ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА И ЛИДЕРСТВО
КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП
Классификация социальных групп, как правило, базируется на предметной области анализа, в которой выделяется основной признак, определяющий устойчивость данного группового образования. В социологической литературе существует множество классификаций. Так, американский социолог Е. Юбэнк разработал семь основных признаков, которые могут быть использованы для проведения классификации социальных групп:
этническая или расовая принадлежность;
уровень культурного развития;
типы структуры, существующей в группе;
задачи и функции, выполняемые группой в более широких общностях;
преобладающие типы контактов между членами группы;
различные виды связей, существующих в группах;
другие принципы.
К другим методам классификации относится, например, разделение группна основе принадлежности к ним индивидов. Каждый индивид выделяет некоторое множество людей, к которым он принадлежит, и определяет эти группы как свои («моя семья», «мой класс» и т.д.). Такие группы называются имгруппами — человек чувствует свою принадлежность к ней и идентифицирует себя с ее членами («мы»). Другие группы, к которым не принадлежит индивид, будут для него аутгруппамл («не мы», «другие»).
В большинстве случаев, особенно в неразвитых, традиционных обществах, природу ингрупп и аутгрупп определяют родственные отношения. В современных обществах признаками людей, принадлежащих к одной ингруппе, могут быть социальный статус, политические или иные сходные взгляды и интересы, достаточно значимые для этих людей. Члены аутгруппы могут иметь многие черты и признаки, общие для всех групп данного общества, могут разделять многие общие для всех чувства и стремления, но у них всегда есть определенные частные черты и признаки. В то же время у них есть чувства, отличные от чувств членов ингрупп, и люди непроизвольно отмечают эти черты, разделяя ранее незнакомых людей на «мы» и «другие».
Р. Парком, Э. Берджесом, а также Э. Богартусом была разработана концепция социальной дистанции, обосновывающая и позволяющая (с помощью шкалы Богартуса) измерить чувства и отношения, проявляемые индивидом или социальной группой к различным аут-группам. Этот инструмент еще далеко не совершенен, но он помогает прогнозировать действия людей в той или иной группе, условиях.
Близкой к ингруппе являетсяреферентная группа (термин, впервые предложенный социальным психологом Г. Хайменом), т.е. реальная или условная (воображаемая) социальная группа, система ценностей и норм которой является для индивида эталоном.
Это может быть группа, к которой принадлежит данный индивид, или группа, членом которой он хотел бы стать. В системе отношений, «личность — общество» референтная группа выполняет три важные функции: статусную (информативную), способствующую формированию у индивида представления о его месте в социальной структуре общества; регулятивную (нормативную), устанавливающую для личности социальные нормы общества, других социальных групп; мировоззренческую (ценностно-оценочную), определяющую установки, ценности, идеалы и цели человека.
Важность понятий ингрупп и аутгрупп значимы потому, что феномен осознания принадлежности индивида к той или иной группе помогает понять поведение индивида.
В процессе взаимодействия с другими группами, людьми мы, чаще всего помимо нашего желания, приписываем каждому из них некоторые черты, которые, по нашему мнению, характеризуют группу в целом. Такой стандартизованный, устойчивый, эмоционально насыщенный образ о социальном объекте называется социальным стереотипом.
Например, бытует мнение, что французы более страстны и темпераментны, чем представители других европейских наций (хотя на самом деле это не так), англичане — замкнуты и молчаливы и т.д. Возникнув однажды, стереотип распространяется на всех членов соответствующей группы без учета каких-либо индивидуальных различий. Поэтому он никогда не бывает полностью истинным. Хотя не бывает и полностью ложным.
Стереотипы постоянно рождаются, изменяются и исчезают, потому что они необходимы для членов социальной группы. С их помощью мы получаем сжатую и лаконичную информацию об окружающих нас ауттруппах. Такая информация определяет наше отношение к другим группам, позволяет ориентироваться среди множества окружающих групп и, в конечном счете, определять линию своего поведения.
