Правовое значение места жительства

Точное определение места жительства имеет существенное значе­ние для охраны прав и интересов граждан, обеспечения устойчивости гражданских правоотношений, а также государственных интересов.

Необходимость знать точное место жительства гражданина воз­никает при решении ряда вопросов правового характера. Так, вопрос о том, где должно быть исполнено обязательство,решается во многих случаях в зависимости от места жительства участников обязатель­ственного правоотношения — кредитора и должника (ст. 316 ГК).Местом открытия наследствасогласно ст. 1115 ГК признается послед­нее место жительства наследодателя.

С местом жительства связывается общее предположение (презум­пция)о том, что гражданин всегда находится в месте жительства, хотя бы в данный момент он и находился в другом месте. Например, в адрес постоянного места жительства всегда посылаются различные официальные вызовы и извещения, в том числе судебные повестки

Гражданское состояние. Акты гражданского состояния – основные события жизни человека, подлежащие обязательной государственной регистрации в органах записи актов гражданского состояния. Цель регистрации – наличие бесспорного доказательства того, что эти события имели место, и когда они произошли.

Государственной регистрации подлежат: 1) рождение; 2) заключение брака; 3) расторжение брака; 4) усыновление (удочерение); 5) установление отцовства; 6) перемена имени; 7) смерть гражданина. Акты гражданского состояния влияют на приобретение, изменение или прекращение прав и обязанностей в различных отраслях права. Например, в результате рождения приобретается семейно-правовой статус, в результате расторжения брака может измениться статус собственности. Регистрация актов гражданского состояния наряду с опекой (попечительством), а так же объявлением лица умершим и признанием безвестно отсутствующим относится к числу особых институтов по обеспечению правосубъектности граждан.

В целях идентификации личностичеловека с 1 января 2009 года вводится государственная геномная регистрация (ФЗ «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации». Согласно Закону государственная геномная регистрация - это деятельность, осуществляемая государственными органами и учреждениями по получению, учету, хранению, использованию, передаче и уничтожению биологического материала и обработке геномной информации. Государственная геномная регистрация может осуществляться в обязательном или добровольном порядке. Обязательной регистрации подлежат лица, осужденные и отбывающие наказание в виде лишения свободы за совершение тяжких или особо тяжких преступлений, а также всех категорий преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности, неустановленные лица, биологический материал которых изъят в ходе производства следственных действий, а также неопознанные трупы. В Законе определен порядок проведения геномной регистрации, установлены основные требования к получению, учету, хранению, использованию, передаче и уничтожению биологического материала и обработке геномной информации.

Дактилоскопическая идентификация лиц установлена ФЗ от 25.07.98 года «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации». Дактилоскопическая информация – информация об особенностях строения папиллярных узоров пальцев рук человека (ст. 2 ФЗ). Предусмотрено использование дактилоскопической информации для розыска пропавших без вести, подтверждения и установления личности граждан, которые по возрасту либо состоянию здоровья не могут сообщить о себе сведений. Добровольная дактилоскопическая регистрация осуществляется органами внутренних дел по месту жительства граждан на основании их письменных заявлений (в отношении недееспособных, ограниченно дееспособных, малолетних и несовершеннолетних граждан РФ – по письменному заявлению и в присутствии их законных представителей. Уничтожается информация на основании письменных заявлений тех же лиц. Перечень лиц для обязательной государственной дактилоскопической регистрации, порядок ее проведения, хранения, использования и уничтожения дактилоскопической информации, рассматриваемой как служебная тайна, предусмотрены ФЗ. Так, в соответствии со ст. 33 ФЗ от 25.07.2002 г иностранный гражданин, незаконно находящийся в РФ, подлежит обязательной дактилоскопической регистрации. Право на использование дактилоскопической информации имеют предусмотренные в законе правоохранительные и правоприменительные органы.

