Материал лекции
Модуль № 1.
Роль музыкального искусства в современном социуме. Преподавание музыкальных дисциплин как специфический вид художественно-образовательной деятельности.
Тема 2. Образовательное учреждение профессионального музыкального образования: цели, задачи, функции, виды деятельности. Теоретико-методологические подходы и принципы преподавания музыкальных дисциплин.
Литература:
1. Абдуллин Э.Б. О некоторых проблемах подготовки современного педагога-музыканта. В сб. Вопросы подготовки музыканта-педагога. Магнитогорск, 1997.
2. Гегель Г.Ф. Эстетика. Т. 3, - М., 1971.
3. Горлинский В.И. Модернизация системы музыкального воспитания и образования в современной России: актуальные проблемы переходного периода. - М., 1999.
4. Информационно-аналитический материал к парламентским слушаниям на тему: «Вопросы развититя системы художественного образования (законодательный аспект)». – Москва, 5 ноября 2009 г.
5. Киященко Н.И. Парадоксы теории и практики эстетического воспитания в современной России. В сб.: Современные концепции эстетического воспитания. М., 1998.
6. Сохор А. Вопросы социологии и эстетики музыки. Л., 1980, С.62.
7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т. 2. - М., 1989, С.98.
Сегодня глобальный кризис отражается на самых различных сторонах жизни общества, проникнув не только в сферу экономики и политики, но и в межнациональные отношения, в систему образования, воспитания, науки и т.д. Не обходит стороной, разумеется, и отечественную культуру.
В семидесятые-восьмидесятые годы XX столетия (в так называемый «застойный период»), казалось – стоит только снять идеологические шоры с людей творческого труда, дать свободу педагогическому сообществу, учащейся молодежи, деятелям литературы и искусства – и в стране наступит подлинный расцвет. Интеллектуальная и художественно-творческая жизнь общества поднимется на новую, более высокую ступень; население страны, на протяжении десятилетий подвергавшееся мощному прессингу официальной пропаганды, начнёт в «массовом порядке» приобщаться к высоким духовным идеалам и общечеловеческим морально-этическим ценностям.
Однако, в 90-е году и на рубеже веков все обернулось с совершенно неожиданной стороны. Парадокс нашего времени состоит в том, что как будто бы никто и ничто не мешает гражданам России сегодня подняться к высоким духовным и морально-нравственным идеалам. Однако, значительная часть россиян в условиях вседозволенности и, можно говорить, вседоступности набросилась не на ценности, обеспечивающие напряжённую и полноценную духовную жизнь, а на либо материальные ценности /или на использование высоких духовных ценностей в корыстных коммерческих целях/, причем как на государственном, так и на семейном, личностном, индивидуальном уровне жизни/, либо на духовные ценности самого низкого уровня.
Можно спорить о том, с чем столкнулась страна в последнее десятилетие века – с кризисом культуры или кризисом сознания людей; такие диспуты активно ведутся философами, социологами, культурологами, искусствоведами, педагогами. Однако представляется более справедливым говорить в данном случае о различных направлениях одного и того же явления, корни которого уходят очень глубоко.
Как бы то ни было, кризис обрушился и на музыкальную культуру страны, включая и преподавание музыки. Можно вспомнить, что десятки, если не сотни лучших наших музыкантов-композиторов, исполнителей, педагогов, – покинули пределы России и живут ныне за рубежом. Музыкальные программы, составленные на основе образцов классического искусства, практически ушли из теле- и радиоэфира. Если в нескольких крупных городах России, прежде всего, её столицах, концертно-исполнительская жизнь всё-таки продолжается, то на периферии, особенно в отдалённых регионах, ситуация значительно хуже. А ведь нельзя не напомнить, что российская периферия - это многомиллионная слушательская аудитория.
Сегодня порой раздаются голоса людей, выражающих сожаление в связи с тем, что отошла в прошлое, предана забвению система концертно-исполнительской работы, господствовавшая в государстве, которое некогда называлось СССР. Вряд ли стоит идеализировать прошлую систему; достаточно напомнить, что к семидесятым-восьмидесятым годам XX-го столетия она стала вызывать многочисленные и серьёзные нарекания со стороны всех тех, кто имел к ней какое-либо отношение – и, прежде всего, самих музыкантов-исполнителей и педагогов. Принцип плановости, на котором строилась филармоническая работа в стране, чем дальше, тем более обнаруживал свою полную несостоятельность. Формализм в работе концертных организаций, начиная с головных /Госконцерт, Росконцерт и др./, неумелое администрирование в центре и «на местах», низкий уровень организации и проведения концертов, отсутствие настоящей, профессиональной рекламы, и проч., и проч., – всё это, будучи сложенным воедино, давало картину более чем безрадостную. Серьезные недостатки были присущи и массовой практике преподавания музыки.
«Раньше ведь было как? – вспоминал в 1994 году руководитель самарской филармонии Г.В. Беляев /к слову, эта филармоническая структура всегда считалась одной из наиболее мощных в России/. – Спускали нам сверху план гастролей, составленный, как правило, нескладно, неумело. Хочешь не хочешь, будь любезен – выполняй. Принимай тех гастролёров, которых навязывает Росконцерт или какая-то другая организация. Мы-то, администраторы местных филармоний, принимали, да вот публика не принимала... На какие только ухищрения не шли! Что такое «день печати» знаете? Заезжему музыканту ставилась печать на его командировочное удостоверение – будто бы он дал в городе свой концерт, и все расходились, довольные друг другом. Слава Богу, теперь таких нелепостей нет и быть не может. Зато, увы, возникли другие проблемы».[1]
Проблемы эти хорошо известны. Основная и главная – крайне низкий уровень финансирования культуры вообще, и музыкальной в частности, со стороны государства, вследствие чего она и сегодня – на грани выживания.
Поставим перед собой вопрос: что такое, собственно, музыкальная культура общества? Из чего она складывается, что включает в себя? «Музыкальная культура общества, – писал в своё время известный музыковед и социолог А.Сохор, – есть единство музыки и её социального функционирования. Это – сложная система, в которую входят:
1) музыкальные ценности, создаваемые или сохраняемые в данном обществе,
2) все виды деятельности по созданию, хранению, воспроизведению, распространению, восприятию и использованию музыкальных ценностей,
3) все субъекты такого рода деятельности вместе с их знаниями, навыками и другими качествами, обеспечивающими её успех,
4) все учреждения и социальные институты, а также инструменты и оборудование, обслуживающие эту деятельность.
В свою очередь музыкальная культура выступает как подсистема по отношению к системам более высоких уровней: художественной культуре общества, его духовной культуре и, наконец, культуре в целом». [2]
К перечню, предлагавшемуся А. Сохором, можно было бы добавить и музыкальные традиции общества, и, конечно же, непосредственных «потребителей продукта» музыкальной культуры, т.е. слушательскую аудиторию. Совершенно очевидно, что она имеет прямое отношение к рассматриваемой категориальной структуре.
