Лекция 4. Тема 4: СУБЪЕКТЫ ТП
Вопросы:
1. Понятие и виды субъектов тп.
2. Работник как субъект тп.
3. Наниматель как субъект тп.
4. Профсоюзы как субъект тп.
Вопрос 1. Понятие и виды субъектов тп. Субъекты права – это участники общественных отношений, которые в силу своих особенностей могут быть носителями субъективных прав и обязанностей. Субъект права является необходимым элементом правоотношения. Так как правоотношения, урегулированные трудовым правом разнообразны, следовательно, круг субъектов тп достаточно широк. Так, в правоотношении по обеспечению занятости субъектами являются гражданин, служба занятости, наниматель; при возникновении трудового спора в качестве субъектов выступают юрисдикционный орган, рассматривающий спор (суд, КТС) и стороны спора (работник, наниматель) и др.
Каждый субъект трудового права наделен специфическим свойством, то есть правовым статусом. Правовой статус составляет основу правового положения субъекта как возможного участника конкретного правоотношения. Правовой статус включает в себя:
1) трудовую правосубъектность (праводееспособность);
2) закрепленные законодательством основные субъективные права и обязанности;
3) гарантии этих прав;
4) предусмотренную законодательством ответственность за нарушение прав и неисполнение обязанностей.
Трудовая правосубъектность заключается в признаваемой трудовым законодательством способности иметь и своими действиями осуществлять определенные права и обязанности. Для ее возникновения необходимо наличие определенных условий: достижение определенного возраста, наличие организационных предпосылок для нанимателя. Правосубъектность включает: 1)способность быть субъектами конкретного правоотношения в сфере труда, т.е. обладать трудовыми правами и нести обязанности (трудовая правоспособность); 2) приобретать и осуществлять трудовые права, создавать и исполнять обязанности (дееспособность); 3) нести ответственность за трудовые правонарушения (деликтоспособность).
Основу правового статуса субъекта составляют статутные права и обязанности (они вытекают непосредственно из закона в отличие от прав и обязанностей, которые устанавливаются по взаимной договоренности сторон). Основные статутные права и обязанности работника и нанимателя содержатся в ст. 41-43 Конституции, 11, 12, 53, 54, 55 ТК РБ.
Содержание правового статуса субъекта тп включает и гарантии осуществления этих прав и ответственность (защита в органах, рассматривающих трудовые споры и в суде, а если работник нарушает трудовые обязанности – привлечение к дисциплинарной ответственности). Гарантии и ответственность за невыполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей придают правовому статусу необходимую определенность и устойчивость. Каждый субъект тп может быть участником либо одного виды правоотношений, либо нескольких.
На основании анализа правового статуса субъекта можно провести и классификацию субъектов, выделив следующие виды субъектов:
1) человек (работник) – с момента заключения трудового договора человек приобретает правовой статус работника;
2) наниматель;
3) трудовой коллектив;
4) профсоюзные комитеты или другие уполномоченные работниками органы, действующие у нанимателя;
5) социальные партнеры на республиканском, отраслевом и территориальных уровнях в лице соответствующих объединений, профсоюзов и нанимателей;
6) органы надзора и контроля и примирения (прокуратура, Департамент инспекции труда Минтрудсоцзащиты, КТС, суд, примирительная комиссия, трудовой арбитраж).
Каждый из этих групп субъектов характеризуется своим особым правовым статусом.
В зависимости от общности и характера прав и обязанностей, различают два вида правовых статусов:
§ общий—предусматривающий для каждого вида общие права и обязанности;
§ специальный—проявление общего правового статуса применительно к внутривидовым особенностям субъектов.
Вопрос 2. Работник как субъект тп. Человек как субъект тп обладает специфичным правовым статусом. Для того чтобы он мог участвовать в трудовом правоотношении и выступать в качестве субъекта тп, он должен обладать трудовой правосубъектностью, включающей в себя два основных структурных элемента:
1) правоспособность – обеспеченная государством возможность иметь трудовые права и нести юридические обязанности;
2) дееспособность – способность своими действиями приобретать осуществлять трудовые права и обязанности и нести юридическую ответственность.
