ОБРАЗЕЦ БЛАНКА ПРИГЛАШЕНИЯ
Глава 1 Подготовка и проведение деловых встреч
Раздел 2 ОРГАНИЗАЦИЯ PR-МЕРОПРИЯТИЙ
Основные элементы и принципы премирования на предприятии
В соответствии с действующим законодательством Положение о премировании работников предприятия разрабатывается работодателем и до
водится до работников после согласования с профсоюзным комитетом.
Данное Положение является составной частью коллективного договора
предприятия. Механизм премиальной оплаты включает следующие основные элементы:
- показатели и условия премирования;
- размеры премий;
- круг премируемых работников;
- периодичность премирования;
- источник выплаты премий.
Мероприятие, по определению значения этого слова, данного в Словаре русского языка, есть «организованное действие или совокупность действий, имеющих целью осуществление чего-нибудь». Следовательно, такие действия, как встреча, интервью, презентация, пресс-конференция, конференция, юбилейные празднования и другие акции подобного толка, включающие как неизбежную составляющую процесс публичной коммуникации, следует с полным основанием рассматривать как мероприятия. И, как явствует из понятия публичной коммуникации, главной целью при организации любого мероприятия будет или распространение, или обмен информацией. Выбор конкретной формы мероприятия помимо учета основной цели его проведения зависит от многих причин:
♦ новизны, объема и важности, намеченной для передачи информации;
♦ размеров целевой аудитории и других групп общественности, так или иначе заинтересованных в получении этой информации;
♦ правильного выбора времени и места проведения мероприятия;
♦ готовности организации к проведению именно этого, выбранного для достижения поставленной цели, мероприятия.
Имеет смысл сделать еще одно замечание общего характера, прежде чем перейти к более конкретному рассмотрению различных видов коммуникации. Замечание это касается так называемых реально существующих новостных поводов для проведения мероприятия и других, специально создаваемых новостных поводов,имеющих целью лишь привлечение внимания к организации, а не распространение каких-либо новостей (празднование юбилейных дат, например). Привязка мероприятия к юбилейной дате — широко используемый мотив для организации PR-акции и он, конечно, имеет право на существование.
Вряд ли следует доказывать или оспаривать необходимость проведения деловых встреч как таковых, но постараться более глубоко понять, почему именно они занимают так много времени в жизни делового человека, несомненно, нужно. Деловые встречи — это данность, и по свидетельству американского компьютерного информационного справочника только в США ежедневно проходят около 12 млн деловых встреч в день. Многие из этих встреч, носящих информационный характер, как замечает тот же источник, с легкостью могли быть заменены рассылкой письменных циркуляров по электронной почте или телефонными разговорами.
В России информационная служба еще не дает ответа относительно числа встреч, проходящих ежедневно в организациях разного типа, или же об их длительности и численном составе участников, однако даже поверхностное знакомство с деятельностью различных российских организаций, относящихся к разным сферам функционирования, показывает простому наблюдателю, что деловые встречи — одна из широко используемых форм обсуждения и решения проблем. Но всегда ли следует проводить деловую встречу? Ведь она занимает рабочее время приглашенных людей, ее результат не всегда предсказуем, может быть, можно решать вопросы иначе? Генеральный менеджер компании или президент общественного фонда может посчитать следующие причины достаточными для проведения деловой встречи, если:
♦ ему нужна дополнительная информация от лиц, приглашаемых на встречу;
♦ он хочет привлечь этих людей к поиску путей для решения проблемы;
♦ в текущей работе некоторых отделов существуют трудности, влияющие на работу других отделов;
♦ у вас есть серьезные опасения, касающиеся деятельности компании, и вы хотите поделиться ими с другими;
♦ возникла проблема, и неясно, кто и как может взяться за ее решение.
Важно, задумывая проведение деловой встречи, четко знать, чего вы ждете от нее, каковы будут ее последствия. Если после ее проведения ничего не изменится, то такая деловая встреча принесет только вред, а не пользу, так как пустые ожидания и неоправданные надежды только увеличивают у участников убежденность в бессмысленности проведения такого мероприятия.
