Управление денежными активами

Рисунок 2. Основные этапы управления текущей дебиторской задолженностью покупателей.

Управление текущей дебиторской задолженностью

Под текущей дебиторской задолженностью понимается задолжен­ность юридических и физических лиц определенных сумм денежных средств и их эквивалентов предприятию, которое возникает в ходе нор­мального операционного цикла или предусмотрена к погашению в период до одного года.

Эффективное управление текущей дебиторской задолженностью связано в первую очередь с оптимизацией размера и обеспечением инкассации задолженности покупателей за товары, работы и услуги.

Формирование алгоритмов такого управления текущей дебитор­ской задолженностью, определяемое как кредитная политика предпри­ятия по отношению к покупателям продукции, осуществляется по сле­дующим основным этапам:

►► Анализ текущей дебиторской задолженности предприятия в предшествующем периоде
►► Выбор типа кредитной политики предприятия по отношению к покупателям продукции
►► Определение возможной суммы оборотного капитала, направляемого в дебиторскую задолженность по товарному (коммерческому) и потребительскому кредиту.
-► Формирование системы кредитных условий
-► Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита
►► Формирование процедуры инкассации текущей дебиторской задолженности
►► Обеспечение использования на предприятии современных форм рефинансирования текущей дебиторской задолженности
-► Построение эффективных систем контроля за движением и своевременной инкассацией текущей дебиторской задолженности

1. Анализ текущей дебиторской задолженности предприятия в предшествующем периоде.Основной задачей этого анализа является оценка уровня и состава текущей дебиторской задолженности пред­приятия, а также эффективности инвестированных в нее финансовых ресурсов. Анализ дебиторской задолженности по расчетам с покупате­лями проводится в разрезе товарного (коммерческого) и потреби­тельского кредита.

• На первой стадии анализа с целью отражения реального со­стояния текущей дебиторской задолженности с позиций возможной ее инкассации в общей ее сумме выделяется чистая реализационная ее стоимость. Чистая реализационная стоимость дебиторской задолженности представляет собой сумму текущей дебиторской задолжен­ности за товары, работы и услуги, уменьшенную на сумму резерва сом­нительных долгов (под сомнительным долгом понимается та часть деби­торской задолженности, относительно которой существует неуверенность ее погашения покупателем-должником).

Величина резерва сомнительных долгов определяется исходя из уровня фактической платежеспособности отдельных покупателей-деби­торов (прямой метод) или на основе соответствующей классификации дебиторской задолженности этого вида по срокам ее непогашения с установлением коэффициента сомнительности ее погашения по каж­дой группе (косвенный метод). Величина резерва сомнительных дол­гов при косвенном методе ее расчета определяется как сумма произ­ведений текущей дебиторской задолженности соответствующей группы и коэффициента сомнительности ее погашения по данной группе.

На второй стадии анализа оценивается уровень дебиторской задолженности покупателей продукции и его динамика в предшеству­ющем периоде. Оценку этого уровня рекомендуется осуществлять на основе следующих показателей:

а) Коэффициента отвлечения оборотных активов в текущую дебиторскую задолженность за товары, работы и услуги. Он рас­считывается по следующей формуле:

 

 

где КОАдз — коэффициент отвлечения оборотных активов в текущую дебиторскую задолженность за товары, работы и услуги;

Д3В — сумма текущей дебиторской задолженности покупателей, оформленной векселями;

ЧРСдз — сумма чистой реализационной стоимости дебиторской задолженности;

РСД — сумма резерва сомнительных долгов;

OA — общая сумма оборотных активов предприятия.

б) Коэффициента возможной инкассации текущей дебиторской задолженности за товары, работы и услуги. Он определяется по сле­дующей формуле:

 

 

где КВИдз — коэффициент возможной инкассации текущей дебитор­ской задолженности за товары, работы и услуги;

ДЗВ — сумма текущей дебиторской задолженности покупателей, оформленной векселем;

ЧРСдз — сумма чистой реализационной стоимости дебиторской задолженности;

РСД — сумма резерва сомнительных долгов.

На третьей стадии анализа определяется средний период ин­кассации текущей дебиторской задолженности за товары, работы и услуги. Он характеризует роль этого вида дебиторской задолженности в фактической продолжительности финансового и общего операцион­ного цикла предприятия. Расчет этого показателя производится по сле­дующей формуле:

 

 

где ПИдз — средний период инкассации текущей дебиторской задол женности за товары, работы и услуги (в днях);

ДЗВ — средняя сумма текущей дебиторской задолженности по­купателей, оформленной векселем, в рассматриваемом периоде (рассчитанная как средняя хронологическая);

ЧРСдз — средняя сумма чистой реализационной стоимости деби­торской задолженности в рассматриваемом периоде (рассчитанная как средняя хронологическая);

ОО — сумма однодневного оборота по реализации продукции в рас­сматриваемом периоде.

