Виды сервиса
Лекция 5 Классификация услуг
Общероссийский классификатор услуг населению.
Классификацию услуг, построенную по отраслевому принципу, предлагают многие авторы. Поэтому в современной социально-экономической литературе не всегда используется один и тот же перечень отраслей, составляющих сферу услуг. Для классификации отраслей сферы услуг обычно используют два подхода: функционально-специализированный и производственно-технологический. Функционально-специализированный подход реализует разную профильную направленность услуг. Производственно-технологический подход основывается на принципах производственно-технической и технологической общности сервисных отраслей как собирательного вертикально выстроенного структурного образования.
Наиболее полно и содержательно классификация услуг представлена в Общероссийском классификаторе услуг населению (ОКУН) ОК 002–93 [17], сгруппированному по целевому и функциональному назначению.
Объектами классификации являются услуги населению, оказываемые предприятиями и организациями различных организационно-правовых форм собственности и гражданами-индивидуалами, использующими различные формы и методы обслуживания [16].
Классификатор разработан для решения следующих задач:
– развития и совершенствования стандартизации в сфере услуг населению;
– повышения эффективности применения средств вычислительной техники;
– учета и прогнозирования объемов реализации услуг населению;
– изучения спроса населения на услуги;
– предоставления услуг населению предприятиями и организациями различных организационно-правовых форм собственности и гражданами-индивидуалами;
– гармонизации классификации услуг населению с международными классификациями;
– актуализации видов услуг с учетом новых социально-экономических условий в Российской Федерации.
В классификаторе принята иерархическая классификация с делением всего классификационного множества объектов на группы. Затем каждая группа разделена на подгруппы, которые в свою очередь разделены на виды деятельности. В ОКУН использована последовательная система кодирования. Кодовое обозначение объекта классификации включает шесть цифровых десятичных знаков и контрольное число.
К услугам населения, согласно общероссийской классификации относятся следующие группы:
01 – бытовые услуги;
02 – услуги пассажирского транспорта;
03 – услуги связи;
04 – жилищно-коммунальные услуги;
05 – услуги учреждений культуры;
06 – туристские и экскурсионные услуги;
07 – услуги физической культуры и спорта;
08 – медицинские услуги, санаторно-оздоровительные услуги, ветеринарные услуги;
09 – услуги правового характера;
10 – услуги банков;
11 – услуги в системе образования;
12 – услуги торговли и общественного питания, услуги рынков;
80 – прочие услуги населению.
В данном классификаторе комплекс услуг ограничен, в силу отсутствия услуг по обслуживанию производства и общества и услуг, появившихся за период с 1993 года. Однако разработчиками оставлена возможность расширения групп за счет свободно оставленных кодов.
Бытовая услуга «Ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий» классифицирована под кодом 012000. Перечень кодов и видов услуг данной подгруппы представлен в прил. 1.
Рассмотренные классификации услуг не охватывают весь комплекс классификационных признаков и критериев в силу их бесконечности. Группы услуг формируются также по уровню личных контактов людей, по трудоемкости и сложности выполнения услуг, по соотношению общественных и частных начал, по степени регулирования законодательными актами, по целевому назначению, по роли услуг в фазах общественного производства, по формам собственности производителя, по участию в рынке товаров и услуг, по функциональному признаку удовлетворяемых потребностей и др. (прил. 2).
Перечень услуг
(Выписка из Общероссийского классификатора услуг населению)