Развивающее обучение молодых специалистов
Всесторонняя, универсальная подготовка музыканта-профессионала.
Выпускник музыкального учебного заведения должен быть готов к выполнению различных, минимум двух-трёх видов деятельности /например, исполнительство – педагогика/, что может потребоваться в той или иной реально сложившейся жизненной ситуации; он должен быть достаточно гибок, пластичен в своих действиях, профессионально и психологически подготовлен к различным видоизменениям и «модуляциям» в их структуре. Культивировавшаяся в прежние годы узкоспециальная направленность обучения /«цеховая ограниченность»/ в сегодняшних условиях чаще всего не оправдывает себя, создавая подчас серьёзные трудности для молодых специалистов, оканчивающих российские музыкальные учебные заведения.
Ставка на всестороннюю, универсальную подготовку учащейся молодёжи, на её психологическую и профессиональную готовность к видоизменениям и модификациям в будущей деятельности, серьёзно меняет ориентиры в учебной работе музыкальных училищ, колледжей и вузов, затрагивая как содержание, так и формы /методы/ этой работы.
В то же время, есть основания говорить о трёх базовых, фундаментальных комплексах /блоках/ учебных дисциплин, способных обеспечить продуктивную музыкально-профессиональную деятельность в различных её аспектах и направлениях. Это комплексы музыкально-исполнительских, музыкально-теоретических и психолого-педагогических дисциплин в их различных – соответственно индивидуальным способностям и склонностям обучающихся – сочетаниях и комбинациях. Будучи равновеликими по своей практической значимости, эти комплексы могут трансформироваться со стороны их содержания и структуры /о чём речь впереди/, но, однако же, не должны сдавать своих лидирующих позиций в целостном учебном процессе.
Жизнь убедительно подтверждает, что игнорирование атрибутивных качеств и свойств развивающей стратегии преподавания существенно снижает качественные показатели учебной работы. Призывы к учителям-практикам отказаться от сугубо «прагматической», узко ориентированной направленности обучения, как правило, целящей в сторону сольной концертно-исполнительской деятельности, раздавались и прежде. В числе причин, тормозящих реализацию этих призывов на практике, можно указать:
а/ педагогический консерватизм, неспособность известной части преподавательского корпуса в полной мере осознать стоящие сегодня перед музыкальной педагогикой учебно-воспитательные задачи;
б/ приверженность консервативно настроенных преподавателей шаблонным, стереотипным приемам и способам работы, неумение действовать в занятиях с молодежью на широком фронте, выходя за рамки «ремесла», воздействуя на процесс формирования высших психических функций учащихся – интеллекта, фантазии и воображения, эмоционально-волевой сферы и т.д.;
в/ отсутствие новых, более совершенных, чем прежние, критериев успешности и продуктивности деятельности преподавателей-музыкантов.
Следует специально оговорить, что внедрение концепции развивающего обучения в массовый музыкально-педагогический обиход требует отказа от практикуемой ныне односторонней, сугубо формальной оценки работы преподавателей /по количеству наград, завоеванных их воспитанниками на разного рода смотрах и конкурсах/, предполагает выделение новых параметров соответствующей деятельности. Логика музыкально-педагогической жизни свидетельствуют о необходимости активного внедрения в практику учебно-воспитательной работы таких форм интеллектуальной развитости студентов как коллоквиумы, регулярное, а не только итоговое /на последнем, заключительном курсе/ написание рефератов.
Развивающее обучение предполагает такую организацию и структуру познания, при которой отдельные фрагменты учебных курсов «проникают» друг в друга; когда основные закономерности, положения и элементы знаний структурируются в целостные, многоуровневые системы, а профессиональные умения и навыки приобретают универсальный, всеобъемлющий характер.
В теоретическом плане принципы развивающего обучения в области музыки хорошо известны. Доказана польза широкого, многоаспектного охвата музыкального материала, необходимость убыстрения темпов его прохождения; подчеркивалось требование общей интеллектуализации учебно-образовательного процесса, указывалось на место и роль обобщений в ходе исполнительского и теоретического анализа музыкальных произведений.
Принципы развивающего обучения можно и нужно разрабатывать вглубь и вширь, трансформировать применительно к целям и задачам обучения. Однако основная проблема, повторим, в их практической реализации, их внедрении в живой учебно-воспитательный процесс.