ЭТАП ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЕМ
Содержание лекции.
План.
1. Понятия и термины.
2. Структура обучения.
2.1. Этап ознакомления двигательным действиям.
2.2. Этап разучивания двигательного действия.
2.3. Этап совершенствования двигательного действия.
*1. Обучение –целенаправленный, систематический и организованный процесс формирования и развития у социальных объектов качеств, необходимых им для выполнения каких-либо функций.
Обучение включает в себя учение и преподавание.
Учение - это деятельность обучаемого по овладению знаниями, умениями и навыками.
Преподавание – это педагогическая деятельность учителя по организации и управлению учебной деятельностью занимающихся.
Одна из ведущих задач физического воспитания - формирование систем двигательных умений.
Обучение в физическом воспитании происходит через активную двигательную деятельность учеников.
Результат обучения в физическом воспитании - физическое образование.
Обучение в физическом воспитании - организованный процесс передачи и усвоения систем специальных знаний и двигательных действий, направленных на физическое и психическое совершенствование человека.
Обучение двигательным действиям (или физическим упражнениям, если они понимаются как конкретные действия) - тот же самый педагогический процесс, но осуществляемый для решения более узких задач.
Термин «обучение двигательному действию» (или физическому упражнению) употребляется в тех случаях, когда имеется в виду одно действие и сопутствующие ему теоретические сведения. Так как действие представляет собой структуру входящих в него движений, то можно использовать равнозначный термин «обучение движениям».
Обучение действию - процесс одновременного приобретения знаний, формирования двигательного умения и воспитания соответствующих физических качеств.
Обучение каждому действию опирается на уже имеющиеся и вновь приобретаемые учеником знания.
Знания в физическом воспитании — это определенная система фактов, понятий и закономерностей, лежащих в основе правильно организованного физического воспитания.
Уровни владения изучаемым двигательным действием
1-й - элементарное умение | 2-й - навык | 3-й - умение-мастерство (или умение высшего порядка) |
Двигательное умение – степень владения двигательным действием, которая характеризуется сознательным управлением движением, неустойчивостью к действию сбивающих факторов и нестабильностью итогов.
Двигательный навык - это оптимальная степень владения техникой действия, характеризующаяся автоматизированным (т.е. при минимальном контроле со стороны сознания) управлением движениями, высокой прочностью и надёжностью исполнения.
ЗНАНИЯ | |||||
Двигательный опыт | Мотивация деятельности | ||||
Мышление | |||||
Система повторного выполнения двигательного действия | |||||
Двигательное умение | |||||
нестабильность | неустойчивость | не совершенность | |||
Система упражнений по коррекции и уточнению движения | |||||
Двигательный навык | |||||
автоматизированность | Устойчивость (надёжность исполнения) | слитность | |||
Рис. 1. Формирование двигательного умения и навыка (Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, 2001г.).
Эффективность процесса обучения, продолжительность перехода от умения к навыку зависят от:
1) двигательной одарённости (врождённые способности) и двигательного опыта;
2) возраста обучающегося (дети осваивают движения быстрее взрослых);
3) координационной сложности двигательного действия;
4) профессионального мастерства преподавателя;
5) уровня мотивации, сознательности, активности обучающегося и др.
Особенности обучения двигательным действиям:
1. Активная двигательная деятельность учеников как необходимое условие овладения учебным материалом.
2. Формирование систем двигательных умений.
3. Взаимосвязь обучения двигательным действиям с воспитанием физических качеств.
4. Результативность обучения действиям определяется не только достигнутым уровнем физического образования, но и приобретенным уровнем физического развития.
*2. Структура обучения
Этапы обучения нельзя смешивать с фазами двигательного навыка. Фазы - это условное отражение биологических закономерностей становления двигательного навыка. Этапы - условное деление педагогического процесса, которое отражает и педагогические и психофизиологические закономерности.
Структура обучения - это этапность обучения отдельному действию, но не этапность обучения действиям, составляющим содержание урока.
Следовательно, на каждом уроке учитель обращается к помощи структуры обучения столько раз, сколько запланировано на урок двигательных действий. Для одних действий будет применен, предположим, первый этап обучения, для других - последний. Важно это знать потому, что, обучая любому действию, даже самому простому, возникает потребность в формировании соответствующих навыков.
