Приоритетная роль самообразования.
Использование технических средств обучения (ТСО).
Преодоление разобщенности дисциплин.
В настоящее время преподавание дисциплин, входящих в общегуманитарный блок – таких как история культуры, философия, эстетика, педагогика и психология, – ведется, как правило, в отрыве от основной специальности учащихся-музыкантов, вне какой-либо связи с их профессией. Интересы последней не учитываются, как не учитываются и интересы, запросы, мотивы молодых людей. Естественно «коэффициент полезного действия» подобного обучения весьма невысок.
Ситуация несомненно изменилась бы к лучшему, если бы в российских музыкальных училищах и вузах прочерчивались внутрицикловые и межцикловые связи; если, говоря словами Дж.Локка, содержание одних учебных дисциплин наполнялось бы элементами других. Необходимые условия этого – изменение соответствующей программной документации в сторону междисциплинарной интеграции, о которой говорилось выше, и, соответственно, повышение педагогической квалификации специалистов, ведущих курсы философии, эстетики, педагогики, психологии для музыкантов. «Конечно, в указанных дисциплинах должна сохраняться единая основа той или иной изучаемой науки, ее фундаментальные категории и закономерности. В то же время они могут и должны проецироваться, преломляться с учетом профессиональной направленности будущих специалистов».[7]
Еще один важный структурный компонент обучения, который не может не приниматься во внимание современной философией музыкального образования – технические средства обучения (ТСО) и их постоянно возрастающая роль в социуме.
Учитывая неуклонный прогресс информационных технологий, безостановочное развитие средств массовой коммуникации, в частности, звуковых и «звукозрительных» образцов /аудио-, видеомагнитофоны и др./, музыкант-педагог должен быть нацелен на их внедрение в учебно-образовательный процесс. Звукозапись в силу присущих ей особенностей и свойств может дать учащемуся-музыканту такую профессиональную информацию, которую не в состоянии предоставить педагог; благодаря ей можно познакомиться с любым музыкальным материалом, с любой эталонной интерпретацией, т.е. музыкально-исполнительским образцом. Искусство Ф.И.Шаляпина и С.В.Рахманинова, А.В.Неждановой и Л.В.Собинова, К.Н.Игумнова и Г.Г.Нейгауза, Д.Ф.Ойстраха и Л.Н.Оборина становятся в пору грамзаписи объектом изучения и анализа в музыкальных классах. Тем самым расширяются профессиональные горизонты учащихся, возникают и обретают четкость новые задачи, стимулируется инициатива молодых музыкантов, усиливается «мотивационный градус» в обучении.
К сожалению, не всеми музыкантами-педагогами это осознается в полной мере. Часть из них практически не владеет методологией использования ТСО, предпочитая действовать привычными, многократно апробированными, «устоявшимися» способами преподавательского труда. Все сказанное выше позволяет сформулировать один из центральных постулатов современной философии музыкального образования: дальнейшее поступательное движение теоретической и практической музыкально-педагогической мысли возможно лишь при условии полноценного и методологически обоснованного использования ТСО /во всем многообразии их видов и образцов/ в обучении музыке.
Господствующая тенденция в современной педагогике – как отечественной, так и зарубежной, – выявляет себя в приоритетной роли самообразования в различных отраслях знания. Самообразование или непрерывность образования действительно становится сегодня непременным условием успешности профессиональных действий как в естественно-научных, технических, так и в гуманитарных сферах деятельности. Стремительное нарастание информационного потока, характеризующее современное общество, требует от специалистов – быть в курсе новейших достижений, ассимилировать их в своей деятельности, дабы не отстать от жизни, от прогресса в их отрасли знаний.
Не составляет исключения в этом плане и музыкальное образование. Ни одно музыкальное учебное заведение не в состоянии сегодня «оснастить» учащегося всей суммой профессиональных знаний, умений и навыков, которые могут быть затребованы в той или иной жизненной ситуации, в занятиях тем или иным видом деятельности. Только если молодой специалист в состоянии сам, без посторонней помощи, освоить эти знания, умения и навыки, расширить и обогатить свой потенциал, можно говорить о его профессиональной «состоятельности».
Отсюда и соответствующие установки в работе преподавателей, цели и задачи, которые необходимо сегодня ставить перед собой, а также детерминируемые ими формы и методы учебной деятельности. Как уже отмечалось ранее, задача преподавательского корпуса средних и высших музыкальных учебных заведений состоит не только в том, чтобы научить чему-либо молодежь: она, в конечном счете, заключается в том, чтобы научить учиться. Крылатое высказывание Г.Г.Нейгауза о том, что высшая цель и сверхзадача педагога «стать ненужным» ученику, ни в малейшей степени не утратила сегодня своей актуальности и значимости. Учитель-музыкант в наше время не только и не столько наставник, сколько советчик, консультант, «старший коллега». Есть все основания утверждать, что в дальнейшем эта функция учителя, этот ролевой статус его еще более усилятся.
Самообразование находится в органичной и неразрывной связи с непрерывным образованием. Можно по разному трактовать их иерархические взаимозависимости, давать различные ответы на вопрос об их первичности и вторичности по отношению друг к другу. Но семантическим стержнем в любом словосочетании будет все же частица САМО /Самообразование, САМОвоспитание, САМОдвижение и т.д./.
Материалом для самостоятельной работы, для самосовершенствования в профессии могут служить многие источники специальной информации – книги, периодика, аудио- и видеозаписи, впечатления от концертов и посещения занятий крупных мастеров. Главное же – внутренняя переработка, освоение, ассимиляция этой информации, иными словами, профессиональная рефлексия, в отсутствие которой никакие формы самодвижения невозможны.
Таковы основные смысловые конструкты современной философии музыкального образования, представляющие собой в совокупности сложную, динамично соподчиненную систему внутренних связей и взаимозависимостей. Таковы основополагающие базовые характеристики /параметры/ этой системы, с учетом которых, как свидетельствует жизнь, и должна строиться работа музыкальных учебных заведений среднего и высшего звена.
Некоторые из сформулированных положений не могут, очевидно, претендовать на принципиальную новизну. Однако это не снижает их важности и значимости. Педагогика, как и эстетика, как и некоторые другие гуманитарные дисциплины, идет подчас не путем слома, аннулирования бытовавших ранее представлений и установок, а путем их реинтерпретации, модернизации применительно к новым условиям и обстоятельствам. «Ремонтом старых кораблей» называл музыкальное искусство И.Ф.Стравинский: эта метафора имеет глубокий смысл и достаточно универсальное значение.
Будучи нацеленными на разрешение многочисленных противоречий, возникающих сегодня на различных этажах художественно-творческой педагогики, положения, фигурировавшие выше, предполагают те или иные изменения в содержании, организации, формах, приемах и способах учебно-воспитательной работы, в стилистике педагогической деятельности.
[1] Цит. По газете «Культура» от 9 июля 1994 г.
[2] Сохор А. Вопросы социологии и эстетики музыки. Л., 1980, С.62.
[3] Термин Б. Асафьева
[4] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т. 2. - М., 1989, С.98
[5] Гегель Г.Ф. Эстетика. Т. 3, - М., 1971, С. 288.
[6] Горлинский В.И. Модернизация системы музыкального воспитания и образования в современной России: актуальные проблемы переходного периода. - М., 1999, С. 111.
[7] Абдуллин Э.Б. О некоторых проблемах подготовки современного педагога-музыканта. В сб. Вопросы подготовки музыканта-педагога. Магнитогорск., 1997, С. 109.