• На четвертой стадии анализа оценивается состав дебитор­ской задолженности предприятия по отдельным ее „возрастным группам", т.е. по предусмотренным срокам ее инкассации.

• На пятой стадии анализа определяют сумму эффекта, полу­ченного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность. В этих целях сумму дополнительной прибыли, полученной от увеличе­ния объема реализации продукции за счет предоставления кредита, со­поставляют с суммой дополнительных затрат по оформлению кредита и инкассации долга, а также прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателями (сумма резерва сомнительных доходов, подлежа­щая списанию в связи с неплатежеспособностью покупателей и исте­чением сроков исковой давности). Расчет этого эффекта осуществля­ется по следующей формуле:

 

Эдз = Пдз – ТЗдз – ФПдз ,

 

Эдз – сумма эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупате­лями;

Пдз – дополнительная прибыль предприятия, полученная от увеличения объема реализации продукции за счет пре­доставления кредита;

ТЗдз — текущие затраты предприятия, связанные с организацией кредитования покупателей и инкассацией долга;

ФПдз— сумма прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателями.

Наряду с абсолютной суммой эффекта в процессе этого этапа анализа может быть определен и относительный показатель — коэф­фициент эффективности инвестирования средств в текущую дебитор­скую задолженность. Он рассчитывается по следующей формуле:

 

 

КЭДЗ – коэффициент эффективности инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями;

Эдз – сумма эффекта, полученного от инвестирования средств в текущую дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями в определенном периоде;

ДЗрп – средний остаток текущей дебиторской задолженности по расчетам с покупателями в рассматриваемом периоде.

Результаты анализа используются в процессе последующей раз­работки отдельных параметров кредитной политики предприятия.

2. Выбор типа кредитной политики предприятия по отношению к покупателям продукции.В современной коммерческой и финансовой практике реализация продукции в кредит (с отсрочкой платежа за нее) получила широкое распространение, как в нашей стране, так и в странах с развитой рыночной экономикой. Формирование принципов кредитной политики отражает условия этой практики и направлено на повышение эффективности операционной и финансовой деятельности предприятия.

В процессе формирования принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции решаются два основных вопро­са: а) в каких формах осуществлять реализацию продукции в кредит; б) какой тип кредитной политики следует избрать предприятию по каж­дой из форм реализации продукции в кредит.

Формы реализации продукции в кредитимеют две разновиднос­ти — товарный (коммерческий) кредит и потребительский кредит.

* Товарный (коммерческий) кредит представляет собой форму оптовой реализации продукции ее продавцом на условиях отсрочки платежа, если такая отсрочка превышает обычные сроки банковских расчетов. Обычно товарный (коммерческий) кредит предоставляется оптовому покупателю продукции на срок от одного до шести месяцев.

• Потребительский кредит (в товарной форме) представляет собой форму розничной реализации товаров покупателям (физическим лицам) с отсрочкой платежа. Он предоставляется обычно на срок от шести месяцев до двух лет.

Выбор форм реализации продукции в кредит определяется от­раслевой принадлежностью предприятия и характером реализуемой продукции (товаров, услуг).

Тип кредитной политики характеризует принципиальные подхо­ды к ее осуществлению с позиции соотношения уровней доходности и риска кредитной деятельности предприятия. Различают три принципи­альных типа кредитной политики предприятия по отношению к поку­пателям продукции — консервативный, умеренный и агрессивный.

• Консервативный (или жесткий) тип кредитной политики пред­приятия направлен на минимизацию кредитного риска. Такая мини­мизация рассматривается как приоритетная цель в осуществлении его кредитной деятельности. Осуществляя этот тип кредитной политики, предприятие не стремится к получению высокой дополнительной при­были за счет расширения объема реализации продукции. Механизмом реализации политики такого типа является существенное сокращение круга покупателей продукции в кредит за счет групп повышенного риска; минимизация сроков предоставления кредита и его размера; ужесточе­ние условий предоставления кредита и повышение его стоимости; исполь­зование жестких процедур инкассации дебиторской задолженности.

• Умеренный тип кредитной политики предприятия характери­зует типичные условия ее осуществления в соответствии с принятой коммерческой и финансовой практикой и ориентируется на средний уровень кредитного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа.