3) + деликтоспособность – возможность нести ответственность.
В тп эти элементы неразделимы в отличие, например, от гражданского права. В тп принято говорить о единой праводееспособности.
Согласно ст. 21 ТК РБ трудовая правосубъектность устанавливается по достижении 16 лет. Но в определенных случаях с письменного согласия одного из родителей (усыновителя, попечителя) трудовой договор может быть заключен с лицом, достигшим 14 лет, для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не нарушающего процесса обучения.
Согласно ст. 1 ТК РБ работник - лицо, состоящее в трудовых отношениях с нанимателем на основании заключенного трудового договора.
Трудовая правосубъектность граждан помимо возрастного критерия характеризуется и волевым критерием. Граждане, обладающие фактической способностью к труду, но признанные недееспособными по суду, не могут быть субъектами тп, так как они не способны осмысленно выполнять свои трудовые обязанности и отвечать за свои действия.
Государство гарантирует всем людям равную трудовую правосубъектность. Она может быть ограничена только в случаях, предусмотренных законом. Например, ст. 48 УК РБ в качестве основного или дополнительного наказания предусматривает возможность лишения гражданина права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от года до пяти лет. Таким образом, мы видим, что в данном случае правосубъектность человека ограничивается лишь частично. Кроме того, такое ограничение носит временный характер.
Для выполнения определенной трудовой функции или определенного рода работы законодателем могут устанавливаться дополнительные требования. Например, для того, чтобы устроиться водителем, крановщиком, необходим документ о соответствующей подготовке. Кроме того, несовершеннолетние не могут быть приняты на работу с вредными условиями труда. Но все это не является ограничением трудовой правосубъектности. Трудовое законодательства учитывает конкретные возможности к тому или иному виду труда, не только общую, но и специальную (специальность, квалификация) трудовую правосубъектность, а также состояние здоровья.
Основу правового положения гражданина как субъекта тп составляет такой элемент как права и обязанности. Основные права и обязанности работника закреплены в ст. 11, 53 ТК РБ. Эти основные статутные права и обязанности относятся ко всем работникам, устанавливая для них рамки возможного (права) и должного (обязанности) поведения.
Статья 11. ТК РБ. Основные права работников. Работники имеют право на:
1) труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, что означает право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда;
2) защиту экономических и социальных прав и интересов, включая право на объединение в профессиональные союзы, заключение коллективных договоров, соглашений и право на забастовку;
3) участие в собраниях;
4) участие в управлении организацией;
5) гарантированную справедливую долю вознаграждения за труд в соответствии с его количеством, качеством и общественным значением, но не ниже уровня, обеспечивающего работникам и их семьям свободное и достойное существование;
6) ежедневный и еженедельный отдых, в том числе выходные дни во время государственных праздников и праздничных дней (часть первая статьи 147), и отпуска продолжительностью не ниже установленной настоящим Кодексом;
7) социальное страхование, пенсионное обеспечение и гарантии в случае профессионального заболевания, трудового увечья, инвалидности и потери работы;
8) невмешательство в частную жизнь и уважение личного достоинства;
9) судебную и иную защиту трудовых прав.
Статья 53 ТК РБ. Обязанности работников. Для работников устанавливаются следующие обязанности:
1) добросовестно трудиться;
2) подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, иным документам, регламентирующим вопросы дисциплины труда, выполнять письменные и устные приказы (распоряжения) нанимателя, не противоречащие законодательству и локальным нормативным актам;
3) не допускать действий, препятствующих другим работникам выполнять их трудовые обязанности;
4) обеспечивать соблюдение установленных требований к качеству производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг, не допускать брака в работе, соблюдать технологическую дисциплину;
5) соблюдать установленные нормативными правовыми актами (документами) требования по охране труда и безопасному ведению работ, пользоваться средствами индивидуальной защиты;
6) бережно относиться к имуществу нанимателя, принимать меры к предотвращению ущерба;
7) принимать меры к немедленному устранению причин и условий, препятствующих нормальному выполнению работы (авария, простой и т.д.), и немедленно сообщать о случившемся нанимателю;
8) поддерживать свое рабочее место, оборудование и приспособления в исправном состоянии, порядке и чистоте;
9) соблюдать установленный порядок хранения документов, материальных и денежных ценностей;
10) хранить государственную и служебную тайну, не разглашать без соответствующего разрешения коммерческую тайну нанимателя;
11) исполнять иные обязанности, вытекающие из законодательства, локальных нормативных актов и трудового договора.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей работники несут ответственность, предусмотренную ТК и иными законодательными актами.
