Анализ жизнеспособности

Лекция 8 ДИАГНОСТИКА БАНКРОТСТВА

 

1. Анализ жизнеспособности

2. Оценка финансового здоровья предприятия

3. Выявление признаков преднамеренного банкротства

 

Диагностика и прогнозирование банкротства как самостоятельная проблема возникла в передовых капиталистических странах (в первую очередь США) сразу после окончания Второй Мировой войны. Этому способствовал рост числа обанкротившихся предприятий в связи с сокращением военных заказов. В этот период возникла задача определения условий, ведущих предприятие к несостоятельности.

Сначала этот вопрос решался методом «проб и ошибок», что приводило к существенным просчетам. Первые серьезные попытки разработать эффективную методику прогнозирования банкротства относятся к 1960-м годам и связана с развитием компьютерной техники.

Все методики в силу отсутствия достаточной формализации предписываемых ситуаций, страдают сильной зависимостью от субъекта анализа, т.е. от опыта и убеждений аналитика. Они, как правило, многословны и зачастую дают противоречивое толкование полученным результатам.

Попытка же создать универсальную методику, которая подошла бы разным сферам экономики, представляется весьма сомнительной в силу того, что слишком велики отличия одной отрасли от другой. Для определения характера несостоятельности предприятия и оценки вероятности угрозы банкротства все методики рекомендуется рассматривать как минимум на 2х уровнях: качественный подход – анализ жизнеспособности предприятия и количественный подход – диагностика финансового здоровья.

Наиболее часто причинами несостоятельности предприятий являются внутренние факторы. Они могут быть классифицированы четырьмя категориями в разрезе функциональных подсистем управления: маркетинг, производство, кадры/управление, финансы.

 

Внутренние причины несостоятельности предприятий.

маркетинг производство кадры/управление финансы
Ошибочный прогноз спроса на продукцию Неподходящее местоположение Неэффективное лидерство Неоптимальная структура капитала
Низкомаргинальный ассортимент продукции Несовершенная технология Плохие отношения в коллективе Плохие инвестиционные решения
Неправильное позициониование товара Неоптимальный размер предприятия Неадекватные человеческие ресурсы Отсутствие ответственности за учетную политику
Нерациональная ценовая структура Неподходящая технология Излишек рабочей силы Слабый контроль бюджета
Неадекватное стимулирование сбыта Неправильный упор в исследованиях и разработках Необязательность персонала Неподходящее налоговое планирование
Дорогостоящая дистрибутивная сеть Слабое производство и контроль качества продукции Нерациональная структура компенсаций Плохое планирование и контроль денежных средств
Плохое обслуживание покупателей Низкое качество обслуживания Неадекватная система информации менеджмента Напряженные отношения с поставщиками капитала
Неразвитость или неэффективность службы маркетинга Неудовлетворительный уровень производственного потенциала Нерациональность структуры управления предприятием Несовершенство финансового планирования
Неблагоприятные изменения в портфеле заказов Дефицит или избыток капитала относительно планируемых масштабов производства Диспропорции в квалификации высших руководителей предприятий и подразделений Неоптимальная стратегия в сфере формирования источников финансового обеспечения текущей и бедующей деятельности
Несбалансированность стратегии в сфере материально-технического снабжения в долгосрочном и краткосрочном периодах Нерациональное движение результатов производства Неудовлетворительный уровень оперативного планирования и контроля Неэффективность финансовой стратегии формирования активов предприятия, проявляющейся в росте стоимости капитала

 

Вышеперечисленные факторы являются качественными характеристиками причин несостоятельности предприятия. Каждый из этих факторов подлежит детальному изучению.

Одна из методик определения жизнеспособности предприятия – показатель Аргенти. Показатель характеризует кризис управления. Согласно данной методике исследование начинается со следующих предположений:

1. идет процесс, ведущий к банкротству;

2. этот процесс для своего завершения требует нескольких лет;

3. процесс может быть разделен на три стадии: недостатки, ошибки, симптомы.

Недостатки. Компании, скатывающиеся к банкротству, годами демонстрируют ряд недостатков, очевидных задолго до фактического банкротства.

Ошибки. Вследствие накопления данных недостатков компания может совершить ошибки, ведущие к банкротству.

Симптомы. Совершенные компанией ошибки начинают выявлять все известные симптомы приближающейся несостоятельности.

Каждому фактору на каждой стадии присваиваются определенное количество баллов или ноль, и рассчитать агрегированный показатель – А-счет.