• Агрессивный (или мягкий) тип кредитной политики предприятия приоритетной целью кредитной деятельности ставит максимиза­цию дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации продукции в кредит, не считаясь с высоким уровнем кредитного риска, который сопровождает эти операции. Механизмом реализации поли­тики такого типа является распространение кредита на более риско­ванные группы покупателей продукции; увеличение периода предо­ставления кредита и его размера; снижение стоимости кредита до минимально допустимых размеров; предоставление покупателям воз­можности пролонгирования кредита.

В процессе выбора типа кредитной политики должны учитывать­ся следующие основные факторы:

• современная коммерческая и финансовая практика осуществления торговых операций;

• общее состояние экономики, определяющее финансовые возмож­ности покупателей, уровень их платежеспособности;

• сложившаяся конъюнктура товарного рынка, состояние спроса на продукцию предприятия;

• потенциальная способность предприятия наращивать объем произ­водства продукции при расширении возможностей ее реализации за счет предоставления кредита;

• правовые условия обеспечения взыскания дебиторской задолженности;

• финансовые возможности предприятия в части отвлечения средств в текущую дебиторскую задолженность;

• финансовый менталитет собственников и менеджеров предприятия, их отношение к уровню допустимого риска в процессе осуществле­ния хозяйственной деятельности.

Определяя тип кредитной политики, следует иметь в виду, что жесткий (консервативный) ее вариант отрицательно влияет на рост объема операционной деятельности предприятия и формирование ус­тойчивых коммерческих связей, в то время как мягкий (агрессивный) ее вариант может вызвать чрезмерное отвлечение финансовых ресурсов, снизить уровень платежеспособности предприятия, вызвать впоследствии значительные расходы по взысканию долгов, а в конеч­ном итоге снизить рентабельность оборотных активов и используемо­го капитала.

3. Определение возможной суммы оборотного капитала, направ­ляемого в дебиторскую задолженность по товарному (коммерческо­му)и потребительскому кредиту.При расчете этой суммы необходимо учитывать планируемые объемы реализации продукции в кредит; средний период предоставления отсрочки платежа по отдельным формам кре­дита; средний период просрочки платежей исходя из сложившейся хо­зяйственной практики (он определяется по результатам анализа текущей дебиторской задолженности в предшествующем периоде); коэффициент соотношения себестоимости и цены реализуемой в кредит продукции.

Расчет необходимой суммы оборотного капитала, направляемо­го в дебиторскую задолженность, осуществляется по следующей фор­муле:

 

 

где ОКдз — необходимая сумма оборотного капитала, направляемого в дебиторскую задолженность;

ОРК — планируемый объем реализации продукции в кредит;

КС/Ц — коэффициент соотношения себестоимости и цены про­дукции, выраженный десятичной дробью;

ППК — средний период предоставления кредита покупателям, в днях;

ПР — средний период просрочки платежей по предоставлен­ному кредиту, в днях.

Пример: Определить необходимую сумму оборотного капита­ла, направляемого в предстоящем периоде в дебиторскую за­долженность, при следующих условиях: планируемый объем реализации продукции с предоставлением товарного (коммерческого) кредита 3200 тыс. усл. ден. eд.; планируемый удельный вес себестоимости продукции в ее це­не —75%; средний период предоставления кредита оптовым покупате­лям 40 дней; средний период просрочки платежей по предоставляемому кредиту по результатам анализа 20 дней.

Подставляя эти данные в вышеприведенную формулу, получим:

Необходимая сумма оборотного капитала, направляемого в предстоящем периоде в дебиторскую задолженность, составит

Если финансовые возможности предприятия не позволяют ин­вестировать расчетную сумму средств в полном объеме, то при неиз­менности условий кредитования должен быть соответственно скоррек­тирован планируемый объем реализации продукции в кредит.

4. Формирование системы кредитных условий.В состав этих усло­вий входят следующие элементы:

• срок предоставления кредита (кредитный период);

• размер предоставляемого кредита (кредитный лимит);

• стоимость предоставления кредита (система ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за приобретенную продукцию);

• система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями.

• Срок предоставления кредита (кредитный период) характе­ризует предельный период, на который покупателю предоставляется отсрочка платежа за реализованную продукцию. Увеличение срока предоставления кредита стимулирует объем реализации продукции (при прочих равных условиях), однако приводит в то же время к увеличе­нию суммы финансовых ресурсов, инвестируемых в дебиторскую за­долженность, и увеличению продолжительности финансового и все­го операционного цикла предприятия. Поэтому, устанавливая размер кредитного периода, необходимо оценивать его влияние на результа­ты хозяйственной деятельности предприятия в комплексе.

