ЭТАП ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЕМ

Содержание лекции.

План.

1. Понятия и термины.

2. Структура обучения.

2.1. Этап ознакомления двигательным действиям.

2.2. Этап разучивания двигательного действия.

2.3. Этап совершенствования двигательного действия.

*1. Обучение –целенаправленный, систематический и организованный процесс формирования и развития у социальных объектов качеств, необходимых им для выполнения каких-либо функций.

Обучение включает в себя учение и преподавание.

Учение - это деятельность обучаемого по овладению знаниями, умениями и навыками.

Преподавание – это педагогическая деятельность учителя по организации и управлению учебной деятельностью занимающихся.

Од­на из ведущих задач физического воспитания - формирование систем двигательных умений.

Обучение в физическом воспитании происходит через активную двигательную деятельность учеников.

Результат обучения в физическом воспитании - фи­зическое образование.

Обучение в физическом воспитании - организованный про­цесс передачи и усвоения систем специальных знаний и двигатель­ных действий, направленных на физическое и психическое совер­шенствование человека.

Обучение двигательным действиям (или физическим упражне­ниям, если они понимаются как конкретные действия) - тот же самый педагогический процесс, но осуществляемый для решения более узких задач.

Термин «обучение двигательному действию» (или физическому упражнению) употребляется в тех случаях, когда имеется в виду одно действие и сопутствующие ему теоретические сведения. Так как действие представляет собой структуру входящих в него дви­жений, то можно использовать равнозначный термин «обучение движениям».

Обучение действию - процесс одновременного приобрете­ния знаний, формирования двигательного умения и воспитания соответствующих физических качеств.

Обучение каждому действию опирается на уже имеющиеся и вновь приобретаемые учеником знания.

Знания в физическом воспитании — это определенная система фактов, понятий и закономерностей, лежащих в основе правиль­но организованного физического воспитания.

 

Уровни владения изучаемым двига­тельным действием

1-й - элементарное умение 2-й - навык 3-й - умение-мастерство (или умение высшего порядка)

 

Двигательное умение – степень владения двигательным действием, которая характеризуется сознательным управлением движением, неустойчивостью к действию сбивающих факторов и нестабильностью итогов.

Двигательный навык - это оптимальная степень владения техникой действия, характеризующаяся автоматизированным (т.е. при минимальном контроле со стороны сознания) управлением движениями, высокой прочностью и надёжностью исполнения.

ЗНАНИЯ  
Двигательный опыт Мотивация деятельности
  Мышление  
Система повторного выполнения двигательного действия
  Двигательное умение    
нестабильность неустойчивость не совершенность
  Система упражнений по коррекции и уточнению движения
Двигательный навык  
автоматизированность   Устойчивость (надёжность исполнения)   слитность
           

Рис. 1. Формирование двигательного умения и навыка (Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, 2001г.).

Эффективность процесса обучения, продолжительность перехода от умения к навыку зависят от:

1) двигательной одарённости (врождённые способности) и двигательного опыта;

2) возраста обучающегося (дети осваивают движения быстрее взрослых);

3) координационной сложности двигательного действия;

4) профессионального мастерства преподавателя;

5) уровня мотивации, сознательности, активности обучающегося и др.

Особенности обучения двигательным действиям:

1. Активная двигательная деятельность учеников как необхо­димое условие овладения учебным материалом.

2. Формирование систем двигательных умений.

3. Взаимосвязь обучения двигательным действиям с воспита­нием физических качеств.

4. Результативность обучения действиям определяется не толь­ко достигнутым уровнем физического образования, но и приобре­тенным уровнем физического развития.

*2. Структура обучения

Этапы обучения нельзя смешивать с фазами двигательного навыка. Фазы - это условное отражение биологических законо­мерностей становления двигательного навыка. Этапы - условное деление педагогического процесса, которое отражает и педагоги­ческие и психофизиологические закономерности.

Структура обучения - это этапность обу­чения отдельному действию, но не этапность обучения действиям, составляющим содержание урока.

Следовательно, на каждом уроке учитель обращается к помощи структуры обучения столько раз, сколько запланировано на урок двигательных действий. Для одних действий будет применен, предположим, первый этап обу­чения, для других - последний. Важно это знать потому, что, обучая любому действию, даже самому простому, возникает по­требность в формировании соответствующих навыков.