Вопрос 3. Опека. Попечительство. Патронаж

Для граждан характерен отрыв правоспособности от дееспособности, при этом с возрастом обретают необходимый объем дееспособности лишь граждане, не страдающие психическими расстройствами. Однако нельзя оставить вне гражданского оборота недееспособных, неполностью либо ограниченно дееспособных. Правовую регламентация отношений, возникающих в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспосбными и не полностью дееспособными гражданами наряду со ст.ст. 31–41 ГК и нормами Семейного кодекса РФ осуществляет с 1.09.2008 года ФЗ № 48 от 24.04.2008 «Об опеке и попечительстве». В связи с введением его в действие ФЗ-49 от 24.04.2008г. внесены изменения и дополнения в ст. ст. 31, 33, 34, 35, 37, 39 и 41 ГК.

Опека –форма устройства малолетних и признанных судом недееспособными граждан, при которой опекуны являются их законными представителями и совершают от их имени и в их интересах всеюридически значимые действия (ст. 2 ФЗ).

Попечительство – форма устройства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 16 лет и ограниченных судом в дееспособности, при которой попечители обязаны оказыватьнесовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранятьих от злоупотреблений со стороны третьих лиц и давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со ст. 30 ГК (ст. 2 ФЗ).

Исполнение обязанностей опекунов или попечителей в отношении недееспособных или не полностью дееспособных лиц, помещенныхпод надзор в образовательные, медицинские, осуществляющие социальные услуги или иные организации, в том числе для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возлагается на эти организации. В иных случаях функции опекунов (попечителей) выполняют назначенные органами опеки и попечительства физические лица, при этом супруг и близкие родственники имеют преимущественное право быть опекунами и попечителями. До установления опеки (попечительства) исполнение обязанностей опекуна (попечителя) временно возлагается на орган опеки и попечительства (ст.35 ГК, п.п.3 и 8 ст. 11 ФЗ).

Органы опеки и попечительства – органы исполнительной власти субъекта РФ. При назначении нескольких опекунов или попечителей соответствующие обязанности распределяются между ними в соответствии с актом органа опеки и попечительства об их назначении либо договором об осуществлении опеки или попечительства.

Основанием возникновения отношений между опекуном (попечителем) и подопечным является акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя; при немедленном назначении – акт о предварительных опеке или попечительстве.

Установление опеки или попечительства допускается по договору, в частности, по договору о приемной семье, о патронате, – если в акте органа опеки и попечительства о назначении опекуна (попечителя) указано на возмездный характер осуществления их обязанностей. Порядок и сроки заключения договора определяются Правительством РФ. При необоснованном отказе органа опеки от заключения договора опекун (попечитель) вправе предъявить требование в суд о понуждении к заключению договора.

Опекун (попечитель) назначается по совместному заявлению родителей с указанием конкретноголица на период, когда они по уважительным причинам не могут исполнять родительские обязанности, и может быть назначен по заявлению достигшего 14 лет подопечного, – если отвечает требованиям, предъявляемым законом к личности опекуна (попечителя). Если такое назначение противоречит законодательству или интересам ребенка, орган опеки и попечительства принимает акт об отказе в назначении попечителем (опекуном) лица, указанного родителями или 14летним ребенком. Акт может быть оспорен заинтересованными лицами в суде.

Требования к личности опекуна (попечителя) установлены п.2 ст. 35 ГК (полностью дееспособен, не судим за умышленное преступление против жизни и здоровья, не лишен родительских прав…) и Семейным кодексом.

Права и обязанности опекунов и попечителей определены гражданским, а в части обучения и воспитания несовершеннолетних подопечных – семейным законодательством. Принципы осуществления деятельности по опеке и попечительству – свободное принятие и свободный отказ от исполнения обязанностей; контроль за ее осуществлением; обеспечение защиты прав и законных интересов подопечных (ст.5 ФЗ). В интересах подопечного орган опеки и попечительства в акте о назначении опекуна (попечителя) либо договоре об осуществлении опеки (попечительства) может указать действия, которые опекун (представитель) совершать не вправе, в частности, запретить изменять место жительства подопечного, и вправе установить с учетом личности подопечного обязательные требования к осуществлению прав и исполнению обязанностей опекуна (попечителя) Опека и попечительство – отношения законного представительства.