В условиях недопустимо низкого финансирования культуры со стороны государства все её основные «блоки» оказываются парализованными, все структурные компоненты перестают функционировать, как говорится, выходят из строя. Действительно, концертные залы требуют время от времени ремонта, музыкальные инструменты – поддержания их в нормальном, «рабочем» состоянии. Работникам филармоний нужно выплачивать зарплаты, артистам – гонорары; средства требуются и на рекламную деятельность, и на многое другое. Нигде, ни в одной стране мира, классическое /«серьёзное»/ искусство не могло существовать без помощи и поддержки государства и спонсоров.
Лёгкая же, эстрадная музыка в условиях рыночной экономики в силу вполне понятных причин способна выстоять, даже оставленная на произвол судьбы. Разного рода рок-группы и иные «команды», представляющие так называемый «поп-арт», в общем и целом прекрасно справляются с проблемами самофинансирования. Настоящее большое искусство по самой природе своей призвано решать иные проблемы.
Издавна люди знали – музыкальное воспитание есть одновременно и морально-этическое, нравственное воспитание. Генетические истоки этой концепции просматриваются еще с древнейших времён. Так, высказывания на данную тему, причём весьма определённые и уверенные, встречались еще у Конфуция /551-479 до н.э./. Мыслители Древней Греции /Аристотель, Платон/ учили, что музыка способствует гармонизации личности, формирует высокие душевные качества человека, а потому должна быть включена в систему воспитания молодёжи.
Красной нитью проходит мысль о морально-этическом потенциале музыкального искусства через большинство учений, принадлежавших виднейшим учёным и деятелям культуры более поздних времён. Всецело разделяет эту позицию и современная гуманитарная наука в лице наиболее крупных её представителей /философов, социологов, педагогов, искусствоведов и др./.
Идея в нынешней её трактовке выглядит так: только всесторонне образованный, эстетически развитый человек, сможет стать хорошим специалистом – инженером, управленцем, учителем, рабочим на современном промышленном предприятии, и т.д. Лозунг профессора Д.К. Кирнарской «Учиться музыке не для того, чтобы быть музыкантом, а для того, чтобы стать лучшим в любой профессии!» в этом контексте остается актуальным по сей день.
Подтверждение этой идеи находят, к примеру, в факте быстрого экономического роста послевоенной Германии или Японии. Статистика свидетельствует, что в развитых странах Запада, или в таких государствах как Япония и Южная Корея, предметы общегуманитарного и художественно-образовательного цикла, в числе которых и музыка, занимают весьма заметное место в школьных программах. Это повышает общий культурный уровень населения, во-первых, и, во-вторых, имеет следствием активизацию музыкальной жизни в этих странах: концертные залы там, как правило, переполнены, выступления видных музыкантов-исполнителей не проходят мимо внимания широкой публики.
По всем этим показателям Россия пока числится в отстающих. Прежние организационно-административные структуры, возглавлявшиеся Госконцертом и Росконцертом, фактически рухнули; новые, призванные найти себе место в условиях рыночной экономики, еще не сложились. Филармонии, прежде всего, региональные, находятся в крайне тяжёлом положении – а ведь они ранее представляли собой ключевое звено в массовой концертно-исполнительской, музыкально-воспитательной работе. Если в Москве и Петербурге, с их всемирно известными концертными залами, выступление в которых рассматриваются как честь для любого гастролирующего артиста, ситуация выглядит в общем более или менее благополучно, то в российских регионах, в так называемой провинции, наблюдается совсем иная картина. Прославленные музыканты, способные собрать публику всегда и при любых условиях, провинциальные города, как правило, игнорируют – у них иные запросы и критерии. Если же порой, в виде исключения, они и приезжают в такие города, проблем становится не меньше, а больше. Рассчитывать на спонсоров часто не приходится – современных «нуворишей» интересует обычно не театр, не классическая музыка, а нечто иное, более приземлённое. Новые Мамонтовы и Морозовы в России еще не появились, да и государство пока менее всего озабочено созданием спонсорам условий, стимулирующих благотворительную деятельность.
«Удержать ситуацию», выправить хотя бы отчасти положение дел с музыкальным просветительством, с концертной деятельностью в стране, могут и должны музыкальные учебные заведения, как столичные, так и периферийные. Несмотря на все тяготы нынешней российской действительности, они существуют, функционируют, – и порой весьма успешно. При желании и содействии со стороны их руководителей профессорско-преподавательские и студенческие коллективы способны многое сделать для общего «просветления»[3] музыкального быта в стране.
Можно добавить к сказанному, что такая традиция издавна существовала в России. Именно музыкальные учебные заведения не раз становились в прошлом подлинными очагами музыкальной культуры; так было на рубеже XIX-XX столетий в Астрахани, Казани, Нижнем Новгороде, Саратове, Ростове-на-Дону, Тамбове и многих других российских городах. Усилиями тех, кто работал и учился в музыкальных училищах и иного типа музыкальных учебных заведениях в этих городах всегда поддерживался интерес к искусству, к концертной сцене. Их широкая культурно-просветительная деятельность, особенно в провинции, стала одновременно и исторической закономерностью и насущной необходимостью (внутренней потребностью и традиционным укладом). Особую форму это приняло в малых городах недавнего СССР, где на учебных заведениях музыкального искусства лежал груз дополнительных функций. Они и поныне во многих случаях рассматриваются как единственные эстетические центры, зачастую определяющие музыкальную жизнь региона.
Сегодня речь идет о необходимости изучения и обобщения опыта прошлого, адаптации его применительно к нынешней ситуации, извлечения из него всего того, что сможет принести реальную пользу в наши дни.
В этой связи весьма поучительным может быть экскурс в историю Московской консерватории, Петербургской консерватории, Российской академии музыки имени Гнесиных – старейших и авторитетных музыкальных учебных заведений страны. На их примерах видно, как в самые нелёгкие времена стараниями руководителей, педагогов и учащихся-музыкантов удавалось поддержать, и достаточно успешно, музыкальную жизнь в России.
* * * * *
Приложение (с 5 по 14 стр.)
Отрывки очерка Д.К. Кирнарской
«РАМ имени Гнесиных: к 115-летию со дня основания»
История гнесинского дома началась с открытия в Москве, в 1895 году, нового музыкального училища, за которым через пять лет последовала частная музыкальная школа. Несмотря на социальные катаклизмы начала ХХ века, несмотря на две революции и гражданскую войну и трудности первых лет советской власти, новые музыкальные учебные заведения оказались крайне востребованными: с первых лет существования они стали учреждениями нового типа – вместо привычных чисто художественных интересов и стремлений, вместо установки на воспитание музыкантов-виртуозов, свойственных классическим консерваториям, музыкальный техникум имени Гнесиных (так он назывался с 1919 года) сознательно поставил себя на службу государственным и общественным потребностям.