Цель – сформировать знания и представления об условиях двигательной задачи и о способе её решения; обеспечить формирование предпосылок создания

Задачи:

1. Создать у обучающихся осознанное представление о дви­гательной задаче.

2. Сформировать зрительно-логическое представление о способе её решения.

3. Научить частям (фазам или элементам) техники действия, не освоенным раньше.

4. Сформировать общий ритм двигательного акта.

5. Предупредить или устранить ненужные движения и грубые искажения техники.

В процессе формирования представления условно выделяются три взаимосвязанных звена:

1) осмысливание задачи обучения;

2) составление проекта ее решения;

3) попытка выполнить дви­гательное действие.

Примечание: попытка выполнить действие может быть на первом месте для того, чтобы двигательными ощущениями мобилизовать умствен­ную деятельность.

Проект решения задачи обучения создается учеником на ос­нове рекомендаций учителя (учитель объясняет, показывает и пр.), понимания задачи, уже имеющихся знаний и двигательного опыта.

Опробование осуществляется по-разному, в зависимости от сложности изучаемого действия и степени опасности травмирования. В тех случаях, когда упражнение является относительно про­стым, опробование может предусматривать выполнение двигатель­ного действия в целом. Этим будет создано общее представление об изучаемом действии, проверена правильность проекта решения задачи. Если опробование окажется успешным, т. е. действие в основе своей будет выполнено правильно, то дальнейшее разучи­вание целесообразно осуществлять методом в целом.

Опробование может осуществляться и в виде физической по­мощи ученику, включая использование тренажеров.

Особенности методики обучения

Научить частям техники действия — это значит расчленить двигательный акт в процессе разучивания.

Расчленение действия позволяет избежать, за­крепления существенных двигательных ошибок, которые воз­никают при первых попытках его выполнения, поскольку не удается одновременно корригировать все звенья системы дви­жений. Расчленение уменьшает затраты физических сил.

По характеру ошибки могут быть типичными и индивиду­альными. Причинами их возникновения служат: биомеханиче­ские особенности упражнений, физиологические особенности организма и психолого-педагогические особенности процесса обучения.

Причины биомеханического характера заключаются в ис­кажении движений в какой-либо фазе из-за дефекта исполне­ния в предыдущей.

Причины физиологического порядка могут быть связаны с:

а) непроизвольным напряжением мускулатуры и появле­нием ненужных дополнительных движений в связи с вызывае­мым чувством боязни;

б) расстройством координации движений в результате утомления;

в) недостаточным уровнем развития физических качеств, от которых зависит точность движений в пространстве, во вре­мени и по усилиям;

г) недостаточностью или чрезмерностью подвижности нерв­ных процессов, что может приводить либо к опережению, ли­бо запаздыванию с выполнением двигательного действия.

Причиной психолого-педагогического характера являет­ся, как правило, неправильная методика обучения:

а) непонимание учащимися смысла задачи, для этого на­до пользоваться опросом, проговариванием задания, беседой;

б) занимающийся не приучен к самоконтролю из-за не­знания основных опорных точек. Помочь ему могут различные методы и приемы наглядного воздействия;

в) неблагоприятность состояния психики занимающегося. Здесь должен приходить на помощь преподаватель, товарищи;

г) недостаточность волевых усилий.

Причинами возникновения ошибок могут быть и внешние условия, погодные условия, качество спортивного инвентаря, сооружения и др.

На первом этапе обучения применяются такие методы, как:

- собственно-наглядной демонстрации и ориентации;

- акустической демонстрации и ориентации;

- направленного «прочувствования» элементов действий;

- фиксации положений;

- принудительного ограничения движений;

- механические тренажеры.

Важное значение в обучении двигательным действиям име­ет контроль за усвоением выполняемых заданий, так как это необходимо для исправления недостатков при следующей по­пытке.

Кроме того, учитель физического воспитания или тренер должен всегда следить за регламентом выполнения упражне­ний, т.е., за:

- числом повторений нового действия;

- интервалами отдыха между подходами;

- интервалами между занятиями.

Продолжительность ознакомительного этапа зависит следующих факторов и может длиться несколько месяцев:

а) сложности техники изучаемого двигательного действия;

б) уровня подготовленности занимающегося;

в) индивидуальных особенностей;

г) возможности использовать положительный перенос навыка;

д) уровня профессиональной подготовленности педагога.