Правовой режим имущества подопечных.При установлении опеки (попечительства) право собственности на имущество друг друга подопечные и их законные представители не приобретают, но подопечные вправе пользоваться имуществом опекунов (попечителей) с их согласия. При возмездном осуществлении опеки (попечительства) вместо выплаты вознаграждения в договоре может быть указано имущество подопечного (в т.ч. жилое помещение), которым опекун (попечитель) вправе безвозмездно пользоваться в своих интересах, и срок пользования. Это право орган опеки и попечительства может досрочно прекратить при неосуществлении или ненадлежащем осуществлении опеки (попечительства).

Опекун (попечитель) принимает имущество подопечного по описи (кроме попечителей ограниченных в дееспособности лиц), обязанзаботиться о нем как о своем, не допускать уменьшения его стоимости и способствовать извлечению из него доходов.

Опекун или попечитель вправе без предварительного разрешения органа опеки или попечительства производить необходимые для содержания подопечного расходы за счет сумм, причитающихся подопечному в качестве дохода (например, расходы на еду, одежду, лекарства и т.п.). Кредитный договор, договор займа может быть заключен, если подопечный является заемщиком, с предварительного разрешения органа опеки и попечительства, если получение займа (кредита) требуется для содержания подопечного или обеспечение его жильем.

Установлены ограничения по распоряжению имуществом подопечных (ст.37 ГК, ст. 19 ФЗ).), Без предварительного разрешения органов опеки и попечительства не допускаетсязаключение сделок по отчуждению имущества подопечного, и сделок, влекущих либо могущих повлечь уменьшение его имущества. Выдача доверенности от имени подопечного производится с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. При этом имущество подопечного может быть передано в заем, лишь если его возврат обеспечен ипотекой; срок передачи имущества подопечного в пользование, как правило, не должен превышать пяти лет; денежные средства подопечного можно вносить лишь в кредитные организации, не менее половины акций (долей) которых принадлежит РФ. Отчуждение недвижимого имущества подопечного возможно по выгодным подопечному договорам ренты и мены, при обращении взыскания на недвижимость в установленных законом случаях, при перемене места жительства и в иных исключительных случаях (оплата дорогостоящего лечения и др.).

Опекун или попечитель не вправе:1) распоряжаться доходами, которые подопечный вправе расходовать самостоятельно;

2) совершать сделки с подопечным (за исключением передачи имущества подопечному в дар или в безвозмездное пользование);

3) представлять подопечного при заключении сделок между подопечным и супругом опекуна или попечителя и их близкими родственниками.

Ежегодно опекун (попечитель) представляет отчет об управлении имуществом подопечного – с приложением чеков, квитанций об уплате и др. платежных документов. При утверждении отчета орган опеки вносит изменения в опись имущества подопечного, исключая пришедшее в негодность имущество. При ненадлежащем управлении имуществом подопечного (порча, ненадлежащее хранение, расходование, использование не по назначению и т.д.) орган опеки составляет акт и предъявляет требование о возмещениипричиненных подопечному убытков.

Опекуны несут имущественную ответственность по сделкам, совершенным подопечными, и отвечают за причиненный подопечными вред (ст. ст. 28, 29, 1073, 1076 ГК).

Попечители несут субсидиарную ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними подопечными (ст. 1074 ГК).

При необходимости постоянного управления недвижимым либо ценным движимым имуществом подопечных орган опеки и попечительства заключает договор доверительного управления и передает функции по управлению им доверительному управляющему, на которого распространены ограничения в отношении распоряжения имуществом, установленные п. п.2 и 3 ст. 37 ГК для опекунов и попечителей. При этом опекун (попечитель) сохраняет свои полномочия в отношении части имущества, не переданного доверительному управляющему (ст.38 ГК). Управляющий действует на основе норм института доверительного управления (глава 53 ГК). Дополнительными основаниями прекращения доверительного управления служат случаи прекращения опеки и попечительства.

Изменена регламентация патронажа в ст. 41 ГК. Помощник назначается органом опеки и попечительства в течение месяца со дня выявления совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, – при наличии письменного согласия такого лица и назначаемого ему помощника. Помощником не может стать работник организации, осуществляющей социальное обслуживание гражданина. Важно: лицо, находящееся под патронажем, полностью дееспособно, поэтому никто не вправе без соответствующих полномочий заменить волю такого гражданина своей волей. Основание действий, осуществляемых помощником в интересах такого лица – заключенный им с помощником договор (поручения, доверительного управления, иной). При этом орган опеки обязан контролировать исполнение помощником его договорных обязанностей, извещая гражданина о допущенных им нарушениях, являющихся основанием для расторжения договора[8].

Вопрос 4. Признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление его умершим, правовые последствия такого признания

Признание лица безвестно отсутствующим – способ ликвидации неопределенности в правовом положении иных субъектов правоотношений с его участием. Решение суда о признании безвестно отсутствующим – юридический факт, влекущий возникновение, изменение или прекращение правоотношений, связанных с реализацией и защитой личных и имущественных прав граждан и организаций. Заметим: последствия признания лица безвестно отсутствую­щим оговорены в ст. 43 ГК лишь в отношении имущества, норма носит отсылочный характер: так, ч. 2 ст. 19 Семейного кодекса предусматривает растор­жение брака с супругом, признанным безвестно отсутствующим, в упрощенном порядке – органами ЗАГСа.

При вынесении решения о признании лица безвест­но отсутствующим суд исходит из того, что лицо живо, но те, кто имеет с ним правоотношения, нуждают­ся в защите своих субъективных прав, а отсутствующий может защитить свои интересы при явке или обнаружении (ч.1 ст. 44 ГК); государство защищает ин­тересы безвестно отсутствующего путем передачи в доверительное управление его имущества (ч.1 ст. 43 ГК). Безвестно отсутствующее лицо не лишается судом право и дееспособности. Суд признает факт, что лицо отсутствует в месте пребывания, предполагая, что оно живо и потому где-то присут­ствует.

К числу заинтересованных в подаче заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим относят, прежде всего,

– супруга, желающего рас­торгнуть брак в упрощенном порядке;

– лиц, состоящих на иж­дивении отсутствующего, т.к. они приобретают в соответствии с пенсион­ным законодательством право на пенсию по случаю потери кор­мильца.

Заинтересованными в признании гражданина безвестно отсутствующим могут быть и другие лица, если это необходимо им для защиты нарушенного или оспариваемого права или охраняе­мого законом интереса – его кредиторы, налоговые органы, прокурор, органы государствен­ного управления, иные органы. Интерес усматривается в наличии правовых последствий, наступающих для заявителей при признании лица безвестно отсутствующим.

Основные правовые последствия. Во-первых, имущество, принадлежащее гражданину, если не­обходимо постоянное управление им, передается в доверительное управление. В соответствии с решением суда о передаче имущества в доверительное управление орган опеки и попечительства назначает управляющего и заключает с ним договор о доверительном управле­нии. Из этого имущества выдается содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан содержать, и погашается задолжен­ность по иным обязательствам безвестно отсутствующего.

Если кредитор отсутствующего гражданина желает получить долг, он должен взыскать в суде сумму долга[9], чтобы при исполнении решения суда судеб­ный пристав предъявил требования управляющему имуществом отсутству­ющего гражданина (как своеобразному "заместите­лю" должника). Такая же процедура необходима и в отношении иждивенцев пропавшего гражданина. Так, чтобы содержать его детей, необходимо предъявить в суд иск о взыс­кании алиментов.. Если безвестно отсутствующему гражданину принадлежит имущество, вхо­дящее в состав общей совместной либо общей долевой собственности, доверительному управляю­щему надо предъявить в суд иск о выделе доли, чтобы определить, чем конкретно он должен управлять, и за счет чего погашать долги пропавшего гражданина.

Во-вторых, в случае признания гражданина безвестно отсутствующим у нетрудоспособных членов семьи, состоящих на его иждивении, воз­никает право на пенсию по случаю потери кормильца, на получение пособий и компенсаций.

