Тема 2. ПОРЯДОК РАБОТЫ С НАЛИЧНОЙ ДЕНЕЖНОЙ

ОБРАЩЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Тема 1. ОРГАНИЗАЦИЯ НАЛИЧНОГО ДЕНЕЖНОГО

Налично-денежный оборот представляет собой совокупность платежей наличными деньгами за определенный период времени. Характеризуется использованием наличных денег населением, организациями, предпринимателями в качестве средства обращения и платежа. Налично-денежный оборот формируется за счет непрерывного движения денег (наличное денежное обращение), опосредствующего оплату товаров, оказываемых услуг, выполняемых работ и других платежей.

Наличные деньги начинают свое движение из касс банков (источники - поступление наличных денег от клиентов, других коммерческих банков, Национального банка). Организации за счет имеющихся на своих счетах средств, полученного кредита, поступлений бюджетных и внебюджетных средств получают наличные деньги в кассах обслуживающих их коммерческих банков. Указанные суммы предназначены для выплат, осуществления платежей наличными деньгами. В дальнейшем движении наличные деньги в основном переходят к населению и используются на покупку товаров, оплату услуг, работ, платежей в пользу государственного бюджета, юридических и физических лиц. Расходование части наличных денег может быть отложено (сбережения населения). От населения наличные деньги опять поступают в кассы организаций, но последние не всегда могут ими воспользоваться для денежных расчетов, минуя банк, и обязаны сдавать для зачисления на расчетные (текущие) счета. Таким образом, наличные деньги, начав свое движение из касс банков, и пройдя все каналы обращения, возвращаются обратно в банки, чтобы начать новый оборот. Одни и те же денежные знаки могут совершать множество кругооборотов, обращение наличных денег происходит непрерывно, и в центре его находятся банки. Подобная позиция в кругообороте наличных денег чрезвычайно важна, ведь она позволяет концентрировать наличные деньги в банках, что, в свою очередь, приводит к ускорению их обращения, сокращению издержек по денежному обороту, обеспечивается их плавный переход в безналичную денежную сферу и наоборот, предотвращаются встречные перевозки денег, создается возможность контроля за расходованием наличных денег.

Возможные задержки наличных денег в кассах организаций ограничиваются тем, что банки устанавливают им предельные суммы наличных денег в кассе, сроки их сдачи в банки (организации связи). Кроме того, определен возможный расход на месте поступающей денежной выручки самими организациями.

Характерной чертой развития денежного обращения в республике является его организация и регулирование.

В процессе организации денежного оборота решаются такие важные экономические задачи, как:

- определение общего объема налично-денежного оборота, его структуры;

- направление денежных потоков;

- размещение денежной массы по территории страны;

- определение массы денег в наличной форме, находящейся в обращении;

- расчет эмиссионного результата за (на) определенный период.

Прогноз наличного денежного оборота составляется на основе прогноза основных направлений социально-экономического развития, а также данных анализа кассовых оборотов банков за предыдущие периоды и оценки ожидаемых кассовых оборотов за квартал, предшествующий прогнозируемому.

Квартальные прогнозы наличного денежного оборота составляются главными управлениями, учреждениями (соответствующими подразделениями) Национального банка, определяется прогнозируемый эмиссионный результат.

В соответствии с Банковским кодексом РБ (Закон № 145-3 от 17.07. 2006 г., ст. 28) Национальному банку принадлежит исключительное право эмиссии наличных денег в виде банкнот и монет в форме выпуска их в обращение путем продажи банкам, покупки иностранной валюты и других валютных ценностей у юридических и физических лиц.