• Размер предоставляемого кредита (кредитный лимит) ха­рактеризует максимальный предел суммы задолженности покупателя по предоставляемому ему товарному (коммерческому) или потребительскому кредиту. Его размер устанавливается с учетом типа осуще­ствляемой кредитной политики (уровня приемлемого риска), планиру­емого объема реализации продукции на условиях отсрочки платежей, среднего объема сделок по реализации готовой продукции (при потре­бительском кредите — средней стоимости реализуемых в кредит това­ров), финансового состояния предприятия-кредитора и других факто­ров. Кредитный лимит дифференцируется по формам предоставляемого кредита и видам реализуемой продукции. Если хозяйственные взаи­моотношения предприятия с покупателем его продукции (юридическим лицом) носят стабильный долгосрочный характер, на расчетную сум­му кредитного лимита ему может быть открыта кредитная линия.

• Стоимость предоставления кредита характеризуется систе­мой ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за при­обретенную продукцию. Всочетании со сроком предоставления кре­дита такая ценовая скидка характеризует норму процентной ставки за предоставляемый кредит, рассчитываемой для сопоставления в годо­вом исчислении.

Устанавливая стоимость товарного (коммерческого) или потре­бительского кредита, необходимо иметь в виду, что его размер не дол­жен превышать уровень процентной ставки по краткосрочному фи­нансовому (банковскому) кредиту. В противном случае он не будет стимулировать реализацию продукции в кредит, так как покупателю бу­дет выгодней взять краткосрочный кредит в банке (на срок, равный кредитному периоду, установленному продавцом) и рассчитаться за при­обретенную продукцию при ее покупке.

• Система штрафных санкций за просрочку исполнения обяза­тельств покупателями, формируемая в процессе разработки кредит­ных условий, должна предусматривать соответствующие пени, штра­фы и неустойки. Размеры этих штрафных санкций должны полностью возмещать все финансовые потери предприятия-кредитора (потерю до­хода, инфляционные потери, возмещение риска снижения уровня пла­тежеспособности и другие).

5. Формирование стандартов оценки покупателей и дифферен­циация условий предоставления кредита.В основе установления та­ких стандартов оценки покупателей лежит их кредитоспособность, кре­дитоспособность покупателя характеризует систему условий, определяющих его способность привлекать кредит в разных формах и в полном объеме в предусмотренные сроки выполнять все связан­ные с ним финансовые обязательства.

Формирование системы стандартов оценки покупателей включает следующие основные элементы:

• определение системы характеристик, оценивающих кредитоспособ­ность отдельных групп покупателей;

• формирование и экспертизу информационной базы проведения оцен­ки кредитоспособности покупателей;

• выбор методов оценки отдельных характеристик кредитоспособно­сти покупателей;

• группировку покупателей продукции по уровню кредитоспособности;

• дифференциацию кредитных условий в соответствии с уровнем кре­дитоспособности покупателей.

Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциа­ция кредитных условий осуществляются раздельно по различным фор­мам кредита — товарному и потребительскому.

• Определение системы характеристик, оценивающих кре­дитоспособность отдельных групп покупателей, является начальным этапом построения системы стандартов их оценки.

По товарному (коммерческому) кредиту такая оценка осуществ­ляется обычно по следующим критериям;

• объем хозяйственных операций с покупателем и стабильность их осуществления;

• репутация покупателя в деловом мире;

• платежеспособность покупателя;

• результативность хозяйственной деятельности покупателя;

• состояние конъюнктуры товарного рынка, на котором покупатель осуществляет свою операционную деятельность;

• объем и состав чистых активов, которые могут составлять обеспе­чение кредита при неплатежеспособности покупателя и возбужде­нии дела о его банкротстве.

По потребительскому кредиту оценка осуществляется обычно по таким критериям:

• дееспособность покупателя;

• уровень доходов покупателя и регулярность их формирования;

• состав личного имущества покупателя, которое может составлять обеспечение кредита при взыскании суммы долга в судебном по­рядке.

• Формирование и экспертиза информационной базы проведе­ния оценки кредитоспособности покупателей имеет целью обеспе­чить достоверность проведения такой оценки. Информационная база, используемая для этих целей, состоит из сведений, предоставляемых непосредственно покупателем (их перечень дифференцируется в раз­резе форм кредита); данных, формируемых из внутренних источников (если сделки с покупателем носят постоянный характер); информации, формируемой из внешних источников (коммерческого банка, обслу­живающего покупателя; других его партнеров по сделкам и т.п.).

