанных направлений, работающих в рамках интегрированных коммуникаций, занимает одно из ведущих мест.
Если презентацию планирует и реализует отдел по связям с общественностью, то в качестве одной из ведущих целей ее проведения будет поддержание старого или создание нового имиджа организации, продукта или услуги. Если планированием занимаются рекламисты, то их заботой будет рекламирование товара через раскрытие его особых свойств, что таким образом будет способствовать росту объема продаж. В том случае, когда презентация является заботой менеджеров по маркетингу, их цели всегда связаны с масштабными мероприятиями по занятию новых ниш на рынке для уже зарекомендовавших себя товаров или же по выведению на рынок нового товара.
Но специалисты крупных монополий и холдингов уже хорошо поняли, что помимо экономии средств, расходуемых по отдельности на каждую из составляющих интегрированных коммуникаций, комплексное, совместное планирование мероприятий этими видами деятельности (связи с общественностью, менеджмент, маркетинг, реклама, продвижение продаж) приносит эффект, превышающий арифметическое сложение результатов, получаемых в случае, когда они используются раздельно. Нужно, конечно, также заметить, что при интегрированном подходе в подготовке и проведении презентации главенствующая роль может оставаться, и в действительности остается, за теми специалистами, ради достижения целей деятельности которых она в основном проводится; тем не менее активное участие в этой презентации и представителей других упомянутых специальностей принесет компании несомненную пользу. Кроме того, важным обстоятельством является и тот факт, что, какие бы организационные цели ни ставились при принятии решения о проведении презентации, всегда можно выделить общие вопросы,решение которых неизбежно при подготовке к этому мероприятию.
В качестве рабочего определения презентации можно предложить следующее: презентация— мероприятие, проводимое организацией с целью представления себя (своего продукта, технологии, нового руководителя) общественности. Под общественностью в данном случае и везде далее используется определение М. А. Шишкиной: «Общественность...выступает как совокупность индивидов и социальных общностей, которые функционируют в публичной сфере и которыми движут некоторые общие интересы и ценности» [17, с. 69].
Уже само это определение показывает, сколь разнообразны могут быть формы и виды этой общественности в каждом конкретном случае, а следовательно, и цели проведения презентации. И все же, как бы они ни различались, можно говорить об общих чертах, характерных именно для презентации, и на этой основе разработать некоторую схему действий, следуя которой, группа специалистов по интегрированным коммуникациям подготовит и проведет успешную презентацию. В качестве исходных данных группе или лицу, несущему персональную ответственность за данное мероприятие, необходимо получить следующую исходную информацию:
1) непосредственный повод для проведения презентации;
2) результаты, которые организация намерена получить по проведению презентации;
3) общее количество гостей, представляющих как целевую аудиторию, так и нецелевые, но активные аудитории, способные оказывать влияние на деятельность организации;
4) общее количество журналистов, приглашенных на презентацию, и виды средств массовой информации, которые они представляют;
5) размеры финансового обеспечения проведения презентации.
Располагая этими начальными данными, группа готовит план презентации,содержащий краткое изложение целей проведения презентации, главные характеристики целевой аудитории, основную концепцию устного PR-обращения для лица, открывающего презентацию и выступающего от ее имени, содержание news-релизов для приглашенных журналистов, перечень видеоматериалов (плакаты, таблицы, графики, видеоролики). План утверждается, после чего за каждым членом группы закрепляется определенный участок работы по подготовке к презентации.
В зависимости от утвержденных целей проведения презентации выделяются группы общественности, присутствие которых на мероприятии будет способствовать достижению поставленных целей. В литературе обычно выделяют следующие группы, с которыми придется работать организаторам как в период подготовки, так и во время самой презентации:
♦ руководство организации или лица, ее представляющие (согласование сценария, текста выступления, утверждение списочного состава приглашенных VIP-персон);
♦ VIP-клиенты, партнеры, администрация города (в зависимости от важности и размеров поставленных целей);
♦ представители средств массовой коммуникации;
♦ гости (коллеги, друзья);
♦ технический персонал.
После определения списочного состава групп общественности, выбора места и времени проведения презентации обычно приступают к написанию сценария. Сценарийсостоит из поминутно расписанной последовательности действий и событий, начиная с момента встречи гостей (кто встречает? что говорит?). Лицо, ведущее презентацию (не руководитель, это важно!), произносит краткую вступительную речь и предоставляет слово руководителю для произнесения PR-обращения, являющегося по сути дела носителем всей той информации, ради которой устраивается данная презентация. Затем следуют другие выступления, ответы на вопросы, закрытие официальной части и неформальное общение. Хорошо, если такое неформальное общение происходит по личной инициативе приглашенных, поскольку это показывает их заинтересованность в целях презентации, и именно в данное время могут даваться конкретные пояснения по схемам и графикам, представленным в помещении, где проводится презентация, определяются интересы сторон, назначаются встречи. Неформальное общение может быть продолжено в соседнем помещении, где накрыты столы для фуршета, в этом помещении может звучать живая музыка, создавая приятную и непринужденную обстановку.
