ЛЕКЦИЯ 8. СУБЪЕКТЫ МНОГОУРОВНЕВОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Основные понятия:субъект социальной работы, уровни субъектов социальной работы, типология субъектов социальной работы, супервизор, фасилитатор, льготы,функции государства как субъекта социальной работы, благотворительная общественная организация,благотворительный общественный фонд, благотворительное учреждение, благотворительная деятельность, доброволец (волонтер), благополучатель

 

План лекции:

1. Понятие и типология субъектов социальной работы

2. Государство как субъект социальной работы

3. «Третий сектор» как субъект социальной работы

 

Основное содержание лекции

1. Понятие и типология субъектов социальной работы

 

Материалы данного раздела подготовлены на основе [1, С.15-16].

Социальная работа, с учетом трех уровней ее реализации, является деятельностью многосубъектной. Принимая во внимание цели и задачи микро-, мезо и макроуровней социальной работы, ее субъектами по признаку «масштабности» являются: организации, учреждения, социальные институты общества; общественные, благотворительные и другие организации и учреждения; люди, занимающиеся практической социальной работой профессионально (на общественных началах); преподаватели, супервизоры и др. люди, способствующие закреплению знаний, умений и навыков будущих работников; исследователи социальной работы.

Субъекты социальной работы, к которым относятся люди, учреждения, организации, социальные институты, призванные решать (и решающие) те или иные задачи, проблемы, стоящие перед объектами социальной работы, можно дифференцировать по разным основаниям, в том числе учитывая составные части социальной работы: практическую деятельность, науку и учебный процесс (учебные дисциплины в области социальной работы).

Субъектами социальной работы являются:

1) прежде всего организации, учреждения, социальные институты общества:

- государство со своими структурами в виде законодательной, исполнительной и судебной властей разного уровня. В этой структуре особую роль играют Министерство труда и социального развития, а также исполнительные органы управления социальной работой на региональном уровне (органы социальной защиты краев, областей, республик, автономных образований), городов, местных администраций;

- различные социальные службы: территориальные центры социальной помощи семье и детям; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями; социальные приюты для детей и подростков; центры психолого-педагогической помощи населению; центры экстренной психологической помощи по телефону и др.;

- администрации государственных предприятий, организаций, учреждений, вузов и т.д. и их подразделения;

2) общественные, благотворительные и другие организации и учреждения:профсоюзы, отделения Детского Фонда, общества Красного Креста, частные социальные службы, организации и т.д. Негосударственными благотворительными организациями в России являются, в частности, Московский Дом милосердия, благотворительные фонды «Сопричастность», «Душа человека», «Метрополь» (г. Москва), Ассоциация помощи беженцам (Санкт-Петербург), «Алтай-СПИД» и др. Их благотворительная деятельность осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», который обеспечивает правовое регулирование этой деятельности, гарантирует поддержку ее участникам, создает правовые основы для развития деятельности благотворительных организаций, в частности установление налоговых льгот;

3) люди, занимающиеся практической социальной работой профессионально или на общественных началах.Фактически они являются представителями двух указанных субъектов социальной работы. При этом их можно разделить на две группы: организаторы-управленцы и исполнители, практические социальные работники, оказывающие непосредственную помощь, поддержку, обеспечивающие социальную защиту клиентов, представителей уже рассмотренных нами объектов социальной работы. В профессиональной литературе к последним иногда применяется термин «контактный» социальный работник.По некоторым данным, в мире насчитывается около 500 тыс. профессиональных социальных работников. Много дипломированных специалистов появилось в последние годы в России. Недипломированных, но профессионально занимающихся социальной работой специалистов значительно больше, особенно в тех странах (в том числе и в России), в которых относительно недавно введена новая профессия – «социальный работник».

Точных данных о том, сколько людей занимаются социальной работой на общественных началах, нет, но их число велико (принято считать, что один социальный работник обслуживает 10- 15 человек). Социальные работники – это особая группа, поскольку они должны обладать определенными профессиональными и духовно-нравственными качествами. Этот вопрос мы рассмотри ниже;

4) преподаватели, а также те, кто способствует закреплению знаний, навыков, умений:руководители студенческой практики, наставники, практические социальные работники и другие работники, способствующие прохождению практики студентов (слушателей) в различных организациях, учреждениях, предприятиях социальной сферы. Их часто называют «супервизор», «фасилитатор»;

5) исследователи социальной работы.Научные работники анализируют состояние социальной работы, используя различные методы, разрабатывают научные программы, фиксируют существующие и зарождающиеся тенденции в этой области, публикуют научные отчеты, книги, статьи по проблематике социальной работы. Большую роль в этом процессе играют кафедры ведущих вузов страны, лаборатории, научные учреждения, диссертационные советы по защите докторских и кандидатских диссертаций в области социальной проблематики. И.Г.Зайнышев констатирует, что в России практически уже создано несколько исследовательских школ социальной работы: философская, социологическая, психологическая и др. Их представители, разрабатывая проблематику социальной работы, уделяют особое значение отдельным ее направлениям.

