Контрольный листок

К показателям качества продукции относятся следующие группы показателей: назначения, надёжности (безотказности, долговечности, ремонтопригодности, сохраняемости), экологичности, эргономичности, технологичности, эстетичности, стандартизации и унификации, патентно–правовые, безопасности применения, сертификационные.

Системы контроля и управления качеством в операционном менеджменте.

По заявлению работника.

Д73-К94- отнесена недостача на виновное лицо

Д94-К71 - отнесена невозвращенная подотчетная сумма на недостачу

Д70К73-удержаны из з/п возмещение невозвращенной подотчетной суммы

 

- профсоюзные взносы, оформление трудовой книжки, удержание страховых взносов)

Д70К76-удержаны из з/п проф.взносы

 

 

(Источник: Р.А.Фатхутдинов Организация производства Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 255с. – (Серия «Вопрос – ответ»))

Качество продукции – совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Качество продукции является основным фактором её конкурентоспособности. С точки зрения степени использования совокупности потребительских свойств товара, различают понятия качество и полезный эффект. Качество – это потенциальная способность товара удовлетворять конкретную потребность, а полезный эффект - действительная (фактическая) способность товара удовлетворять конкретную потребность. Как правило, фактическое значение полезного эффекта товара составляет 40% - 70% его потенциальной способности.

Расчет показателей качества в книге: Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг: Учебник. – М.:Бизнес – школа «Интел – синтез», 2000

Первая система управления качеством продукции была разработана и внедрена на оборонных предприятиях Саратова в 1955 году (система бездефектного изготовления продукции) В дальнейшем она совершенствовалась по пути увеличения числа управляемых функций. На основе отечественных систем управления качеством в 1988г. были приняты международные стандарты ИСО.

 

Концепция всеобщего управления качеством (total quality manaqement, TQM) – концепция, предусматривающая всестороннее целенаправленное и хорошо скоординированное применение систем и методов управления качеством во всех сферах деятельности от исследований и разработок до послепродажного обслуживания при участии руководства фирмы и служащих всех уровней при рациональном использовании технических возможностей. Система TQM включает в себя:

· Контроль в процессе разработки новой продукции

· Оценку качества опытного образца, планирование качества продукции и производственного процесса, контроль, оценку планирование качества поставляемых материалов

· Входной контроль материалов

· Контроль готовой продукции

· Оценку качества продукции

· Оценку качества производственного процесса

· Контроль аппаратуры, дающей информацию о качестве продукции

· Обучение методам обеспечения качества, повышение квалификации персонала

· Гарантийное обслуживание

· Совместную работу по качеству с поставщиками

· Возложение ответственности за деятельность в области качества на высшее руководство фирмы и др.

Не смотря на такой большой перечень, система TQM имеет ряд недостатков и не может быть рекомендована для внедрения на российских предприятиях в качестве глобальной системы, а только как подсистема системы обеспечения конкурентоспособности (СОК).

Повышение качества является главным условием повышения конкурентоспособности и товара и организации. Например, компания «Дженерал электрик» планировала в1997 – 2000 г.г. истратить 10 – 15 млрд. долл. на программу «шесть сигм». Она включает в себя: 1.) таблицу случайных событий; 2.) t - тесты; 3.) планирование эксперимента; 4.) регрессивный анализ; 5.) диаграмму Парето; 6.) статистические методы контроля качества продукции (диаграмма рассеяния, контрольные карты). Реализация программы «шесть сигм» была призвана снизить уровень дефектности до 3 – 4 дефектов на 1 млн. изделий.

В литературе приводятся несколько вариантов набора инструментов качества, которые включают в себя разное количество элементов, например таких: метод расслоения информации по группам факторов, которые влияют на качество процессов; графики; диаграмма Парето; причинно – следственные диаграммы (диаграммы Исикавы); гистограммы; диаграммы разброса; контрольные карты и контрольные листы; построение схемы процесса и др.. Указанные инструменты повышения качества применяются на передовых фирмах Японии, США, Германии и других промышленно развитых стран и применялись на оборонных предприятиях СССР.

Что представляют из себя перечисленные инструменты:

Схема процесса (последовательность операций, маршрутная карта и т.д.) это графическое отображение последовательных стадий процесса, которое даёт представление о программе и может быть полезной для понимания взаимосвязей стадий процесса. Рис. на стр.198.

Контрольный листок (таблица проверок) представляет собой информацию в динамике о различных дефектах для анализа количества и частоты бракованных изделий.

Дефекты Количество дефектов по числам месяца _______
Итого
размер          
контур          
глубина          
масса          
поверхность          
Всего          

 

Причинно-следственная диаграмма (диаграмма Исикавы, диаграмма «рыбий скелет») является результатом структуризации проблемы

       
   
 
 

 


повышение конкурентоспособности товара

 
 

 

 


Причинно-следственная диаграмма уровня конкурентоспособности товара.