Можно ли дать рекомендации относительно того, когда заведомо должно стать очевидно, что деловую встречу проводить не нужно? Не следует ее планировать в следующих случаях:
♦ когда для встречи ничего не готово — нет необходимых данных на текущий момент, нужные люди находятся в командировке;
♦ есть вопросы, которые лучше решать при личной встрече с отдельными исполнителями;
♦ можно попросить секретаря передать по телефону одну и ту же информацию целому ряду сотрудников по списку;
♦ тема для обсуждения носит недостаточно серьезный характер для планирования встречи;
♦ когда заведомо не может пройти серьезное и плодотворное обсуждение проблемы из-за открытой неприязни и враждебности сотрудников, участие которых необходимо; лучше дать время для дополнительного обдумывания проблемы этими людьми;
♦ в том случае, если руководитель уже принял решение и не собирается его менять.
Практически в любом учебнике по связям с общественностью можно найти или краткие, или более развернутые рекомендации по организации деловых встреч. Вот, в частности, что пишет по этому поводу Д. Вилкокс (WilcoxD.) [27, с. 520-521] в своих рекомендациях лицам, ответственным за их подготовку и проведение:
1. Если встреча носит открытый характер, оповещение о ее проведении должно быть сделано заблаговременно и по соответствующе выбранным каналам.
2. Не следует изменять изначально предложенную повес тку дня.
3. Встречу следует начинать в точно обозначенное время.
4. Строгое соблюдение регламента должно выполняться всеми выступающими.
5. Должно быть обеспечено соответствие места проведения встречи ее задачам (число мест в аудитории, освещение, акустика, звуко-и видеотехника и т. д.).
6. Время встречи можно сократить, если заранее распространить текст выступлений. Раздачу материалов не следует проводить во время выступлений, это лучше делать до или после выступления конкретного докладчика.
7. Выступления с мест (на конференциях или пресс-конференциях) следует ограничивать по времени и по числу задаваемых вопросов от одного лица, иначе наиболее активные участники встречи захватывают все время, отведенное на дискуссию. Соблюдение регламента и регулирование процесса проведения такого рода встреч входит в обязанности модератора.
8. Важно конструктивное завершение деловой встречи, обычно это делает ведущий.
9. Встречу следует закончить в заранее объявленное время.
Некоторые авторы, например М. Дойл [22], предлагают выделить три основные цели проведения деловой встречи: 1)для получения/распространения информации;
2) для обсуждения проблемы;
3) для принятия коллективного решения.
В связи с тем, что цели проведения встреч у организаций в зависимости от сферы их деятельности могут быть разными, то и подготовка и технология проведения деловых встреч, соответственно, будут отличаться. При этом следует четко понимать различия, существующие между этими тремя целями проведения встреч. В первом случае участники встречи должны были либо подготовить информацию, которую от них предполагается заслушать, либо принять новую информацию, но на этой встрече не планируется ее обсуждение. Во втором случае присутствующих просят принять участие в обсуждении проблемы, на встрече нужно выявить все допустимые пути выхода из ситуации, их последствия, предложить возможности избежать неблагоприятного варианта развития ситуации.
И только в третьем случае участников привлекают к формулированию коллективного решения. Успешное завершение такой деловой встречи во многом зависит от того, как она будет проведена. В данном случае учет того, какой тип управления господствует в организации — иерархический или горизонтальный, — должен определить и процедуру ведения обсуждения.
Если речь идет об иерархическом типе организации, то, во-первых, в обсуждении обязательно принимает участие должностное лицо, которое по положению самостоятельно имеет право принимать решения, однако в данном случае у него еще нет готового решения, ему нужно выслушать мнения своих сотрудников. Будут ли они учтены в конце концов, еще не ясно в ходе общения, но именно из-за отсутствия полной ясности эта встреча и намечается.
Иной характер мероприятия по принятию решения носят в организациях с горизонтальным управлением. Например, общественная организация, управляемая избранным президиумом, или коммерческая фирма, возглавляемая советом директоров, имеет два возможных пути принятия решения. Прежде всего следует назвать консенсус, когда в результате выслушивания разных мнений участники приходят к общему согласию.