Национальный банк организует обращение наличных денег на территории РБ (определяет номинал (достоинство) и другие характеристики белорусского рубля, обеспечивает публикацию описания наличных денег в официальных средствах массовой информации, печатание банкнот, чеканку монет, хранение, уничтожение изъятых из обращения банкнот и монет. Ему принадлежит исключительное право изъятия из обращения выпущенных им наличных денег. Он без ограничений обменивает ветхие и поврежденные банкноты и монеты в соответствии с установленными правилами, создает резервные фонды банкнот и монет, распоряжается этими фондами. Национальный банк выпускает в качестве объектов коллекционирования памятные банкноты, памятные и слитковые (инвестиционные) монеты из драгоценных и недрагоценных металлов).

Национальный банк в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь в области денежного обращения устанавливает:

1) порядок ведения кассовых операций, порядок работы банков с денежной наличностью, меры ответственности за нарушения;

2) правила хранения, инкассации и перевозки денежной наличности и других ценностей;

3) правила осуществления эмиссионно-кассовых операций;

4) правила определения признаков платежности наличных денег, порядок замены ветхих и поврежденных банкнот и монет, порядок их уничтожения.

Рассмотрим основные принципы организации наличного денежного обращения:

- исключительное право эмиссии и изъятия из обращения наличных денег принадлежит Национальному банку Республики Беларусь;

- Национальный банк разрабатывает основные направления денежно-кредитной политики РБ, организует обращение наличных денег и денежное обращение с целью обеспечить защиту и устойчивость национальной валюты, в т.ч. покупательной способности, надежное и эффективное функционирование системы расчетов с использованием наличных денег и в целом платежной системы;

- регулирование и организация денежного обращения осуществляется Национальным банком;

- организации обязаны хранить денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах;

- кассовое обслуживание организаций осуществляется на основании договора, заключенного с банком;

- банки устанавливают лимит остатка кассы и размер расходования наличных денег из выручки, порядок и сроки сдачи наличных денег;

- организации могут получать наличные деньги только в обслуживающих их учреждениях банков, включая структурные подразделения (расчетно - кассовые центры, центры банковских услуг, кассы банка в организации);

- обращение наличных денег является объектом прогнозного планирования;

- организации обязаны соблюдать единый порядок проведения, учета и оформления кассовых операций, расчетов наличными денежными средствами, установленный Национальным банком РБ;

- функции контроля за порядком ведения организациями кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами возложены на государственные контролирующие органы Республики Беларусь (Комитет государственного контроля и инспекция Министерства по налогам и сборам). Банки освобождены от обязательной функции контроля.

Основные определения, используемые при изучении данной темы:

- касса – подразделение организации, осуществляющее кассовые операции; специально оборудованное помещение или место приема, выдачи, хранения наличных денег, ценностей, кассовых документов; все наличные деньги, имеющиеся у данной организации;

- кассовые операции – оприходование в кассу наличных денег; соблюдение лимита остатка кассы, порядка и сроков сдачи наличных денег; прием и выдача наличных денег из касс организации; оформление кассовых документов; порядок использования выручки; порядок и целевое использование наличных денег, полученных из касс банков; порядок ведения Регистра бухгалтерского учета и хранения наличных денег и других ценностей. В соответствии с Инструкцией о порядке ведения кассовых операций №4 от 17.01.2008 г. под кассовыми операциями понимают операции юридического лица, подразделения между собой, с банком и (или) с физическими лицами, которые связаны с приемом в кассу и (или) выдачей из кассы наличных денег с отражением этих операций в соответствующих книгах учета;

- наличная денежная выручка – все наличные деньги, поступившие в кассу юридического лица, подразделения (за исключением наличных денег, полученных по денежному чеку в банке, и возврата наличных денег, ранее выданных на командировочные расходы, на расчеты, осуществляемые между юридическими лицами, выплаты, входящие в состав фонда заработной платы);

- лимит остатка кассы – предельный остаток, максимально допускаемая сумма наличных денег, которая может храниться в кассе юридического лица, подразделения по состоянию на конец рабочего дня.