1-качество товара 2-качество сервиса товара у его потребителя 3-цена товара 4-затраты на эксплуатацию (применение) товара за его нормативный срок службы 1.1, 1.2 и т.д. - показатели качества товара.

На рисунке показано, что основными факторами конкурентоспособности товара являются: качество товара, качество сервиса товара у его потребителя, цена товара и затраты на эксплуатацию. Для нахождения конкретных причин низкого уровня конкурентоспособности товара необходимо проанализировать все структурные составляющие конкурентоспособности, выявить узкие места (проблемы) в сравнении с показателями основных конкурентов, разработать и внедрить мероприятия по ликвидации узких мест в управлении конкурентоспособностью. На рисунке показаны не все составляющие конкурентоспособности, а только те из них, которые являются причинами отставания от конкурентов.

Система контроля качества продукции - это совокупность методов и средств контроля и регулирования компонентов внешней среды, определяющих уровень качества продукции на стадиях стратегического маркетинга, НИОКР и производства, а также технического контроля на всех стадиях производственного процесса.

Нарушение требований, предъявляемых к качеству изготовляемой продукции, приводит к увеличению издержек производства и потребления. Поэтому своевременное предупреждение возможного нарушения требований к качеству является обязательной предпосылкой обеспечения заданного уровня качества продукции при минимальных затратах на ее производство. Эта задача решается на предприятиях с помощью технического контроля.

Техническим контролем называется проверка соблюдения технических требований, предъявляемых к качеству продукции на всех стадиях ее изготовления, а также производственных условий и факторов, обеспечивающих требуемое качество. Объектами технического контроля являются:

ü материалы и полуфабрикаты, поступающие на предприятие со стороны,

ü продукция предприятия, как в готовом виде, так и на всех стадиях ее производства,

ü технологические процессы,

ü орудия труда,

ü технологическая дисциплина и общая культура производства.

Технический контроль представляет собой комплекс взаимосвязанных и проводимых в соответствии с установленным порядком контрольных операций. Большинство из этих контрольных операций является обязательной частью производственного процесса и поэтому возлагается на рабочих, выполняющих соответствующую производственную операцию. Ряд контрольных мероприятий выполняется бригадирами, мастерами и специальным персоналом – работниками заводского отдела технического контроля.

Общими принципами рациональной организации технического контроля являются:

Ø Охват всех элементов и стадий производственного процесса

Ø Соответствие техники методов и организационных форм контроля особенностям технологии и организации производства

Ø Обоснованность технического контроля надлежащими экономическими расчетами

Ø Обоснованность распределения обязанностей и ответственности между исполнителями технического контроля

Ø Использование эффективных методов статистического контроля

Различают следующие виды технического контроля: профилактический (имеет целью предупреждение появления брака в процессе производства), приемочный (осуществляется с целью выявления и изоляции брака), комплексный (объединяет первые два) и специальный (который решает специфические задачи, например инспекционный контроль).

Методами контроля являются: контроль наладки, статистические методы контроля, выборочный или сплошной контроль, статистический анализ технологического процесса, оборудования, качества продукции.

В условиях конкуренции завоевать соответствующий рыночный сегмент можно, только предоставив потенциальным потребителям достоверную информацию о качестве товара. Исходя из необходимости обеспечения потребителя объективной и достаточной информацией о качестве, стал распространяться такой вид контроля, как сертификация. Сертификация – это контрольная функция, деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям. Она осуществляется третьей, независимой организацией. Во многих странах сертификация основывается на законах о безопасности, сертификации продукции, потенциально опасной для людей и окружающей среды. Сертификация базируется на следующих основных принципах:

1) Обеспечение государственных интересов при оценке безопасности продукции и достоверности информации о ее качестве

2) Добровольность либо обязательность

3) Объективность, т.е. независимость от изготовителя и потребителя

4) Достоверность, т.е. использование профессиональной испытательной базы

5) Исключение дискриминации в сертификации продукции отечественных и зарубежных изготовителей

6) Предоставление изготовителю прав выбора органа по сертификации и испытательной лаборатории

7) Установление ответственности участников сертификации

8) Правовое и техническое обеспечение, а также многофункциональность использования результатов сертификации (сертификатов и знаков соответствия) изготовителем, торговлей, потребителями, органами надзора, таможней, страховыми организациями, биржами, арбитражем, судом

9) Открытость информации о положительных результатах сертификации или о прекращении действия сертификата

10) Разнообразие форм и методов проведения сертификации продукции с учетом ее специфики, характера производства и потребления.