В первые десятилетия советской власти государство нуждалось в большом количестве музыкальных педагогов, которые могли бы превратить страну, боровшуюся с безграмотностью, в страну высокой музыкальной культуры. Классическое музыкальное искусство должно было стать максимально общедоступным, утратить ранее свойственную ему элитарность и ориентацию на образованные слои общества; оно должно было придти едва ли не в каждый дом – в России и советских республиках рождалась новая система музыкального воспитания, где базовые навыки классического музицирования становились массовыми с помощью разветвленной системы детских музыкальных школ, музыкальных самодеятельных коллективов, домов культуры, кружков и т.д. Академическое музыкальное образование отныне должно было стать системой, опирающейся на осознанные музыкально-педагогические методики: искусство обучения музыке из неповторимого процесса взаимодействия двух одаренных личностей – учителя и ученика – должно было стать более унифицированным, дидактически ясным, чтобы сотни и тысячи музыкальных педагогов по всей стране сумели овладеть основами музыкально-педагогического мастерства и стать квалифицированными пропагандистами высокого искусства. Следуя новым общественным задачам, в недрах училища и школы имени Гнесиных сложилась система профессионального музыкального образования, ориентированная на создание музыкально-педагогических кадров и их методическое оснащение. Ведущие принципы, выработанные на заре существования гнесинского дома – демократичность, системность, способность к развитию – до сих пор являются основой работы Российской академии музыки имени Гнесиных, и это подтверждено всей ее историей.
Успехи гнесинского училища и школы с первых лет их существования были столь очевидны, а уровень выпускников настолько высок, что уже в 1936 году было принято решение об открытии нового музыкального вуза, основанного на развиваемых Е.Ф.Гнесиной принципах – Государственного музыкально-педагогического института. По мере того как страна решала задачу демократизации музыкальной культуры, в том числе и с помощью выпускников- гнесинцев, стало очевидно, что необходимо приступить к воспитанию «учителей учителей»: в разных уголках страны росли подобные гнесинскому «музыкальные техникумы (училища)», которым требовались квалифицированные преподаватели теперь уже с высшим музыкальным образованием. Число музыкальных вузов (консерваторий), вызванных к жизни активизацией музыкальной жизни в стране, также увеличивалось, и преподавателей для них катастрофически не хватало. Иными словами, идея создания музыкального вуза педагогической направленности была со всех точек зрения весьма актуальна, причем настолько, что задуманный в конце тридцатых годов музыкальный вуз был открыт невзирая на войну с фашистской Германией: в 1944 году факультеты фортепианный, оркестровый, вокальный и теоретический приступили к работе, а сразу же после войны, в 1946 году к ним присоединился дирижерско-хоровой.
Несмотря на новизну поставленной цели – массовое «производство» высококвалифицированных педагогов-музыкантов – глава школы Елена Фабиановна Гнесина сумела совместить движение к ней с сохранением высочайшего профессионального мастерства, свойственного российской музыкальной традиции. Естественно, что вне удержания достигнутого российской музыкальной школой уровня, решение любых, в том числе самых насущных общественных задач, было бы лишено смысла: музыкальные педагоги, не владеющие секретами музыкантского ремесла, вряд ли были бы способны продолжать и «транслировать» отечественную музыкальную культуру, воспитывая как грамотных любителей, так и собственную профессиональную смену. Увлекая своими идеями коллег, Е.Ф.Гнесина собрала под крышей нового гнесинского дома лучших российских музыкантов, и эта традиция никогда не прерывалась: в разное время под началом Е.Ф.Гнесиной работали корифеи отечественной музыки, такие как композиторы Арам Хачатурян и Тихон Хренников, пианисты Яков Флиер, Генрих Нейгауз и Мария Юдина, певцы Марк Рейзен и Зара Долуханова, трубачи Михаил Табаков и Тимофей Докшицер, музыковеды Сергей Скребков, Николай Гарбузов и Валентина Конен, хормейстеры Клавдий Птица и Александр Юрлов, виолончелисты Сергей Козолупов и Валентин Берлинский и многие другие незаурядные музыканты. В последующие годы, включая недавнее прошлое и настоящее, планка профессорско-преподавательского состава, столь высоко поднятая Е.Ф.Гнесиной, практически не опускается
Высокий уровень профессоров и преподавателей, а также строгий отбор абитуриентов естественно привели к появлению звезд музыкального искусства: несмотря на общую педагогическую направленность нового учебного заведения, эти звезды были своего рода маяком для остальных учащихся и обозначали крайне высокий, поистине мировой уровень музыкального образования, достигнутый в стенах гнесинского института, а позднее академии. Среди выпускников – более 40 народных артистов России и ряда стран СНГ, более 200 заслуженных деятелей искусств и заслуженных артистов РФ, сотни профессоров, более 30 докторов наук. Вот лишь некоторые имена гнесинцев разных поколений, прославившие свой вуз: дирижеры Евгений Светланов и Владимир Федосеев, пианисты Евгений Кисин и Константин Лифшиц, певцы Валентина Левко, Галина Олейниченко, Константин Лисовский, музыковеды Евгений Назайкинский и Александр Ивашкин, композиторы Владимир Дашкевич и Микаэл Таривердиев – и это только выпускники так называемых академических специальностей, которые всегда были и остаются привилегией консерваторского музыкального образования. О других специальностях, составляющих специфику гнесинского дома, необходимо говорить особо, что и будет сделано ниже.
За годы своего существования в качестве одного из ведущих музыкальных вузов страны Российская академия музыки имени Гнесиных подготовила множество музыкантов, чей высочайший профессиональный уровень признан в стране и в мире: это более трех тысяч лауреатов национальных и международных конкурсов по всем музыкальным специальностям… Только за последние десять лет студенты одного лишь факультета народных инструментов завоевали 229 международных наград и премий – каждый второй студент-народник отмечен теми или иными профессиональными наградами. Однако несмотря на все это, особой гордостью гнесинской академии являются педагоги-музыканты, работающие без преувеличения во всех уголках России. Для гнесинцев не существует ни слишком высоких ни слишком низких позиций: преподавание музыки от консерватории до музыкальной школы – это то, ради чего они пришли именно в этот музыкальный вуз и закончили его. Даже оркестровый факультет, где артистов-оркестрантов среди выпускников как правило больше, нежели педагогов, тем не менее может служить здесь вполне красноречивой иллюстрацией. Некоторые из выпускников-гнесинцев возглавляют музыкальные училища на уровне директора или заведующего отделом духовых или струнных как Дмитрий Клейменов, заведующий отделом духовых инструментов Рязанского музыкального училища им. Пироговых или Юрий Шаталов – директор МОМУ им. Прокофьева; другие являются лидерами начального музыкального образования, нередко в ведущих музыкальных школах Москвы, как например заведующий отделом духовых инструментов Центральной музыкальной школы при МГК им.Чайковского фаготист Станислав Катенин. И, наконец, значительная часть выпускников-гнесинцев работает в консерваториях и университетах и академиях культуры и искусства, как например виолончелист Михаил Бенюмов, ныне заведующий кафедрой струнных инструментов Красноярской академии музыки и театра или скрипач Валерий Ворона, ныне ректор ГМПИ им.Ипполитова-Иванова…
Выпускники-пианисты могут показать, в качестве одной из возможных иллюстраций, сколь широка география работы педагогов-гнесинцев, являющихся лидерами своих учебных заведений: Тамара Шляпникова заведует фортепианным отделом в Тверском музыкальном училище, Наталья Рыбакова возглавляет кафедру фортепиано Челябинского института музыки им.Чайковского, Рустем Шайхутдинов – Уфимского института искусств, Людмила Дугина – декан факультета художественного творчества Орловского института искусств и культуры; Ирина Киселева является заместителем директора музыкального училища при Московской консерватории, а Михаил Черных заведует кафедрой камерного ансамбля Ростовской государственной консерватории. Иными словами, педагоги-музыканты, окончившие гнесинскую академию, постоянно востребованы в качестве лидеров коллективов, в которых они работают, и это относится в равной мере ко всем уровням музыкальных учебных заведений – школам, училищам и вузам – по всей России.
