Александр Невский принимает папских легатов

Картина Г.И. Семирадского[12]

 

Внимательно всмотримся в картину. Поза князя уверенна и решительна. Всей своей фигурой Александр Ярославич демонстрирует пренебрежение к легатам. А каковы же они, эти послы. Они просительны. Как тут не вспомнить слова князя, сказанные им перед самым началом «Ледового побоища» (ранним утром 5 апреля 1242 г.): «Рассуди, Боже, спор мой с этим высокомерным народом».[13] Куда сгинули их высокомерие и надменность? Важен и фон картины.

Ту же дипломатию Александр Ярославич проводил со шведами, датчанами, норвежцами. В исландских архивах хранятся четыре списка саги[14] о короле Хаконе (сыне Хакона Старом), составленной в 60-х гг. XIII в. Сага о Хаконе Старом содержит ценнейшие сведения о внешнеполитической деятельности А. Невского. Описывая жизнь своего короля и его страны в 1251 г., сага рассказывает об одном событии, прямо относящемся к нашей теме.

Зимой 1251 г. в Трандхейм ко двору Хакона Старого прибыли невиданные ранее гости – послы из далекой восточной страны Гардарики (древнее скандинавское название Руси) от короля Александра. Они вступили в переговоры с норвежцами. Одной из целей посольства было просить руки дочери Хакона – Христины – для одного из сыновей Александра Невского. Об этом писал еще Н.М. Карамзин.[15] Однако о посольстве Александра Невского впервые написал советский историк в 1945 г. И. Шаскольский.[16] Он привел и полный текст источника в переводе со старонорвежского языка на русский. В приведенном тексте рассказывается, что в 1251 г новгородский «конунг» Александр послал в Норвегию посольство с боярином Михаилом во главе. Это посольство начало длительные переговоры между двумя государствами. Переговоры были перенесены затем в Новгород, где и закончились заключением соглашения. Уже беглого просмотра текста достаточно, чтобы убедиться, что сватовство играло в данном случае второстепенную роль. В тексте саги указаны события, вызвавшие отправку новгородцами посольства в далекую Норвегию. Русские послы в Новгороде «жаловались… на то, что делали между собой чиновники Хакона конунга на севере в Марке и восточные Кирьялы, те, что платили дань конунгу Хольмгардов, потому что между ними постоянно было немирье, грабежи, убийства». Целью переговоров русских послов с норвежцами было прекратить столкновения и установить мир в тех областях, где эти столкновения происходили.

Переговоры закончились заключением соглашения, по всем данным – первого мирного соглашения между двумя крупнейшими государствами Северной Европы.

Стремление Александра сделать соглашение более прочным и длительным видно и из другого факта. Когда норвежские послы прибыли в Новгород, Александр устроил им хороший прием и вручил богатые дары для короля Хакона, чтобы расположить к Руси послов и короля.

Рассказ о посольстве в Норвегию дает нам, пожалуй, наиболее существенный материал для характеристики дипломатической деятельности Александра Невского (ибо все, что мы знаем об этой стороне его деятельности знали раньше, весьма фрагментарно). Текст саги прямо указывает, что посольство было отправлено самим Александром («прибыли… послы Александра, конунга Хольмгарда»). Руководящая роль Александра в отправке посольства подтверждается и фактом сватовства: только отец мог просить руку норвежской принцессы для одного из своих сыновей.

Представим себе конкретную обстановку середины XIII в., чтобы правильно представить размах описываемых событий. За 3 тыс. верст от Новгорода русские данники-карелы вступили в борьбу с представителями чужеземного государства. При тогдашних представлениях (точнее, при почти полном отсутствии представлений) о географии только государственный деятель такого масштаба, как Александр Невский, мог разобраться в этих сложных событиях, определить, с каким именно государством столкнулись русские вассалы, и наметить единственно правильный путь для разрешения конфликта. Посылать за 3 тыс. верст вооруженные силы было бы слишком трудно и дорого. Можно было бы, конечно, учитывая обстановку на Руси, просто махнуть рукой на какие-то стычки на Крайнем Севере и предоставить карелов самим себе, как это и делали преемники Александра в конце XIII в. и начале XIV в. при возобновлении конфликта в саамской тундре. Но именно здесь Александр показал себя подлинно великим государственным деятелем, заботящемся не только о повседневных делах, но и об интересах всей страны в целом и о перспективах внешней политики русского государства. К 1251 г. Александр Невский упрочил и укрепил границы государства с тремя главными западными соседями – Швецией, Германией и Литвой. Необходимо было закрепить отношения с четвертым соседом – Норвегией, и тогда Русь могла бы спокойна за всю свою западную границу. Заключение прочного мирного соглашения с Норвегией должно было, вероятно, по мысли Александра, установить надолго нормальные, мирные отношения между Норвегией и Новгородом и тем самым обеспечить русские интересы в стране саамов. Александр вел переговоры как глава великой державы европейского Севера и высоко поднял международное значение русской государственности.

Повторимся: оба вида дипломатии в совокупности Александр Невский использовал до смерти своего отца Ярослава Всеволодовича, которая последовала в Орде в 1246 г. (тогда упорно ходили слухи, что он был отравлен).[17]

А до этого, как образно писал Н.М. Карамзин, Александр Ярославич «не преклонял выи в Орде, и россияне с гордостью именовали его своим независимым Князем: даже стращали им Моголов. Батый слышал о знаменитых его достоинствах и велел сказать ему: «князь Новгородский! Известно ли тебе, что Бог покорил мне множество народов! Ты ли один будешь независимым? Но если хочешь властвовать спокойно, то явись немедленно в шатре моем, да познаешь славу и величие Моголов». Александр любил Отечество более своей княжеской чести: не хотел гордым отказом подвергнуть оное новым бедствиям, и презирал личную опасность… поехал к Батыю».[18] Батый принял его в своем шатре и объявил, что князь действительно есть человек необыкновенный: такое сильное впечатление произвел Александр своим мужественным видом и разумными словами.

После смерти Батыя (1208-1255 гг.) ханом Золотой Орды стал Беркé (1208-1266 гг.) (младший брат Батыя). Он вызвал Александра Невского в свою резиденцию и потребовал от него увеличения дани (путем переписи населения Руси) и вспомогательного русского войска для участия в походах монголов.

 

 

       
 
 
   
Александр в Орде Картина Г.И. Семирадского (Хитров М. Указ. соч. С. 119)  

 

 


 

 

Сравните два изобразительных исторических источника – Александр принимает послов в Новгороде и картину «Александр в Орде». На второй он – раб, полная покорность: на коленях, левая рука на правом плече, голова наклонена, а глаза устремлены на ковер, постланный на земляной пол ханского шатра. Он не волен взглянуть на земных повелителей мира. Но он не до конца сломлен. Александр хорошо понимал, какая опасность угрожает народу русскому и решил использовать все свои дипломатические способности, чтобы «избавить, как писал Н.М. Карамзин, от сей тягостной обязанности, чтобы Россияне по крайней мере не проливали крови своей за неверных».[19]

Дарами, умными речами, доводами и покорностью Александр сумел добиться от Берке отмены поставлять вспомогательное русское войско монголам. Можно предположить: Александр говорил хану, что если он не отменит набора русских мужиков в свое войско, то от уменьшения мужских рабочих рук резко снизится объем дани, получаемой от Руси. Монголы, жадные до материальных ценностей, призадумались. Александр добился своего. Однако Берке продержал его в Сарае всю зиму и лето 1263 г. Александр изнемог и духовно и телесно. Осенью, уже слабый здоровьем, возвратился он в Нижний Новгород, доехал до Городца и в этом селении пресеклась его жизнь 14 ноября 1263 г.

Вот как Н.М. Карамзин описал последние минуты земного пути Александра: «…пред концом своим он думал уже единственно о Боге: постригся в монахи под именем Алексея, принял Схиму[20] и слыша горестный плач вокруг себя, тихим голосом сказал… добрым слугам: «удалитесь и не сокрушайте души моей жалостью!». И испустил дух свой.

 

 

 


Митрополит Кирилл жил тогда во Владимире, узнав о кончине князя, воскликнул перед собравшимся: «Солнце Отечества закатилось!». Никто не понял этих слов митрополита. Кирилл долго молчал, залился слезами, и сказал: «Не стало Александра!». Все присутствовавшие оцепенели от ужаса, ибо по летам своим (42 года) князь мог бы жить еще долго. Народ твердил одно слово: «Погибаем!». В ноябре 1263 г. стоял жестокий мороз. Тело великого князя везли во Владимир. Не было человека, который бы не плакал и не рыдал.

Русский народ причислил Александра Невского к лику святых, своих Ангелов-хранителей, и в течение многих веков приписывал ему как новому небесному заступнику разные счастливые случаи для нашего Отечества. Народная память, к примеру, сберегла такой факт. В княжении князя Московского Дмитрия Ивановича Донского (даты жизни: 1350-1389 гг., князь московский с 1359 г.) однажды ночью загорелись свечи в церкви, где лежало тело Александра, и два старца, вышедшие из алтаря, приблизились к его гробу, говоря: «Александр! Восстании и спаси правнука твоего, Дмитрия, одолеваемого иноплеменниками!». Александр встал из гроба и скрылся вместе с двумя старцами. И спас. Дмитрий Иванович победил в Куликовской битве 8 сентября 1380 г., был смертельно ранен и выжил.[21]

Александр за свою покорность сделался любимым князем духовенства. Русская православная церковь причислила его к лику Святого. Карамзин резонно полагал, что оно гораздо выразительнее Великого, поскольку он мог добродетелями своими облегчать жестокую судьбу России. У великих же в поступках их есть как светлые, так и темные стороны. И великий деятель тот, у которых светлости более, нежели темности. Александр творил добро для своего народа и именно за это его назвали святым.

Другой наш великий историк С.М. Соловьем писал: «Соблюдение русской земли от беды на востоке, знаменитые подвиги за веру и землю на западе доставили Александру славную память на Руси и сделали его самым видным историческим лицом в древней истории от Мономаха до Донского».[22]

Как видим, Александр Невский успешно использовал различные виды дипломатии и весьма многочисленные приемы своей дипломатической работы, направленные на решение главной задачи, смертельно остро стоявшей перед Русью XIII века, - сохранить государство и народ перед внешними врагами, угрожавших ей как с Запада, так и с Востока.

Выбор типов дипломатии и приемов ее осуществления детерминировались обстановкой того времени, которую хорошо понимал А.Я. Невский.