Организация сертификации включает в себя две стадии:

Ø Обеспечение и реализация условий для создания и производства продукции, подлежащей сертификации

Ø Организация и проведение сертификации продукции как подтверждение ее соответствия требованиям нормативно – технической документации

Сертификация имеет экономические и организационно – технические аспекты. Наряду с сертификацией производства и продукции Международной организацией по стандартизации (ИСО) осуществляется сертификация или аккредитация испытательных центров, которые могут проводить сертификацию продукции. Этим центрам ИСО выдает лицензию на сертификацию.

Правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, услуг и иных объектов в России регламентируются Законом РФ «О сертификации продукции и услуг» от 10 июня 1993г., отвечающим международным нормам в этой области. Организация и контроль работ по сертификации осуществляется Комитетом РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России). Методическое руководство этой работой осуществляет ВНИИ сертификации.

Сертификат соответствия (согласно этому закону) – документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям. Знак соответствия – это зарегистрированный в установленном порядке знак, которым по правилам принятым в данной системе сертификации, подтверждается соответствие маркированной им продукции определенным требованиям.

 

 

Принципиальная схема системы сертификации однородной продукции.

 
 

 


Сертификационные центры

           
     
 


Испытательные лаборатории

 

Эксперты - аудиторы

 

Система сертификации однородной продукции относится к определенной продукции, процессам или услугам, для которых применяются одни и те же конкретные стандарты и одна и та же процедура. Система сертификации однородной продукции распространяется на различные виды изделий (например, холодильники, радиоприемники, автомобили, компьютеры), если все они сертифицируются по одним и тем же правилам на соответствие одному и тому же требованию (например, электромагнитной совместимости).

Орган по сертификации — это орган, который проводит сертификацию и несет ответственность за ее результаты. Но он обязательно должен пройти аккредитацию, т. е. получить официальные полномочия на осуществление деятельности по сертификации.

Заявители — предприятия, организации, граждане, обратившиеся с заявкой на проведение сертификации конкретного типа (марки) продукции.

Сертификационные центры — это органы, проводящие сертифи­кацию продукции очень узкой номенклатуры.

Испытательные лаборатории — это производственные подразделения, непосредственно осуществляющие испытания, проверку и сопоставление их результатов.

Во всех системах сертификации важную роль играют эксперты-аудиторы. Они сначала проходят специальную подготовку, затем проходят аттестацию на право проведения определенных видов работ в области сертификации.

 

 

При организации систем сертификации большое внимание уделяется четкому разделению ответственности между участниками сертификации. Например, изготовитель (поставщик, исполнитель) несет ответственность за соответствие продукции требованиям нормативных документов, которые контролируются при сертификации. В свою очередь, продавец отвечает за наличие сертификата и соответствие реализуемой продукции именно этому сертификату. Орган по сертификации несёт ответственность за правильность выдачи сертификата соответствия и подтверждения его действия. За деятельностью аккредитованных органов (лабораторий), экспертов-аудиторов органом по сертификации осуществляется инспекционный контроль

Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией, состоянием ее производства осуществляет орган, проводящий сертификацию этой продукции. Как правило, это делается с привлечением территориальных органов Госстандарта России. В ряде случаев приглашаются представители обществ потребителей.

Законом РФ "О сертификации продукции и услуг" Госстандарту России поручено устанавливать общие правила и рекомендации по проведению сертификации на территории Российской Федерации, осуществлять государственную регистрацию систем сертификации и знаков соответствия. Госстандарт России с участием министерств, ведомств, организаций и предприятий, общественных объединений разработал, утвердил и зарегистрировал в Министерстве юстиции России "Правила проведения работ по сертификации в Российской Федерации" и "Порядок проведения сертификации продукции в Российской Федерации". Разработан и утвержден комплекс документов, устанавливающих требования к органам по сертификации и испытательным лабораториям. Действуют "Правила аккредитации в Российской Федерации". Учитывая международную практику и зарубежный опыт, Правилами предусмотрено разграничение функций по аккредитации и сертификации, создание самостоятельной единой системы аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий. Положения всех указанных документов распространяются как на обязательную, так и на добровольную сертификацию. На их основании формируются любые системы сертификации и устанавливаются процедуры работ.

В Госстандарте России организована государственная регистрация систем обязательной и добровольной сертификации и знаков соответствия. Госстандартом России подписаны соглашения о взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, на которые законодательством РФ возложено установление государственных норм, требований и методов испытаний в определенных областях деятельности и контроль за их выполнением. В целях повышения эффективности принимаемых решений, устранения параллелизма и дублирования в работе министерств и ведомств по вопросам аккредитации и сертификации Госстандартом России создан и функционирует Межведомственный совет по аккредитации и сертификации, в состав которого входят представители федеральных органов исполнительной власти, организаций и общественных объединений. Проводятся заседания Совета, на которых рассматриваются основные направления развития сертификации, программные и основополагающие документы межотраслевого характера

 

Тема 6. Системы контроля и управления качеством в операционных системах.