Особенности работы с топографическими картами в пешеходном и лыжном туризме.
Работа туристов с картами в подготовительный (предпоходный) период и собственно на маршруте имеет свою специфику в зависимости от вида туризма и особенностей выбранного района похода. Под спецификой в данном случае мы имеем в виду то, на какую информацию, отраженную на листе топографической карты, нацелено внимание туристов в первую очередь и какие измерения с использованием карты они осуществляют. В данной лекции мы ограничимся лишь краткими комментариями об особенностях работы с картой при подготовке и проведении пеших и лыжных походов по равнинным районам (таким как территория Республики Беларусь). Причем наша задача по изложению данных вопросов существенно облегчается, т.к. Вы уже выполняли самостоятельную работу по подготовке маршрута пешего похода и имеете соответствующие умения и навыки работы с топографическими и туристскими картами.
Какая картографическая информация наиболее существенна при подготовке и проведении пеших походов? Если мы ведем речь о пеших походах по равнинному району, то в процессе работы с картой туристы анализируют следующую существенную информацию:
· информацию о характерных для данных походов классифицированных участках маршрута;
· информацию о дорожной сети;
· информацию о гидрографической сети;
· информацию о сети населенных пунктов.
Разумеется, при подготовке и проведении спортивного похода прорабатывается вся картографическая информация в совокупности (осуществляется системный подход к анализу карты района похода). Мы же для удобства изложения материала остановимся по отдельности на каждом, вышеуказанном информационном пуле.
Каким образом при работе с картой планируются классифицированные участки маршрута? Вы уже знаете, что для пеших походов по равнинной местности характерными классифицированными участками на маршруте являются участки лесных массивов и заболоченные участки разной степени проходимости, водные препятствия. Информацию о локализации на местности, параметрах данных объектов и элементов рельефа, выраженную на карте в виде условных знаков, туристы и изучают при разработке нитки маршрута. Линия маршрута на карте, прежде всего, прокладывается по участкам лесных массивов; в маршрут могут включаться участки заболоченной местности при наличии дополнительных сведений о степени проходимости данных болот. Нитка маршрута может прокладываться через реки, каналы в местах с обозначенными мостами, бродами и без них (в последнем случае предполагается организация переправы через водное препятствие). Картографическая информация о наличии или отсутствии дорог, просек в лесных массивах, о расположении на местности и «густоте» сети рек и каналов, о площади и локализации заболоченных территорий помогает прогнозировать степень технической трудности того или иного участка маршрута и тактически правильно распределить классифицированные участки по нитке маршрута.
Что дает анализ дорожной и гидрографической сети на карте выбранного района путешествия? Анализ дорожной и гидрографической сети района похода при работе с картой весьма важен как для определения на маршруте классифицированных участков, так и для планирования маршрута в целом. Такая информация на карте позволяет выделить участки маршрута более или менее «проблемные» с точки зрения техники их преодоления и ориентирования; выбрать оптимальные приемы, средства преодоления естественных препятствий и ориентирования. Карта «показывает» участки, где в нитку маршрута следует включить «попутные», облегчающие передвижение туристов лесные, полевые дороги и иные линейные ориентиры (просеки, линии электропередач, кромки леса и поля). Для преодоления таких участков маршрута туристы используют технику движения с чтением карты. Анализ карты выявляет и участки маршрута «бедные» линейными и иными ориентирами, на которых рационально осуществлять движение группы по азимуту.
Дорожная сеть района похода, кроме того, внимательно изучается и используется для доставки группы к началу маршрута и отъезда группы по окончании активной части маршрута; для организации «забросок» продуктов и снаряжения; для планирования вариантов аварийного схода с маршрута и выхода в крупные населенные пункты. Указанные на карте объекты гидрографии в районе похода, не только предоставляют информацию об естественных препятствиях на маршруте, но и определяют возможные пункты организации биваков и больших привалов (указывают источники воды для приготовления горячего питания группы). Особенно тщательно гидрографическая сеть и возможные места туристских стоянок изучаются в засушливых степных и пустынных районах.