 

2. Государство как субъект социальной работы.

 

Одним из важнейших субъектов социальной работы является государство. Его «субъектный» характер в социальной работе проявляется в пространстве социальной политики.

Частично роль государства как субъекта социальной работы в мы рассматривали Лекции №5 «Социальная политика и социальная работа». В данном разделе сосредоточим внимание еще на нескольких аспектах.

Каждый гражданин России, в соответствии с Конституцией, имеет право на защиту от безработицы; на отдых; охрану здоровья и медицинскую помощь, оказываемую бесплатно в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения; на социальное обеспечение; на образование; государственную защиту семьи. Семья, материнство, отцовство, детство также находятся под защитой государства и в правовом, и в социальном плане. Вот почему в случаях, когда возможность удовлетворения насущных, жизненно необходимых потребностей превышает силы людей, государство несет ответственность за доступность для таких семей жизненных благ (продовольствие, жилье и др.) и оказывает им социальную помощь.

Известно, что по своей природе люди не могут быть равными: одни физически или духовно сильные, другие слабее, одни старше, другие моложе и т.д. Одна из важнейших задач социального государства, которая достигается также и средствами социальной работы, является обеспечение в обществе социального равенства его членов, которое относится к важнейшим благам общественной жизни, важнейшим демократическим признакам общественного строя. Принимая те или иные законы, проецирующиеся собственно на сферу социальной защиты населения, государство тем самым стремится на деле обеспечить социальное равенство как одно из важнейших проявлений справедливости общественного строя. Например, путем льгот – преимуществ, устанавливаемых законом в виде дополнительных прав по сравнению с другими или освобождения от определенных обязанностей.

По своим целям социальная работа призвана разрешать (смягчать, предупреждать) проблемы индивида, группы, сообщества. Реально эту деятельность выполняют те или иные учреждения социальной сферы, в которых трудятся социальные работники. Возникает естественный вопрос: любые ли формы социальной поддержки (помощи, социального обслуживания, социальной реабилитации и адаптации и др.) они могут использовать в своей деятельности?

Профессиональная социальная работа имеет определенные нормативно-правовые рамки. Они задаются законами федерального (регионального) уровня, ведомственными нормативными актами, другими документами, имеющими для социальной работы обязательный характер. Следовательно, совокупность этих обязательных к исполнению документов определяет правовое пространство деятельности социального работника. Их разрабатывают органы государственной власти или другие компетентныме органы. Таким образом, одной из функций государства как субъект социальной работы является функция ее законодательно-правового регулирования.

Используя силу закона и подзаконных нормативно-правовых актов, структуры органов государственного управления социальной политикой стремятся создать предпосылки для адаптации человека к изменчивым во времени и в пространстве условиям жизнедеятельности.

Конкретизацию этой функции мы находим в любом законе, регулирующем социальную работу. Так, в Законе РФ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (1995 г.) зафиксировано, что социальное обслуживание означает деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. То есть в этом положении закона определены содержательные границы социальной работы (в форме социального обслуживания).

Одним из основных признаков современного социального пространства России Л.В.Топчий выделяет постоянное развитие законодательно-правовых оснований профессии «социальная работа». Происходит постоянное изменение правового поля социальной работ за счет отмены одних и утверждения других законодательно-нормативных актов, регулирующих деятельность системы социальной защиты населения. Например, только в 2000 году было принято более 80 новых законов, постановлений, различных подзаконных актов, относящихся к сфере социальной защиты населения. Они касались практически всех контингентов социальных клиентов и затрагивали основополагающие вопросы социальной работы.

Это развитие законодательных норм соответствует генеральной линии социальной политики страны, региона, города, отдельного района. К примеру, на эту цель работают Национальные проекты, осуществляющиеся в настоящее время в России. В аспекте социальной работы они, в частности, ориентированы на укрепление социального потенциала семьи, усиление ее активности во всех сферах общественной жизни, укрепление брачно-семейных отношений – все это имеет самое непосредственное отношение как к социальному развитию страны в целом, так и к организации и содержанию социальной работы в частности.