В-третьих, согласно ст. 188 ГК прекращается действие доверенности, выданной на имя безвестно отсутствующего, а также выданной им самим, т.к. длительное отсутствие делает отношение представительства неопределенным – либо нет лица, которое должно лично осуществить полномочия в интересах представляемого, либо нет лица, в интересах которого должен действовать представитель, что может нарушить права и интересы третьих лиц, с которыми представитель вступил в правоотношения, выполняя возложенное на него правомочие.

В-четвертых, супруг гражданина, признанного безвестно отсутству­ющим, имеет право на расторжение брака в упрощенном порядке че­рез орган загса (п. 2 ст. 19 Семейного кодекса).

В-пятых, признание родителей ребенка безвестно отсутствующими не требует их согласия на усыновление ребенка (ст.130 СК), а равно в иных случаях, когда необходимо согласие родителя, в частности, при добровольном установлении отцовства отцом внебрачного ребенка – согласие матери ребенка, чье местонахождение установить нельзя, заменяет письменное согласие органа опеки и попечительства (ст.48 СК); при даче согласия на эмансипацию (ст.27 ГК) и т.д.

Решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим необходимо при решении вопроса об изменении состава участников полного товарищества или его ликвидации (ст.76, 81 ГК), прекращения договора поручения (ст. 977 ГК), комиссии (ст. 1002 ГК), агентского договора (ст. 1010 ГК), при необходимости получения согласия участника отношений общей собственности, которое должны быть выражено в письменной форме и т.д.

Нередко заявители имеют интерес, связанный с наличием жилищных правоотношений – возникает вопрос о снятии отсутствующего с регистрационного учета, освобождении от оплаты за его проживание, пользование коммунальными услугами. При этом, с одной стороны, иначе доказать факт отсутствия гражданина почти невозможно, с другой стороны, полученное судебное решение может использоваться заявителем и как средство злоупотребления правом.

Нередко заинтере­сованные лица ранее проживали, но в силу разрыва семейных отношений пере­стали проживать совместно. Стандартная ситуация: в квартире проживают родители, их дочь и муж дочери; муж выезжает, не отказываясь от прав на площадь, но не объявляется, поэтому с ним нельзя решить жилищные вопросы. Заявите­ли – супруга (бывшая супруга), родители – подают заявление о признании его безвестно отсутствующим. Установив факт его безвестного отсутствия в течение года, суд вынесет решение, бывшего мужа снимут с регистрационного учета. Оставшиеся могут квартиру приватизировать, затем продать, подарить, и т.п..

Если признанный безвестно отсутствующим объявится, суд вынесет решение в поряд­ке ст. 44 ГК, которое является основанием для отмены доверительного управления имуществом. Если брак был расторгнут, то он может быть, восстановлен органом загса по совместному заявлению супругов, при условии, что ни один из них не вступил в брак (ст. 26 СК). Нормы, восстанавливающей жилищные права в случае отчуждения квартиры, ни в ГК ни в ЖК нет.

Объявление гражданина умершим – основание для возникновения наследственных правоотношений, а также прекращения брачных и иных правоотношений, неразрывно связанных с личностью гражданина.

Гражданин объявляется умершим:

1) если в месте его жительства нет сведений о месте пребывания в течение пяти лет;

2) если пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случае (срок составляет шесть месяцев);

3) если пропал без вести в связи с военными действиями (не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий).

Днем смерти такого гражданина считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. Во втором случае суд может признать днем смерти день предполагаемой гибели. Правовые последствия объявления гражданина умершим такие, как и в результате смерти. Решение суда отменяется в случае явки гражданина или обнаружении его места жительства. Такой гражданин вправе требовать от любых лиц возврата сохранившегося в натуре имущества, только если оно перешло к ним в безвозмездном порядке. Если имущество перешло по возмездной сделке, лицо обязано его возвратить, лишь если будет доказано, что, приобретая имущество, оно знало, что гражданин находится в живых. При невозможности возврата имущества в натуре возмещается его стоимость. Деньги и ценные бумаги не могут быть истребованы от добросовестного приобретателя (п. З ст. 302 ГК).