За всем ходом презентации наблюдает ведущий, его роль заключается в соблюдении регламента всеми выступающими и обеспечении плавного перехода от одного включенного в сценарий сюжета к другому (ведь время начала и конца презентации четко обозначено в пригласительном билете). И за этим жестким соблюдением регламента ведущий должен следить с самого начала: с произнесения или зачтения, что значительно хуже, PR-обращения. Поэтому рекомендуется устроить нечто вроде репетиции по этому поводу с руководителем или лицом, которому это будет поручено. Во-первых, такая репетиция нужна в связи с необходимостью соблюдения регламента и, во-вторых, а это не менее важно, выступающий во время своей речи должен очень четко придерживаться формата и стиля специально составленного текста. Кроме того, такая репетиция важна еще и потому, что, поскольку руководитель, конечно, знает гораздо больше относительно вопроса презентации, он может сказать вещи, о которых, может быть, лучше пока не упоминать в присутствии журналистов; эту дополнительную информацию для своих клиентов или партнеров можно сообщить на отдельной встрече или в частной беседе.
В процессе проведения презентации пресс-группа организации работает с журналистами, договаривается о последующих интервью, раздает news-релизы ипечатные материалы, и при этом важно, чтобы news-релиз с точки зрения содержания практически дублировал текст PR-обращения (это еще одна причина, почему выступающий не должен уходить от текста, что, таким образом, обеспечит журналистов письменным вариантом речи, точно отражающим содержание выступления).
Стратегическая цель презентацииобычно состоит из трех этапов осознания этой цели приглашенными группами общественности и, в зависимости от целей посещения данной презентации теми или иными ее участниками, эти три этапа реализуются в полной или неполной мере.
Первый этап — оповещение. Получив приглашение и побывав на презентации, клиент, партнер, журналист, неважно кто, несомненно, получает информацию о субъекте презентации, но в том случае, если эта информация ему не интересна и не нужна, следующий этап для него уже не состоится.
Второй этап, если информация оказалась существенной, — «проникновение» в идею презентации, приобщение к ней, осознание важности информации и понимание, что эти сведения входят в круг его интересов.
Тогда для таких лиц наступает третий этап — приобщения, подключения своих интересов к целям проводимой презентации.
Некоторые организаторы презентаций считают важным моментом для успешного проведения мероприятия правильный выбор места. Презентация должна проходить в центре города, месте, хорошо всем известном и престижном, помещение должно быть красиво убрано и освещено — все это изначально внушает уважительное отношение к компании — хозяину презентации. В течение всей презентации присутствующие должны ощущать какой-то элемент праздника, понимать, что это мероприятие — не тоскливое совещание, и поэтому создание благоприятного климата и какой-то легкости обязательно должно быть специально продумано. Поэтому и в PR-обращении может содержаться шутка-другая; если это профессионально сделано, то такое отступление лишь по-особому может охарактеризовать всю серьезность проводимого мероприятия. Некоторые устроители презентаций по ее окончании устраивают для желающих небольшой концерт, но с этим следует быть очень осторожным, так как при всей легкости и непринужденности обстановки презентация — важное и дорогостоящее мероприятие, и превращать его в развлечение вряд ли стоит. По окончании презентации, а время окончания всегда указывается предварительно, руководство организации может пригласить наиболее важных клиентов, партнеров и VIP-гостей на обед, что особо отмечается в их пригласительных билетах.
Особой отличительной чертой презентации по сравнению с другими мероприятиями, устраиваемыми организациями и подготавливаемыми PR-службами, является ее так называемый «материальный» характер. Действительно, на презентациях, как правило, презентуется нечто осязаемое, то, что можно увидеть или услышать, а иногда и унести с собой в виде подарка. Так, например, принято поступать, когда происходит презентация новой книги известного автора, тогда экземпляры книги дарятся присутствующим, часто даже с автографом писателя.
При всей свойственной презентации «материальности» наиболее существенным моментом в процедуре проведения этого мероприятия является, конечно же, устная презентация, выступление главного действующего лица от организации с PR-обращением (его так называют, потому что составителями текста являются сотрудники PR-отдела) к присутствующим. Спичрайтер — составитель речи для официального выступления на презентации — в качестве базовой концепции ориентируется на основную цель, ради которой проводится мероприятие. Важно донести эту концепцию до присутствующих на презентации таким образом, чтобы аудитория прониклась этими идеями, осознала свою причастность к ним, т. е. в этой речи уже должна быть заложена убежденность оратора в том, что интересы и потребности аудитории соотносятся и сочетаются с основными, положениями устного обращения к ним. Для этого лицо, выбранное для произнесения этой речи, должно обладать не только определенными ораторскими способностями, но и умением убеждать и вызывать доверие и, по возможности, известной долей харизмы.
Что же касается содержательной и литературной характеристик PR-обращения, то они должны быть безупречны во всех отношениях: никаких вольностей, экспромтов и даже вполне уместных отступлений от текста лучше не допускать. Поэтому на некоторых презентациях у выступающего перед глазами всегда имеется текст его выступления. Это, во-первых, позволяет не нарушать времени по регламенту, отведенного на это выступление, а, во-вторых, текст выступления раздается присутствующим журналистам, поэтому не нужно, чтобы они дополняли то, чего нет в тексте, но своим воспоминаниям.
С точки зрения расположения материала в PR-обращении оно строится согласно основным канонам любого устного выступления:
1) вступительные слова (приветствие, радость от встречи);
2) основная часть (концептуальные идеи, 1/3 времени);
3) комментарий и дополнительная информация (1/3 времени);
4) заключение (повторение основных идей в новой формулировке).
При всем обычном, принятом для любого устного выступления, порядке расположения материала, будь то речь, произносимая на политическом митинге, или доклад на научном симпозиуме, PR-обращение всегда носит еще и скрыто личностный характер, оно обращено и ко всем присутствующим вместе, и к каждому отдельно. В выступлении четко прослеживается убеждение, что то, о чем в нем говорится, важно для всех приглашенных, возможно, по-разному и в различной степени, но убежденность в причастности целевой аудитории к основной идее презентации в словах выступающего должна звучать на протяжении всей его речи. При этом наилучших результатов презентация достигает в том случае, если оратор и аудитория оказываются психологически совместимыми и взаимно расположеными друг к другу.
Непосредственно за устным обращением к присутствующим по процедуре следуют ответы на вопросы, причем со стороны организации отвечают обычно люди, ведущие соответствующий проект или продукт, а не только лицо, выступавшее в роли оратора. Ответы, как правило, дают возможность более глубоко прокомментировать детали, лишь вскользь упомянутые в PR-обращении, причем часто вопросы и ответы принимают форму затягивающегося разговора двух лиц, и тогда это показывает, что обе стороны равно в нем заинтересованы. Однако лицо, ответственное за соблюдение регламента во всех частях сценария проведения презентации, в нужный момент предлагает присутствующим продолжить их беседы в соседнем зале, где накрыты столы для фуршета.
А что же средства массовой коммуникации? Где, когда и как они функционируют в период подготовки и проведения презентации?
1. По получении первого news-релиза в печатных изданиях дается информация о предстоящей презентации с указанием темы, места и времени. Такой материал оплачивается организацией по расценкам рекламы малых форм, и всегда есть уверенность в том, что он будет напечатан. Публикация обычно имеет место в случаях очень масштабных презентаций, например открытие новой линии метрополитена или стадиона, где может присутствовать масса публики, а пригласительные билеты будут разосланы только представителям целевых аудиторий.
2. После посещения презентации может появиться материал с репортажем о ней или развернутая статья по вопросу мероприятия, иногда тема раскрывается в более широком масштабе — пишут вообще о деятельности и планах организации.
3. Если в ходе презентации журналисту удалось получить эксклюзивное интервью у организаторов или гостей презентации, такой материал тоже может быть оформлен по-разному: или непосредственно как интервью само по себе, или войти в более обширный материал со ссылкой на лиц, сообщивших ту или иную информацию или мнение.
В качестве примера того, как журналист работает с информационным материалом, полученным на презентации, приведем следующую публикацию.
Пресс-туром принято называть мероприятие, подготовленное службой по связям с общественностью организации специально для журналистов, рассчитанное на достаточно продолжительное время (несколько часов, день, несколько дней) с целью получить в результате публикацию объективных журналистских материалов о своей компании в средствах массовой коммуникации. Целью организации пресс-тура не обязательно должно быть знакомство с деятельностью всего предприятия или, например, жизнью населения небольшого провинциального города (если администрация последнего хочет наладить хорошие отношения с местными журналистами), для этого достаточно и довольно убедительного информационного повода. В этой связи хочется привести выдержки из прекрасно подготовленного пресс-кита, созданного санкт-петербургским предприятием ОАО «ЛОМО» в связи с проведением «Дня прессы на "ЛОМО"». Далее будут названы разделы пресс-кита и приведены краткие цитаты из каждого из них с тем, чтобы показать на конкретном материале, как готовят такие мероприятия солидные организации и опытные специалисты по связям с общественностью, в них работающие. Пресс-кит имеет форму брошюры, размер листа А-4, и содержит 18 с. текста и рисунков.
ДЕНЬ ПРЕССЫ НА «ЛОМО»
(Пресс-кит открывается обращением к журналистам)
Дорогие друзья!
Спасибо за то, что вы нашли время быть с нами в этот день. Сегодня у нас уже третий «День прессы на "ЛОМО"»... Такая форма общения с журналистами гораздо полезнее, чем традиционные презентации и пресс-конференции. Вы можете не только узнать о последних событиях на «ЛОМО», но и своими глазами увидеть живое производство...
Сегодня мы хотим показать вам законченный новый высокотехнологичный прибор, на который получен соответствующий сертификат и уже выпущена первая его промышленная серия, часть которой будет передана в вашем присутствии в дар городу к его Дню рождения. Мы ведем интенсивные переговоры с различными регионами, но первыми, как мы считаем, новые светофоры должны украсить наш родной город.
...У нас ведется производство нашей единственной оставшейся «в живых» модели фотоаппарата «ЛОМО-компакт», судьба которого удивительна и в своем роде уникальна...
Обо всем этом... вам расскажут...
Отдел по связям с общественностью ОАО «ЛОМО»
ПРОГРАММА НА 14.05.99 г.
930-945_ сбор журналистов в автобус на площади...
945 — отъезд на производство по адресу...
1000 — 1020 — осмотр производства светофоров.
1020 — 1120— встреча со специалистами ОАО «ЛОМО».
1130 — 1200 — осмотр производства фотоаппаратов...
1200 —- 1300 — встреча с генеральным директором...
1310-1410 —кофе
1420 — отъезд на перекресток Московского пр. и...
1450 — 1520 — передача в дар городу и установка светодиодных светофоров нового поколения. Подарок принимают.................................................
1520 — отъезд.
На следующих 8 с. дано описание проекта, фотографии и чертежи, приведены сравнительные характеристики и определена эффективность нового изделия, включена также копия сертификата на эту продукцию. Последние 5 с. пресс-кита посвящены описанию уникальных свойств фотоаппарата «ЛОМО-компакт».