Изменение нормативной базы, как известно, задает новые «граничные условия», в которых функционируют социальные учреждения, службы, каждый специалист. А в конечном итоге выражается в социальных программах и проектах конкретного социального учреждения, активизируют их инновационный потенциал.

Так, для Тамбовщины – региона, несущего высокую пенсионную нагрузку (доля пожилого и престарелого населения здесь превышает 30% от общей численности населения), особо актуальны многочисленные аспекты социальной работы с пожилыми гражданами, в том числе, надомное, стационарное и полустационарное социальное обслуживание. В соответствии с программами социального развития Тамбовщины, социальные учреждения региона, работающие с указанным контингентом клиентов, действуют как учреждения инновационного типа – это Комплексные центры социального обслуживания населения, специализированные дома-интернаты, пансионат для ветеранов войны и труда (г. Мичуринск), мини-стационары на базе участковых больниц, геронтологическое отделение Тамбовского дома-интерната для ветеранов войны и труда и др.

«Субъектная» роль государства в социальной работе проявляется и в другом аспекте – путем прямого и опосредованного финансирования. Прямое финансирование выражается в том, что из бюджетов разных уровней (государственный, региональный, муниципальный) выделяются средства для обеспечения полноценного функционирования учреждений системы социальной защиты населения.

В уже цитированном нами Законе «Об основах социального обслуживания населения в РФ» в этой связи сказано следующее: службы, осуществляющие социальное обслуживание, обеспечиваются земельными участками, имуществом, а их финансирование осуществляется из средств федерального бюджета, государственных – из бюджета субъекта Федерации; муниципальных – местного бюджета.

Кроме того, осуществляется целевое финансирование конкретных категорий граждан в (форме пособий, компенсаций, льгот и др.). Таким образом государство выполняет функцию ресурсного обеспечения социальной работы.

 

3. «Третий сектор» как субъекты социальной работы

 

В последние годы наблюдаются значительный рост общественных и благотворительных организаций, активизация их участия в осуществлении мероприятий по социальной защите населения. Это свидетельствует об осознании значительности личного участия в улучшении материального и духовного благосостояния людей.

Общественные и благотворительные организации относят к третьему сектору. Третий сектор – это один из сегментов гражданского общества, наряду с государственным (первый сектор) и коммерческим (второй сектор).

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об общественных объединениях» (1995 г.) наиболее типичными формами общественных (благотворительных) объединений являются общественные организации, фонды, движения, учреждения.

Благотворительная общественная организация – это основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общественных интересов и до­стижения установленных целей.

Благотворительный общественный фонд – это один из видов некоммерческих фондов, не имеющее членства общественное объединение, цель которого – формирование имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использование данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах.

Благотворительные учреждения – это не имеющие членства общественные объединения, ставящие своей целью оказание конкретного вида услуг, соответствующих интересам участников и уставным целям указанного объединения. Это распространенная форма существования благотворительной организации, обычно предоставляет собой благотворительный центр (например, лечебно-реабилитационный), который непривычен для России. В центре используются различные методики, программы, формы помощи.

Благотворительная деятельность – это добровольная деятельность граждан, учреждений по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданами имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Цели благотворительной деятельности в России по сравнению с законодательствами ведущих стран мира трактуются значительно шире. Это, например, содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе, подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев; оказание помощи пострадавшим от социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам; содействие защите материнства, отцовства и детства, укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных и религиозных конфликтов.

Деятельность общественных и благотворительных организаций проявляется в виде социальных инициатив различных социальных слоев, групп населения, отдельных граждан в ответ на реалии социально-экономической ситуации в стране, состояние системы социальной защиты населения и ее проблемы, стремление оказать помощь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

И.Г.Зайнышев разделяет способы реализации программ на три группы: материальная поддержка членов организации или тех, кого она опекает; взаимопомощь и совместная организация досуга; создание учреждений и служб помощи, в том числе образовательной, лечебной, реабилитационной, социально-педагогической.

Коллектив благотворительной организации – это не только ее штатные сотрудники, но и добровольцы, а также актив тех благотворительных обществ, которые не имеют ни одного оплачиваемого работника.