Существуют определенные юридические гарантии трудовых прав и обязанностей работника. Гарантии прав и обязанностей—установленные действующим законодательством организационно-правовые средства, с помощью которых обеспечивается осуществление субъективных прав. По содержанию гарантии бывают материально-правовые и процессуальные (ч. 1 ст.90 ТК РБ). По целевому назначению:
- гарантии реализации трудовых прав;
- охраны этих прав.
Особенность: участие в этом процессе трудовых коллективов, профсоюзов, иных представительных органов, работников.
Например, в качестве типичного примера гарантий реализации права на труд можно привести деятельность государственной службы занятости, призванной оказывать содействие в трудоустройстве, в том числе путем бронирования рабочих мест для тех категорий работников, которые не в состоянии на равных условиях конкурировать на рынке труда.
В трудовом законодательстве содержится значительное количество норм, гарантирующих охрану трудовых прав граждан. Например, нормы ст. 42 ТК РБ, ограничивающей увольнение по инициативе нанимателя перечнем определенных оснований, положение ст. 30 ТК РБ, допускающее перевод работника на другую работу, как правило, только с согласия работника.
Важным элементом правового статуса работника является юридическая ответственность. Юридическая ответственность работника применяется в виде санкции за нарушение им своих трудовых обязанностей. Основным видом юридической ответственности является дисциплинарная ответственность. Если в результате виновных действий работника нанимателю был причинен материальный ущерб, то работник может быть привлечен к материальной ответственности. В некоторых случаях (в основном, это касается должностных лиц) может наступать административная или уголовная ответственность.
Ответственность проявляется в двух разновидностях:
- позитивная—ответственность за современное и будущее качество выполнения субъектом своих обязательств;
- негативная—ответственность за уже совершенное некачественное выполнение субъектом своих обязательств.
Правовой статус гражданина как субъекта тп общий для всех. Но определенные группы работников имеют свой особый правовой статус.
Вопрос 3. Наниматели как субъекты тп.Понятие нанимателя раскрыто в ст. 1 ТК РБ: наниматель - юридическое или физическое лицо, которому законодательством предоставлено право заключения и прекращения трудового договора с работником. Нанимателями являются:
1) предприятия, учреждения, организации, товарищества, кооперативы независимо от наименований и форм собственности – юридические лица. Согласно ст. 44 ГК РБ «юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде».
Ст. 63 ГК РБ: «хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным фондом».
Ст. 107 ГК РБ: «производственным кооперативом (артелью) признается коммерческая организация, участники которой обязаны внести имущественный паевой взнос, принимать личное трудовое участие в его деятельности и нести субсидиарную ответственность по обязательствам производственного кооператива в равных долях, если иное не определено в уставе, в пределах, установленных уставом, но не меньше величины полученного годового дохода в производственном кооперативе».
Ст. 113 ГК РБ: «унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество».
Ст. 115-1 ГК РБ: «крестьянским (фермерским) хозяйством признается коммерческая организация, созданная одним гражданином (членами одной семьи), внесшим (внесшими) имущественные вклады, для осуществления предпринимательской деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, а также по ее переработке, хранению, транспортировке и реализации, основанной на его (их) личном трудовом участии и использовании земельного участка, предоставленного для этих целей в соответствии с законодательством об охране и использовании земель».