Ознакомившись с этой сжатой информацией о пресс-туре для журналистов (хотя в их документе он назван «День прессы»), можно убедиться, что в результате его проведения организация «ЛОМО» достигла не только своей цели — ознакомления журналистов с новой продукцией, а показала и другие очень важные стороны своей деятельности. Она сделала очень ценный и важный подарок Санкт-Петербургу — набор светофоров нового образца, работа которых, несомненно, облегчит движение транспорта в перегруженном автомобилями городе. А тот факт, что это было сделано накануне празднования 300-летия города, показывает, что специалисты организации умеют использовать ситуацию и демонстрировать общественности социально ориентируемый характер деятельности коммерческого предприятия.
Конечно, как можно было понять из сказанного, для организации пресс-тура требуется реальный, а не придуманный на случай информационный повод. Если компания приглашает журналистов, представляющих различные виды средств массовой коммуникации, она должна обеспечить им достаточно комфортные условия работы, особенно если это касается телевидения. Ведь тележурналисты везут с собой крупногабаритное оборудование, и им нужна удобная парковка, не говоря уже о необходимости подключения к источникам питания во всех местах, где будет проходить съемка. Это лишь один пример, показывающий, как тщательно должно быть продумано мероприятие, вплоть до последних мелочей.
Что касается программы пребывания журналистов на предприятии, то именно она и определяет все основные элементы планирования пресс-тура. Вот основные элементы такого плана:
♦ Встреча журналистов. Если предприятие находится в черте города и поблизости расположены остановки регулярно функционирующего муниципального транспорта, вполне уместно назначить место встречи у проходной, позаботившись заблаговременно, чтобы именной список приглашенных имелся у представителей охраны. Если же ожидаются иногородние журналисты, их встречу следует организовать в аэропорту или на железнодорожных вокзалах.
♦ Проживание. Бронирование мест в гостинице — также забота организаторов пресс-тура.
♦ Сопровождение журналистов по всему маршруту пресс-тура.
♦ Обеспечение и проведение встреч со всеми представителями организации, чьи имена включены в программу пресс-тура.
♦ Питание во время пребывания журналистов на предприятии. Культурная программа может быть предусмотрена для иногородних журналистов, если пресс-тур рассчитан на несколько дней и включает, например, поездки в отдаленные филиалы или по региону.
♦ Заключительная встреча с руководством предприятия, ответы на вопросы.
♦ Отъезд.
Непосредственной работе с журналистами в день проведения пресс-тура предшествует достаточно трудоемкий период подготовки, включающий длительные переговоры как внутри организации, так и со средствами массовой коммуникации.
Отдел по связям с общественностью уточняет с руководством цели проведения пресс-тура. Такая причина, как: «Ну мы ведь проводим это мероприятие каждый год, давайте и в этом году сделаем!» — не должна даже возникать при принятии решения о подготовке пресс-тура. Это означает, что пресс-тур следует посвящать либо чему-то значительному, уже достигнутому, либо перспективному развитию организации (района, научного направления). В последнем случае (пресс-тур, работающий на перспективу) важно ознакомление общественности через средства массовой коммуникации с этими планами, а также, возможно, поиск партнеров и инвесторов.
Для специалиста по связям с общественностью важно сразу же после принятия решения о проведении пресс-тура получить от руководства документы (приказы), в которых определены цели и дата пресс-тура, а также указаны фамилии лиц, отвечающих за его подготовку и проведение. Далее, также с руководством определяются объекты осмотра для журналистов и назначаются специалисты, которые будут давать пояснения на каждом из объектов. Выбирается маршрут пресс-тура и назначаются ответственные за проведение мероприятия в каждой из запланированных остановок тура. Все обязанности по обеспечению эффективной работы и осуществлению контактов с сотрудниками административно-хозяйственного сектора предприятия осуществляют специалисты отдела по связям с общественностью.
Этот же отдел занимается налаживанием и поддержанием регулярной связи со средствами массовой коммуникации на основании имеющейся в организации базы данных СМК и регулярных контактов с ними, составляет начальный поименный список журналистов, присутствие которых в этот день было бы желательно и полезно. Следует учесть, что, как показывает практика, примерно 50% журналистов, первоначально включенных в список, по разным причинам не смогут посетить организацию в этот день. Часть из них, поблагодарив за приглашение и выразив сожаление по поводу невозможности принять его, тем не менее проявляют заинтересованность и просят прислать все материалы, связанные с этим событием. Конечно, такую просьбу всегда следует удовлетворить.
Теперь самое время остановиться на тех печатных материалах, которые готовит отдел по связям с общественностью, когда планирует пресс-тур. Хотя эта книга и посвящена подготовке и проведению разного рода мероприятий, осуществляемых в процессе устной коммуникации, но так уж повелось с давних пор, что все решения и договора, которые заключаются благодаря мероприятию, оформляются на бумаге. Здесь будут названы лишь основные виды материалов, подготавливаемые отделом по связям с общественностью для проведения пресс-тура. Весь комплекс материалов достаточно легко разделить на основании предназначения для той или иной целевой аудитории. И начиная с самого общего определения групп общественности, с которыми при подготовке и проведении пресс-тура специалистам по связям с общественностью придется контактировать, выделяем внутреннюю и внешнюю аудитории.
Работа по созданию планов или, если угодно, сценариев для подключения к участию в пресс-туре отдельных подразделений самой организации начинается непосредственно после издания руководством приказа о проведении пресс-тура с указанием цели, времени и фамилии исполнителя, отвечающего за все этапы как подготовки, так и проведения пресс-тура. Хотя, конечно же, этому приказу уже предшествовала большая работа, касающаяся вопроса: проводить или не проводить пресс-тур, зачем и что показывать и т. д.
Отдел по связям с общественностью начинает обычно с составления программы пресс-тура (в соответствии с теми общими рекомендациями, которые были даны на предыдущей странице, или совсем иначе), а затем устанавливает, кто, что и когда будет делать, причем эти обязанности распределяются не только за специалистами по связям с общественностью, но и за конкретными лицами как тех отделов, куда будут приглашены журналисты, так и представителями административно-хозяйственных служб. Все это оформляется в виде распоряжений с указанием сроков выполнения. Конечно, вся работа но подготовке проходит в регулярных контактах на уровне деловых встреч для решения практических вопросов.
Гораздо более оформленный и четкий характер, с точки зрения письменных документов носит работа с внешней аудиторией. Если событие, ради которого планируется проведение пресс-тура, действительно очень серьезное и администрация города в нем может быть заинтересована, то, конечно, следует направить приглашения руководителям города. Позже, за день до намеченного дня пресс-тура, следует по телефону получить подтверждение и узнать имена и должности лиц, которые намерены принять участие в мероприятии.
Непосредственно с представителями средств массовой коммуникации поддерживаются регулярные контакты:
♦ начиная с отправления им пресс-релиза — анонсас кратким сообщением о предстоящем пресс-туре и приглашением принять в нем участие;
♦ некоторое время спустя в редакции направляется новостной пресс-релизс подробной информацией о целях пресс-тура и сообщением некоторых его деталей;
♦ за несколько дней до пресс-тура организация по телефону уточняет списочный состав представителей средств массовой коммуникации, включая радио и телевидение, и их требования по обеспечению технической стороны их работы;
♦ в течение периода подготовки к пресс-туру отдел по связям с общественностью готовит специальный пресс-кит, который вручается журналистам либо по их прибытии, либо при отъезде (о содержании пресс-кита см. гл. 5 «Пресс-конференция»);
♦ также готовятся для раздачи журналистам дополнительные справочные материалы об организации и ее производственной и технологической специфике на тот случай, если они намерены сделать большой материал по теме пресс-тура.
Наиболее эффективным способом реализации устной коммуникации с представителями так называемой «четвертой власти» специалисты по связям с общественностью считают проведение пресс-конференции. Хотя на нее приглашаются, как правило, представители всех видов массовой коммуникации, и электронных в том числе, в российской действительности до сих пор широко используется термин «пресс-конференция», т. е. «встреча с прессой», а не «news-конференция», который уважительно включил бы всех представителей масс-медиа.
Пресс-конференция — мероприятие, специально предназначенное для осуществления устных контактов представителей организации с журналистами. За достаточно короткий период заранее обозначенного в приглашении времени организация одновременно сообщает информацию о предстоящей пресс-конференции журналистам, представляющим все виды средств массовой коммуникации, интересующих организацию и поэтому приглашенных ею. Устное общение, которое происходит во время пресс-конференции между журналистами и представителями организации, интересует в равной степени обе стороны. Никакие регулярно рассылаемые организацией в средства массовой коммуникации письменные материалы, интервью или телефонные разговоры не заменят возможности живого общения и немедленного получения ответов на возникающие вопросы одновременно для большого числа журналистов.
Любая организация, планируя проведение пресс-конференции, делает это с единственной целью — сообщить важные новости,касающиеся деятельности этой организации, всему обществу или определенной целевой группе через средства массовой коммуникации. Однако по характеру их проведения и принципам подготовки к ним можно отнести два типа пресс-конференций: запланированные и спонтанные.
Спонтанные пресс-конференциипроисходят, как правило, в результате определенного ущерба, нанесенного организации извне (неблагоприятное паблисити, неправильное цитирование, диффамация), или
вследствие внутреннего кризиса (внезапное понижение стоимости акций на рынке, несчастный случай или пожар на производстве). На этот случай в солидной организации всегда есть общий план выхода из кризисной ситуации, в котором значительное место отведено общению со средствами массовой информации.
Как уже хорошо известно из всего, что было сказано ранее о правилах общения с представителями средств массовой коммуникации, организация в лице специалистов по связям с общественностью не может контролировать, что и как сообщается и комментируется в печати или в эфире. Поэтому целью всей деятельности PR-специалистов в кризисной ситуации должен быть лозунг: «Мы не смогли предотвратить катастрофу, но мы обязаны смягчить удар!». Как следует поступать в подобном случае:
♦ действовать следует быстро и эффективно;
♦ пригласите журналистов на экстренную конференцию (в случае серьезного кризиса журналисты уже могут находиться в непосредственной близости от организации);
♦ руководитель, пресс-секретарь или лицо, ответственное за контакты с журналистами, открывая спонтанную пресс-конференцию, признает наличие проблемы, говорит о невозможности в данный момент определить масштабы угрозы, сообщает о том, что именно конкретные люди делают в настоящий момент;
♦ в первом обращении к журналистам всегда следует отметить, что до выяснения конкретных причин катастрофы организация принимает на себя всю ответственность за происходящее;
♦ следует принести официальные извинения всем пострадавшим ивыразить уверенность, что организация берет на себя всю материальную и моральную ответственность перед пострадавшими и их семьями.
