Деловая встреча
НА ДЕЛОВУЮ ВСТРЕЧУ
Название отдела,
рабочей группы.......................................... Дата....................................
Тема..................................................Начало встречи............................
Организатор (инициатор) встречи.........................................................
Окончание встречи............................ Место........................................
Характер встречи....................................................................................
Пожалуйста,принесите следующие материалы......................................
Ожидаемые результаты...........................................................................
Менеджер (председатель)......................................................................
Фасилитатор..........................................................................................
Секретарь..............................................................................................
Участники встречи ..................................................................................
Окончательное решение принимается...................................................
Примечания ............................................................................................
Заключение............................................................................................
Все приглашаемые получают одинаково для всех заполненный бланк приглашения, что обеспечивает равную начальную информацию, а также не требует затраты времени на процедурные вопросы во время встречи.
Все, о чем говорилось ранее, относится к мероприятиям внутри организации, но ведь общеизвестно, что деловые встречи проводятся не только с сотрудниками своей организации, но не менее часто и между представителями разных компаний. И вряд ли рекомендации относительно роли фасилитатора окажутся для них уместными. Ведь при контактах представителей разных организаций работают как бы две команды — каждая пришла на встречу со своими целями и ожиданиями и пытается их реализовать. И поэтому, в самом общем плане, с теоретической точки зрения несущественно, проходит ли встреча между двумя коммерческими организациями или в любом смешанном варианте, представители бизнеса встречаются с администрацией города или некоммерческая общественная организация ищет спонсорской поддержки у деловых кругов. Можно лишь попытаться хотя бы частично вскрыть мотивы таких встреч с представителями внешней аудитории, как у специалистов по связям с общественностью принято называть различные целевые объекты их деятельности, не входящие в состав организации, в интересах которой действует данное PR-агентство или PR-отдел самой организации. А вот мотивы встреч, конечно, будут отличаться разительно в зависимости от того, к каким экономическим секторам относятся организации, планирующие встречу своих представителей. Именно эти встречи, на которых обсуждаются интересы разных сторон, получили название переговоров.
Наиболее частыми причинами встреч между двумя коммерческими организациями являются следующие (на основе устного опроса представителей разных сфер бизнеса):
1) обмен дополнительной информацией о необходимости начать (продолжить, прекратить) партнерские отношения;
2) заключение долгосрочного сотрудничества по поставкам комплектующих товаров;
3) обсуждение совместных действий по комплексному выведению на новые рынки производимой фирмами продукции;
4) обсуждение целесообразности участия в инвестиционных проектах региона;
5) поиски вариантов совместного спонсирования широкомасштабных проектов и акций некоммерческих организаций (например, борьбы с наркоманией).
К участию в таких встречах обе стороны тщательно готовятся, причем помимо изучения всех вопросов, связанных непосредственно с темой переговоров, в организации, с одной стороны, подбираются материалы на возможных участников обсуждения, с другой стороны, учитывается их образование, занимаемые должности, особые личностные характеристики. Обычно участники с обеих сторон приходят на встречу с заранее составленным списком вопросов и вариантом ответов на возможные вопросы другой стороны.
Встречи между представителями организаций из разных экономических секторов проходят совсем на другие темы и в несколько другом ключе. Если в первом случае (встреча: бизнес — бизнес) стороны в равной степени заинтересованы в общении и часто выступают «на равных», то во встрече «бизнес — некоммерческая организация» ситуация совсем иная. Некоммерческая организация жизненно заинтересована во встрече и ее положительном для нее исходе, тогда как фирма или компания, участвующая в мероприятии и критически оценивающая предложения другой стороны, подходит с большой осторожностью к решениям, выгода от принятия которых не всегда очевидна и прозрачна. Ведь не секрет, что в основе таких встреч для некоммерческой организации лежат всегда одни и те же причины: фандрейзинг, поиск спонсирования долгосрочных или краткосрочных проектов, поддержка функционирования благотворительных фондов. Но и в этом случае обе стороны не менее тщательно готовятся к встрече: одна сторона — чтобы убедить, другая — чтобы на основе предварительного исследования и впечатлений от личных переговоров оценить размер возможных рисков.
Можно предложить некоторые рекомендации по проведению деловых встреч (переговоров) между представителями разных организаций:
1) организация, на территории которой проходит встреча, должна позаботиться о создании рабочей и вместе с тем непринужденной обстановки, по возможности с учетом внутреннего мира и психологи-
ческого склада людей, ожидаемых на встрече (например, если заведомо известно, что среди присутствующих будут курящие, имеет смысл в самом начале довести до сведения участников, что каждые полчаса будет объявляться пятиминутный перерыв, так как в помещениях, где проходят заседания, в последнее время курить не принято);
2) обмен визитными карточками в начале встречи (если только это не давние знакомые) важен для того, чтобы знать имена и должности участников переговоров с другой стороны и не ошибаться, обращаясь к ним;
3) первые вопросы от принимающей стороны по теме встречи должны быть сформулированы кратко, но быть интересными для обеих сторон и дискуссионными; взгляды и точку зрения противной стороны легко узнать, если вопросы будут начинаться со слов: «почему», «как», «когда»;
4) в процессе изложения своей позиции противная сторона постепенно вступает в противоречие с вашими взглядами, становится вашим оппонентом; не отвечайте на первое возражение оппонента, позвольте ему продолжить говорить; выслушайте несколько возражений и не отвечайте на них в категорическом тоне (вспомните основные положения теории коммуникации);
5) спокойно и терпеливо выслушайте все, что заранее заготовил ваш оппонент; помните, слушание — активный и трудоемкий процесс, требующий столько же энергии, что и собственная речь;
6) всегда отделяйте сообщение о реальных фактах, цифрах и результатах исследований от изложения взглядов, сомнений, общих рассуждений;
7) если вам все же придется вступить в деловой спор, то:
♦ откажитесь от мысли, что вам поверят на слово;
♦ четко сформулируйте положения, которые вы намерены защищать;
8) в споре вы должны доказать:
♦ истинность своих утверждений;
♦ ошибочность взглядов собеседника;
♦ неубедительность его доводов и выявить их недостатки;
♦ непонимание им ваших мыслей.
В том случае, когда переговоры заканчиваются успешно, в результате их проведения составляется соответствующий документ, свидетельствующий об обязанностях сторон. Далее приводится текст такого соглашения, заключенного между общественной организацией и коммерческим изданием.