Активность и авторитет выпускников-гнесинцев связаны с тем, что они овладели высшим музыкально-педагогическим мастерством в стенах учебного заведения, являющегося своеобразным основанием, фундаментом музыкальной педагогики и методики советского и постсоветского периодов. Сама система подготовки профессиональных музыкантов, характеризующая российский подход к их формированию – система ШУВ, «школа-училище-вуз», когда музыкант последовательно проходит все три этапа профессионального становления – эта система сложилась под решающим влиянием дома Гнесиных: по инициативе и под руководством семьи Гнесиных появилось главное звено этой системы, являющееся уникальным открытием российской музыкальной педагогики – это среднее звено, училище, благодаря которому система обрела особую устойчивость и эффективность. Теперь музыкальная школа стала не только учреждением эстетического воспитания детей и подростков, но превратилась в начальное звено профессиональной подготовки, а музыкальный вуз вместо того, чтобы прививать базовые профессиональные навыки, смог заняться собственно тем, для чего он призван – воспитанием артистов и педагогов высшей квалификации, основы мастерства которых заложены еще в годы обучения в училище. Вот почему до сих пор российская система подготовки музыкантов не знает себе равных, а специалисты, принадлежащие этой системе, вызывают безоговорочное доверие в учреждениях музыкального образования во всем мире. Достаточно назвать преподавателей-гнесинцев разных лет, которые годами работали за рубежом: это пианисты Сергей Сенков (Дания, Мексика, Южная Корея), Игорь Никонович (Китай) и Валерий Самолетов (Франция), скрипачка Ольга Вилькомирская (Испания), валторнисты Владимир Шиш (Турция) и Лев Беленов (Сирия, Ирак, Венесуэла) и многие, многие другие.
Не только организационная структура подготовки профессиональных музыкантов в России и Советском Союзе, но и содержание учебного процесса во многом направлялись гнесинским институтом и академией. Достаточно отметить, что УМО (учебно-методическое объединение) по музыкальному образованию, формирующий учебные планы и программы для всех музыкальных специальностей, на протяжении советского и частично постсоветского периода всецело принадлежало гнесинской академии (институту). Из этих стен расходились по всей стране бесчисленные методические пособия, учебники и сборники статей по музыкальной педагогике, которые публиковал специально для этого организованный редакционно-издательский отдел. С 1994 года в РАМ им.Гнесиных систематически проводится представительный международный форум, по итогам которого публикуется авторитетный научный сборник «Музыкальное образование в контексте культуры», где музыканты-педагоги обсуждают свои проблемы и ищут ответы на поставленные практикой вопросы.
До сегодняшнего дня большой интерес вызывает реализованная гнесинским институтом и академией система подготовки действующих музыкантов, как говорилось в советскую эпоху, «без отрыва от производства». С конца 40-х годов десятки и сотни солистов, оркестрантов, певцов, педагогов были вынуждены учиться на ходу, уже работая в школах, училищах, музыкальных коллективах и филармониях. Для них впервые в отечественной практике было открыто вечернее и заочное высшее музыкальное образование: по инициативе и силами гнесинцев для этой формы обучения было создано все – собственные учебные планы, программы, учебные пособия… Пришлось на многое взглянуть по-новому, придать учебному процессу неизвестную ранее концентрацию, пересмотреть соотношение аудиторных занятий и самостоятельной работы в пользу собственной инициативы и творчества студентов. Работа на заочном отделении потребовала особой самоотдачи и педагогического мастерства – в короткое время двух сессий профессора должны были вместить все содержание учебного курса, все его основные положения. Решая насущные государственные задачи, гнесинским опытом воспользовались многие музыкальные вузы, открывшие свои двери для практикующих музыкантов: заочные отделения появились в Новосибирске, Ростове, Нижнем Новгороде, Казани.
Эффективность заочного и вечернего образования подтверждена многолетней практикой: большинство выпускников по окончании вуза сделали новый шаг в своей карьере – преподаватели музыкальных школ стали завучами и директорами, многие перешли из начального звена музыкального образования в среднее специальное, некоторые заочники преподают в высших музыкальных учебных заведениях. Так, например, декан факультета ИТК, профессор Татьяна Красникова и доктор искусствоведения, доктор психологических наук, профессор Дина Кирнарская, ныне работающие в академии, также закончили ее заочное отделение. Многие известные певцы, среди которых Людмила Зыкина, Иосиф Кобзон, Валерия тоже избрали заочное образование, которое позволило им не прерывать сольную карьеру.
Лидерство гнесинской школы в области музыкальной педагогики и методики подкреплено также многолетней работой кафедры с тем же названием, которая в середине девяностых годов была модернизирована, сфера ее интересов расширена, и в обновленном виде под названием «Кафедра современных проблем музыкального образования и культуры» она просуществовала до 2010 года. Обе кафедры сосредоточили свое внимание на вопросах высшего музыкально-педагогического мастерства – принцип подготовки «учителей учителей», стоявший у истоков гнесинского института, не потерял свою актуальность и поныне. Подкрепляя этот принцип, на протяжении всей истории института и академии чрезвычайно активно работает факультет повышения квалификации (ныне – Центр переподготовки и повышения квалификации работников музыкального образования и культуры): через него прошли тысячи педагогов-музыкантов со всей страны, с благодарностью вспоминающие время, проведенное рядом с профессорами-гнесинцами. Так, Н.Иванова, заведующая вокальным отделом музыкального училища из Перми, в книге отзывов пишет: «Невозможно описать интенсивность мысли, остроту и точность замечаний, новизну и свежесть подходов, с которыми я столкнулась в процессе обучения на факультете повышения квалификации в гнесинской академии. Я словно бы преобразилась: теперь уже невозможно преподавать и преподносить материал учащимся по старинке, по инерции – каждый урок я буду стараться вести так, чтобы ребята загорались, находили в себе самих отклик на каждое мое слово, пропускали через себя каждое замечание. Словом, так же как мои гнесинские наставники, я буду стараться создавать музыканта по крупице каждый год, каждый день и на каждом уроке».