Ст. 116 ГК РБ: «потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан либо граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных (имущественных) и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов».
Ст. 117 ГК РБ: «общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законодательством порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей».
Ст. 118 ГК РБ: «фондом для целей настоящего Кодекса признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели».
Ст. 120 ГК РБ: «учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично».
Ст. 121 ГК РБ: объединения нанимателей—система предприятий, объединившихся по отраслевому, территориальному или иным принципам и целям для координационной деятельности, обеспечения защиты их прав, представления общих интересов в соответствующих органах и международных организациях (ассоциации, союзы).
2) обособленные структурные подразделения юридического лица. Для того, чтобы обособленное структурное подразделение было субъектом тп необходимо, чтобы: 1. в соответствии с положением об этом структурном подразделении оно имело право найма персонала и 2. свой расчетный счет.
Ст. 51 ГК РБ: Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, осуществляющее защиту и представительство интересов юридического лица, совершающее от его имени сделки и иные юридические действия. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все или часть его функций, в том числе функции представительства. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.
3) предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица. Ст. 22 ГК РБ;
4) граждане могут быть нанимателем в случаях, предусмотренных законодательством. Например, лица, заключающие трудовой договор для ведения домашнего хозяйства, для оказания помощи в литературной и иной творческой деятельности. При заключении такого рода договоров они должны быть зарегистрированы в местном исполкоме.
Для того чтобы приобрести правовой статус нанимателя необходимо соблюдение определенных организационных предпосылок, основной из которых является государственная регистрация. С момента регистрации и приобретается правосубъектность нанимателя, которая определяется двумя критериями:
- оперативным—признание за органом способности осуществлять подбор и расстановку кадров, организовывать труд работников, создавать необходимые условия для работы;
- имущественная—способность рассчитываться с работниками за результат их труда, т.е. наличие фонда оплаты труда.
Основные права и обязанности нанимателя перечислены в ст. 12, 54, 55 ТК РБ.
Статья 12 ТК РБ. Основные права нанимателей. Наниматель имеет право:
1) заключать и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и по основаниям, установленным настоящим Кодексом и законодательными актами;
2) вступать в коллективные переговоры и заключать коллективные договоры и соглашения;
3) создавать и вступать в объединения нанимателей;
4) поощрять работников;
5) требовать от работников выполнения условий трудового договора и правил внутреннего трудового распорядка;
6) привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом;
7) обращаться в суд для защиты своих прав.
Статья 54 ТК РБ. Обязанности нанимателей при приеме на работу. При приеме на работу наниматель обязан:
1) потребовать от работника документы, необходимые для заключения трудового договора в соответствии с законодательством;
2) ознакомить работника под роспись с порученной работой, условиями и оплатой труда и разъяснить его права и обязанности;
3) ознакомить работника под роспись с коллективным договором, соглашением и документами, регламентирующими внутренний трудовой распорядок;
4) провести вводный инструктаж по охране труда;
5) оформить заключение трудового договора приказом (распоряжением) и объявить его работнику под роспись;
6) в соответствии с установленным порядком завести (заполнить) на работника трудовую книжку.
