Философия логического анализа
Связана с течениями неопозитивизма и постпозитивизма
Неопозитивистская ветвь аналитической философии была обращена к логическому анализу языка науки. Ее оформление связано с деятельностью Венского кружка – сообщества ученых, регулярно собиравшихся на коллоквиум в Венском университете в 20-х – 30-х гг. ХХ в. Возглавлял Венский кружок профессор кафедры индуктивных наук Мориц Шлик. В работе кружка принимали участие: математик Курт Гёдель, логик Рудольф Карнап, социолог Отто Нейрат, физики Герберт Фейгль, Филипп Франк, Фридрих Вайсманн и математик Ханс Хан.
В основе неопозитивистской доктрины лежали принципы верификации, физикализма и конвенционализма.
Принцип конвенционализма применим к аналитическим утверждениям. Согласно ему, воснове аналитических предложений в научной теории лежат произвольные соглашения (конвенции), выбор которых регулируется соображениями удобства, простоты, полезности, т. е. критериями, не связанными с понятиями самой теории.
Принцип верификации применим к синтетическим утверждениям. Необходимо сравнивать синтетические предложения в науке с эталонными протокольными предложениями, фиксирующими данные непосредственного опыта.
Принцип физикализма утверждал, что теоретические предложения в эмпирических науках, в конечном счете должны допускать сведение к предложениям физики, поскольку все экспериментальные науки имеют один и тот же общий базис – физику.
Как и неопозитивизм, пришедший ему на смену постпозитивизм (Карл Поппер, Томас Кун, Имре Лакатос, Поль Фейерабенд) уделяет основное внимание рациональным методам познания, но основной своей задачей считает анализ процессов развития научного знания. Рассмотрение динамики науки в постпозитивизме осуществляется в широком социокультурном контексте, включающем в себя философию. Постпозитивисты предложили новые модели науки как знания, деятельности и социального института, что оказало заметное влияние на философию науки XX века.
Так, Карл Поппер (1902–1994), начавший свой путь в философии как неопозитивист, в дальнейшем создал оригинальную концепцию роста научного знания, получившую название «критический рационализм». Идеи критического рационализма тесно связаны с принципом фальсификации. Метод верификации необходим, но недостаточен. Только та теория научна, которая может быть принципиально опровергнута опытом. То, что опытом опровергнуть нельзя – не наука, а догматика. Рост научного знания происходит, не за счет оправдания имеющихся теорий, а за счет критики гипотез, которые предлагаются для решения новых проблем.
Анализируя центральную для постпозитивизма проблему роста знания, Имре Лакатос (1922–1974) выдвинул теорию и методологию «научно-исследовательских программ». Наука представляет собой конкурентную борьбу «научно-исследовательских программ». Каждая из них состоит из двух компонентов:
1) «жёсткое ядро» априорных допущений – аксиом, не могущих быть опровергнутыми внутри программы
2)«предохранительный пояс» вспомогательных гипотез ad hoc, видоизменяющихся и приспосабливающихся к контрпримерам программы.
Эволюция конкретной программы происходит за счёт видоизменения и уточнения «предохранительного пояса», разрушение же «жёсткого ядра» теоретически означает отмену программы и замену её другой, конкурирующей.
С именем Томаса Сэмюэла Куна (1922—1996) связана разработка концепции революций в науке. В книге «Структура научных революций» (1962) излагается идея, согласно которой науку следует воспринимать не как постепенно развивающуюся и накапливающую знания по направлению к истине, но как явление, проходящее через периодические революции, называемые в его терминологии сменой парадигм. Каждая парадигма проходит через три стадии: «нормальная наука»; «экстраординарная наука»; собственно, «научная революция».
Пол (Пауль) Карл Фейерабенд (1924–1994)в зачастую парадоксальной форме излагал свой взгляд на динамику научной рациональности. В своих книгах «Против метода» и «Наука в свободном обществе» Фейерабенд отстаивал идею о том, что нет общих методологических правил, которые всегда используются учёными. Любой единый научный метод, основанный на традиции, ставит некоторые пределы в деятельности учёных, и, таким образом, ограничивает прогресс. Последовательность в смене научных теорий дает неоправданное преимущество более старым, традиционным теориям перед новыми. В научной теории необходима некоторая доля анархизма, и это более гуманистический подход, поскольку он не навязывает учёным жёстких правил.