ЭТАП РАЗУЧИВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ
Данный этап некоторые авторы называют этапом детализированного разучивания или углубленного разучивания.
Цель этапа разучивания - формирование двигательного умения и его становление вплоть до перехода в навыки.
Задачи обучения:
1) сформировать полную развернутую ориентировочную основу действия, осознаваемую во всех основных опорных точках;
2) научиться выполнять двигательное действие, программируя вслух последовательности необходимых операций и контроль их качества;
3) сформировать идеомоторный образ изучаемого действия;
4) уточнить действие во всех основных опорных точках, добиться минимального отклонения от описанной техники исполнения двигательного действия.
Стадия перехода умения в навык на этом этапе обучения связана с созданием различных частных установок, уточнением ориентировочной основы и программы действия. В этот период складываются условия для сознательного контроля за счет расширения и детализации информации. Хотя к концу этапа разучивания двигательного действия умение приобретает черты навыка, тем не менее, еще нуждается в своем закреплении.
Особенности методики обучения заключаются в том, что весь процесс дальнейшего становления строится в соответствии с психологическими и физиологическими закономерностями, определяющими усвоение двигательного действия.
Следует начинать выполнение действия целиком, опираясь на хорошо знакомые представления об отдельных его элементах.
Метод расчленения может иметь место в тех случаях, когда необходима детализация отдельных фаз или частей действия.
К концу этапа возможно использование соревновательного метода, в порядке лучшего исполнения двигательного действия.
Основными методами на данном этапе являются практические, т. к. позволяют изученное двигательное действие выполнять в его основном варианте.
На этом этапе обучения важна организация педагогом контроля за овладением техникой двигательного действия. Для этого можно пользоваться уже разработанными критериями и шкалами оценок, применяемыми в современной практике.
При обучении на этом этапе могут также встречаться ошибки. Б. А. Ашмарнн в своем пособии (1979) предлагает их распределять согласно классификации В. В. Белиновича (1958):
1. Ошибки в конкретных двигательных действиях (ошибки общие).
2. Ошибки частные и комплексные.
3. Ошибки автоматизированные и неавтоматизированные.
4. Ошибки существенные и несущественные.
5. Ошибки типичные и нетипичные.
Зная, какие существуют ошибки, легче понять причины, которые их порождают. Среди отмеченных причин по первому этапу, оставшихся по-прежнему наиболее типичными и для второго этапа, следует добавить и другие:
1. Несовершенство проекта решения задач, в том числе несоответствие его мышечным ощущениям.
2. Нарушение требований к организации урока, к преждевременному утомлению.
3. Несоответствие мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования педагогическим требованиям.
Для того, чтобы не допускать ошибок или устранить их, необходимо:
1. Добиваться, чтобы ученики правильно поняли общую задачу упражнения, фиксировать их внимание на решении этих задач, а не на возможных препятствиях;
2. Выяснять, правильно ли понимают учащиеся технику выполнения изучаемого двигательного действия;
3. Предлагать для разучивания доступный учебный материал;
4. Настаивать на тщательном выполнении учащимися упражнений, вызывать желание не допускать ошибки;
5. Соблюдать оптимальное соотношение между быстротой движения и правильным выполнением их;
6. Не оканчивать занятие после неудачных попыток, чтобы у занимающихся не осталось неправильного представления о действии.
Правила устранения ошибок:
1. Ошибка должна быть понята учеником.
2. Ошибки следует исправлять не все сразу, а последовательно, по степени их значимости.
3. Следует начинать с исправления наиболее важных ошибок, так как от них зависит появление и второстепенных. К наиболее важным ошибкам относятся те, которые нарушают основу техники.
4. Указания учителя должны соответствовать возможностям ученика.
5. Способы исправления двигательных ошибок должны быть направлены, прежде всего, против причин, вызывающих ошибки, а не против самих ошибок.