Цель – сформировать знания и представления об условиях двигательной задачи и о способе её решения; обеспечить формирование предпосылок создания
Задачи:
1. Создать у обучающихся осознанное представление о двигательной задаче.
2. Сформировать зрительно-логическое представление о способе её решения.
3. Научить частям (фазам или элементам) техники действия, не освоенным раньше.
4. Сформировать общий ритм двигательного акта.
5. Предупредить или устранить ненужные движения и грубые искажения техники.
В процессе формирования представления условно выделяются три взаимосвязанных звена:
1) осмысливание задачи обучения;
2) составление проекта ее решения;
3) попытка выполнить двигательное действие.
Примечание: попытка выполнить действие может быть на первом месте для того, чтобы двигательными ощущениями мобилизовать умственную деятельность.
Проект решения задачи обучения создается учеником на основе рекомендаций учителя (учитель объясняет, показывает и пр.), понимания задачи, уже имеющихся знаний и двигательного опыта.
Опробование осуществляется по-разному, в зависимости от сложности изучаемого действия и степени опасности травмирования. В тех случаях, когда упражнение является относительно простым, опробование может предусматривать выполнение двигательного действия в целом. Этим будет создано общее представление об изучаемом действии, проверена правильность проекта решения задачи. Если опробование окажется успешным, т. е. действие в основе своей будет выполнено правильно, то дальнейшее разучивание целесообразно осуществлять методом в целом.
Опробование может осуществляться и в виде физической помощи ученику, включая использование тренажеров.
Особенности методики обучения
Научить частям техники действия — это значит расчленить двигательный акт в процессе разучивания.
Расчленение действия позволяет избежать, закрепления существенных двигательных ошибок, которые возникают при первых попытках его выполнения, поскольку не удается одновременно корригировать все звенья системы движений. Расчленение уменьшает затраты физических сил.
По характеру ошибки могут быть типичными и индивидуальными. Причинами их возникновения служат: биомеханические особенности упражнений, физиологические особенности организма и психолого-педагогические особенности процесса обучения.
Причины биомеханического характера заключаются в искажении движений в какой-либо фазе из-за дефекта исполнения в предыдущей.
Причины физиологического порядка могут быть связаны с:
а) непроизвольным напряжением мускулатуры и появлением ненужных дополнительных движений в связи с вызываемым чувством боязни;
б) расстройством координации движений в результате утомления;
в) недостаточным уровнем развития физических качеств, от которых зависит точность движений в пространстве, во времени и по усилиям;
г) недостаточностью или чрезмерностью подвижности нервных процессов, что может приводить либо к опережению, либо запаздыванию с выполнением двигательного действия.
Причиной психолого-педагогического характера является, как правило, неправильная методика обучения:
а) непонимание учащимися смысла задачи, для этого надо пользоваться опросом, проговариванием задания, беседой;
б) занимающийся не приучен к самоконтролю из-за незнания основных опорных точек. Помочь ему могут различные методы и приемы наглядного воздействия;
в) неблагоприятность состояния психики занимающегося. Здесь должен приходить на помощь преподаватель, товарищи;
г) недостаточность волевых усилий.
Причинами возникновения ошибок могут быть и внешние условия, погодные условия, качество спортивного инвентаря, сооружения и др.
На первом этапе обучения применяются такие методы, как:
- собственно-наглядной демонстрации и ориентации;
- акустической демонстрации и ориентации;
- направленного «прочувствования» элементов действий;
- фиксации положений;
- принудительного ограничения движений;
- механические тренажеры.
Важное значение в обучении двигательным действиям имеет контроль за усвоением выполняемых заданий, так как это необходимо для исправления недостатков при следующей попытке.
Кроме того, учитель физического воспитания или тренер должен всегда следить за регламентом выполнения упражнений, т.е., за:
- числом повторений нового действия;
- интервалами отдыха между подходами;
- интервалами между занятиями.
Продолжительность ознакомительного этапа зависит следующих факторов и может длиться несколько месяцев:
а) сложности техники изучаемого двигательного действия;
б) уровня подготовленности занимающегося;
в) индивидуальных особенностей;
г) возможности использовать положительный перенос навыка;
д) уровня профессиональной подготовленности педагога.