Статья 55 ТК РБ. Обязанности нанимателей при организации труда работников. При организации труда работников наниматель обязан:
1) рационально использовать труд работников;
2) обеспечивать трудовую и производственную дисциплину;
3) вести учет фактически отработанного работником времени;
4) выдавать заработную плату в сроки и размерах, установленных законодательством, коллективным договором, соглашением или трудовым договором;
5) обеспечивать здоровые и безопасные условия труда на каждом рабочем месте, соблюдать установленные нормативными правовыми актами (документами) требования по охране труда и предоставлять гарантии и компенсации за работу с вредными условиями труда. При отсутствии в нормативных правовых актах (документах) требований, обеспечивающих безопасные условия труда, наниматель принимает меры по обеспечению здоровых и безопасных условий труда;
6) принимать необходимые меры по профилактике производственного травматизма, профессиональных и других заболеваний работников; постоянно контролировать знание и соблюдение работниками требований инструкций по технике безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности; своевременно и правильно проводить расследование и учет несчастных случаев на производстве;
7) в случаях, предусмотренных законодательством и локальными нормативными актами, своевременно предоставлять гарантии и компенсации в связи с вредными условиями труда (сокращенный рабочий день, дополнительные отпуска, лечебно-профилактическое питание и др.); соблюдать нормы по охране труда женщин, молодежи и инвалидов;
8) обеспечивать работников в соответствии с установленными нормами специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, организовывать надлежащее хранение и уход за этими средствами;
9) обеспечивать соблюдение законодательства о труде, условий, установленных коллективными договорами, соглашениями, другими локальными нормативными актами и трудовыми договорами;
10) своевременно оформлять изменения в трудовых обязанностях работника и знакомить его с ними;
11) обеспечивать повышение квалификации или переподготовку работников в порядке и на условиях, определяемых Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом;
12) создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением в соответствии с настоящим Кодексом;
13) обеспечивать участие работников в управлении организацией, своевременно рассматривать критические замечания работников и сообщать им о принятых мерах;
14) представлять статистические данные о труде в объеме и порядке, определенных законодательством;
15) оформлять изменения условий и прекращение трудового договора с работником приказом (распоряжением);
16) отстранять работников от работы в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством;
17) исполнять другие обязанности, вытекающие из законодательства, локальных нормативных актов и трудовых договоров.
Наниматели осуществляют свои обязанности в соответствующих случаях по согласованию или с участием профсоюзов, в том числе при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих трудовые и социально-экономические права работников.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей наниматели (уполномоченное должностное лицо нанимателя) несут ответственность, предусмотренную настоящим Кодексом и иными законодательными актами.
Гарантии прав нанимателя: например, ст. 29 – расторжение трудового договора с предварительным испытанием; нормы, установленные условиями дисциплинарной ответственности; нормы о материальной ответственности работников; нормы, регулирующие порядок обращения в суд для защиты нарушенных прав.
Ответственность: за нарушение законодательства о труде может привлекаться к экономической ответственности (штраф). Представитель нанимателя—ко всем видам (дисциплинарная, материальная, административная, уголовная).
Ст. 1 ТК РБ содержит определение уполномоченного должностного лица нанимателя – это руководитель (его заместители) организации (обособленного подразделения), руководитель структурного подразделения (его заместители), мастер, специалист или иной работник, которому законодательством или нанимателем предоставлено право принимать все или отдельные решения, вытекающие из трудовых и связанных с ними отношений. Это лица, которые выступают от имени нанимателя и осуществляют его полномочия.
Вопрос 4. Профсоюзы как субъект тп.Правовойстатуспрофсоюзов определяется Конституцией РБ, Законом «О профессиональных союзах» от 22.04.1992г. (в ред. 14.07.2000г.).
Профсоюз является добровольной общественной организацией, объединяющей граждан, в том числе обучающихся в высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведениях, связанных общими интересами по роду деятельности, как в производственной, так и непроизводственной сферах, для защиты трудовых, социально-экономических прав и интересов, вытекающих из общепризнанных принципов международного права и установленных Всеобщей декларацией прав человека, Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, Международным пактом о гражданских и политических правах, конвенциями Международной организации труда и иными ратифицированными в установленном порядке международными договорами Республики Беларусь (ст. 1).
Субъекты ТП—не сама организация, а ее органы на всех уровнях, начиная с низа и заканчивая республиканским органом: Совет федерации профсоюзов избирается съездом и выступает как сторона в переговорах с органами исполнительной власти.
Порядок создания, условия приема граждан в органы определяется уставом, который утверждается и принимается каждым профсоюзом самостоятельно. Уставы подлежат регистрации в таком же порядке, как и уставы общественных организаций.
Основная часть финансовых источников—членские взносы. Не подлежат налогообложению и не образуют долевой собственности. Деятельность может финансироваться из республиканского, местного бюджета, средств, передаваемых нанимателем и другими источниками.
