ЭТАП СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ

Цель обучения - обеспечить формирование двигательного навыка с последующим переходом его в двигательное умение высшего порядка.

Частные задачи:

1) добиться оптимальной свободы и экономичности в выполнении двигательного действия;

2) овладеть целесообразной быстротой выполнения двигательного действия;

3) расширить диапазон вариантности техники выполнения двигательного действия

4) обеспечить автоматизированное выполнение двигательного действия.

Особенность методики на данном этапе: основные методы формирования и закрепления навыков сочетаются с дополнительными – объяснениями, демонстрированием, непосредственной физической помощью и срочной информацией о качестве выполнения действия.

Среди основных методов физического воспитания используются:

- методы строго регламентированного упражнения;

- методы частично регламентированного упражнения.

На этом этапе важно обеспечить рациональное сочетание методов словесного и наглядного воздействия с практическими методами упражнения.

Вариативность действия достигается его многократным воспроизведением в самых различных условиях, когда оно должно выполняться с изменением деталей кинематической, динамической и ритмической характеристик движения. Это может происходит:

1) при усложнении внешних условий;

2) при изменениях в физическом и психическом состоянии занимающихся (при утомлении, отвлечении внимания, волнении и других эмоций);

3) различных сочетаний с другими действиями, и, в том числе, в сочетаниях, требующих отрицательного переноса навыков (при возрастающих физических усилиях).

Группы причин, возникновения ошибок:

1. Связана с излишним закрепощением, возникающим в различных звеньях кинематической цепи.

2. Возникает в результате появления ненужных, лишних дви­жений при переключении внимания на конечные цели двига­тельного действия или на внешние объекты.

Двигательный навык обладает не только возможностью формирования или разрушения, но и переноса. Разновидности пе­реноса навыка: положительный и отрицательный.

Положитель­ный перенос - такое взаимодействие навыков, при котором ранее сформированный навык облегчает процесс фор­мирования последующего навыка.

Отрицательный перенос навыка (интерференция) - такое взаимодействие навыков, при котором ранее сформированный навык затруд­няет процесс формирования последующего навыка.

При оценке качества выполнения двигательного действия принимаются во внимание:

- точность решения двигательной задачи по показателям его эффективности, экономичности, биомеханической целесообразности;

- стабильность, то есть по эффективности выполнения и серии попыток выполнения двигательного действия.

- степень обобщенности оценивается по показателям точ­ности и стабильности при различных изменениях отдельных условий двигательной задачи, не меняющих ее сущности; при различных внешних условиях и различных состояниях испол­нителя;

- автоматизация двигательного действия оценива­ется по точности, стабильности и обобщенности при переклю­чении внимания обучаемого на решение сопутствующих задач: умственных - ориентировочных, и двигательных - исполнительских и корректировочных, а также задач, не имеющих прямого отношения к исполнению действия.