Социальные группы различаются и по другим признакам, например по характеру взаимоотношений между ее членами социальные группы делятся на малые и большие, первичные и вторичные.
Социальные группы, для которых характерно наличие непосредственно личных взаимодействий, контактов, естественно, могут включать в себя небольшое число партнеров (от 2 до 15 — 20 человек). Поэтому они называютсямалыми группами (термин, предложенный Ч. Кули). Наличие прямого контакта сказывается на внутри групповых взаимодействиях, делает их более персонифицированными и облегчает идентификацию «Я» индивида с общегрупповым «Мы». Это основной объект социологических исследований.
Разновидностью малых социальных групп являются первичные группы. Отличительными признаками этих групп, по Кули, являются непосредственный, межличностный контакт ее членов, который характеризуется высоким уровнем эмоциональности. 'Эти группы «первичны» в том смысле, что именно в них индивиды получают первичный опыт социального единства.
Американский социолог Э. Шилз выделяет три типа таких групп: «первоначальные группы», имеющие прочные, долголетние связи и традиции; к этим группам индивид принадлежит обычно независимо от его желания (пример такой группы — семья); «личные группы», т.е. группы друзей, основывающиеся на взаимной симпатии, личных потребностях в объединении; «идеологические группы», объединяющие людей, имеющих одинаковое представление о ценностях.
Вторичные группы образуются из людей, эмоциональные отношения между которыми имеют невысокий уровень. Их взаимодействие подчинено лишь достижению определенных целей и социальных контактов. Сами социальные контакты в этих группах носят безличный, односторонний и утилитарный характер, индивидуальность личности не имеет значения — больше ценится умение выполнять определенные функции. Основным типом вторичной социальной группы являетсябольшая социальная группа, сформированная для достижения определенных целей, т.е. организация (политическая, производственная, религиозная и т.д.). Обычно это многотысячные группы людей, разбросанные на обширных пространствах, связи между которыми не могут носить характер непосредственных контактов, поэтому особое значение приобретает опосредованное солидарное взаимодействие.
Следует иметь в виду, что малая группа может быть как первичной, так и вторичной — в зависимости от того, какой тип взаимоотношений существует между ее участниками. Что касается большой группы, то она может быть только вторичной.
В настоящее время большое внимание уделяется изучению в первую очередь малых групп, так как помимо удобства работы с ними по причине их небольшого размера такие группы представляют огромный интерес как элементарные частицы социальной структуры, в которых зарождаются социальные процессы, прослеживаются механизмы сплоченности, возникновения лидерства, ролевых взаимоотношений.
В любых группах имеют место динамические процессы, называемыегрупповой динамикой, — это различного вида взаимодействия членов социальных групп между собой.
Существует множество видов взаимоотношений и взаимодействий: руководство и лидерство, формирование группового мнения, исключение из группы, конфликты, групповое давление и другие способы регуляции поведения членов группы. Группа может подчиняться одному своему члену или двум, но в процесс управления могут включаться все ее участники. На уровне возникновения и функционирования группы определяющими являются индивидуальные интересы и потребности, удовлетворение которых требует коллективных усилий, а значит, межличностных взаимодействий, — так называемыхкоммуникаций.
Пожалуй, впервые достаточно серьезно влияние различных способов коммуникаций на деятельность групп было изучено А. Бавеласом и Л. Лйвиттом. В ходе практических экспериментов, воспроизводящих различные способы коммуникаций (взаимосвязи) между членами небольших групп (4—5 человек), было установлено, что при выполнении групповых заданий результативность действий в большой степени зависит от самой схемы коммуникации. Различные способы взаимосвязи между членами групп по аналогии с геометрическими фигурами ученые назвали «круг», «змея — цепочка», «игрек», «колесо — штурвал», «паутина». Возможны и другие варианты коммуникации.