Существует также понятие «долгосрочной стратегии» на период ликвидации кризисной ситуации, предусматривающей необходимость и учет обратной связи с помощью средств массовой коммуникации. Также в специальной литературе по связям с общественностью представлен целый ряд рекомендаций относительно того, чего не следует делать:
♦ игнорировать проблему и делать вид, что ничего не произошло;
♦ говорить неправду, в конце концов скрытое всегда становится явным, и гораздо труднее с подобной проблемой справляться потом
♦ давать невыполнимые обещания;
♦ до выяснения всех обстоятельств происшедшего принимать вину на себя — это вы всегда успеете.
Так называемые «спонтанные пресс-конференции» могут проводиться организацией по мере поступления новой информации, иногда ее может заменить короткий брифинг с передачей свежих новостей с места событий, но исключающий возможность ответов на вопросы журналистов.
Запланированная пресс-конференция.Прежде чем перейти к непосредственному рассмотрению вопросов, касающихся подготовки и проведения пресс-конференции, остановимся на рекомендациях общего характера, важных во всех случаях работы с журналистами.
Начнем с риторического вопроса: кто считается одной из самых важных целевых аудиторий для специалиста по связям с общественностью? Конечно, журналисты и теле- и радиокорреспонденты, представляющие весь разнообразный спектр средств массовой коммуникации (газеты, журналы, радио, телевидение). Почему это так? Да потому, что именно эти люди обеспечивают наиболее экономичный и эффективный способ доведения важной для организации информации до широкой публики.
Следовательно, для того чтобы провести эффективную пресс-конференцию, необходимо знать, как наиболее успешно работать с представителями медиа, от чего зависят хорошие с ними отношения и какие составляющие необходимо учесть при организации пресс-конференции. Специалист по связям с общественностью сначала должен ответить себе на следующие вопросы:
♦ Ваша информация действительно актуальна и является новостью для общества, а значит, и для журналистов?
♦ Готовы ли вы дать ответы на все (или почти все) вопросы, которые будут заданы журналистами в ходе пресс-конференции по основной теме мероприятия или вообще о вашей организации?
♦ Удобно ли будет для представителей средств массовой коммуникации время, назначенное вами для проведения пресс-конференции?
♦ Успеет ли корреспондент по окончании пресс- конференции подготовить материал по ней к выходу новостей на телевидении или к выпуску свежего номера своей газеты?
♦ Подготовили ли вы достаточное количество раздаточных материалов для обеспечения ими всех приглашенных журналистов?
♦ Достаточно ли хорошо известно журналистам место проведения пресс-конференции, удобна ли парковка, проходит ли поблизости городской транспорт?
Если вы даете положительные ответы на все эти вопросы, можно приступать к подготовке пресс-конференции. Естественно, что приводимые рекомендации относятся в большей степени к запланированному мероприятию, чем к спонтанному, однако помнить и учитывать их, по возможности, следует всегда и во всех случаях.
Прежде всего, самым необходимым моментом для успешной пресс-конференции является присутствие на ней представителей приглашенных вами средств массовой коммуникации. Как обеспечить присутствие именно тех из них, кто пишет и делает репортажи по вопросам, близким теме подготавливаемой пресс-конференции? Как быть уверенным, что у некоторых журналистов нет предвзятого или заранее негативного отношения к данной организации?
О налаживании и поддержании обоюдно полезных рабочих отношений между специалистами по связям с общественностью и журналистами говорилось достаточно подробно в предыдущих главах («Интервью», «Пресс-тур»), и поэтому на этом аспекте взаимоотношений между ними мы здесь останавливаться не будем.
Но вопрос о том, какие у специалиста по связям с общественностью имеются пути информирования СМК о проведении пресс-конференции, для нас важен. Можно назвать несколько способов поддержания контактов PR-специалистов с журналистами для приглашения их на пресс-конференцию: по телефону, во время предыдущего интервью, посредством рассылки пресс-релизов (называемых теперь также news-релизами, поскольку чаще всего этот материал бывает одновременно обращен к представителям разных СМК). Что касается методов рассылки пресс-релизов, то почтовая рассылка практически ушла в небытие, а факс и электронная адресная почта — то, чем пользуются в настоящее время все организации, все большее значение приобретает также использование Интернета для этих целей. Хотя в настоящее время в организациях уже бытует убеждение, что журналисты удаляют из компьютера все электронные пресс-релизы, даже не читая их. Поэтому для того, чтобы пресс-релиз нашел своего журналиста, он должен быть направлен в нужное место, в соответствующее время и с определенной важной и интересной информацией.
Медиа / news/ пресс-релиз.Ранее уже указывалось, что медиа- и news-релиз являются просто более широкими наименованиями уже давно бытующего в русском языке и также заимствованного из английского языка слова «пресс-релиз», более широкими по значению, поскольку они предназначены для рассылки не только в редакции печатных изданий, но и в электронные средства массовой коммуникации — радио, телевидение, Интернет. Конечно, данная классификация релизов для средств массовой информации не подразделяет их на основе одного и того же принципа. Например, если рассматривать эти термины с точки зрения содержащейся в них целевой направленности на вид средства массовой информации, то «news-релиз» не несет указания на адресность информации, а лишь отражает новостной характер. В то время как и «пресс-релиз», и «медиа-релиз» содержат такое указание. Можно лишь заметить, что в настоящее время в русском языке все эти три термина начали все чаще использоваться почти как синонимы, заменяя друг друга. Поскольку основные правила написания релизов для средств массовой коммуникации практически едины для всех этих трех разновидностей, то для удобства изложения в дальнейшем будет выбран один наиболее емкий термин, и таким, на наш взгляд, является «news-релиз».