Правовой статус профсоюза определяется применительно к его органам, а не организациям. Они представляют интересы: соответствующего коллектива работников (профком) или могут выступать в качестве представителей (при ведении коллективных переговоров).
Основная задача—защита прав и интересов работников.
Права: полномочия во взаимодействии с органами государственного управления; права по защите трудовых прав граждан; полномочия в социально-трудовой сфере: по социальной защите граждан, в области охраны труда и окружающей среды, на ведение коллективных переговоров, заключение колдоговоров, на заключение соглашений в социально-трудовой сфере, в области охраны здоровья и др.; контролирующие функции; право на информацию.
Особенности: обязанность не перед государством, а перед рабочими; обязанности прямо не возлагаются на них, а вытекают из защитной функции профсоюзов.
Юридические обязанности заключаются в необходимости реализации предоставленных прав. Выполнение обязанностей обеспечивается общественным моральным воздействием.
Гарантии - такие государственно-правовые средства, которые охраняют и защищают права профсоюзов и нарушения со стороны нанимателей, их объединений, органов исполнительной власти; позволяют беспрепятственно реализовывать свои полномочия:
- имущественные;
- личные - предоставленные лицам, избранным в органы:
1.расторжение трудового договора по инициативе нанимателя (за исключением случаев, вызванных виновными действиями работника) с работниками, избранными в состав профсоюзных органов и не освобожденными от работы, допускается лишь с письменного предварительного уведомления (не позднее чем за два месяца) профсоюзного органа, членом которого они избраны;
2.расторжение трудового договора по инициативе нанимателя (за исключением случаев, вызванных виновными действиями работника) с работниками, избранными руководителями профсоюзных органов и не освобожденными от работы, допускается только с предварительного согласия вышестоящего профсоюзного органа;
3.лицам, избранным в состав профсоюзных органов, предоставляется преимущественное право оставления на работе при сокращении численности или штата работников при прочих равных условиях;
4.работникам, освобожденным от работы вследствие избрания на выборные должности в профсоюзных органах, после окончания их полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии с согласия работника - другая равноценная работа (должность) на том же предприятии, в учреждении, организации;
5.привлечение к дисциплинарной ответственности общественных инспекторов по охране труда и контролю за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде, работников, уполномоченных профсоюзом на участие в создаваемых на предприятии, в учреждении, организации комиссиях по коллективным переговорам, рассмотрению трудовых споров, примирительных комиссиях, допускается только с предварительного согласия профсоюзного органа;
6.коллективным договором (соглашением) могут предусматриваться дополнительные гарантии работникам, избранным в профсоюзные органы (ст. 24);
- обязанность государственных органов, нанимателя всемерно содействовать профсоюзам;
- государственный надзор за соблюдением прав;
- общественный контроль. Постановление СМ РБ от 23.10.2000 № 1630 (ред. от 07.09.2005) "Об утверждении порядка осуществления профсоюзами общественного контроля за соблюдением законодательства РБ о труде". Общественный контроль за соблюдением нанимателем законодательства РБ о труде осуществляют профсоюзы (их объединения) через их правовые и технические инспекции труда, создание которых предусмотрено уставами профсоюзов, общественных инспекторов по охране труда. Правовые и технические инспекторы труда при наличии оформленных в установленном порядке полномочий имеют право:
- осуществлять проверки соблюдения законодательства Республики Беларусь о труде, а также выполнения нанимателями, их должностными лицами условий коллективного договора (соглашения);
- запрашивать и получать от уполномоченных должностных лиц нанимателя, органов государственного управления сведения о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях, документы, локальные нормативные акты и иную информацию по вопросам, относящимся к предмету общественного контроля;
- осматривать рабочие места, требовать от нанимателя путем выдачи представления проведения независимой экспертизы условий труда, технологических процессов, производственных зданий, оборудования и других объектов, которые угрожают жизни и здоровью работников;
- принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию, экспертизе безопасности условий труда проектируемых, строящихся и эксплуатируемых производственных объектов, а также проектируемых и эксплуатируемых механизмов и инструментов в целях определения соответствия их требованиям норм и правил по охране труда, в проведении аттестации рабочих мест по условиям труда;
- требовать от нанимателя немедленного устранения нарушений по охране труда, угрожающих жизни и здоровью работников, а в случаях непосредственной угрозы их жизни и здоровью приостановления работ до принятия решения соответствующими органами государственного управления;
- выдавать представления об устранении выявленных нарушений законодательства Республики Беларусь о труде;
- требовать от нанимателя путем выдачи представления отстранения от работы работников в случаях, предусмотренных законодательством;
- обращаться в органы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде для принятия необходимых мер по выявленным профсоюзом нарушениям;
- подавать в суд по просьбе своих членов исковые заявления в защиту их трудовых и социально-экономических прав и др.
