Развивающее обучение молодых специалистов

Всесторонняя, универсальная подготовка музыканта-профессионала.

Выпускник музыкального учеб­ного заведения должен быть готов к выполнению различных, минимум двух-трёх видов деятельности /например, исполнительство – педа­гогика/, что может потребоваться в той или иной реально сложив­шейся жизненной ситуации; он должен быть достаточно гибок, плас­тичен в своих действиях, профессионально и психологически подго­товлен к различным видоизменениям и «модуляциям» в их структуре. Культивировавшаяся в прежние годы узкоспециальная направленность обучения /«цеховая ограниченность»/ в сегодняшних условиях чаще всего не оправдывает себя, создавая подчас серьёзные трудности для молодых специалистов, оканчивающих российские музыкальные учебные заведения.

Ставка на всестороннюю, универсальную подготовку учащейся молодёжи, на её психологическую и профессиональную готовность к видоизменениям и модификациям в будущей деятельности, серьёзно меняет ориентиры в учебной работе музыкальных училищ, колледжей и вузов, затрагивая как содержание, так и формы /методы/ этой работы.

В то же время, есть основания говорить о трёх базовых, фундаментальных комплексах /блоках/ учебных дисциплин, способных обеспечить продуктивную музыкально-профессиональную деятельность в различных её аспектах и направлениях. Это комплексы музыкаль­но-исполнительских, музыкально-теоретических и психолого-педагогических дисциплин в их различных – соответственно индивидуальным способностям и склонностям обучающихся – сочетаниях и комбинациях. Будучи равновеликими по своей практической значимости, эти комплексы могут трансформироваться со стороны их содержания и структуры /о чём речь впереди/, но, однако же, не должны сдавать своих лидирующих позиций в целостном учебном процессе.

 

Жизнь убедительно подтверждает, что игнорирование атрибутивных качеств и свойств развивающей стратегии преподавания существенно снижает качественные показатели учебной работы. Призывы к учите­лям-практикам отказаться от сугубо «прагматической», узко ориен­тированной направленности обучения, как правило, целящей в сто­рону сольной концертно-исполнительской деятельности, раздавались и прежде. В числе причин, тормозящих реализацию этих призывов на практике, можно указать:

а/ педагогический консерватизм, неспособность известной части преподавательского корпуса в пол­ной мере осознать стоящие сегодня перед музыкальной педаго­гикой учебно-воспитательные задачи;

б/ приверженность консервативно настроенных пре­подавателей шаблонным, стереотипным приемам и способам рабо­ты, неумение действовать в занятиях с молодежью на широком фронте, выходя за рамки «ремесла», воздействуя на процесс формирования высших психических функций учащихся – интеллекта, фанта­зии и воображения, эмоционально-волевой сферы и т.д.;

в/ отсутствие новых, более совершенных, чем прежние, критериев успешности и продуктивности деятель­ности преподавателей-музыкантов.

Следует специально оговорить, что внедрение концепции развивающего обучения в массовый музыкально-педагогический обиход требует отказа от практикуемой ныне односторонней, сугубо формальной оценки работы преподавателей /по количест­ву наград, завоеванных их воспитанниками на разного рода смотрах и конкурсах/, предполагает выделение новых парамет­ров соответствующей деятельности. Логи­ка музыкально-педаго­ги­чес­кой жизни свидетельствуют о необ­ходимости активного внедрения в практику учебно-воспитатель­ной работы таких форм интеллектуальной развитости студентов как коллоквиумы, регуляр­ное, а не только итоговое /на последнем, заключительном кур­се/ написание рефератов.

Развивающее обучение предполагает такую организацию и структуру познания, при которой отдельные фрагменты учебных курсов «проникают» друг в друга; когда основные закономерности, положения и элементы знаний структуриру­ются в целостные, многоуровневые системы, а профессиональные умения и навыки приобретают универсальный, всеобъемлющий ха­рактер.

В теоретическом плане принципы развивающего обучения в области музыки хорошо известны. Доказана польза широкого, многоаспектного охвата музыкального материала, необходимость убыстрения темпов его прохождения; подчеркивалось требование общей интеллектуализации учебно-образовательного про­цесса, указывалось на место и роль обобщений в ходе исполни­тельского и теоретического анализа музыкальных произведений.

Принципы развивающего обучения можно и нужно разраба­тывать вглубь и вширь, трансформировать применительно к це­лям и задачам обучения. Однако основная проблема, повторим, в их практической реализации, их внедрении в живой учебно-воспитательный процесс.