ЭТАП РАЗУЧИВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ

Данный этап некоторые авторы называют этапом детали­зированного разучивания или углубленного разучивания.

Цель этапа разучивания - формирование двига­тельного умения и его становление вплоть до перехода в на­выки.

Задачи обучения:

1) сформировать полную развернутую ориентировочную основу действия, осознаваемую во всех основных опорных точ­ках;

2) научиться выполнять двигательное действие, програм­мируя вслух последовательности необходимых операций и кон­троль их качества;

3) сформировать идеомоторный образ изучаемого действия;

4) уточнить действие во всех основных опорных точках, добиться минимального отклонения от описанной техники ис­полнения двигательного действия.

Стадия перехода умения в навык на этом этапе обучения связана с созданием различных частных установок, уточнени­ем ориентировочной основы и программы действия. В этот пе­риод складываются условия для сознательного контроля за счет расширения и детализации информации. Хотя к концу эта­па разучивания двигательного действия умение приобретает черты навыка, тем не менее, еще нуждается в своем закрепле­нии.

Особенности методики обучения заключаются в том, что весь процесс дальнейшего становления строится в соответст­вии с психологическими и физиологическими закономерностя­ми, определяющими усвоение двигательного действия.

Следует начинать выполнение действия целиком, опираясь на хорошо знакомые представления об отдельных его элемен­тах.

Метод расчленения может иметь место в тех случаях, ког­да необходима детализация отдельных фаз или частей дейст­вия.

К концу этапа возможно использование соревновательного метода, в порядке лучшего исполнения двигательного действия.

Основными методами на данном этапе являются практиче­ские, т. к. позволяют изученное двигательное действие выполнять в его основном варианте.

На этом этапе обучения важна организация педагогом кон­троля за овладением техникой двигательного действия. Для этого можно пользоваться уже разработанными критериями и шкалами оценок, применяемыми в современной практике.

При обучении на этом этапе могут также встречаться ошибки. Б. А. Ашмарнн в своем пособии (1979) предлагает их рас­пределять согласно классификации В. В. Белиновича (1958):

1. Ошибки в конкретных двигательных действиях (ошибки общие).

2. Ошибки частные и комплексные.

3. Ошибки автоматизированные и неавтоматизированные.

4. Ошибки существенные и несущественные.

5. Ошибки типичные и нетипичные.

Зная, какие существуют ошибки, легче понять причины, ко­торые их порождают. Среди отмеченных причин по первому этапу, оставшихся по-прежнему наиболее типичными и для второго этапа, следует добавить и другие:

1. Несовершенство проекта решения задач, в том числе не­соответствие его мышечным ощущениям.

2. Нарушение требований к организации урока, к прежде­временному утомлению.

3. Несоответствие мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования педагогическим требованиям.

Для того, чтобы не допускать ошибок или устранить их, необходимо:

1. Добиваться, чтобы ученики правильно поняли общую задачу упражнения, фиксировать их внимание на решении этих задач, а не на возможных препятствиях;

2. Выяснять, правильно ли понимают учащиеся технику выполнения изучаемого двигательного действия;

3. Предлагать для разучивания доступный учебный материал;

4. Настаивать на тщательном выполнении учащимися упражнений, вызывать желание не допускать ошибки;

5. Соблюдать оптимальное соотношение между быстротой движения и правильным выполнением их;

6. Не оканчивать занятие после неудачных попыток, чтобы у занимающихся не осталось неправильного представления о действии.

Правила устранения ошибок:

1. Ошибка должна быть понята учеником.

2. Ошибки следует исправлять не все сразу, а последовательно, по степени их значимости.

3. Следует начинать с исправления наиболее важных ошибок, так как от них зависит появление и второстепенных. К наиболее важным ошибкам относятся те, которые нарушают основу техники.

4. Указания учителя должны соответствовать возможностям ученика.

5. Способы исправления двигательных ошибок должны быть направлены, прежде всего, против причин, вызывающих ошибки, а не против самих ошибок.