Участниками благотворительной деятельности кроме благотворителей являются также добровольцы и благополучатели. Добровольцы – это граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации. Благотворительная организация может оплачивать расходы добровольцев, связанные с их деятельностью в этой организации (командировочные расходы, затраты на транспорт и др.). Благополучатели – это лица, получающие благотворительные пожерт­вования, помощь благотворителей.

В организациях, выполняющих функции социальной работы и социальной педагогики, добровольцами являются истуденты, которые в процессе благотворительной деятельности получают профессиональную подготовку, возможность самореализации (иногда более конкретно: написание диплома или научной работы). Так, студенты специальности «социальная работа» ТГУ имени Г.Р.Державина на протяжении последних 5-7 лет регулярно участвуют в деятельности нескольких общественных организаций социального профиля: Тамбовской областной общественной организации «Молодежные инициативы», Общественное объединение «Тамбовское региональное объединение общероссийской общественной организации инвалидов «Ассоциация молодых инвалидов России «Аппарель», Тамбовского отделения программы Большие Братья /Большие Сестры, Тамбовского отделения общероссийской общественной организации «Детские и молодежние социальные инициативы».

Представители третьего сектора – организации негосударственные, неправительственные. Негосударственные, так как не располагают в полном объеме властью и полномочиями правительства, хотя какие-то из них могут через своих членов иметь властное влияние, а некоторые даже выполняют функции правительства (пример – образовательные организации США, которые обладают полномочиями по выдаче лицензий).

Термин «неправительственный», по мнению И.Г.Зайнышева, означает широкое вовлечение населения в общественную жизнь, что отражает тенденцию социальной организованности на всех уровнях, и связано это с процессом становления гражданского общества. Кроме того, создание составляющих его организаций происходит спонтанно, как реакция на необходимость разрешения какого-либо социального противоречия или реализации какой-либо социальной потребности.

«Независимость» этих организаций следует понимать как множественность финансовых источников деятельности делает его относительно независимым и от государства, и от бизнеса.

Третий сектор также характеризуют как сектор добровольной активности(волонтерский, добровольческий), поскольку здесь широко используется добровольный труд волонтеров. Например, к 90-м годам XX века труд добровольцев стал для США весомым экономическим ресурсом, что наглядно подтверждают статистические данные. К примеру, в 1998 г. этим видом деятельности была охвачена почти половина граждан, а с учетом подростков старше 14 лет – 79% американцев. В ней участвуют все слои населения независимо от уровня образования, профессии и доходов. Согласно заключенным договорам, 48,8% взрослого населения США посвящали безвозмездному труду в среднем 4,2 ч. в неделю (помимо основной работы).

К концу XX века сектор волонтерской работы в США значительно вырос: в 1990-х годах он включал в себя уже более 1 миллиона общепризнанных организаций и значительное количество неформальных групп и ассоциаций, выполняющих как международные программы, так и программы, разворачиваемые на местном уровне. Поэтому сегодня считается общепризнанным, что США занимают первое место в мире по общему числу негосударственных некоммерческих организаций всех уровней.

Больше всего волонтеров привлекают к своей деятельности неправительственные организации, предприятия социального обслуживания и здравоохранения. Только за 1980-1997 гг. численность таких организаций, члены которых включены в добровольческую деятельность в социальном обеспечении, возросла почти вдвое [1].

Бурное развитие волонтерства в США привело к тому, что для многих некоммерческих организаций (прежде всего небольших) труд таких помощников стал определяющим. Крупные добровольческие ассоциации иногда превращаются в сложные организации, имеющие представительства в других странах. В качестве примеров можно назвать Армию спасения, Корпус мира, Общество Красного Креста и др.

Масштаб волонтерского движения в США таков, что уже более 10 лет в одну из суббот октября по всей стране проводится национальный День добровольчества. О масштабах и размах участия в нем говорят цифры. Например, в 2001 году в акциях Дня добровольчества приняло участие более 2 млн. человек [1].

Опросы и исследования, проводившиеся американскими учеными (Р.Уитноу, Ч. Клэри, Дж. Снайдер), позволяют сделать вывод о том, что для многих американцев активное участие в благотворительных акциях и программах обусловлено, с одной стороны, желанием противостоять вездесущему меркантилизму, почувствовать себя человеком, поскольку работа может не давать такого чувства, и преодолеть чувство вины перед обездоленными и нуждающимися, а с другой – войти в группу и сохранить свою принадлежность к ней, больше узнать о чем-то, развить какие-то умения, получить информацию для карьерного продвижения.

