Приоритетная роль самообразования.

Использование технических средств обучения (ТСО).

Преодоление разобщенности дисциплин.

В настоящее время преподавание дисциплин, входящих в общегуманитарный блок – таких как история культуры, филосо­фия, эстетика, педагогика и психология, – ведется, как пра­вило, в отрыве от основной специальности учащихся-музыкантов, вне какой-либо связи с их профессией. Интересы последней не учитываются, как не учитываются и интересы, запросы, мотивы молодых людей. Естественно «коэффициент полезного действия» подобного обучения весьма невысок.

Ситуация несомненно изменилась бы к лучшему, если бы в российских музыкальных училищах и вузах прочерчивались внутрицикловые и межцикловые связи; если, говоря словами Дж.Локка, содержание одних учебных дисциплин наполнялось бы элементами других. Необходимые условия этого – изменение соответствующей программной документации в сторону междисциплинарной интеграции, о которой говорилось выше, и, соответственно, повышение педагогической квалификации спе­циалистов, ведущих курсы философии, эстетики, педагогики, психологии для музыкантов. «Конечно, в указанных дисциплинах должна сохраняться единая основа той или иной изучаемой нау­ки, ее фундаментальные категории и закономерности. В то же время они могут и должны проецироваться, преломляться с учетом профессиональной направленности будущих специалистов».[7]

 

 

Еще один важный структурный компонент обучения, который не может не приниматься во внимание современной философией музыкального образования – технические средства обучения (ТСО) и их постоянно возрастающая роль в социуме.

Учитывая неуклонный прогресс информационных технологий, безостановочное развитие средств массовой коммуникации, в частности, звуковых и «звукозрительных» образцов /аудио-, ви­деомагни­то­фо­ны и др./, музыкант-педагог должен быть нацелен на их внедрение в учебно-образовательный процесс. Звукозапись в силу присущих ей особенностей и свойств может дать учаще­муся-музыканту такую профессиональную информацию, которую не в состоянии пре­до­ставить педагог; благодаря ей можно поз­накомиться с любым музыкальным материалом, с любой эталонной интерпретацией, т.е. музыкально-исполнительским образцом. Ис­кусство Ф.И.Шаляпина и С.В.Рахманинова, А.В.Неждановой и Л.В.Собинова, К.Н.Игумнова и Г.Г.Нейгауза, Д.Ф.Ойстраха и Л.Н.Оборина становятся в пору грамзаписи объектом изучения и анализа в музыкальных классах. Тем самым расширяются профес­сиональные горизонты учащихся, возникают и обретают четкость новые задачи, стимулируется инициатива молодых музыкантов, усиливается «мотивационный градус» в обучении.

К сожалению, не всеми музыкантами-педагогами это осозна­ется в полной мере. Часть из них практически не владеет мето­дологией использования ТСО, предпочитая действовать привычны­ми, многократно апробированными, «устоявшимися» способами преподавательского труда. Все сказанное выше позволяет сформулировать один из цен­тральных постулатов современной философии музыкального образования: дальнейшее поступательное движение теоретической и практи­ческой музыкально-педагогической мысли возможно лишь при условии полноценного и методологически обоснованного использования ТСО /во всем многообразии их видов и образцов/ в обучении музыке.

 

Господствующая тенден­ция в современной педагогике – как отечественной, так и зарубежной, – выявляет себя в приоритетной роли самообразования в различных отраслях знания. Самообразование или непрерывность обра­зования действительно становится сегодня непременным условием успешности профессиональных действий как в естественно-научных, технических, так и в гуманитарных сферах деятельности. Стреми­тельное нарастание информационного потока, характеризующее современное общество, требует от специалистов – быть в курсе новейших достижений, ассимилировать их в своей деятельности, дабы не отстать от жизни, от прогресса в их отрасли знаний.