Важным является то, что эффективная коммуникация быстрее приводит к индивидуальной удовлетворенности деятельностью групп, позволяет ее членам наиболее полно выразить себя. Причем уровень удовлетворенности групповыми отношениями наиболее высок в многоканальной модели, наиболее низок в круговой схеме и является средним в центрированной схеме, в которой центральная фигура может испытывать большее удовлетворение, а люди, окружающие ее, могут чувствовать себя изолированными. Необходимо также иметь в виду, что групповое взаимодействие во многом опосредуется нормативным поведением ее членов.
При анализе групповой сплоченности можно выделить переменные, соответствующие, по мнению современных американских ученых А. и Б. Лоттов, совокупности причин и следствий симпатии членов малой группы.
К причинам относятся частота взаимодействия индивидов, групповой характер их взаимодействия, стиль руководства группой, фрустрация (гнетущее напряжение), статусные и поведенческие (межличностные) характеристики членов группы (по установкам, возрасту, этическим нормам поведения и др.).
Последствиями симпатий, а значит, и сплоченности являются агрессивное поведение по отношению к лицу, несимпатичному группе, благоприятная оценка членами группы межличностного взаимодействия, изменения оценки других лиц и внутригрупповой коммуникации, рост комфортного поведения, возможное возрастание продуктивности группы и т.д.
Для социологии эти переменные играют особое значение, так как ярко выраженный эмпирический характер переменных позволяет фиксировать их уже на уровне программы при проведении конкретных социологических исследований групповой сплоченности.
Одной из динамичных характеристик группы является система социальных ролей. Причем в группах существуют роли, наиболее значимые по отношению к остальным, — это роли лидеров. Что же такое лидер, лидерство?
В Философском энциклопедическом словарелидерство определяется как один из механизмов интеграции групповой деятельности, когда индивид или часть социальной группы берет на себя функции осуществления координации и направления действий всей группы, которая, в свою очередь, принимает на себя обязанность подчиняться указаниям и требованиям данного индивида или части членов группы. Таким образом,лидер — это член группы, принимающий на себя значительно большую меру ответственности в достижении групповых целей, чем остальная часть группы. В системе совместной деятельности лидерство возникает как объективная потребность определенной группы, преломившаяся в сознании участников и принявшая форму ожиданий и требований, обращенных к лидеру.
Лидерство как социальное явление носит всеобщий характер. Можно смело утверждать: там, где возникает то или иное человеческое сообщество, там появляются и лидеры. С этим явлением каждый человек сталкивается уже с детства. Стихийные детские группы всегда возглавляются лидерами, это же присуще школьным и студенческим группам.
По мере развития социальной жизни эволюционировал и феномен лидерства, усложнялись его формы и иерархия. На ранних этапах общественного развития преобладала личностная форма лидерства, т.е. функции руководителя группы выполняло одно лицо. В дальнейшем стали возникать различные формы коллективного лидерства, при котором руководящую функцию в группе выполняет какой-либо коллективный орган или ведущее положение в системе общественных отношений занимает социальная группа, класс, партия, государство.
В системе институциональных форм общественной жизни стали различать лидерство формальное и неформальное.Формальный лидер назначается или избирается в соответствии с установленной процедурой, приобретая таким путем официальный статус руководителя.Неформальный лидер — это член группы, наиболее полно в своем поведении отвечающий групповым ценностям и нормам и потому пользующийся наибольшим авторитетом среди своего окружения.
Понятие «лидер» стало широко применяться в социологии после известных экспериментов К. Леви (США, 30-е гг.), изучающего «стиль лидерства» — систему приемов воздействия лидера на группу. Эти эксперименты выявили три типа лидерства, по-разному влияющих на эффективность групповой деятельности и соответствующих следующим стилям руководства:авторитарный (все действия членов группы определяются ее лидером),демократический(все действия определяются самой группой) ианархический, когда группа представлена сама себе.
Разнообразие научных парадигм, используемых при анализе социальных групп, создает большие возможности для дальнейших теоретических изысканий в этой сложной сфере человеческих отношений.