ЭТАП СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ
Цель обучения - обеспечить формирование двигательного навыка с последующим переходом его в двигательное умение высшего порядка.
Частные задачи:
1) добиться оптимальной свободы и экономичности в выполнении двигательного действия;
2) овладеть целесообразной быстротой выполнения двигательного действия;
3) расширить диапазон вариантности техники выполнения двигательного действия
4) обеспечить автоматизированное выполнение двигательного действия.
Особенность методики на данном этапе: основные методы формирования и закрепления навыков сочетаются с дополнительными – объяснениями, демонстрированием, непосредственной физической помощью и срочной информацией о качестве выполнения действия.
Среди основных методов физического воспитания используются:
- методы строго регламентированного упражнения;
- методы частично регламентированного упражнения.
На этом этапе важно обеспечить рациональное сочетание методов словесного и наглядного воздействия с практическими методами упражнения.
Вариативность действия достигается его многократным воспроизведением в самых различных условиях, когда оно должно выполняться с изменением деталей кинематической, динамической и ритмической характеристик движения. Это может происходит:
1) при усложнении внешних условий;
2) при изменениях в физическом и психическом состоянии занимающихся (при утомлении, отвлечении внимания, волнении и других эмоций);
3) различных сочетаний с другими действиями, и, в том числе, в сочетаниях, требующих отрицательного переноса навыков (при возрастающих физических усилиях).
Группы причин, возникновения ошибок:
1. Связана с излишним закрепощением, возникающим в различных звеньях кинематической цепи.
2. Возникает в результате появления ненужных, лишних движений при переключении внимания на конечные цели двигательного действия или на внешние объекты.
Двигательный навык обладает не только возможностью формирования или разрушения, но и переноса. Разновидности переноса навыка: положительный и отрицательный.
Положительный перенос - такое взаимодействие навыков, при котором ранее сформированный навык облегчает процесс формирования последующего навыка.
Отрицательный перенос навыка (интерференция) - такое взаимодействие навыков, при котором ранее сформированный навык затрудняет процесс формирования последующего навыка.
При оценке качества выполнения двигательного действия принимаются во внимание:
- точность решения двигательной задачи по показателям его эффективности, экономичности, биомеханической целесообразности;
- стабильность, то есть по эффективности выполнения и серии попыток выполнения двигательного действия.
- степень обобщенности оценивается по показателям точности и стабильности при различных изменениях отдельных условий двигательной задачи, не меняющих ее сущности; при различных внешних условиях и различных состояниях исполнителя;
- автоматизация двигательного действия оценивается по точности, стабильности и обобщенности при переключении внимания обучаемого на решение сопутствующих задач: умственных - ориентировочных, и двигательных - исполнительских и корректировочных, а также задач, не имеющих прямого отношения к исполнению действия.