Экспертиза полученной информации осуществляется путем ло­гической ее проверки; в процессе ведения коммерческих переговоров с покупателями; путем непосредственного посещения клиента (по по­требительскому кредиту) с целью проверки состояния его имущества и в других формах в соответствии с объемом кредитования.

• Выбор методов оценки отдельных характеристик кредито­способности покупателей определяется содержанием оцениваемых характеристик. В этих целях при оценке отдельных характеристик креди­тоспособности покупателей, рассмотренных ранее, могут быть ис­пользованы статистический, нормативный, экспертный, балльный и другие методы.

• Группировка покупателей продукции по уровню кредито­способности основывается на результатах ее оценки и предусматри­вает обычно выделение следующих их категорий:

• покупатели, которым кредит может быть предоставлен в максималь­ном объеме, т. е. на уровне установленного кредитного лимита (груп­па „первоклассных заемщиков");

• покупатели, которым кредит может быть предоставлен в ограничен­ном объеме, определяемом уровнем допустимого риска невозврата долга;

• покупатели, которым кредит не предоставляется (при недопустимом уровне риска невозврата долга, определяемом типом избранной кредитной политики).

• Дифференциация кредитных условий в соответствии с уров­нем кредитоспособности покупателей, наряду с размером кредитно­го лимита, может осуществляться по таким параметрам, как срок пре­доставления кредита; необходимость страхования кредита за счет покупателей; формы штрафных санкций и т.п.

6. Формирование процедуры инкассации текущей дебиторской задолженности.В составе этой процедуры должны быть предусмотре­ны: сроки и формы предварительного и последующего напоминаний покупателям о дате платежей; возможности и условия пролонгирова­ния долга по предоставленному кредиту; условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов.

7. Обеспечение использования на предприятии современных форм рефинансирования текущей дебиторской задолженности.Развитие рыночных отношений и инфраструктуры финансового рынка позволя­ют использовать в практике финансового менеджмента ряд новых форм управления дебиторской задолженностью — ее рефинансирование, т.е. ускоренный перевод в другие формы оборотных активов предприятия: денежные средства и высоколиквидные краткосрочные ценные бумаги.

Основными формами рефинансирования дебиторской задолжен­ности, используемыми в настоящее время, являются:

• факторинг;

• учет векселей, выданных покупателями продукции;

• форфейтинг.

8. Построение эффективных систем контроля за движением и своевременной инкассацией текущей дебиторской задолженности.Та­кой контроль организуется в рамках построения общей системы фи­нансового контроля на предприятии как самостоятельный его блок. Одним из видов таких систем является «Система ABC» применительно к портфелю дебиторской задолженности предприятия. В категорию „А" включаются при этом наиболее крупные и сомнительные виды теку­щей дебиторской задолженности (так называемые „проблемные креди­ты"); в категорию „В" — кредиты средних размеров; в категорию „С — остальные виды дебиторской задолженности, не оказывающие серь­езного влияния на результаты финансовой деятельности предприятия.

Критерием оптимальности разработанной и осуществляемой кре­дитной политики любого типа и по любым формам предоставляемого кредита, а соответственно и среднего размера текущей дебиторской задолженности по расчетам с покупателями за реализуемую им про­дукцию, выступает следующее условие:

ДЗО → ОПДР ≥ ОЗДЗ + ПКДЗ ,

ДЗО – оптимальный размер текущей дебиторской задолженно­сти предприятия при нормальном его финансовом со­стоянии;

ОПДР – дополнительная операционная прибыль, получаемая предприятием от увеличения продажи продукции в кре­дит;

ОЗДЗ – дополнительные операционные затраты предприятия по обслуживанию текущей дебиторской задолженности;

ОЗДЗ – размер потерь капитала, инвестированного в текущую дебиторскую задолженность, из-за недобросовестности (неплатежеспособности) покупателей.

Управление денежными активами или остатком денежных средств и их эквивалентов, постоянно находящимся в распоряжении предпри­ятия, составляет неотъемлемую часть функций общего управления обо­ротными активами. Размер остатка денежных активов, которым опе­рирует предприятие в процессе хозяйственной деятельности, определяет уровень его абсолютной платежеспособности (готовность предприя­тия немедленно рассчитаться по всем своим неотложным финансовым обязательствам), влияет на размер капитала, инвестируемого в обо­ротные активы, а также характеризует в определенной мере его инвес­тиционные возможности (инвестиционный потенциал осуществления предприятием краткосрочных финансовых инвестиций).

Формирование предприятием денежных авуаров вызывается ря­дом причин, которые положены в основу соответствующей классифи­кации остатков его денежных активов.

Основные виды денежных авуаров, формируе­мых в составе оборотных активов: