Состав оборотных активов и особенности финансового управления ими
Классификация экскурсий по форме проведения
Классификация экскурсий по способу передвижения
Классификация экскурсий по месту проведения
Классификация экскурсий по составу участников
Классификация экскурсий по содержанию
Рис. 1. Двойной бюджет
Позиции текущего бюджета:
а) обеспечение непрерывного получения прибыли от использования действующих мощностей фирмы;
б) капиталовложения в увеличение мощностей;
в) капиталовложения ради увеличения прибыли с помощью снижения себестоимости.
Позиции стратегического бюджета:
а) капиталовложения в повышение конкурентоспособности в стратегической зоне хозяйствования;
б) вступление в смежные в географическом отношении зоны;
в) вступление в новые стратегические зоны хозяйствования и прекращение капиталовложений в неприбыльные.
Двойной бюджет дает следующие преимущества:
1. Средства выделяются целевым порядком для стратегической деятельности. Это защищает ее от посягательств со стороны текущей производственно-хозяйственной деятельности.
2. Деление бюджета на два помогает сохранять баланс капиталовложений и доходов на короткие и длинные сроки.
Для оценки обоснованности капиталовложений по каждому виду деятельности полезно составить график и сравнивать кривые доходов по соответствующим бюджетам. Например, если доходы после увеличения управленческого потенциала на производственной деятельности растут медленно но поглощают значительную часть текущего бюджета, это означает, что увеличение соответствующего потенциала ожидаемого эффекта не дало. Наконец, график дает представление о зависимости роста доходов во времени.
Таким образом, двойной бюджет является действенным рычагом управления будущим фирмам всякий раз, когда стратегический бюджет составляет значительную часть общего бюджета.
5. К.А.Радугин выделяет три основных типа изменений, которые могут иметь место в организации: структурные; технологические; социальные.
Структурные изменения включают в себя изменения общего рисунка производственного процесса, уровней централизации, системы взаимоотношений, распределения власти внутри организации. Структурные изменения могут также означать преобразования в системе распределения обязанностей, изменения структуры управления, календарного графика производства и т.п.
Технологические изменения характеризуют преобразования в таких факторах, как инструменты, оборудование, системы машин, технологические процессы, деятельность, материалы и здания, с помощью которых создаются товары и услуги. Технологические нововведения также имеют место, когда изменяются процессы производства.
Социальные изменения затрагивают особенности поведения, привычек, навыков, отношений всех людей, занятых в процессе производства. Они направлены на улучшение работы коллектива.
Внедрение стратегических изменений выполняет ряд взаимосвязанных функций. Во-первых, объективизирует идеальный проект (решение), построенный в умах научных работников. Представляет его в форме, доступной для восприятия и понимания другим людям. Во-вторых, предоставляет производству необходимые возможности для повышения его эффективности. В-третьих, соотносит эффективность производства с исходным замыслом и вносит в научный проект необходимые коррективы.
Основным объектом стратегического управления и, соответственно, внедрения является организация. Организация - это система, которая состоит из зависимых друг от друга подсистем (цели и задачи организации, структура организации, персонал и руководство организации, технология и методы), находящихся во взаимодействии с внешней средой. Внедрение ведет к изменениям подсистем организации, их элементов и связей, что в свою очередь рождает новые потребности в изменениях и обуславливает развитие организаций.
Известный специалист по управлению К.Левин разработал поэтапную модель изменений, которая оказалась весьма действенной в руководстве организациями. Согласно его модели, изменения в организации происходят в три этапа: создание готовности к изменениям; переход; закрепление.
Создание готовности к изменениям означает ослабление тех сил, которые держат организацию в существующем состоянии и создание предпосылок для внедрения нововведений. В случае, если работники организации готовы к реализации нововведения, согласны с необходимостью осуществления преобразовании, высказали свое мнение о принятом решении, приступают к этапу перехода.
Переход предполагает развитие новых оценок, позиций и нововведения. На этапе перехода должны быть получены и реализованы на практике в соответствии со стратегическим проектом ответы на следующие вопросы: какие процессы будут подвержены преобразованиям; в какие сроки; кто является ответственным за каждую фазу. На данном этапе внедрение рекомендуется осуществлять специально созданной для этой цели комиссией. Причина, по которой руководитель организации должен привлечь к совместной работе еще несколько специалистов заключается в том, что когда научно-исследовательский проект внедряется на практике, это обычно означает изменения в организации. Как только организация начинает работать по-новому, как правило, выплывают разного рода проблемы, которые не были учтены в проекте и в процессе обсуждения процесса внедрения. Люди, принимающие непосредственное участие в работе организации, имеют больше шансов не допустить промахов и решить возникающие проблемы, чем люди совершенно посторонние.
Закрепление предполагает создание механизмов, гарантирующих относительную стабильность и эффективную деятельность организации в результате внедрения нововведений. Все решения в процессе внедрения должны быть застрахованы от «неполадок», особенно это касается предприятий с современными технологиями. Регулирование и наладка должны стать неотъемлемой частью этапа закрепления внедрения научно-исследовательского проекта в организации.
6. Проведение изменений в организации требует энергичных, целенаправленных и ответственных действий. Поэтому значительная роль во внедрении отводится руководителю организации. Как показывает практический опыт внедренческой работы, изменениям способствуют следующие факторы: постоянное внимание руководства организации к вопросам изменений и развития; отработка и применение целенаправленных и постоянных методов; постоянный процесс обратной связи и желание учиться; поощрение за развитие.
Управление работой по развитию требует от руководителя индивидуальной готовности разрешать конфликты, проводить диагностику, воспринимать новые ценности, расширять свой кругозор.
Исследователи, занимающиеся проблемами изменений в организации, отмечают, что эффективность внедрения научных разработок в значительной степени зависит от готовности отдельных работников организации и трудового коллектива в целом к восприятию нововведений. При этом, исполнительская деятельность подчиненных становится воплощением развертываемого руководителем решения. К числу основных факторов, влияющих на результативность нововведений А.Алексеев и В.Пигалов относят: личные интересы работников; характер и содержание труда; особенности осуществления изменений; отношения между разработчиками проекта, администрацией и работниками (табл.1).
Таблица 1
Факторы, обусловливающие результативность нововведений
Факторы, способствующие нововведению | Факторы, препятствующие нововведению |
1. Личные интересы работников | |
Увеличение заработной платы в результате нововведения | Уменьшение заработной платы в результате нововведения |
Расширение прав | Сокращение прав |
Сокращение обязанностей | Расширение обязанностей |
Улучшение положения и позиций (в организации и вне ее) | Ухудшение положения и позиций (в организации и вне ее) |
Улучшение шансов на будущее (в организации и вне ее) | Ухудшение шансов на будущее (в организации и вне ее) |
Улучшение возможностей для самоутверждения | Ухудшение возможностей для самоутверждения |
Полное использование знаний и способностей | Неполное использование знаний и способностей |
Хорошая информированность (в организации и вне ее) | Плохая информированность (в организации и вне ее) |
Повышение престижа (в организации и вне ее) | Снижение престижа (в организации и вне ее) |
Расширение неофициальных возможностей улучшения благосостояния для работника и членов его семьи (образование, досуг, медицина и др.) | Сокращение неофициальных возможностей улучшения благосостояния для работника и членов его семьи (образование, досуг, медицина и др.) |
2. Отношения с другими работниками | |
Улучшение отношений с руководством в результате нововведения | Ухудшение отношений с руководством в результате нововведения |
Улучшение отношений с сотрудниками | Ухудшение отношений с сотрудниками |
Соответствие нововведения сложившимся коллективным традициям, целям, нормам, ценностям | Несоответствие нововведения сложившимся коллективным традициям, целям, нормам, ценностям |
3. Характер и содержание труда | |
Более интересная работа в результате нововведения | Менее интересная работа в результате нововведения |
Более удобный режим работы в результате нововведения | Менее удобный режим работы в результате нововведения |
Менее напряженная и нервная работа | Более напряженная и нервная работа |
Более самостоятельная и ответственная работа | Менее самостоятельная и ответственная работа |
Более безопасная работа | Менее безопасная работа |
Более комфортные психофизические условия работы | Менее комфортные психофизические условия работы |
Лучшие возможности для саморазвития и повышения квалификации | Худшие возможности для саморазвития и повышения квалификации |
4. Процесс изменений | |
Необходимость, цели и процесс реализации нововведений четко сформулированы и обоснованы | Необходимость, цели и процесс реализации нововведений нечетко сформулированы и обоснованы |
Работники объекта нововведения включены в процесс возникновения, разработки и реализации нововведения | Работники объекта нововведения не включены в процесс возникновения, разработки и реализации нововведения |
5. Отношения между разработчиками проекта, администрацией и работниками | |
Хорошие отношения между работниками объекта и разработчиками проекта | Плохие отношения между работниками объекта и разработчиками проекта |
Хорошие отношения между работниками и администрацией объекта нововведения | Плохие отношения между работниками и администрацией объекта нововведения |
Высокий формальный статус и неформальный авторитет разработчиков проекта | Низкий формальный статус и неформальный авторитет разработчиков проекта |
Высокий авторитет руководителя | Низкий авторитет руководителя |
7. Отрицательное отношение работников к нововведению приобретает форму психологического барьера. Психологический барьер как форма проявления отдельных компонентов или всего социально-психологического климата в условиях инновационных изменений представляет собой совокупность действий, суждений, понятий, умозаключений, ожиданий и эмоциональных переживаний работников, в которых осознанно или неосознанно, скрыто или явно, преднамеренно или непреднамеренно выражаются социально-психологические состояния этих работников, вызванные нововведениями. В качестве параметров психологического барьера можно рассматривать:
· составляющие барьера, то есть конкретные факторы, вызывающие негативные реакции работников;
· степень психологического барьера, определяемую числом работников, имеющих негативные реакции;
· характер барьера, то есть формы проявления негативных реакций работников.
А.Алексеев и В.Пипалов выделяют следующие формы и причины отрицательных отношений к нововведению (табл. 2).
Таблица 2
Формы и причины отрицательного отношения к нововведению
Форма проявления отношения | Причины | Сосотояние человека (группы) | Предполагаемая мотивировка |
1. Игнорирование | Причины и последствия нововведения неизвестны | Неинформиро-ванность | «Трудно что-либо узнать» |
2. Откладывание решения | Данные о нововведении нелогичны | Сомнение | «Хочется подождать и посмотреть, как у других получается, прежде чем сам попробую» |
3. Ситуационное противодействие | Отрицательное воздействие нововведения имеет для человека большее значение, чем его положительное влияние | Сравнение, защита, разочарование | «Старое не хуже» «Инструкции не позволяют» «Это слишком дорого (сложно)» «Это не решает проблему» |
4. Пессимизм в отношении своих возможностей | У человека низкая самооценка | Тревожность, озабоченность | «Не знаю, как с этим справиться» «Я не имею для этого времени (возможностей)» |
5. Ссылки на неудачи в прошлом | Наличие отрицательного опыта | Убежденность | «Я пробовал и убедился, что это не принесет пользы» |
Таким образом, исследователи и руководитель организации должны ясно осознавать, что любое нововведение затрагивает интересы, ценностные ориентации и установки людей, а также тех коллективов, в которых они трудятся. Поэтому на этапе создания готовности к изменениям важная роль должна отводиться информационной кампании.
8. Основными задачами информационной кампании в поддержку осуществляемым преобразованиям является предоставление всем работникам организации информации обо всех этапах процесса нововведения и проводимых мероприятиях, а также о правах, возможностях и перспективах работников.
Информационная кампания должна проводиться с учетом следующих принципов:
· охват всех работников организации и населенных пунктов;
· свободный обмен информацией между всеми работниками, а также всеми жителями, интересы которых так или иначе затрагивает исследование;
· распространение только достоверной и проверенной местной и общей информации по вопросам проведения изменений;
· заинтересованность работников в обучении;
· использование средств массовой информации для освещения хода изменений.
При организации информационной кампании следует использовать следующие способы распространения информации: проведение информационно-консультационных встреч с заинтересованными работниками; распространение информационно-просветительских материалов и брошюр о сущности и характере новаций; создание информационных стендов; организация передвижных пунктов для работы в отдаленных населенных пунктах; проведение собраний трудового коллектива организации и подразделений; проведение индивидуальных бесед с работниками организации.
9. В течение многих лет специалисты по инновационному менеджменту проанализировали все программы внедрения стратегических разработок, которые потерпели неудачу и обосновали необходимые условия успешного осуществления программ стратегических изменений.
1. Признание и осознание администрацией организации, что организация или подразделение имеет проблемы, для разрешения которых необходимо проведение стратегических изменений с целью проведения ряда преобразований. Если администрация, и в особенности руководитель организации, не понимает или не признает необходимости проведения преобразований, то внедрение стратегических изменений обречено на провал.
2. Использование стороннего специалиста в качестве научного консультанта по внедрению. Если администрация поручит проведение изменений одному из своих подчиненных, то его могут обвинить в необъективности, заинтересованности, недостатке опыта в подобных делах, в случае, когда программа преобразований окажется не достаточно эффективной.
3. Серьезная поддержка высшего руководства с самого начала преобразований. Люди относятся к изменениям более серьезно, если за ними стоит высшее руководство.
4. Информирование работников организации о сущности изменений. Большинство людей с недоверием относятся к изменениям. Следует убедиться, что персонал организации понимает суть изменений и их последствия. Если у работников возникли серьезные сомнения, их необходимо устранить.
5. Ранние реальные успехи мероприятий по внедрению стратегических изменений. Когда первые изменения проведены и оказались успешными и эффективными, члены организации обретают уверенность в целесообразности преобразований и усиливают поддержку.
6. Выяснение сильных и слабых сторон членов организации. В процессе осуществления преобразований вовлекаются много талантливых работников. Они могут быть уязвлены тем, что специалистам, приглашенным со стороны, дается статус экспертов и широкие полномочия. Регулярное признание талантов работников и их ценности для организации уменьшает эти проблемы.
7. Подготовка специалистов в области инновационного менеджмента внутри организации. Специалисты, обладающие знаниями и навыками по внедрению стратегических изменений, в частности, руководители среднего звена, помогают поддерживать и совершенствовать преобразования после того, как специалисты, приглашенные со стороны, заканчивают свою работу.
8. Эффективное управление программой внедрения стратегических изменений. Для того, чтобы быть более эффективными, изменения должны быть четко продуманными и спланированными. Работники организации теряют веру в те мероприятия, которые плохо скоординированы, не контролируются и пущены на самотек.
9. Регулярный контроль и фиксирование результатов. Специалисты по внедрению более эффективно реагируют на процесс внедрения, если регулярно получают сведения о том, как приложенные усилия влияют на работу организации.
По содержанию экскурсии делятся на обзорные и тематические. Тематические в свою очередь делится на следующие группы:
- исторические;
- историко-революционные;
- военно-исторические;
- производственные;
- природоведческие;
- искусствоведческие;
- литературные;
- архитектурно-градостроительные;
- религиозные.
В настоящее время историко-революционныеэкскурсии практически не находят места в экскурсионной практике, хотя подтемы на историко-революционную тематику сохранились в ряде обзорных экскурсий. Но в классификацию тематических экскурсий сегодня следует добавить группу экскурсий на религиозные темы.
Исторические экскурсии могут быть разделены на подгруппы, в которых освещается конкретный период истории края. Кроме того, они подразделяются на историко-краеведческие, археологические и этнографические.
Военно-исторические экскурсии подразделяются на следующие подгруппы: по памятным местам, где происходил военные события, с показом военно-инженерных сооружений — крепостей, башен, мостов, рвов, земляных валов и др.; по местам, связанным с подвигами народных героев; в военно-исторические и мемориальные музеи.
Производственные экскурсии делятся на производственно-исторические, производственно-экономические, производственно-технические и профориентационные. Производственно-исторические раскрывают историю предприятия, показывают биографию и достижения завода, фабрики, транспортного узла, сельскохозяйственного предприятия, научного ил учебного учреждения. На производственно-экономических экскурсиях раскрываются такие вопросы, как себестоимости продукции, научная организация труда, качество продукции. Производственно-технические обеспечивают показ технологического процесса, работу отдельных цехов и участков. В особую подгруппу выделяются производственные экскурсии, которые проводятся с целью профессиональной ориентации подростков, оказания помощи учащимся общеобразовательных школ в выборе ими будущей профессии. Подобные экскурсии посвящены подробному знакомству с различными профессиями, а в ряде случаев всестороннему показу одной- двух профессий.
В группу природоведческих экскурсий входят географические, обзорные природоведческие, геологические, гидрологические, почвоведческие, ботанические, зоологические, экскурсии к уникальным памятникам природы, экскурсии по природоохранной, или экологической, тематике, в отделы природы краеведческих музеев.
Искусствоведческие экскурсииобъединяют следующие подгруппы: театральные, историко-музыкальные с рассказом о творчестве композиторов и музыкантов, экскурсии с показом произведений монументальной скульптуры, экскурсии в картинные галереи, музеи, в мастерские художников и скульпторов, в выставочные залы, по народным промыслам, по местам жизни и деятельности артистов и художников.
Литературные экскурсии обычно группируют следующим образом: литературно-биографические - по местам, которые хранят память о жизни и творчестве писателя или драматурга, историко-литературные - раскрывающие определенные периоды развития русской литературы, экскурсии по местам, которые описаны в произведениях того или иного писателя, в мемориальные музеи.
Для экскурсий на архитектурно-градостроительные темы распространенной является следующая классификация: экскурсии, связанные с показом памятников архитектуры определенного периода; экскурсии, дающие представления о творчестве одного архитектора; экскурсии, знакомящие с планировкой и застройкой городов.
Группа экскурсий на религиозные темы в настоящее время общепринятой классификации по содержанию не имеет. Туристские организации и паломнические службы епархий проводят экскурсии по храмам и монастырям.
По составу участников экскурсии подразделяются следующим образом:
- для взрослых граждан (сборных групп всевозможных организаций, студентов, профессиональных групп и др.);
- для детей различных возрастов (дошкольников, младших школьников, школьников среднего и старшего возрастов);
- для местных жителей
- для иногородних;
- для иностранцев.
Классификация экскурсий по составу участников является основой учета особенностей экскурсионной группы при проведении экскурсии, в зависимости от состава участников в маршрут экскурсии, выбор объектов показа, содержание рассказа, эмоциональную окраску всей или отдельных ее частей вносятся определенные изменения.
Главными при учете особенностей экскурсионной группы являются образовательный уровень и возраст ее участников.
По месту проведения экскурсии подразделяются на пять групп:
- городские;
- загородные;
- производственные;
- музейные;
- в культовых сооружениях и монастырях.
Городские экскурсии бывают обзорными и тематическими и предусматривают показ, как всего города, так и отдельных его частей. Например, старой части города, одного из интересных его районов, одной из улиц или площадей, насыщенных экскурсионными объектами.
Загородные экскурсии организуются за пределами города и могут быть как автобусными, так и пешеходными. Протяженность автобусных экскурсий обычно не превышает ста километров. Пешеходные организуются в каком-либо конкретном месте, куда экскурсионную группу доставляют одним из видов транспорта: специально заказанным или рейсовым автобусом, пригородным поездом, теплоходом или даже вертолетом.
Загородные экскурсии бывают нескольких видов. Первый — экскурсию проводят только в конечном пункте, например, в лесу или в малом городе, богатом историко-культурными объектами. Второй — экскурсию проводят в пути следования, используя в качестве объектов показа достопримечательности, хорошо видимые по маршруту. Третий вид построен на сочетании экскурсии в пути с экскурсией в конечном пункте маршрута. При этом экскурсию в конечном пункте проводит экскурсовод туристской организации, принимающей группу, или работник музея. Если же в конечном пункте назначения отсутствует экскурсионное учреждение, то экскурсию в нем проводит экскурсовод бюро, которое организует поездку.
Местом проведения производственных экскурсий являются заводы, фабрики, стройки промышленных, жилых и культурно-бытовых объектов, сельскохозяйственные предприятия, железнодорожные вокзалы, речные и морские порты, аэропорты, научно-исследовательские институты, высшие учебные заведения, планетарии, театры, цирки, филармонии и другие объекты производственного, учебного, научного и социально-культурного назначения. Маршруты производственных экскурсий могут охватывать как все предприятие в целом, так и отдельные его производственные участки, лаборатории.
Музейные экскурсии представляют собой самую распространенную группу экскурсий. По числу экскурсантов они резко превышают все перечисленные выше группы. Они проводятся как в государственных, так и в ведомственных музеях, в картинных галереях, на художественных выставках, выставках истории и достижений отдельных отраслей хозяйства, в мемориальных музеях и т.п.
В культовых сооружениях и монастырях организуют самостоятельные экскурсии на религиозные темы.
По способу передвижения экскурсии подразделяются на пешеходные, транспортные и комбинированные.
В пешеходных экскурсиях, при неторопливом темпе движения группы на маршруте, обеспечиваются наиболее благоприятные условия для показа всех экскурсионных объектов и рассказа экскурсовода. Пешеходные экскурсии дают возможность ее участникам глубже изучить, исследовать объекты, почувствовать себя участниками событий, о которых рассказывает экскурсовод. длина пешеходных городских экскурсий составляет обычно 2 — б км.
Свои преимущества имеют транспортные экскурсии, они дают возможность познакомиться с большой городской или загородной территорией, включить в экскурсионный показ объекты, значительно удаленные друг от друга.
Среди транспортных наиболее распространены автобусные экскурсии. Они состоят из двух частей: показа и рассказа по ходу движения автобуса и анализа экскурсионных объектов на остановках с выходом из автобуса.
В комбинированных экскурсиях сочетаются два их вида — с использованием транспортных средств и пешеходные.
По форме проведения Б.В. Емельянов (1985) подразделе экскурсии следующим образом:
- обычные экскурсии;
- учебные;
- экскурсии-массовки;
- экскурсии-прогулки;
- экскурсии-концерты.
Под обычными экскурсиями понимается весь спектр обзорных и тематических экскурсий, проводимых туристско-экскурсионными организациями.
Учебные экскурсии в планах работ этих организаций представляют собой форму повышения профессионального мастерства экскурсоводов. Они проводится для слушателей курсов или семинаров по подготовке и переподготовке экскурсоводов, при подготовке экскурсоводов к новой экскурсии.
Понятие «учебные экскурсии» имеет и другой смысл. Учебные экскурсии представляют собой еще и форму организации учебного процесса, вид занятий в учебных заведениях различного ранга.
Экскурсии-массовки проводились с первых лет советской власти в России. Для них были характерны веселые шествия с плакатами и знаменами под духовой оркестр.
В экскурсию, помимо осмотра объектов, могло включаться проведение митинга у одного из памятников (захоронений) на местах революционных или военных событий, встречи с их участниками, а также элементы театрализации.
В настоящее время экскурсии-массовки не встречаются в практике экскурсионной работы.
Экскурсии-прогулки чаще всего представляют собой природоведческие экскурсии с отдыхом на природе. Местом их проведения являются лес, ботанический сад, берег моря, реки, озера. В этом виде экскурсий самостоятельное общение экскурсантов с объектами показа занимает больше времени, чем в каких-либо других.
Экскурсию-концерт проводят во время следования группы к месту экскурсии, например, из Москвы к дому-музею П.И. Чайковского в Клину. Поездка занимает продолжительное время, а объекты для показа по экскурсионной теме по дороге отсутствуют.
Поскольку вести рассказ о жизни и творчестве композитора в отрыве от показа неправомерно, в автобусе организуется коллективное прослушивание музыкальных произведений композитора с краткими комментариями экскурсовода.
Управление оборотными активами составляет наиболее обширную часть операций финансового менеджмента. Это связано с большим количеством элементов их внутреннего материально-вещественного и финансового состава, требующих индивидуализации управления; высокой динамикой трансформации их видов; приоритетной ролью в обеспечении платежеспособности, рентабельности и других целевых результатов операционной деятельности предприятия.
Целенаправленное управление оборотными активами предприятия определяет необходимость предварительной их классификации. С позиций финансового менеджмента эта классификация оборотных активов строится по следующим основным признакам.
1. По характеру финансовых источников формированиявыделяют валовые, чистые и собственные оборотные активы.
а) Валовые оборотные активы характеризуют общий их объем, сформированный за счет как собственного, так и заемного капитала.
б) Чистые оборотные активы (или чистый рабочий капитал) характеризует ту часть их объема, которая сформирована за счет собственного и долгосрочного заемного капитала.
Сумму чистых оборотных активов (чистого рабочего капитала) рассчитывают по следующей формуле:
ЧОА = ОА – ТФО,
где ЧОА — сумма чистых оборотных активов предприятия;
OA — сумма валовых оборотных активов предприятия;
ТФО — краткосрочные (текущие) финансовые обязательства предприятия.
в) Собственные оборотные активы характеризуют ту их часть, которая сформирована за счет собственного капитала предприятия.
Сумму собственных оборотных активов предприятия рассчитывают по формуле:
СОА = ОА – ДЗК – ТФ0 ,
где СОА — сумма собственных оборотных активов предприятия;
OA — сумма валовых оборотных активов предприятия;
ДЗК — долгосрочный заемный капитал, инвестированный в оборотные активы предприятия;
ТФО — текущие финансовые обязательства предприятия.
Если предприятие не использует долгосрочный заемный капитал для финансирования оборотных средств, то суммы собственных и чистых оборотных активов совпадают.