Педагогический вектор развития музыкантов, принятый в гнесинской академии, привел к тому, что гнесинские профессора и преподаватели стали хранителями той редкостной атмосферы взаимного доверия, которая свойственна всей российской музыкальной педагогике: учитель и ученик здесь не только партнеры, делающие общее дело, но соратники, друзья, когда педагог служит для ученика и моделью поведения, и старшим товарищем, и зачастую артистическим идеалом. Музыкальные вечера, абонементы и концертные программы, звучащие в залах академии, являются живой иллюстрацией интенсивного и постоянного взаимодействия старших и младших уже вне уроков и вне привычного распорядка занятий. Сложилось так, что в вопросах формирования концертной афиши академия не скована обязательствами перед филармоническими организациями, как это нередко случается с российскими консерваториями и музыкальными вузами, и потому гнесинской академии удалось превратить свою концертную деятельность в прямое продолжение учебного процесса, где содружество поколений стало ведущим принципом.
Общение в классе продолжилось артистическим общением: профессора и студенты-гнесинцы выходили и выходят на одну и ту же сцену в одних и тех же концертах. Таковы циклы «Антология кларнета», «Учитель и ученики», «Наследие Табакова», «Звучит саксофон»; международные музыкальные фестивали «Виолончельные поколения», «Пять столетий», «Баян и баянисты», «Созвездие мастеров»… Эти и другие концертные циклы тесно связаны с обучением и совершенствованием молодых артистов также и потому, что не являются эффектными разовыми акциями, а многолетними (не менее пяти лет) проектами, которые развиваются, ширятся год от года, вовлекают все больше участников и поклонников, среди которых разные поколения студентов-гнесинцев: одни застали эти идеи при их зарождении, другие видят их расцвет и, быть может, появление уже новых абонементов и концертных программ. Одним из подобных проектов является цикл «Гнесинцы представляют»: на протяжении 20 лет на сцену выходят международно признанные мастера игры на народных инструментах вместе с молодыми гнесинцами – лауреатами международных конкурсов.
Связь поколений на концертной эстраде естественно дополняется многочисленными мастер-классами, которые профессора-гнесинцы проводят и в стенах академии, и в российских городах, и за рубежом. Один из ярких недавних проектов – «Международный мастер-класс профессора Владимира Федосеева для молодых дирижеров», который уже успел стать ежегодным. В содружестве с российским Фондом культуры и также ежегодно гнесинская академия проводит мастер-классы для участников программы «Юные дарования»; недавно завершился крупный цикл мастер-классов «Гнесинские мастера – музыкальным училищам России», в ходе которого профессора-гнесинцы объехали всю страну от Калининграда до Камчатки. Международные же мастер-классы известных музыкантов-гнесинцев – народников, пианистов, певцов, дирижеров и инструменталистов – поистине не поддаются описанию, настолько велико их число и необъятна география. И всегда и везде неуклонно выдерживается излюбленный принцип гнесинской школы: старшие и младшие, маститые и начинающие – в один вечер, на одной сцене, в одной программе…
Так же как гнесинский дом многим обязан атмосфере российского «серебряного века», когда общение и обмен мыслями в дружеском кругу порождали новые творческие замыслы, так же и гнесинская академия поддерживает в студентах потребность в творческом взаимодействии с коллегами и сверстниками, потребность в постоянном погружении в атмосферу творческого диалога. Российская академия музыки имени Гнесиных участвует в уже имеющихся крупных музыкальных акциях, конкурсах и фестивалях, таких как всероссийский студенческий фестиваль «Фестос» и «Дельфийские игры», идущие по нарастающей от всероссийских до мировых, или учреждает собственные музыкальные конкурсы, такие как «Путь к мастерству», на котором соревнуются студенты-пианисты разных стран.
Особой гнесинской чертой в профессиональном общении является его невольное стремление перерасти в постоянную творческую дружбу. На протяжении многих лет гнесинская академия приглашала на свою сцену коллег из стран СНГ и ближнего зарубежья: в результате творческие связи и совместные концерты с музыкантами из Белоруссии и Литвы стали ежегодными. Четыре года подряд проводится фестиваль исландских композиторов, воспринимающих теперь гнесинскую сцену как свой «второй дом»; уже пять лет собирается в Шуваловской гостиной «Клуб молодых композиторов», куда всегда стремятся зарубежные гости: по их собственному признанию, в «гнесинском доме» никто и никогда не почувствует себя чужим. Может быть, поэтому своего рода фирменным знаком гнесинского Большого зала стали циклы концертов под единым названием «Российская академия музыки имени Гнесиных представляет»: представляет российские консерватории, представляет произведения молодых композиторов, представляет новых лауреатов… Открытость гнесинского дома новым друзьям и контактам вызывает к жизни множество двусторонних обменов и проектов – «Российско-польский молодежный оркестр», международный музыкальный мост «Россия-США в XXI век», российско-украинские мастер-классы в Ворзеле и другие проекты, где совместное музицирование и общение возрождают атмосферу дружеских музыкальных вечеров в квартире Елены Фабиановны Гнесиной, ныне государственном музее. В этой квартире, где находятся бесчисленные свидетельства широчайшего профессионального общения семьи Гнесиных, посвящают в студенты сегодняшних первокурсников, надеясь, что с первых дней пребывания в академии они почувствуют теплоту гнесинского дома, станут членами большой гнесинской семьи, не мыслящей себя без совместного музицирования, творческого общения и дружеской поддержки.
Своего рода образцом гнесинского стиля воспитания служат постоянные поездки и гастроли органного класса академии под руководством профессора Александра Фисейского. Несмотря на то, что этот класс открыт по его же инициативе лишь в 1998 году, за это недолгое время студенты-органисты успели открыть для себя всю Европу: они побывали с концертами и творческими обменами во многих странах – в Англии, Франции, Польше, Дании, Голландии – практически повсюду, где популярно искусство органной игры. Поездки молодых гнесинских органистов в Германию совершаются ежегодно и длятся иногда не один месяц. Каждый визит – это и творческий отчет, и познавательное общение со сверстниками-органистами, и поучительный урок общих выступлений с европейскими мастерами органа. Ответные визиты также стали повседневностью; среди них выделяется большая ежегодная конференция «Орган в XXI веке», где концертные выступления, семинары, мастер-классы и творческие встречи естественно дополняют друг друга. Такое интенсивное общение коллег, которое создает постоянную художественную среду и становится образом жизни – это идеал, сформированный в свое время российской музыкальной школой и любовно сохраняемый в гнесинском доме.