Следует также помнить, что консенсус вовсе не означает компромисс, а вынуждает участников встречи как бы по кругу, возвращаясь по несколько раз к предлагаемым решениям, рассматривать все возможности и угрозы, которые несут в себе те или иные предложения. Только когда оптимальный вариант сочетания использования возможностей и устранения угроз, удовлетворяющий абсолютно всех участников, найден, можно говорить о том, что консенсус достигнут. Также следует помнить, что вето со стороны хотя бы одного члена встречи вынудит участников вернуться к этой проблеме. Другой путь демократического принятия решения — голосование; решение, за которое проголосовало большинство присутствующих или 50% плюс 1 голос, в зависимости от того, что записано в уставе организации.
В начале книги уже упоминалось об интерактивном методе, разработанном в США, правильное использование которого обеспечивает более эффективное проведение деловых встреч. Один из сторонников и пропагандистов этого метода, М. Дойл, утверждает, что интерактивный метод:
1) эффективен в организации любого типа управления (иерархического и горизонтального);
2) показывает, как фасилитатор и использование приема «групповой памяти» способствуют нахождению более быстрых и правильных ответов;
3) создает благоприятный климат и обеспечивает равное участие всем приглашенным;
4) сокращает время встречи на 15%.
М. Дойл далее указывает, что в основном успешность проведения деловой встречи строится на четырех фигурах — обязательных участниках деловых встреч, которые все вместе общими усилиями формируют самокорректирующуюся систему проверок и поддержания равновесия между собравшимися.
Все эти четыре персонажа и значимость их участия равны, каждый в соответствии со своей ролью содействует созданию рабочего настроения на встрече и ее продуктивности. Они создают атмосферу важности присутствия при обсуждении каждого участника, одновременно формируя в них уверенность личной причастности, а не просто присутствия, когда даже бывает неизвестно, зачем тот или иной участник вообще приглашен на эту встречу.
Кто же эти ключевые фигуры и какие роли они призваны исполнять?
Фасилитатор— нейтральное лицо, участник, который не высказывает своих соображений и не участвует в оценке и обсуждении чужих идей. Его роль заключается в том, чтобы помочь участникам встречи сконцентрировать свои усилия в соответствии с целями встречи. Он обеспечивает равные возможности для каждого участника получить слово, устраняет желание одного лица захватить инициативу и навязать другим свое мнение и видение проблемы, отвечает за всю процедуру проведения встречи. Именно он ответственен за создание позитивного и благоприятного климата на встрече, чтобы каждый участник, если у него есть что сказать, был услышан. При этом руководитель организации или отдела, в рамках которых проходит встреча, участвует наравне со всеми, не утрачивая своего значения, но и не являясь особой фигурой на встрече только в силу занимаемой должности.
Рис. 3. Схема самокорректирующейся системы: М/Р — менеджер или руководитель, УВ — участник встречи, Ф — фасилитатор, С — секретарь
Секретарь— тоже нейтральное лицо. Его обязанность заключается в четкой регистрации высказанных предложений с указанием их авторов, в ведении записей, фиксирующих все предложения, сделанные участниками встречи, и к которым обращаются, чтобы вспомнить, кто и что сказал. Эти записи иногда называют «групповой памятью».
Каждый отдельный участник встречитакже является ключевой фигурой, он тщательно следит за работой фасилитатора и секретаря и, если они превышают свои права, может указать им на это; именно ему принадлежит самая активная и творческая роль в процесс встречи, и он должен полностью использовать это свое преимущество.
Генеральный менеджер/руководитель/председательпо закону интерактивного метода проведения встреч, как правило, сам не ведет встречу, но имеет равные права со всеми остальными. В противном случае он, несомненно, оказывает давление на присутствующих, и выработка группового мнения окажется невозможной. Конечно, по окончании встречи он будет решать, учесть ли ему это групповое мнение или принять собственное решение, но это будет уже за пределами встречи, и, в конце концов, это — его право. Менеджер принимает все ответственные решения, определяет сроки, выдает поручения и отслеживает их выполнение, отвечает за успешную деятельность организации.
А. Н. Чумиков подробно останавливается на описании процесса фасилитации и роли фасилитатора, призванного помочь участникам встречи прийти к желаемому или приемлемому для всех решению. Он пишет: «В идеале профессиональный фасилитатор не просто помогает некоторой группе принять решение в конкретном случае, но и в ходе процесса обсуждения обучает членов группы навыкам фасилитации. Таким образом, зависимость группы от профессионального фасилитатора постепенно ослабляется, и в перспективе она может сохранять достигнутый уровень групповой эффективности и без его помощи» [15, с. 183-184].
Российский опыт подтверждает эту последнюю мысль. Действительно, два человека, функции которых на встрече были названы первыми, — фасилитатор и секретарь— совсем не обязательно должны быть профессионалами в области проведения и организации деловых встреч, да и присутствие посторонних практически всегда нежелательно, хотя эти люди и нейтральны, и лично не заинтересованы в результатах встречи лиц (ведь ни фасилитатор, ни секретарь не должны быть ни «за», ни «против»). В таком случае ситуация решается, как правило, следующим образом.
Роль секретаряможет исполнять любой участник встречи; требования к нему заключаются в том, чтобы в краткой форме фиксировались все высказанные предложения и принятые решения. Причем эти предложения, если следовать четко рекомендациям интерактивного метода, секретарь должен записывать на доске или экране для того, чтобы присутствующие на встрече могли видеть запись и были уверены, что их мысль передана верно. Кроме того, такая запись важна еще и потому, что фиксировать и сохранять в памяти предложения, высказанные другими, всегда непросто. По окончании встречи «секретарь» редактирует записанный материал и передает менеджеру для исполнения или принятия к сведению, в зависимости от целей встречи.
На роль фасилитаторавыбирается (назначается) человек из числа наиболее уважаемых сотрудников в этой организации (может быть, представитель старшего поколения, но и это совсем не обязательно), который знакомится с основными требованиями ведения встречи. Он должен знать повестку дня и четко ее придерживаться, не позволяя выступающим уводить других участников встречи в обсуждение или решение вопросов, не представленных в ней. Мероприятие всегда имеет определенные временные пределы, и фасилитатор, начиная встречу в точно назначенное время, напоминает присутствующим, когда она должна закончиться. Основные качества, которые он должен проявлять во время проведения встречи: спокойствие, объективность, нелицеприятность, ответственность (всем участникам необходимо иметь равные права и равное время для выступления), умение предотвратить возможности личных выпадов среди присутствующих во время жарких споров. Обязанности фасилитатора в организации возлагаются на сотрудника временно, скажем, на 1 год, в следующем году эти обязанности перейдут к другому лицу, что, несомненно, будет содействовать пониманию важности развития и укрепления демократических начал в управлении организации.
Все эти рекомендации относительно обоснованности использования услуг фасилитатора, конечно, относятся к встречам, на которые приглашаются сотрудники одной организации; это так называемые рабочие встречи, проводимые в рабочее время, и временной фактор играет большую роль — ведь от исполнения своих непосредственных повседневных обязанностей отрываются люди из руководящего звена, хотя, конечно, и для решения или обсуждения вопросов, не менее важных для организации. Наиболее успешно используются услуги фасилитатора во время деловых встреч, проходящих в рамках так называемого «мозгового штурма».
Стратегия встречи по принципу «мозгового штурма» базируется на двух основных началах: приветствуется любое креативное предложение или идея (и, вероятно, даже не очень креативное поначалу, оно в дальнейшем может быть развито и доработано), и никакого окончательного решения и выбора лучшего предложения на встрече не происходит. Правила проведения такой встречи очень просты: каждый вносит столько предложений или высказывает столько идей, сколько ему придет в голову. Они все фиксируются секретарем, причем ни критиковать, ни давать оценку чужим предложениям или идеям в ходе встречи не разрешается. Метод «мозгового штурма» регулярно используют рекламисты при создании рекламного текста, выбора заголовка или иллюстрации.
В качестве момента, завершающего подготовительный этап разработки деловой встречи, следует продумать процедуру приглашения запланированных участников. Конечно, широко известен вариант, когда секретарь начальника звонит и сообщает, что через час шеф собирает совещание по вопросу... Или же вы получаете за неделю письменное личное приглашение, в котором будут перечислены вопросы, подлежащие рассмотрению. Гораздо более удобен вариант, когда организация имеет утвержденный формат приглашения на встречу, бланки которого имеются во всех подразделениях организации. Этот же документ с пометкой о выполнении и основных замечаниях может быть передан в архив организации.