Указ президента от 19.07.2005 № 327 "О дополнительных мерах по защите трудовых, социально-экономических прав и интересов работников":
Установить, что общественный контроль за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде в организациях и у индивидуальных предпринимателей (независимо от наличия среди работников членов профессиональных союзов) в порядке, установленном законодательством, вправе осуществлять:
правовые и технические инспекции труда Федерации профсоюзов Беларуси, ее организационных структур, профессиональных союзов, входящих в состав данной Федерации, и их организационных структур;
руководители и уполномоченные в установленном порядке представители Федерации профсоюзов Беларуси, ее организационных структур, профессиональных союзов, входящих в состав данной Федерации, и их организационных структур;
- юридическая ответственность за нарушение прав.
Ответственность перед рабочими. Исключение—имущественная ответственность по суду за проведение забастовки, признанной незаконной, если был причинен материальный ущерб, ст. 29 закона «О профсоюзах».
По Гущину. Трудовой коллектив как субъект трудового права.В ТК Республики Беларусь отсутствуют статьи, регулирующие правовое положение трудового коллектива. В старом КзоТ Республики Беларусь имелась глава 15а «Трудовой коллектив», которая регулировала правовое положение трудовых коллективов. Эта глава была введена в связи с принятием Закона СССР «О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями» от 17.07.1983 г. В ст. 1 этого Закона было указано, что трудовой коллектив составляют все работающие и служащие данного предприятия, включенные в его списочный состав. Закон различал трудовой коллектив всего предприятия или объединения, трудовые коллективы структурных подразделений, в объединениях различались трудовые коллективы головного предприятия и трудовые коллективы предприятий, входящих в объединение, а также трудовые коллективы цехов, объединений, управлений и других структурных подразделений. На отдельных предприятиях создавались советы трудового коллектива во главе с его председателем. Зачастую роль председателя возлагалась на руководителя предприятия, однако, эта практика была пересмотрена, и председателем совета трудового коллектива, как правило, выбирался кто-либо из инженерно-технического состава предприятия или заслуженный работник данного предприятия, длительно проработавший—на нем. Трудовой коллектив на,делялся соответствующими полномочиями во взаимоотношениях предприятия с внешними организациями, учреждениями и внутри предприятия. При выборах и выдвижении кандидатов в депутаты местных и высших органов власти и управления, а также судей (ранее судьи выбирались населением), местные органы власти и управления обращались непосредственно в трудовой коллектив, и на общих собраниях решался вопрос выдвижения кандидатов в депутаты. Был период, когда избранные депутаты отчитывались о своей деятельности в трудовом коллективе. Внутри предприятия трудовые коллективы наделялись правом участвовать в работе по укреплению трудовой и производственной дисциплины, по организации и осуществлению мероприятий по охране труда и технике безопасности, в решении вопросов быта и оздоровления. Однако полномочия трудовых коллективов постепенно сужались, и сегодня трудовые коллективы утратили свою роль и назначение. С конца 80-х годов прошлого столетия через трудовые коллективы правительство пыталось укрепить трудовую и производственную дисциплину.