В первые десятилетия жизни дома Гнесиных его демократичность, открытость и курс на создание музыкально-педагогической системы, структурно и методически оформленной, были признаны всеми, кто связан с музыкальным искусством и музыкальным образованием. Композитор Тихон Хренников, многие десятилетия возглавлявший Союз композиторов России, высказался весьма красноречиво: «Можно с уверенностью сказать, что две семьи – Рубинштейны и Гнесины – определили развитие музыкальной культуры, музыкального образования в России. Если говорить о московской школе, то кроме Николая Рубинштейна, который сыграл основополагающую роль, конечно, на первом месте будет семья Гнесиных!»
Однако демократичность и системность характеризуют гнесинские установки и принципы лишь в союзе с важнейшим из них – чуткостью к современным потребностям и стремлением на них откликаться, что порождает характерную для гнесинского института и академии способность к развитию. Первые же годы после открытия гнесинского института подтвердили это: в 1948 году был открыт факультет народных инструментов, где академическое образование должны были получать те, чье искусство еще совсем недавно ассоциировалось с деревенскими праздниками и гуляньями – однако при этом не было на русской земле более любимых и поистине народных музыкантов, чем «гармонисты» и «балалаечники». Общественная потребность в их образовании и развитии возникла в высшей степени оправданно: народ, победивший фашизм, испытывал желание утвердить свое, исконное, традиционное искусство, которое веками помогало ему выразить себя и сохранить свою самобытность. Гнесинцы почувствовали, что пришло время вывести русское народное творчество с деревенской улицы на широкую международную дорогу, и благодаря многолетней работе кафедр баяна и аккордеона и кафедры струнных народных инструментов искусство музыкантов-народников в начале XXI века превратилось в своеобразную «музыкальную индустрию» со своим репертуаром, своим обширным кругом почитателей и поклонников, своей концертной жизнью, прессой, дискографией…
Тяготеет к национальной музыкальной традиции и гнесинская композиторская школа: в настоящее время кафедрой композиции в академии заведует заслуженный деятель искусств России Кирилл Волков. Для него русские народно-певческие традиции во всем их многообразии – это своего рода компас в необъятном море современных музыкальных возможностей, где есть место бесчисленным авангардным техникам, множеству композиторских школ и направлений, считающих за честь начать с белого листа, оторваться от почвы и последовать за новейшей западноевропейской модой.
Русская национальная композиторская школа, даже если воспользоваться примером одного лишь Кирилла Волкова, сегодня пользуется заслуженным авторитетом. Две его оперы «Живи и помни» и «Мужицкий сказ» помимо России поставлены в Чехии и Германии, его балет «Доктор Живаго» с успехом идет в Болгарии и США; кантаты «Тихая моя родина» на слова Николая Рубцова и «Слово» на строки «Слова о полку Игореве» получили Государственную премию.
Поддержка и пропаганда русского национального музыкального искусства является краеугольным камнем всей деятельности Российской академии музыки имени Гнесиных – в этом смысле она вполне оправдывает свое название в противовес более интернациональному и нейтральному наименованию «консерватория».
Середина 80-х годов, канун горбачевской перестройки были отмечены возросшим тяготением российского общества к большей информационной открытости, к использованию всех возможностей, которые дают современные средства связи; молодое поколение россиян стремилось видеть и слышать все, что видят и слышат их сверстники в других странах – молодежная музыка, ее новые стили и жанры равно как и полузапрещенные в советскую эпоху джаз и рок постепенно становились общедоступной культурной продукцией, и помешать этому процессу было уже невозможно. Своеобразным ответом на новые потребности российского общества стало открытие в гнесинском институте в 1984 году кафедры инструментов эстрадного оркестра, а впоследствии кафедры эстрадно-джазового пения. Обе кафедры возглавили наиболее авторитетные специалисты обоих направлений: джазовый пианист Игорь Бриль и певец Иосиф Кобзон.
В начале третьего тысячелетия так же как в начале ХХ века перед гнесинским домом вновь возникает задача – создать новое поколение артистов, а также «учителей учителей», от которых практически зависит исполнительский уровень российской эстрады грядущих десятилетий. Одаренная молодежь, отобранная для обучения в академии в результате огромного конкурса, имеет все необходимое, чтобы решить эту задачу – современное техническое оснащение, высококвалифицированных преподавателей и большие карьерные перспективы, где, как это часто бывает с выпускниками-гнесинцами, у них есть возможность стать лидерами-исполнителями и, прежде всего, лидерами-педагогами в своей области музыкального искусства.
Почти одновременно с эстрадно-джазовыми специальностями, в 1987 году в гнесинском институте открывается кафедра и отделение звукорежиссуры. Его возглавляет опытный мастер звукозаписи Петр Кондрашин, который привлекает к преподаванию своих коллег, звукорежиссеров фирмы «Мелодия», в том числе звукорежиссера виднейших российских музыкантов Игоря Вепринцева. С первых лет существования на кафедре сложились определенные педагогические принципы, которым она следует и поныне. Прежде всего, это строжайший принцип отбора абитуриентов-звукорежиссеров, опираясь на их обостренные слуховые данные и профессиональное музыкальное образование – все они должны быть выпускниками музыкальных училищ. Ни один другой факультет звукорежиссуры, как например звукорежиссерский факультет ВГИКа, не предъявляет подобных требований к абитуриентам, поскольку не имеется в виду, что они будут музыкальными звукорежиссерами.
В силу уже сложившейся традиции Гнесинская академия первой взялась ответить на вызов времени и с 2000 года приступила к подготовке музыкальных менеджеров – администраторов, финансистов, руководителей артистических агентств и концертных залов, то есть квалифицированных управленцев для музыкального бизнеса.
Отделение музыкального менеджмента, а ныне продюсерский факультет гнесинской академии был первым факультетом в стране, где будущих продюсеров стали готовить не на основе искусствоведческих специальностей, сводя экономическую подготовку к необходимому минимуму, а напротив, делая акцент на полноценном экономическом образовании.
За годы существования гнесинского дома в гнесинской академии сложились определенные принципы, на которые во многом равняется все российское музыкальное образование. По-существу, эти принципы суммируют и развивают все лучшее, что было сделано в области музыкальной педагогики двумя российскими консерваториями, а также многими прекрасными педагогами-музыкантами предшествующих эпох. Российская музыкальная педагогика опирается на постепенность и поэтапность становления музыканта, который последовательно проходит три необходимые стадии обучения – музыкальную школу, училище, и лишь затем музыкальный вуз. Как показал опыт многих десятилетий, ни одно из этих звеньев не может быть пропущено без ущерба для творческого развития артиста.