С какой целью туристы анализируют информацию о сети населенных пунктов в выбранном районе путешествия? Во время подготовки и проведения похода по карте, кроме уже указанной информации, внимательно изучается сеть населенных пунктов: сколько и какие (крупные, мелкие) населенные пункты присутствуют в районе похода. Данные сведения позволяют удачно выбрать пункты начала и окончания маршрута, пункты дневок и организации забросок, пункты пополнения запасов продовольствия на маршруте, пункты для аварийного выхода с маршрута. Число, расположение населенных пунктов в районе похода во многом определяют степень его автономности. Обычно с повышением категории сложности пешего похода степень его автономности так же возрастает. В таком случае, те немногие населенные пункты, которые присутствуют в районе похода (например, в таежном или пустынном районе) приобретают еще большую тактическую значимость для выполнения цели похода.
Какая картографическая информация наиболее существенна при подготовке и проведении лыжных походов? Для лыжных походованализ картографической информации так же имеет свои особенности. Информация о дорожной сети, сети гидрографических объектов и населенных пунктов, об открытых и покрытых лесом участках района похода здесь так же существенна, как и в случае пеших походов. Однако при планировании нитки лыжного маршрута объекты гидрографии анализируются не столько с целью определения источников воды, для приготовления пищи (вода может быть натоплена из снега), сколько с точки зрения общей проходимости местности, расположения естественных препятствий на нитке маршрута. Например, густая сеть пересекающих нитку маршрута водных преград (зачастую с тонким льдом или с участками открытой воды) может значительно затруднить движение. Напротив, зачастую движение по льду «попутных» рек и озер (с более плотным, «сбитым» ветром снежным покровом) облегчает прокладывание лыжни и увеличивает скорость движения группы. Естественно, что общая проходимость местности в лыжном походе повышается и при наличии совпадающих с направлением движения линейных ориентиров (лесных дорог, просек).
По нашему мнению, в лыжных походах по равнине анализ рельефа местности на карте приобретает особое значение (большее, нежели в пеших походах). В данном случае система горизонталей и иных условных знаков, обозначающих элементы рельефа на карте, указывает расположение холмов, лощин, котловин, оврагов, крутых обрывистых берегов рек и т.д. на нитке маршрута. Она дает представление о перепаде высот на маршруте (его физической сложности), о крутизне потенциальных подъемов и спусков на лыжах. Отметим, что в пешеходном путешествии по равнинному району участки с выраженным рельефом представляют для его участников скорее не техническую, а физическую трудность. В лыжном походе, кроме физической трудности они, несомненно, представляют для них и техническую трудность; требуют применения туристами специфической техники подъемов и спусков со склонов на лыжах. Участки местности с выраженным рельефом, на основе анализа карты, включаются в маршрут, наряду с иными естественными преградами, в качестве классифицированных участков маршрута.
Литература по теме лекции.
- Алешин В.М., Серебрянников А.В. Туристская топография. – М.: Профиздат, 1985. – 160с.
- Бардин К.В. Азбука туризма. Пособие для руководителей туристских походов в школе. М., 1973.
- Вяткин Л.А., Сидорчук Е.В., Немытов Д.Н. Туризм и спортивное ориентирование: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 208с.
- Ганопольский В.И. Уроки туризма / Пособие для учителей. - Мн.: НМЦентр, 1998. -216 с. - (Туризм в школе).
- География: Справ. Материалы: Кн. Для учащихся сред. и ст. возраста/ А.М. Берлянт, В.П. Дронов, И.В. Душина и др.; Под ред. В.П. Максаковского. – М.: Просвещение, 1989. – 400с.
6. Куликов В.М., Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в туристском путешествии. – М.: ЦДЮТиК, 2002.
- Туризм и спортивное ориентирование / Учебник для институтов и техникумов физической культуры. - Авт.-сост, В.И. Ганопольский. М: ФиС, 1987. - 240с.
- Уилсон Н. Руководство по ориентированию на местности: Выбор маршрута и планирование путешествия. Навигация с помощью карт, компаса и природных объектов. – Нейл Уилсон. – Пер. с англ. К Ткаченко. – М.: ФАИР ПРЕСС, 2004. – 352с.
- Федотов Ю.Н., Востоков И.Е. Спортивно-оздоровительный туризм: Учебник/ Под общ. Ред. Ю.Н. Федотова. – М.: Советский спорт, 2002. – 364с
- Материалы, представленные на сайте Интернета http://hibaratxt.narod.ru/karty/index.html Топографические карты, измерения и построения на них.