Весьма разнообразно в США содержание благотворительной поддержки и добровольческой деятельности.

А.В. Моров выделяет характерную черту использования добровольческого труда: децентрализацию,которая находит свое отражение в наличии и реализации социальных программ, имеющих различные масштабы (на уровне всего штата, отдельной местности). То есть децентрализация означает, что применительно к стране в целом нельзя выделить универсальные, применяемые во всех социальных агентствах страны пути включения добровольцев в работу конкретного учреждения, так как значимую роль играют региональные и местные особенности функционирования социальных агентств. Проявляется это через те программы, которые воплощает данное агентство с использованием добровольческого труда.

Такой программный подход имеет неоспоримые преимущества, позволяющие оперативно реагировать на социальные потребности различных категорий населения с учетом местной специфики путем привлечения к выполнению конкретных социальных программ и акций трудовых ресурсов добровольцев.

Вот несколько примеров, приводимых А.В. Моровым [1] и касающихся описания работы социальных агентств штатов Калифорния, Колорадо; городов Детройт, Новый Орлеан и др., в которых используется добровольческая деятельность на уровне индивида, группы, социальной общности.

С учетом превалирующих социальных проблем, там накоплен обширный опыт волонтерской работы с детьми и родителями. Она включает организацию обеспечения помощи по трудоустройству, ухода за детьми, в том числе присмотра за детьми работающих в дневное и вечернее время родителей; создание центров здоровья для незамужних матерей, работу с приемными семьями, помощь родителям в ведении домашнего хозяйства и др.

Особым объектом приложения добровольческого труда являются неполные семьи. Очень часто волонтеры работают с ними в рамках групп самопомощи. Их активными членами являются разведенные женщины из средних слоев общества, на плечах которых лежит двойная ответственность за воспитание одного и более детей. Подобные группы поддержки численностью 12-15 человек действуют на уровне социально-территориальных сообществ, а содержание волонтерской деятельности здесь сосредоточено на обмене родительским опытом воспитания, помощи в проведении выходных дней и отпуска, содействии в организации юридической помощи по различным насущным социальным проблемам и т. д. [5]. Под особым вниманием групп самопомощи находятся этнические и религиозные меньшинства, распад семей которых дает толчок к таким негативным проявлениям в поведении подростков, как алкоголизм, бегство из дома, бездомность, подростковая беременность, проституция и т.д.

Представители бизнеса и третьего сектора реализуют функции субъектов социальной работы в рамках принципа социального партнерства. Основными механизмами его реализации являются (по А.С.Сорвиной): государственный социальный заказ; социальное обслуживание; государственное социальное спонсорство; лоббирование; стимулирование социальной активности прямым финансированием; социальное побуждение негосударственных спонсоров.

Подводя итоги сказанному, отметим, что современная парадигма социальной работы рассматривает ее как многосубъективную деятельность, характеризующуюся активным участием (наряду с государством) общественных и благотворительных организаций в решении социальных проблем населения, и прежде всего его «ослабленных», слабо социально защищенных социальных слоев и групп, отдельных индивидов.

 

Использованная литература:

 

1. Социальная работа: теория и практика» уч. пособ. / Отв ред. Е.И.Холостова, А.С.Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 427 с.

2. Американская программа «Большие Братья / Большие Сестры» в России: Сб. документов и материалов / под ред. Л.У. Звонаревой. – М.: «АСАDEMIA» – «Рандеву-АМ», 1999. – 48 с.

3. Благотворительность в России 2004/2005. Исторические и социально-экономические исследования / под ред. О. Лейкинда. – СПб: Изд-во журн. «Звезда», 2005. – 459 с.

4. Дементьева Н.В. Методическое обеспечение индивидуальной социально-педагогической работы с детьми и подростками из неполных семей (опыт адаптации международной программы Большие Братья / Большие Сестры): автореф. дис. … канд. пед. наук. – Тамбов, 2003. – 24 с.

5. Документы и материалы ДИМСИ / сост. Л.Е. Никитина, С.В. Тетерский. – М.: «АСАDEMIA», 2000. – 76 с.

6. Дьячек Т.П., Болотова Л.А. Добровольческая деятельность как ресурс социальной работы. – Тамбов: Изд-во ТГУ, 2007. – 65 с.

7. Дьячек Т.П. Подготовка социальных работников к исследовательской деятельности: теория и практика. – Тамбов: Изд-во ТГУ, 2002. – 168 с.