2. Виды оборотных активов.По этому признаку они классифицируются в практике финансового менеджмента следующим образом:
а) Запасы сырья, материалов и полуфабрикатов. Этот вид оборотных активов характеризует объем входящих материальных их потоков в форме запасов, обеспечивающих производственную деятельность предприятия.
б) Запасы готовой продукции. Этот вид оборотных активов характеризует объем выходящих материальных их потоков в форме запасов произведенной продукции, предназначенной к реализации. В практике финансового менеджмента к этому виду оборотных активов добавляют обычно объем незавершенного производства (с оценкой коэффициента его завершенности по отдельным видам продукции в целом). При значительном объеме и продолжительности цикла незавершенного производства его выделяют в процессе финансового менеджмента в отдельный вид оборотных активов.
в) Текущая дебиторская задолженность. Она характеризует сумму задолженности в пользу предприятия, представленную финансовыми обязательствами юридических и физических лиц по расчетам за товары, работы, услуги, выданные авансы и т.п.
г) Денежные активы. В современной практике финансового менеджмента к ним относят не только остатки денежных средств в национальной и иностранной валюте (во всех их формах), но и краткосрочные высоколиквидные финансовые инвестиции, свободно конверсируемые в денежные средства и характеризующиеся незначительным риском изменения стоимости.
д) Прочие оборотные активы. К ним относятся оборотные активы, не включенные в состав вышерассмотренных их видов, если они отражаются в общей их сумме.
3. Характер участия в операционном процессе.В соответствии с этим признаком оборотные активы дифференцируются следующим образом:
а) Оборотные активы, обслуживающие производственный цикл предприятия (они представляют собой совокупность оборотных активов предприятия в форме запасов сырья, материалов и полуфабрикатов, объема незавершенной продукции и запасов готовой продукции);
б) Оборотные активы, обслуживающие финансовый (денежный) цикл предприятия (они представляют собой совокупность всех товарно-материальных запасов и суммы текущей дебиторской задолженности за вычетом суммы кредиторской задолженности).
4. Период функционирования оборотных активов.По этому признаку выделяют следующие их виды:
а) Постоянная часть оборотных активов. Она представляет собой неизменную часть их размера, которая не зависит от сезонных и других колебаний операционной деятельности предприятия ине связана с формированием запасов товарно-материальных ценностей сезонного хранения, досрочного завоза и целевого назначения. Иными словами, она рассматривается как неснижаемый минимум оборотных активов, необходимый предприятию для осуществления операционной деятельности.
б) Переменная часть оборотных активов. Она представляет собой варьирующую их часть, которая связана с сезонным возрастанием объема производства и реализации продукции, необходимостью формирования в отдельные периоды хозяйственной деятельности предприятия запасов товарно-материальных ценностей сезонного хранения, досрочного завоза и целевого назначения. В составе этого вида оборотных активов выделяют обычно максимальную и среднюю их часть.
Управление оборотными активами предприятия связано с конкретными особенностями формирования его операционного цикла. Операционный цикл представляет собой период полного оборота всей суммы оборотных активов, в процессе которого происходит смена отдельных их видов.Он характеризует промежуток времени между приобретением производственных запасов и получением денежных средств от реализации произведенной из них продукции.
Движение оборотных активов предприятия в процессе их кругооборота проходит четыре основных стадии, последовательно меняя свои формы.
• На первой стадии денежные активы (включая их эквиваленты в форме краткосрочных финансовых инвестиций) используются для приобретения сырья и материалов, т.е. входящих запасов материальных оборотных активов.
• На второй стадии входящие запасы материальных оборотных активов в результате непосредственной производственной деятельности превращаются в запасы готовой продукции.
• На третьей стадии запасы готовой продукции реализуются потребителям и до наступления их оплаты преобразуются в текущую дебиторскую задолженность.
• На четвертой стадии инкассированная (т.е. оплаченная) текущая дебиторская задолженность вновь преобразуется в денежные активы (часть которых до их производственного востребования может храниться в форме высоколиквидных краткосрочных финансовых инвестиций).
Важнейшей характеристикой операционного цикла, существенно влияющей на объем, структуру и эффективность использования оборотных активов, является его продолжительность. Она включает период времени от момента расходования предприятием денежных средств на приобретение входящих запасов материальных оборотных активов до поступления денег от дебиторов за реализованную им продукцию.
