Объяснительно-иллюстрированное обучение

План лекции

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ, ТЕХНОЛОГИИ, МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ

1.Определение понятий: теория, технология, модель обучения.

2.Разъяснительно-сообщающее обучение.

3.Проблемное обучение.

4.Эвристическое обучение.

5.Развивающее обучение.

6.Личностно-ориентированное обучение.

7.Дифференцированное обучение.

8.Программированное обучение.

9.Компьютерное обучение.

10.Модульное обучение.

1. Определение понятий: теория, технология, модель обучения

Понятие «теория» определяется в современных научных изданиях как система научных знаний, взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение того или иного явления и как целостное представление о закономерностях и существенных связей определенной области действительности — объекта конкретной теории. Определение педагогической теории: «Педагогическая теория — это система научных знаний о педагогических процессах, явлениях, представленных в форме педагогических идей, закономерностей, принципов и понятий, позволяющих целостно описать, объяснить и прогнозировать функционирование, развитие и саморазвитие процессов и явлений».

И определение технологии обучения: «Педагогическая технология, в том числе, и технология обучения — это система проектирования и практического применения адекватных данной технологии педагогических закономерностей, идей, принципов, содержания, формы, методов и средств обучения и воспитания, гарантирующих достаточно высокий уровень их эффективности, в том числе при последующем воспроизведении и тиражировании».

В.П. Беспалько определяет элементы, которые представляют слагаемые педагогической технологии: 1) разработка целей обучения и воспитания; 2) определение содержания, информации, подлежащих усвоению; 3) выбор методов и средств обучения и контроля, дидактических, технических, в том числе компьютерных; 4) диагностика результатов обучения и воспитания; 5) гарантированность достаточно высокого уровня обучения и воспитания.

Модель обучения (от французского modele — образец) — это система педагогических объектов, воспроизводящих существенные свойства системы-оригинала. Дидактическая система — это целостное образование, характеризующееся единством целей, педагогических принципов, содержания, форм и методов обучения.

Цель лекции — раскрыть системы и модели обучения, существующие в современной теории и практике обучения.

Этот вид обучения предложил немецкий педагог И.Ф. Гербарт (1776—1841). Главная задача школы — заботиться об интеллектуальном развитии учащихся, развить нравственную личность с сильным характером. В школе следует обеспечивать постоянную занятость учащихся, порядок и дисциплину. Уместны наказания, вплоть до телесных. Задача педагога — передавать готовые знания, которые учащиеся должны заучивать. Задача учеников — «сидеть тихо, быть внимательными, выполнять распоряжения учителей». И.Ф. Гербарт выделил ступени обучения: ясность, ассоциация, система, метод. «Ясность» - первоначальное ознакомление с новым материалом с привлечением средств наглядности. «Ассоциация» — установление связи новых представлений с прежними, уже освоенными, в процессе свободной беседы. «Система» — связное изложение нового материала с выделением основных положений, с выводом правил и формулировкой законов. «Метод» — упражнения с применением новых правил.

Идеи воспитывающего обучения и нравственного воспитания, подавление «дикой резвости ребенка» имели широкое распространение во второй половине XIX века во всех странах, в том числе, и в России, но постепенно пришли в упадок. Однако, метод изложения знаний учителем в готовом виде не утратил своего значения и в настоящее время, так как применение этого метода экономит время.

Однако, ограничиваться готовым изложением знаний учителем и повторением этих знаний учащимися невозможно, так как это освобождает учащихся от необходимости мыслить. Невелики его возможности в дифференциации и индивидуализации учебного процесса. Джон Дьюи, американский философ, психолог и педагог (1859-1952) критиковал педагогику Гербарта и современную ему систему обучения, предложив организовать процесс обучения так, чтобы он развивал собственную активность учащихся.

При традиционном типе обучения три составляющих определяют его сущность: показ -> объяснение -> контроль. Перед учеником стоит цель: овладеть способами решения задач, предусмотренными программой; выучить правила, с большой точностью воспроизвести заученное. Это, по сути, воспроизводящий (репродуктивный) тип обучения.

Обучение под жестким или мягким давлением при твердой дисциплине учащихся для всех одинаковое по содержанию и методике, безоговорочное подчинение ученика учителю были характерны для учебных заведений в течение многих столетий. Такой стиль отношений “учитель — ученик” в последнее время получил название авторитарной педагогики.