Последствия глобализации

Раздел 1. Научное познание общества.

Самостоятельная работа:

А) по теме «История воззрений на общество». Выполнить практикум 1, 2 из учебника «Обществознание» Кравченко п.2 с.22-23 (1 час).

Б) по теме «познание окружающего мира». Обсудите и прокомментируйте высказывания (1 час).

- Создает человека природа, но развивает и образует его общество. (В.Г.Белинский)

- Мы живем, действуем и существуем в природе, она есть то, что охватывает человека, благодаря чему он существует. Оторвать человека от природы равносильно тому, как если бы отделить глаза от света, легкие от воздуха. (Л.Фейербах)

В) по теме «Цивилизация и общество». Прочитайте высказывания и ответьте на вопросы (1 час)

- В начале ХХ века А.П. Чехов писал о русской цивилизации «Самолюбие и самомнение у нас европейское, а развитие и поступки азиатские». Эта идея получила наименование «евразийство».

Какие примеры вы можете привести для иллюстрации высказывания. В чем мы похожи на европейцев, в чем на азиатов. Вспомните наше поведение за столом, при встрече, в торжественной обстановке. К какой цивилизации ближе наше воспитание, культура, образование.

- Стиль жизни русского народа – крайности «Или пан, или пропал» - говорит о двойственности русского характера. Он в свою очередь формирует менталитет, суть которого – жить прошлым, мечтая о будущем, ибо настоящее отвратительно. В то же время «священная традиция России – вступать в час опасности и беды добровольцем, отдающим свое достояние и жизнь за дело Божье, всенародное и отечественное» ( Иван Ильин).

Согласны ли вы с позицией автора? Какие исторические события могут служить подтверждением данного высказывания?

Г) подготовить письменное мини-сочинение «Особенности развития российского общества на современном этапе» (1 час).

Раздел 2. Развитие общества.

Самостоятельная работа:

А) заполнить предложенный текст «Последствия глобализации»

Задание: Прочитайте предложенный текст и ответьте на вопросы.

 

Последствия глобализации

Сегодня многие авторы... все чаще обращают внимание на то, что глобализацияне обязательно предполагает принятие единых, универсальных норм и правил поведения... Отнюдь не всегда распространяются западные цивилизационно-культурные образцы. Налицо и обратный процесс. Симптоматичен интерес индустриально развитых сообществ к восточным религиям, африканской культуре и т.п.

Глобализация — гораздо более многосторонний процесс, не сводимый к чисто экономическим составляющим. Так, информационный обмен в планетарной сети Интернет... сам по себе ценен и значим... Проникновение информации сквозь границы способствует демократизации мира, снижению вероятностей авторитарного управления и изоляционизма, ускорению темпов экономического развития... [Новые технологии и биотехнологии] открывают перспективы при борьбе с голодом либо выравнивании продовольственной ситуации между Севером и Югом, а также для прогресса фармакологии и медицины...

Глобализация — это отнюдь не линейный, развивающийся равномерно и позитивно процесс... Многие страны по разным причинам (политическая изо­ляция или самоизоляция, технологические возможности и т.п.) оказались на пе­риферии глобальных тенденций. Более того... разрыв между странами, отдель­ными регионами, вовлеченными в этот процесс, и остальными с каждым годом становится все ощутимее... Относительно бедные страны скатываются на еще более низкий уровень; из них идет массовая миграция в благополучные регио­ны; в обделенных странах возникают плохо управляемые конфликты. В итоге появляются «новые недовольные», «новые изгои», с одной стороны, по разме­жеванию Север — Юг, а с другой — по линии расслоения населения в развитых странах, где формируется, преимущественно из иммигрантов... современный «низший класс».

Политология / Рук. авт. колл. проф. А.Ю. Мельвиль

Какие положительные последствия глобализации указывают авторы? На­зовите любые четыре.О каких противоречиях глобализации говорится в тексте? Укажите лю­бые четыре. Какие научные позиции по вопросу о роли глобализации в сохранении культурного многообразия современного мира представлены авторами? Выска­жите свое мнение по этому вопросу и обоснуйте его двумя аргументами.В тексте неоднократно говорится о проблеме «Север — Юге. Опираясь на знание обществоведческого курса, объясните, в чем она состоит. Какие реше­ния этой проблемы предлагают современные политики? Назовите любые два. (1 час).

Б) Используя информацию учебника и других источников, заполните таблицу с помощью слов-подсказок (1 час).

Глобальная проблема Как выражена Как решается
Экологический кризис Истощение, загрязнение, выбросы, исчезновение Римский клуб, устойчивое развитие, сокращение, «зеленые»
Проблемы войны и мира 300 мирных лет, мировая война, «ядерная зима», терроризм Сокращение, совместные усилия
Проблема «север-юг» Экономическое отставание, демографическая ситуация Регулирование, сокращение, модернизация

 

В) сформулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения по проблеме «К чему ведет глобализация?» Выпишите в таблицу по 3 примера положительных и отрицательных последствий глобализации (1 час).

 

положительные отрицательные
   

 

Г) Объясните, почему использование английского языка, доллара и Интернета являются примерами глобализации в социальной сфере? Рассуждения оформите в виде сочинения-размышления при объеме не менее 100 слов (1 час)

Д) по теме «Современное общество». Заполните таблицу «Сравнительная характеристика доиндустриального и индустриального общества». (1 час)

Основные сферы общества Индустриальное общество Доиндустриальное общество
Экономическая    
Политическая    
Духовная    
социальная    

Е) Проиллюстрируйте тремя примерами взаимосвязь проблем, связанных с увеличением разрыва между развитыми странами и странами «третьего мира», с проблемой предотвращения новой мировой войны (1 час).