Существует еще один способ классификации релизов для средств массовой информации с точки зрения вида сообщаемой в них информации: релиз-анонс, news-релиз и новостной лист [13, с. 9].
Релиз-анонс. Информация, содержащаяся в нем, всегда направлена в будущее, она извещает о предстоящей акции и приглашает журналистов принять участие в планируемом мероприятии.
News-релиз как таковой может быть посвящен как прошедшему, так и будущему событию, т. е. это наиболее широкий по значению термин.
Новостной лист обычно содержит информацию с оценкой и характеристикой уже состоявшегося события.
News-релиз представляет собой специально подготовленный организацией и написанный по определенным правилам информационный материал, предназначенный для доведения важной для компании информации до целевой аудитории по каналам СМК. Как уже неоднократно отмечалось ранее, редакции вольны поступать с присланной им в форме релиза информацией по своему усмотрению, публиковать полностью все включенные в него сведения или только их часть или не публиковать релиз вовсе. Для того чтобы увеличить вероятность news-релиза быть опубликованным, по форме он должен соответствовать некоему стандарту, повсеместно принятому всеми без различия видами средств массовой коммуникации. Далее приводится свод основных правил, которые следует соблюдать при написании news-релиза.
♦ News-релиз должен содержать только факты. Если вы хотите включить в рассылку какие-либо дополнительные материалы, например фотографии, статистические данные или таблицы, они должны высылаться отдельным пакетом. Следует учесть, что в настоящее время news-релизы все реже рассылаются по почте, Интернет и факс стали основными каналами, которыми пользуются организации для их пересылки.
♦ С точки зрения содержания news-релиз обычно включает ответы на пять основных вопросов: «Кто?», «Что?», «Где?», «Когда?», «Почему?», изложенных в строгой последовательности и ясной форме.
♦ News-релиз всегда ориентирован на конкретную целевую аудиторию.
♦ News-релиз может быть ориентирован на какое-либо одно средство массовой информации, если в этом есть конкретная необходимость.
Не менее важным моментом помимо содержания news-релиза является вопрос его оформления в соответствии со следующими, также строго установленными и соблюдаемыми правилами.
♦ Текст news-релиза расположен на одной стороне листа бумаги белого цвета формата А4 и предпочтительно занимает 1 с. Текст печатается через два интервала, размер шрифта — 12, справа и слева оставляются достаточно широкие поля (2,54 см) для правки в редакции, если ее сочтут необходимой. Некоторые организации используют для news-релизов цветную бумагу, что выделяет его из всех остальных, однако редакторы заявляют, что на их решение публиковать или не публиковать news-релиз влияет не цвет бумаги, а ценность новостной информации, содержащейся в нем.
♦ Если news-релиз занимает более одной страницы, в конце первой и всех последующих страниц пишется «продолжение», а в конце всего текста ставится знак # # # #.
♦ News-релиз печатается на бланке организации с указанием даты, а иногда и времени его отправления; номера телефонов и имена контактных лиц указываются внизу.
♦ В news-релизе может иметься указание на разрешение публикации информации разного рода. Указание «ДЛЯ НЕМЕДЛЕННОЙ ПУБЛИКАЦИИ» разрешает публиковать материал с момента его получения редакцией, тогда как помета «ДЛЯ ПУБЛИКАЦИИ С... (дата) И ПОСЛЕ» означает, что информация остается в силе и после указанной даты. Указание «НЕ ПУБЛИКОВАТЬ ДО... (далее следует указание конкретной даты и времени)» обычно связано с временем проведения пресс-конференции, и указанное время соответствует окончанию этой пресс-конференции.
Размещение элементов в тексте самого news-релиза также строго структурировано. Независимо от длины или разновидности с точки зрения содержания news-релиз должен быть отформатирован следующим образом:
♦ Если news-релиз печатается на бланке организации, то первым словом вслед за названием организации будет слово «NEWS-РЕЛИЗ»,оно набирается более жирным и крупным шрифтом, чем основной текст и заголовок.
♦ Заголовок также печатается более крупным шрифтом, чем основной текст, в нем сообщается в сжатой форме новостная информация, которой посвящен news-релиз. В заголовке избегайте употреблять прошедшее время, так как это может придать информации понимание того, что это уже имело место в прошлом. Однако наличие заголовка как такового не означает, что news-релиз будет опубликован под этим же названием, часто редакторы предпочитают сами давать название публикуемым ими материалам на основе информации, полученной из news-релиза.
♦ Вводный абзац, открывающий news-релиз, должен содержать ответы на вопросы, о которых уже говорилось ранее: «Что?», «Кто?», «Когда?», «Где?», «Почему?», а также «Как?». Таким образом, адресат, прочитав даже только вводную часть news-релиза, уже получает всю фактическую информацию относительно новостного события, которому он посвящен.
♦ Основной текст принято писать по так называемой в журналистике практике «перевернутой пирамиды». Это означает, что первый или первые два абзаца основной части текста релиза раскрывают более подробно то, что было заявлено в вводной части. Следующие абзацы должны освещать дополнительные детали. Необходимость такого построения объясняют разными причинами. Если редактор не заинтересуется, прочитав первые абзацы, он вряд ли будет читать остальные, значит, главное должно быть в начальной части основного текста. Редактируя news-релиз и сокращая его для публикации, редакторы выкидывают скорее конец, а не начало.