Музыкальное образование – живой и многосоставный процесс. Он складывается не только из аудиторных и самостоятельных занятий – его формирует вся окружающая молодого музыканта творческая жизнь: концерты, встречи с известными артистами, мастер-классы, участие в фестивалях и конкурсах. В соответствии с гнесинскими традициями центром этой интенсивной творческой жизни становится общение: общение поколений, нередко выступающих вместе на одной сцене, общение студентов разных стран, участвующих в фестивалях, конкурсах, конференциях… Как это всегда было в российской музыкальной педагогике, в гнесинском доме сохраняется атмосфера дружеской поддержки и заинтересованности в успехах учеников – эта особая атмосфера во многом является источником многочисленных побед студентов-гнесинцев на многих престижных конкурсах, источником их уверенности в себе, которую они передают теперь уже следующему поколению российских музыкантов.
Будучи лидером в области музыкальной педагогики и методики, гнесинская академия всегда открыта новому: она не стоит на месте, она всегд чутко откликается на общественные потребности – и тогда, когда стране были нужны квалифицированные преподаватели по основным академическим специальностям, и тогда, когда стало необходимо поднять на новый профессиональный уровень народное и эстрадно-джазовое искусство, и тогда, когда на повестку дня встало профессиональное обучение звукорежиссеров и музыкальных менеджеров, гнесинская академия идет впереди, прокладывая новые пути. В этом отношении Российская академия музыки имени Гнесиных представляет собой своего рода образец инновационного развития, на который равняется все российское музыкальное образование.
И, наконец, опора на национальные основы в искусстве, неустанная забота о сохранении, изучении и новом прочтении традиционного музыкального наследия – здесь гнесинская академия также занимает лидирующие позиции. Народно-инструментальное исполнительство и народно-певческое искусство сохраняют свои живые корни, свои истоки в руках гнесинских мастеров, при этом развиваясь дальше и обретая новые краски. Традиционная культура российских регионов, а также духовная музыкальная культура России получают современное освещение и толкование в трудах гнесинских музыковедов, а композиторы-гнесинцы на протяжении десятилетий сохраняют национальные музыкальные истоки в своих новых сочинениях, всякий раз показывая их внутреннее богатство и неисчерпаемое содержание.
Для гнесинской академии движение в будущее всегда связано с общественными проблемами, с задачами, которые стоят перед российским государством в области культуры и искусства. Среди них можно отметить преодоление элитарности высокого искусства, усиление его востребованности, привлечение ресурсов музыки и других искусств для повышения конкурентоспособности российского общества, для возрастания и совершенствования его человеческого потенциала, а также использование глобализации как стимула эстетического и социального развития, как источника новых идей и технологий, не мешающего сохранению национальной идентичности.
Чтобы участвовать в решении этих глобальных задач, вузы искусства, и музыкальные вузы в частности, должны освоить новые принципы и приемы обучения и воспитания, где узкопрофессиональная подготовка сочеталась бы с подготовкой социальной, где навыки коммуникации и социальная адаптивность студентов, выработанные в годы учебы, помогали бы им органично вписаться в новое общество XXI века и найти в нем свое место. Необходимой частью такой адаптации должна естественно стать подготовка в области новых технологий: гнесинская академия уже предпринимает определенные шаги в этом направлении –идет тотальная информатизация академии, оснащение всех без исключения учебных аудиторий и кабинетов компьютерами и Интернетом, новой цифровой аппаратурой многообразного назначения.
Однако только технологии недостаточны в деле воспитания музыкантов третьего тысячелетия: учебные планы третьего поколения дают вузам некоторую свободу, и гнесинская академия планирует использовать ее для насыщения учебного процесса дисциплинами, дающими студентам навыки общения с разной аудиторией, превращающими их в умелых пропагандистов музыкального искусства, умеющих найти общий язык со слушателями любого возраста и образовательного уровня. Музыканты XXI века нуждаются также в базовых навыках менеджмента, в способности к организации своей деятельности и приспособлении ее к самым разным социальным условиям, в нахождении и реализации возможностей, которые дают новые технологии, новые формы организации досуга, связанные с глобализацией и информатизацией. Наконец, студенты должны быть готовы к постоянной трансформации и развитию – темпы изменения условий труда столь велики, что лишь постоянное обучение и освоение новых способов деятельности даст сегодняшним студентам уверенность в их дальнейшей востребованности и успешной карьере. Таким образом, информационная грамотность, мобильность и готовность к развитию, а также социальная адаптивность и навыки коммуникации становятся теперь непременными атрибутами образования нового деятеля искусства, и гнесинская академия готова стать во главе процесса обновления музыкального образования, который приведет к большей общественной востребованности и успешности нового поколения музыкантов.
Уже сегодня учеными-гнесинцами разрабатываются новые учебные дисциплины и программы к ним, формируются новые учебные планы и учебные пособия – создается новый музыкально-педагогический комплекс XXI века, который ляжет в основу обучения молодого поколения российских музыкантов. Эта работа совершается в тесном сотрудничестве с коллегами из-за рубежа: в 2009 году гнесинская академия была головной организацией по разработке новой Концепции художественного образования стран СНГ, которая была представлена Министрам культуры стран содружества. Концепция предусматривает как сохранение традиций отечественного художественного образования, включая трехступенчатую систему подготовки специалистов, творческую аспирантуру, индивидуальное обучение и другие основы, так и активизацию инновационных процессов, где помимо информатизации и обновления методик и педагогических технологий, предусмотрена система мер по воспитанию аудитории, по совершенствованию общеэстетического художественного образования и воспитания. Учитывая огромный опыт и лидерские позиции гнесинского дома в области педагогики искусства, гнесинская академия планирует оказывать все большее воздействие на систему начального и детского музыкального воспитания, в том числе в рамках общего образования.
Гнесинская академия придает все большее значение совершенствованию непрерывного образования, постоянно развивая Центр переподготовки и повышения квалификации академии, расширяя его возможности: только за последние пять лет его услугами воспользовались более тысячи музыкантов, зачастую руководителей художественных организаций. Имея в виду, что значение непрерывного образования будет только возрастать, академия разрабатывает концепцию непрерывного образования, которая могла бы охватить всю страну, всех работников культуры и искусства. В этом случае Центр переподготовки и повышения квалификации превратился бы в Институт того же профиля, ставший опорой непрерывного образования на уровне всей России.
В масштабных изменениях нуждается также эстрадно-джазовое образование. Возможностей несольких музыкальных вузов, включая и гнесинскую академию, для реформирования этой крупнейшей области музыкального искусства, естественно, недостаточно. Факультет эстрадного вокала и инструментального эстрадно-джазового исполнительства мог бы превратиться в Институт эстрадно-джазового искусства в рамках академии: в этом случае он сохранил бы традиции и музыкальный уровень гнесинского дома, но многократно расширил бы свои возможности и степень воздействия на процессы, происходящие в стране.
Планы коллектива Российской академии музыки имени Гнесиных вполне соответствуют ее значению в отечественном музыкальном образовании: они простираются от реформирования методического оснащения музыкальной педагогики в профессиональном образовании до обновления способов и форм пропаганды высокого искусства в СМИ, от создания нового концертного комплекса на базе залов академии, где могли бы проходить практику как студенты-гнесинцы так и зарубежные партнеры академии, до организации постоянно действующего продюсерского Центра международных мастер-классов, который позволит студентам всегда быть на острие перемен в мировом исполнительском искусстве. Теперь, в пору своей полной зрелости, гнесинская академия готова к тому, чтобы стать своеобразной моделью инновационного развития для вузов искусства России и войти в число лучших музыкальных вузов мира не только благодаря богатству традиций, но и благодаря широте и всеохватности происходящих в академии процессов обновления.
* * * * *
В условиях разразившегося в России в конце восьмидесятых годов и продолжающегося по нынешний день кризиса в социокультурной сфере и отечественной музыкальной культуре перестала функционировать создававшаяся на протяжении десятилетий система массовой музыкально-просветительской /концертно-исполнительской/ работы, музыкальная классика оказалась фактически оттеснённой на обочину культурной жизни. В большинстве регионов России господствующие позиции захватила так называемая «поп-культура» в наиболее откровенных и уродливых формах. В условиях тотальной коммерциализации российского общества, музыкальная «попса» прочно укоренилась в электронных средствах массовой информации, на радио и телевидении, в результате чего ежедневно и планомерно калечатся вкусы миллионов молодых людей.
Для того чтобы музыкальные учебные заведения различных уровней могли сегодня решать стоящие перед ними многообразные задачи, необходимы:
а/ целевые установки со стороны руководства этими учебными заведениями /директоров и ректоров, заведующих отделами и кафедрами, ведущих преподавателей/;
б/ подбор кадров преподавателей, при котором костяк педагогических коллективов составляли бы люди, поддерживающие свою концертно-исполнительскую форму, сочетающие преподавательскую деятельность с артистической;
в/ поддержка музыкально-просветительских инициативсо стороны местных, региональных властей.
Практический опыт ведущих российских училищ и ВУЗов показывает, что участвовать в музыкально-просветительской деятельности могут наряду с преподавателями лучшие, наиболее талантливые представители студенческой молодёжи – пианисты, вокалисты, струнники, исполнители на народных инструментах. Публичные выступления молодых людей, как сольные, так и ансамблевые, лучшая форма так называемой «производственной» практики. Музыкант, находясь на сцене, воздействует на публику, просвещая и художественно образовывая её; в свою очередь, атмосфера концертной эстрады оказывает определённое влияние на исполнителя, формируя его индивидуальный творческий стиль, манеру игры, сценическое мышление, словом, его профессиональный облик.
Концертные мероприятия, живые контакты музыкантов-исполнителей с публикой в эру массового увлечения электроникой особенно важны. Слушатель при встрече с талантливым музыкантом подпадает под особое духовное «облучение», которого не даст ему самое совершенное звуковоспроизводящее устройство. Что касается учащихся-исполнителей и их педагогов, то для них имеет значение (профессиональное, психологическое) сам факт, что они востребованы сегодняшней аудиторией, что они нужны ей, – это стимулирует их работу, побуждает быть в надлежащей творческой форме.
Организация широкой музыкально-просветительской деятельности, в данном случае концертной работы, требует, естественно, соответствующих усилий по созданию рекламы, без которой в наше время трудно рассчитывать на успех каких-либо массовых мероприятий. Наилучшие результаты достигаются тогда, когда весь комплекс этих мероприятий осуществляется совместными, скоординированными действиями музыкальных учебных заведений и местных филармоний.
Иными словами, задачи российских музыкальных учебных заведений на современном этапе не сводимы только к подготовке кадров музыкантов-профессионалов. Эти задачи шире, многообразнее, универсальнее, и включают в себя непосредственное воздействие на духовный ареал России, очищение национальной культурной среды от чуждых ей влияний, формирование общественной потребности в постоянном и тесном общении с классическим музыкальным искусством.
Обращение к прошлому российского музыкального воспитания и образования, к традициям, закладывавшимся в XIX-XX веках, подтверждает, что задачи, стоящие перед современными музыкальными учебными заведениями, могут быть успешно решены, если будут проявлены желание и воля со стороны руководителей этих учебных заведений и передовой части педагогов-музыкантов.
Воспитательные и художественно-просветительские функции музыки в обществе могут быть реализованы только при наличии достаточного количества хорошо подготовленных кадров специалистов, музыкантов-профессионалов – исполнителей, педагогов, музыковедов, композиторов. Уровень специальной подготовки этих кадров напрямую связан с содержанием и организацией учебного процесса в музыкальных учебных заведениях – училищах, колледжах, вузах.
Место и роль музыки в социуме, эффективность её воспитательной «работы» зависят, в конечном счёте, от педагогических /учебно-образовательных/ условий, от стратегии и тактики действий преподавателей соответствующего профиля, от того, кто кого и как учит.
Философия музыкального образования изначально, «по определению», включает в себя педагогический компонент, причём он является доминирующим в данной структуре.
Совершенно очевидно, что теория и практика преподавания музыки в России может опираться на традиции, сложившиеся в предыдущие десятилетия. В их жизнеспособности и потенциале, далеко не исчерпавшими себя, сомнений не возникает. Сказанное может быть отнесено к самым различным видам и «жанрам» педагогики – и тем, что фигурируют в рамках системы массового музыкального воспитания и просвещения /общеобразовательные школы, детские сады и прочие учреждения аналогичного профиля/, и тем, что ориентированы на подготовку кадров музыкантов-профессионалов различных специализаций /музыкальные училища, колледжи, вузы различных видов и типов/.
В рамках нашего предметы мы говорим о преподавании музыки в профессиональном варианте, о работе с учащейся молодёжью, получающей образование в специальных музыкальных учебных заведениях среднего и высшего звена.
Традиции преподавания музыки в России сохранили в целом свою жизнеспособность. Они по-прежнему могут служить опорой для музыкантов различных специальностей. Вместе с тем, само время и серьёзные социокультурные метаморфозы, которые произошли в российском обществе в последнее десятилетие, не могли не изменить общей ситуации в сфере педагогики вообще и художественно-творческой педагогика, в частности. Многие положения последней требуют сегодня основательного пересмотра, обновления, реинтерпретации.
Для того чтобы система музыкального образования в России успешно функционировала в современных условиях, представляется необходимым исходить из следующих теоретико-методологических оснований:
1. Всесторонняя, универсальнаяподготовка музыканта-профессионала.
2. Развивающее обучение молодых специалистов /исполнителей, музыковедов и др./.
3. Деятельностный подход к обучению музыке.
4. Максимум творческой инициативы студента, стимулирующей самообразовательную активность.
5. Соответствие методов обучения целям и задачам учебно-образовательного процесса.
6. Преодоление разобщенности общегуманитарных, социокультурных дисциплин с общепрофессиональными и специальными дисциплинами.
7. Использование технических средств обучения (ТСО).
8. Приоритетная роль самообразования.