Не составляет исключения в этом плане и музыкальное обра­зование. Ни одно музыкальное учебное заведение не в состоянии сегодня «оснастить» учащегося всей суммой профессиональных знаний, умений и навыков, которые могут быть затребованы в той или иной жизненной ситуации, в занятиях тем или иным видом деятельности. Только если молодой специалист в состоянии сам, без посторонней помощи, освоить эти знания, умения и навыки, расширить и обогатить свой потенциал, можно говорить о его профессиональной «состоятельности».

Отсюда и соответствующие установки в работе преподавателей, цели и задачи, которые необходимо сегодня ставить перед собой, а также детерминируемые ими формы и методы учебной деятельности. Как уже отмечалось ранее, задача преподавательского корпуса средних и высших музыкальных учебных заведений состоит не только в том, чтобы научить чему-либо молодежь: она, в конечном счете, заключается в том, чтобы научить учиться. Крылатое высказывание Г.Г.Нейгауза о том, что высшая цель и сверхзадача педагога «стать ненужным» ученику, ни в малейшей степени не утратила се­годня своей актуальности и значимости. Учитель-музыкант в наше время не только и не столько наставник, сколько советчик, кон­сультант, «старший коллега». Есть все основания утверждать, что в дальнейшем эта функция учителя, этот ролевой статус его еще более усилятся.

Самообразование находится в органичной и неразрывной связи с непрерывным образованием. Можно по разному трактовать их ие­рархические взаимозависимости, давать различные ответы на вопрос об их первичности и вторичности по отношению друг к другу. Но семантическим стержнем в любом словосочетании будет все же частица САМО /Самообразование, САМОвоспитание, САМОдвижение и т.д./.

Материалом для самостоятельной работы, для самосовершенст­вования в профессии могут служить многие источники специальной информации – книги, периодика, аудио- и видеозапи­си, впечатления от концертов и посещения занятий крупных мас­теров. Главное же – внутренняя переработка, освоение, ассимиля­ция этой информации, иными словами, профессиональная рефлексия, в отсутствие которой никакие формы самодвижения невозможны.

 

 

Таковы основные смысловые конструкты современной философии музыкального образования, представляющие собой в совокуп­ности сложную, динамично соподчиненную систему внутренних свя­зей и взаимозависимостей. Таковы основополагающие базовые характеристики /параметры/ этой системы, с учетом которых, как сви­детельствует жизнь, и должна строиться работа музыкальных учебных заведений среднего и высшего звена.

Некоторые из сформулированных положений не могут, оче­видно, претендовать на принципиальную новизну. Однако это не снижает их важности и значимости. Педагогика, как и эстетика, как и некоторые другие гуманитарные дисциплины, идет подчас не путем слома, аннулирования бытовавших ранее представлений и установок, а путем их реинтерпретации, модернизации примени­тельно к новым условиям и обстоятельствам. «Ремонтом старых ко­раблей» называл музыкальное искусство И.Ф.Стравинский: эта ме­тафора имеет глубокий смысл и достаточно универсальное зна­чение.

Будучи нацеленными на разрешение многочисленных противоре­чий, возникающих сегодня на различных этажах художественно-творческой педагогики, положения, фигурировавшие выше, предполагают те или иные изменения в содержании, организации, формах, приемах и способах учебно-воспита­те­ль­ной работы, в стилистике педагогической деятельности.

 


[1] Цит. По газете «Культура» от 9 июля 1994 г.

[2] Сохор А. Вопросы социологии и эстетики музыки. Л., 1980, С.62.

[3] Термин Б. Асафьева

[4] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т. 2. - М., 1989, С.98

[5] Гегель Г.Ф. Эстетика. Т. 3, - М., 1971, С. 288.

[6] Горлинский В.И. Модернизация системы музыкального воспитания и образования в современной России: актуальные проблемы переходного периода. - М., 1999, С. 111.

[7] Абдуллин Э.Б. О некоторых проблемах подготовки современного педагога-музыканта. В сб. Вопросы подготовки музыканта-педагога. Магнитогорск., 1997, С. 109.