♦ Конечный абзац должен логически завершать содержание news-релиза.
Стоит добавить еще несколько подсказок, которые помогут избежать грубых ошибок при написании news-релизов:
♦ если вы хотите использовать один и тот же новостной материал для распространения через разные средства массовой коммуникации, напишите разные news-релизы с учетом специфики каждого из них (газета, профессиональный журнал, радио, телевидение, Интернет);
♦ не злоупотребляйте использованием специальной терминологии, старайтесь все сказать простыми словами;
♦ прежде чем отправить news-релиз, проверяйте и перепроверяйте его с точки зрения стиля, орфографии, отсутствия повторений, последовательности и логичности изложения.
Помимо рассмотренных видов news-релизов, составляемых целенаправленно для средств массовой коммуникации, на фирме также создаются и другие типы релизов:
♦ бизнес-релиздля партнеров или специалистов одного с данной фирмой профиля с информационным материалом, но распространяется такой бизнес-релиз всегда прямой адресной рассылкой и для средств массовой коммуникации не предназначается;
♦ специальный релиздля потребителей с информацией о товаре или услуге, который распространяется также либо прямой рассылкой, либо раздается в местах торговли или оказания услуг;
♦ финансовый релиз,содержащий информацию о доходах фирмы и предназначенный держателям акций.
Ко дню проведения пресс-конференции фирма, да и организация любого другого типа, готовит специальный пакет документов, предназначенный для вручения журналистам при входе в помещение, где будет проходить встреча с представителями средств массовой информации, и называемый пресс-кит. Последний представляет собой специального образца папку с внутренними карманами, в которую помещаются следующие материалы:
♦ текст анонс-релиза, который ранее высылался в средства массовой коммуникации для информации о проведении пресс-конференции;
♦ более подробный текст news-релиза по теме пресс-конференции для сведения тех журналистов, которые будут готовить подробную и объемную публикацию;
♦ список выступающих и краткий текст их выступлений;
♦ основные сведения о лицах, ведущих пресс-конференцию, включая их должности и полученное образование;
♦ дополнительные информационные материалы, фотографии, графики и диаграммы по усмотрению фирмы;
♦ мелкие рекламные образцы продукции фирмы (пластиковый мешок с логотипом фирмы, блокнот, ручка и т. п.);
♦ визитные карточки лиц, ведущих пресс-конференцию. Несколько дополнительных рекомендаций по ведению пресс-конференции:
♦ не забывайте, что журналисты приходят на конференцию за новостями;
♦ старайтесь приглашать на пресс-конференцию журналистов, пишущих по вопросам, близким к теме мероприятия;
♦ выступая, не волнуйтесь излишне, журналисты — такие же люди, и им понятны ваши волнения;
♦ обязательно выступайте по заранее подготовленному тексту, не отклоняйтесь от основной темы;
♦ планируйте на пресс-конференции не более трех выступлений от фирмы (5 мин на основное выступление и 3-4 мин на дополнительные);
♦ на вопросы и ответы отведите 20-30 мин;
♦ вся пресс-конференция должна занять от 1 ч до 1,5 ч (максимум) и строго соответствовать времени, указанному в пригласительном билете на пресс-конференцию.
Самое удобное время для проведения пресс-конференции — между 10 ч утра и 3 ч дня, так как крайние сроки подачи материалов журналистами в свои редакции лежат где-то за этими пределами: у дневных газет время подписания в печать приходится на вечер, у вечерних — на утро. Материал, отснятый для телевидения, тележурналист должен доставить в студию за 2-3 ч до начала передачи.
Выбор места также заслуживает особого внимания, и если пресс-конференция не проводится в каком-нибудь хорошо известном журналистам месте (конференц-холл пятизвездочного отеля, например), следует приложить подробную информацию и план с указанием проезда на автомобиле, а также обеспечить возможность удобной парковки (особенно для тележурналистов). Также нужно указать все виды городского транспорта, которыми можно воспользоваться, чтобы добраться до места проведения пресс-конференции. Когда место проведения пресс-конференции уже определено, необходимо позаботиться о следующем:
♦ удобных посадочных мест должно быть достаточно для всех приглашенных по списку, плюс 10-15 мест дополнительно;
♦ персонал, обслуживающий проведение пресс-конференции, должен быть компетентным и квалифицированным;
♦ количество подготовленных пресс-китов должно превышать на 10-15 экземпляров число приглашенных на пресс-конференцию журналистов;
♦ следует подготовить отдельно 2-3 помещения для журналистов, которые пожелают получить личное интервью у лиц, проводивших пресс-конференцию;
♦ если имеется возможность, отдельная комната оборудуется для работы журналистов после окончания пресс-конференции (рабочие столы, телефоны, факсы, компьютеры и другие средства телекоммуникации).
Атмосфера во время пресс-конференции должна быть легкой; между тем со стороны устроителей мероприятия должен быть очевиден высокий профессионализм и открытость по отношению к прессе. Не следует теряться, отвечая на «неудобные» вопросы; если вы не хотите отвечать на какой-то вопрос, произнесите спокойно: «Без комментариев». По окончании пресс-конференции хорошо бы пригласить журналистов на ленч или чашку кофе и продолжить разговор в менее формальной обстановке.
Особое внимание следует обратить на текст и форму пригласительного письма или билета, высылаемого в средства массовой информации. В тексте должно иметься персональное приглашение конкретному журналисту и должны быть приведены все необходимые подробности, касающиеся данной пресс-конференции.