Принципиальная формула, по которой рассчитывается продолжительность операционного цикла предприятия, имеет вид:
ПОЦ = ПОмз + ПОгп + ПОдз,
где ПОЦ — продолжительность операционного цикла предприятия, в днях;
ПОмз — продолжительность оборота запасов сырья, материалов и других материальных факторов производства в составе оборотных активов, в днях;
ПОгп — продолжительность оборота запасов готовой продукции, в днях;
ПОдз — продолжительность инкассации текущей дебиторской задолженности, в днях.
В процессе управления оборотными активами в рамках операционного цикла выделяют две основные его составляющие: 1) производственный цикл предприятия; 2) финансовый цикл (или цикл денежного оборота) предприятия.
Производственный цикл предприятияхарактеризует период полного оборота материальных элементов оборотных активов, используемых для обслуживания производственного процесса, начиная с момента поступления сырья, материалов и полуфабрикатов на предприятие и заканчивая моментом отгрузки изготовленной из них готовой продукции покупателям.
Продолжительность производственного цикла предприятия определяется по следующей формуле:
ППЦ = ПОсм + ПОнз + ПОгп ,
где ППЦ — продолжительность производственного цикла предприятия, в днях;
ПОсм — период оборота среднего запаса сырья, материалов и полуфабрикатов, в днях;
ПОНЗ — период оборота среднего объема незавершенного производства, в днях;
ПОГП — период оборота среднего запаса готовой продукции, в днях.
Финансовый цикл (цикл денежного оборота) предприятияпредставляет собой период времени между началом оплаты поставщикам полученных от них сырья и материалов (погашением кредиторской задолженности) и началом поступления денежных средств от покупателей за поставленную им продукцию (погашением дебиторской задолженности).
Продолжительность финансового цикла (или цикла денежного оборота) предприятия определяется по следующей формуле:
ПФЦ = ППЦ + ПОдз – ПОкз ,
ПФЦ – продолжительность финансового цикла (цикла денежного оборота) предприятия, в днях;
ППЦ – продолжительность производственного цикла предприятия, в днях;
ПОдз – средний период оборота текущей дебиторской задолженности, в днях;
ПОкз – средний период оборота текущей кредиторской задолженности, в днях.
Между продолжительностью производственного и финансового циклов предприятия существует тесная связь, которая графически представлена на рис. 1.
ПЕРИОД ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ЦИКЛА | |||
Период оборота запасов сырья, материалов, полуфабрикатов | Период оборота незавершенного производства | Период оборота запасов готовой продукции | Период оборота текущей дебиторской задолженности |
Период оборота текущей кредиторской задолженности | ПЕРИОД ФИНАНСОВОГО ЦИКЛА (цикла денежного оборота) | ||
Рис. 1. Схема взаимосвязи производственного и финансового циклов.
Рассмотрим систему формирования отдельных циклов обращения оборотных активов предприятия на конкретном примере.
Пример: Определить продолжительность операционного, производственного и финансового циклов предприятия исходя из следующих данных:
средний период оборота запасов сырья, материалов составляет 25 дней;
средний период оборота незавершенного производства составляет 8 дней;
средний период оборота запасов готовой продукции составляет 19 дней;
средний период оборота текущей дебиторской задолженности составляет 20 дней;
средний период оборота текущей кредиторской задолженности составляет 16 дней.
Подставляя значение этих показателей в вышеприведенные формулы, получим:
1. Продолжительность операционного циклапредприятия
25 + 8 + 19 + 20 =72 дня.
2. Продолжительность производственного циклапредприятия
25 + 8 + 19 = 52 дня.
3. Продолжительность финансового циклапредприятия
52 + 20 – 16 = 56 дней.
Значительный объем финансовых ресурсов, инвестируемых в оборотные активы, многообразие их видов и конкретных разновидностей, определяющая роль в ускорении оборота капитала и обеспечении постоянной платежеспособности, а также ряд других условий, определяют сложность задач финансового менеджмента, связанных с управлением оборотными активами. Комплекс этих задач и механизмы их реализации получают отражение в последовательном управлении оборотными активами предприятия.
Главная задача этого управления состоит в формировании необходимого объема, оптимизации состава и обеспечении эффективного использования оборотных активов предприятия.
Управление оборотными активами предприятия осуществляется по следующим основным этапам.