ВЫРУЧКОЙ юридического лица, подразделения

Наличные деньги, поступающие в кассы юридического лица, подразделения, в сумме, превышающей установленный обслуживающим банком лимит, подлежат сдаче с последующим их зачислением на расчетные (текущие) счета в:

кассы учреждений банков непосредственно при явке представителя юридического лица, подразделения:

- операционные (дневные),

- вечерние.

Данный факт, в конечном счете, влияет на время зачисления средств, поступивших в кассу банка, на счет получателя: наличная денежная выручка, поступившая в вечернюю кассу банка зачисляется на соответствующий счет юридического лица, подразделения на следующий рабочий день.

Для приема денежной наличности от клиентов в течение банковского дня в банке создаются приходные кассы. Прием денежной наличности от клиентов в кассу банка производится по объявлению на взнос наличными (комплект документов, состоящий из объявления, ордера, квитанции - приложение 1).

Приходный документ представляется в операционный отдел ответственному исполнителю, который после соответствующей проверки передает объявление … кассиру. Кассир, в свою очередь, осуществляет проверку, вызывает вносителя денежной наличности и принимает ее полистным пересчетом. После пересчета денежной наличности и сверки с суммой, указанной в документе, заверяет квитанцию и выдает вносителю (при соответствии сумм). Если у вносителя обнаружено расхождение (недостача или излишек) между суммой сдаваемой денежной наличности и суммой, указанной в объявлении …, а также при обнаружении сомнительных и неплатежных банкнот, денежная наличность возвращается вносителю (за исключением сомнительных и неплатежных банкнот), составляется акт (приложение 6) и предлагается заново заполнить приходный кассовый документ на фактически вносимую сумму.

Для приема денежной выручки от юридических лиц, подразделений, имеющих постоянное ее поступление, после завершения операционного дня в банке может быть открыта вечерняя касса. Порядок приема выручки в вечернюю кассу идентичен порядку приема в операционную кассу.

Кроме того, в соответствии с действующим законодательством, при условии заключения соответствующего договора с обслуживающим банком, наличная денежная выручка может быть сдана:

1) в кассу банка в организации;

2) инкассаторской службе банка (при наличии такого подразделения в банке и соответствующего договора с ним) (приложение 2). На каждый инкассируемый объект ежемесячно оформляется явочная карточка (приложение 3) с присвоением ему номера, под которым оно зарегистрировано в банке. Клиенту выдается необходимое количество специальных инкассаторских сумок. Юридическое лицо, подразделение представляет в банк два образца оттисков пломбиров, которыми будут пломбироваться сумки с денежной выручкой. Один экземпляр заверенного образца пломбы (заверяется пломбиром начальника службы инкассации путем наложения пломбы на шпагат ниже образца пломбы клиента) возвращается назад. Для сдачи денежной выручки в банк на каждую сумку юридическое лицо, подразделение выписывает под копирку комплект препроводительной ведомости к сумке с денежной выручкой (приложение 4): 1-й экземпляр вкладывается в сумку, 2-й (накладная к сумке) – передается инкассатору, 3-й – (копия препроводительной ведомости) – остается у клиента. Перед получением сумки инкассатор предъявляет кассиру юридического лица, подразделения удостоверение личности инкассатора, доверенность на сбор денежной выручки (приложение 5), явочную карточку (приложение 3) и порожнюю сумку. Кассир, в свою очередь, предъявляет заверенный образец оттиска пломбира, сумку, накладную к ней, копию препроводительной ведомости, после чего производит все необходимые записи в явочной карточке. Инкассатор после соответствующей проверки (проверяется целостность сумки, правильность ее опломбирования, оформления препроводительной ведомости, производства записей в явочной карточке) расписывается на копии препроводительной ведомости и вместе с порожней сумкой передает ее кассиру. В случае выявления нарушения целостности сумки, правильности ее опломбирования или неправильного оформления сопроводительных документов прием сумки прекращается, устраняются нарушения, исправление которых не нарушает график работы инкассаторов. В остальных случаях прием сумки с ценностями осуществляется повторным заездом в удобное для бригады инкассаторов время. Сумки с денежной выручкой, доставленные в банк, инкассаторы сдают в дневную или в вечернюю кассу;

в кассу организации Министерства связи и информатизации (при условии заключении договора на оказание подобных услуг).

Уровень вознаграждения, взимаемый организациями связи в настоящее время, колеблется в пределах 8–12 % от сдаваемой суммы. Кроме того, в соответствии с действующим законодательством зачисление на счета получателей средств должно производиться не позднее следующего рабочего дня в зависимости от времени сдачи денежной наличности. Однако, в действительности довольно часто имеют место случаи задержки зачисления денежных средств в среднем на 1–4 дня.

С другой стороны, наличная денежная выручка, поступившая в кассу организации связи, – один из источников денежной наличности, который пополняется практически ежедневно из касс учреждений банков за определенную оплату. В данном случае юридическое лицо, подразделение – сдатчик никакой компенсации за сданную сумму не получает.

Итак, проанализировав все возможности для сдачи субъектами хозяйствования наличной денежной выручки, можно сделать вывод, что наиболее приемлемый для организации АПК - первый вариант.

Руководители юридических лиц, подразделений обязаны обеспечить сохранность наличных денег в кассе, при доставке их в банк (самостоятельно либо совместно со службами инкассации банков в соответствии с заключенными договорами при предъявлении инкассаторами банка доверенности на перевозку ценностей (приложение 13).

При приеме наличных денег юридические лица, подразделения обязаны проверять их подлинность и платежность в соответствии с признаками платежности (приложение 12).

Обратимся к вопросу оприходования наличных денег юридическими лицами, подразделениями. В настоящее время имеют место проблемы: несвоевременное оприходование и неоприходование наличных денег, поступивших в кассу субъекта хозяйствования.

Под оприходованием наличных денег юридическим лицом, подразделением следует понимать документальное оформление приема наличных денег в кассу по приходным кассовым ордерам или другим приходным документам, или с использованием кассовых суммирующих аппаратов, или специальных компьютерных систем, или билетопечатающих машин, или таксометров (должны быть зарегистрированы в налоговых органах) в день совершения операции и осуществление в этот же день кассиром соответствующих записей в товарно-денежных, сменных отчетах, других регистрах бухгалтерского учета на конец рабочего дня (смены) либо записи показаний суммирующих денежных счетчиков в книге кассира-операциониста.

Следовательно, неоприходование означает прием наличных денег в кассу без соответствующего составления приходного кассового ордера или других приходных документов, или без использования кассового суммирующего аппарата, или без специальной компьютерной системы, или без билетопечатающей машины, или без таксометра, и без осуществления кассиром соответствующих записей в товарно-денежных, сменных отчетах, других регистрах бухгалтерского учета на конец рабочего дня (смены) либо записи показаний суммирующих денежных счетчиков в книге кассира-операциониста.

Несвоевременное оприходование наличных денег – документальное оформление приема наличных денег в кассу по приходному кассовому ордеру, другим приходным документам, с использованием кассового суммирующего аппарата, специальной компьютерной системы, билетопечатающей машины, таксометра в день совершения операции без производства соответствующих записей в товарно-денежных, сменных отчетах, других регистрах бухгалтерского учета на конец рабочего дня (смены) либо записи показаний суммирующих денежных счетчиков в книге кассира-операциониста.

В последние годы, в период становления новых экономических механизмов, организации – производители сельскохозяйственной продукции самостоятельно занимаются реализацией своей продукции посредством розничной торговой деятельности на рынках, выездной, ярмарочной торговли. Как правило, подобная реализация имеет место в выходные либо праздничные дни. Встает вопрос: когда же следует оприходовать полученную денежную выручку? Наличная денежная выручка должна быть оприходована в день ее поступления (данное обстоятельство подтверждается рядом бухгалтерских и учетных документов: командировочные удостоверения, путевые листы, товарно-транспортные накладные, доверенности, товарные отчеты и др.).

Для установления порядка и сроков сдачи наличных денег, лимита остатка кассы, размеров расходования наличных денег из выручки юридические лица, подразделения составляют и представляют в обслуживающий банк Заявку на установление лимита остатка и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в кассу на __ год (приложение 7). Названный документ представляется в банк ежегодно, как правило, в течение первого квартала в срок, установленный банком для каждого клиента (действителен в течение срока, указанного в решении банка). Сроки подачи Заявки…в банк устанавливаются в договоре расчетного (текущего банковского) счета, в последующем – в решении обслуживающего банка на основании представленной ранее заявки.

Однако, в связи с тем, что непредставление названного документа в срок влечет за собой серьезные последствия (срок сдачи наличных денег считается ежедневным, лимит остатка кассы – нулевым, а несданные в банк наличные деньги – сверхлимитными) банки в целях защиты интересов своих клиентов, начиная с 2001 г., предлагают им представлять заявку на установление лимита остатка накануне, т.е. в декабре отчетного года на очередной год, либо устанавливают переходящие сроки действия Заявки….

Обслуживающим банком для своих клиентов (субъектов хозяйствования) могут быть установлены следующие сроки сдачи наличных денег: 1) ежедневно, независимо от дня поступления выручки в кассу юридического лица, подразделения (для клиентов, расположенных в населенном пункте, где имеются банки или организации связи); 2) один раз в несколько дней, но не реже одного раза в 7 дней (для клиентов, расположенных в населенном пункте, где нет банков или организаций связи, или находящихся на отдаленном расстоянии от них; и имеющих незначительные ежедневные либо периодические поступления наличных денег в кассы). Однако, в отдельных случаях, исходя из особенностей деятельности субъекта хозяйствования, по его обоснованному ходатайству банком могут быть установлены другие сроки (учитывается необходимость ускорения оборачиваемости и своевременного поступления денег в банки, обеспечения сохранности, специфика работы юридического лица, подразделения).

В большинстве случаев для сельскохозяйственных организаций банк устанавливает срок сдачи наличной выручки – один раз в несколько дней, но не реже одного раза в 7 дней.

В случае образования сверхлимитного остатка кассы субъект хозяйствования должен сдать наличные деньги в банк, независимо от установленных сроков сдачи. В кассе может остаться сумма в пределах фактической потребности в разменных наличных деньгах, но не более пяти базовых величин в расчете на одно рабочее место кассира.

Наличные деньги, полученные от продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг в конце рабочего дня после сдачи выручки самостоятельно (заезда инкассаторов) не являются сверхлимитными в случае документального подтверждения времени указанных действий и сдачи их на следующий рабочий день.

В кассах юридических лиц, подразделений могут храниться наличные деньги в пределах установленных учреждениями банков лимитов остатка, независимо от установленного срока сдачи наличных денег. При установлении лимита банк исходит из правила: обеспечение фактической потребности в разменных наличных деньгах, необходимых для нормальной работы субъекта хозяйствования с утра следующего рабочего дня.

Лимит остатка кассы устанавливается по времени на конец рабочего дня юридического лица, подразделения с учетом особенностей деятельности, режима работы, порядка и сроков сдачи наличных денег в банк, времени заезда инкассации, обеспечения сохранности и сокращения встречных перевозок наличных денег, среднедневной выручки и среднедневного расхода наличных денег (кроме расходов на оплату труда, стипендий, пенсий, пособий, дивидендов).

Лимит остатка кассы устанавливается либо в пределах среднедневного прихода, либо среднедневного расхода, либо среднедневного прихода и среднедневного расхода наличных денег, исходя из целесообразности, по усмотрению руководителя обслуживающего банка, с учетом специфики работы юридического лица, подразделения.

Для сельскохозяйственных организаций, имеющих выручку и сдающих ее в течение рабочего дня или не каждый день, лимит остатка кассы устанавливается обслуживающим банком в зависимости от порядка, установленных сроков сдачи наличных денег (выручки) и ее суммы на основании расчета, представленного в банк (используются данные за 3 предшествующих месяца о среднедневном расходе и среднедневном поступлении наличных денег в кассу организации).

В отдельных случаях, учитывая особенности деятельности юридического лица, подразделения и на основании обоснованного ходатайства, по решению руководителя обслуживающего банка может быть установлен лимит в размере, превышающем установленные нормы.

Лимит остатка кассы устанавливается управляющим обслуживающего банка по согласованию с руководителем юридического лица, подразделения.

В течение года лимит остатка кассы, порядок и сроки сдачи выручки, разрешение на расходование наличных денег из выручки могут быть пересмотрены банком на основании представленной юридическим лицом, подразделением заявки по его обоснованной просьбе. На практике, в основном, подобная необходимость возникает в случае недостаточности установленного размера. Основные причины:

- изменение объема кассовых оборотов (увеличение поступлений наличной денежной выручки);

- изменение условий сдачи выручки ... и др.

Лимит остатка кассы, порядок и сроки сдачи выручки могут быть пересмотрены банком самостоятельно по результатам осуществления контроля за своевременностью и полнотой сдачи выручки в случае изменения объемов кассовых оборотов. По результатам проверки руководителем банка выносится соответствующее решение, копия которого направляется юридическому лицу, подразделению. Решение вступает в силу по истечении десяти рабочих дней после его вынесения.

Следует отметить, что в соответствии с действующим законодательством юридические лица, подразделения имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленного лимита остатка кассы только на оплату труда, выплаты стипендий, пенсий, пособий и дивидендов на срок не более 3 рабочих дней (для сельскохозяйственных организаций – не более 5 рабочих дней), включая день получения денег в банке, либо день наступления указанных выплат при использовании по согласованию с банком на эти цели выручки.

В тех случаях, когда сельскохозяйственные организации в выходные, праздничные дни осуществляют розничную торговлю за наличный расчет на рынках, ярмарках и т.д. и полученную выручку оприходуют в кассу в день ее поступления, может иметь место превышение установленного банком лимита остатка кассы. В целях избежания уплаты штрафных санкций за превышение установленного лимита в Заявке … предприятие делает специальную ссылку на подобные случаи и просит банк в виде исключения разрешить допускать сверхлимитные остатки в кассе в течение ограниченного срока (до наступления первого рабочего дня) с последующей сдачей выручки в банк в указанный срок. Как правило, банки не отказывают в выдаче подобного разрешения.

Особую значимость в настоящее время имеют вопросы использования наличных денег, поступивших в кассу юридического лица, подразделения. Субъекты хозяйствования по разрешению обслуживающего банка могут использовать выручку на цели, установленные законодательством, при отсутствии картотеки расчетных документов №2. Банки устанавливают размер расходования наличных денег из выручки, поступившей в кассу юридических лиц, подразделений:

- реализующих товары (работы, услуги) за наличные деньги и имеющих постоянное их поступление, в т.ч. содержащих на своем балансе магазины и мелкорозничную сеть;

- занимающихся одновременно производственной и торговой деятельностью, в кассу которых постоянно поступает выручка.

Что касается других субъектов хозяйствования, то решение об установлении размера расходования наличных денег из выручки принимается банком в исключительных случаях, исходя из целесообразности. При определении целесообразности банк руководствуется следующими условиями:

- задолженность по обязательным платежам в бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды;

- задолженность перед обслуживающим банком за услуги, по полученным кредитам и процентам по ним;

- наличие картотеки неплатежей и др.

Следовательно, сельскохозяйственные организации в конкретном случае не имеют право претендовать на получение разрешения банка на использование наличных денег из выручки.

Однако существуют исключения. Разрешение обслуживающего банка на расходование наличных денег из выручки не требуется:

а)юридическим лицам, подразделениям при выплате сумм, соответствующих 1,5 размера бюджета прожиточного минимума для трудоспособного населения, скорректированного в период между утверждениями его размеров на индекс потребительских цен на каждого работника с учетом коэффициентов повышения тарифных ставок рабочих в установленном порядке, исходя из среднесписочной численности работников (сведения публикуются ежеквартально в республиканских средствах массовой информации в ценах последнего месяца предшествующего квартала); и размеру оплаты отпусков, выходных пособий, алиментов, пособий по государственному социальному страхованию.

В состав выплат (кроме заработной платы) входят следующие:

1) сумма отпускных (в размере полной потребности);

2) сумма выходных пособий (в размере полной потребности);

3) сумма алиментов (в размере полной потребности);

4) сумма пособий по государственному социальному страхованию (пособия, выплачиваемые из средств фонда социальной защиты населения) (в размере полной потребности).

Более подробно остановимся на данном вопросе, так как, зачастую, сельскохозяйственные организации имеют проблемы с выплатой заработной платы. Рассмотрим порядок выплаты.

Необходимо учитывать два момента: срок выплаты заработной платы и установленный срок сдачи выручки в банк.

1. В соответствии с коллективным договором определяем срок выплаты заработной платы за предыдущий месяц. Заработная плата в соответствии с действующим законодательством может выплачиваться в один или два срока (за 1-ю и 2-ю половину месяца). Кроме того, следует учитывать тот факт, что если срок выплаты заработной платы (пенсий, стипендий, пособий) приходится на пятницу, субботу или воскресенье, то выдача наличных денег может производиться, начиная с четверга, если же на праздничные и предпраздничные дни – не ранее, чем за 3 рабочих дня до их наступления.

Выдача наличных денег из касс организаций для расчетов с увольняемыми и уходящими в очередной отпуск работниками (выходные пособия и отпускные) производится независимо от установленных сроков, не позднее последнего рабочего дня.

2. Если срок сдачи выручки в банк – ежедневно, то выплаты можно производить только из выручки, поступившей в день, соответствующий установленному сроку выплаты. Если срок сдачи выручки - один раз в несколько дней, то отчетный календарный месяц условно разбиваем на семидневки (4), затем выбираем семидневку, на которую приходится срок выплаты заработной платы. Выплаты можно производить из поступивших сумм в указанную семидневку (наличная денежная выручка, поступившая во все остальные семидневки, в установленном порядке сдается в банк).

Сумма выручки, поступившая в кассу организации, в указанную семидневку, разбивается на:

- сумму, которая будет выплачена наличными денежными средствами;

- сумму, подлежащую сдаче в банк с целью оплаты удержанных сумм подоходного налога и взносов по государственному социальному страхованию (пропорционально выплачиваемой сумме заработной платы).

Данное положение обусловлено тем, что в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами уплата налогов и обязательных страховых взносов производится в определенные сроки (в данном случае срок уплаты соответствует сроку выплаты заработной платы) пропорционально сумме заработной платы, выплачиваемой наличными.

б) юридическим лицам, подразделениям при выплате наличных денег физическим лицам, не осуществляющим предпринимательскую деятельность, за закупаемую сельскохозяйственную и дикорастущую продукцию, вторичное сырье, возвратную стеклотару.

в) юридическим лицам, подразделениям при использовании наличных денег для осуществления платежей в бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды.

г) юридическим лицам, подразделениям на расчеты, осуществляемые наличными денежными средствами между юридическими лицами, подразделениями.

д) юридическим лицам, подразделениям при использовании возврата наличных денег, ранее выданных на оплату труда, командировочные расходы, на расчеты, осуществляемые между юридическими лицами, подразделениями, на указанные цели.