ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ И СОЦИАЛЬНОЙ ОБЩНОСТИ. ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ОБЩНОСТЕЙ
Лекция СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ
Проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности, — один из важнейших вопросов социологии, социальной психологии, демографии и ряда других наук.
Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений между социальными группами, поэтому для социологического анализа крайне важным и принципиальным является вопрос о том, что понимать под термином «социальная группа», какой критерий следует использовать для вычленения групп из многообразия объединений, которые возникают в обществе.
В современной науке нет однозначного понятия «социальная группа». Одни ученые трактуют социальную группу как часть более крупных социальных общностей, по мнению других, социальная группа есть совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в общей структуре общественного разделения труда и деятельности. С этой точки зрения понятие «социальная группа» является родовым по отношению к понятиям «класс», «социальный слой», «нация», а также по отношению к понятиям этнической, территориальной, религиозной и других общностей, так как фиксирует социальные различия, возникающие между отдельными совокупностями людей в процессе разделения труда и деятельности на основе отношения к средствам производства, власти, характера труда, профессии, образования, уровня и структуры доходов, пола, возраста, места жительства и др.
Понятие «социальная группа» является общесоциологическим, обобщающим сущностные характеристики коллективных субъектов общественных отношений, образовавшихся в результате исторической дифференциации общества как единого организма на отдельные структурные составляющие.
В истории социологии самостоятельное понятие группы наряду с понятием личности (индивида) и общества встречаются уже у Аристотеля. Т. Гоббс первый определил группу как «известное число людей, объединенных общим интересом или общим делом» и выделил группы упорядоченные и неупорядоченные, политические и частные, законные и противозаконные. Социологи конца XIX — начала XX вв. (Э. Дюркгейм, Г. Тард, Г. Зиммель, Л. Гумплович, Ч. Кули, Ф. Теннис и др.) предпринимали первые попытки создания социологической теории групп в виде двух концепций, в которых проблема группы решалась или путем соотнесения групповых процессов с индивидуальным поведением, или признанием существования некой «мистической групповой связи», имеющей независимую «реальность самому по себе».
Что же представляют собой социальная общность и социальная группа? Чем они отличаются?
Трудности разделения понятий «социальная группа» и «социальная общность» объясняются тем, что, во-первых, возникнув из социальной реальности, они долгое время трактовались по-разному, а во-вторых, в процессе функционирования общества люди представляют собой огромное количество видов сообществ, рассматриваемых по огромному количеству оснований.
Зачастую, приводя в средствах массовой информации некоторые статистические данные (о численности рабочих, студентов вузов и т.д.), говорят о социальной общности, социальной группе. Это не совсем справедливо. Точнее было бы говорить о том, что статистика определяет некоторое, как отмечает Я. Щепаньский, множество, т.е. выделяет людей по такому-то признаку, но не по признаку наличия между людьми социальных связей. Другими словами, когда мы осмысливаем людей в призме множества, мы рассматриваем индивидов как бы изолированно друг от друга. Группы же людей, объединенных социальной связью, называют социальной общностью.
Социальная общность — это реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и являющаяся самостоятельным субъектом социального действия, поведения.
Социальные общности имеют огромное разнообразие конкретно-исторических и ситуационно-обусловленных видов и форм.
Так, по количественному составу они варьируются от взаимодействия двух людей (диад) до многочисленных международных политических и экономических движений; по времени продолжительности существования — от минут и часов (аудитория кинозала) до живущих столетия и тысячелетия этносов, наций; по плотности связи между индивидами —от тесно сплоченных коллективов и организаций до весьма расплывчатых, аморфных образований (болельщики футбольной команды «Спартак») и т.д.
Однако значительно более существенным в классификации социальных общностей является выделение того или иного базового системообразующего признака. В соответствии с этим различают территориальные, этнические, демографические, культурные и иные общности. В строгом научном смысле такие сообщества нельзя назвать социальными, группами. Они определяются обычно какквазигруппы или агрегации, социальные круги, в которых людьми осуществляются определенные, неглубокие социальные контакты, общение.Отличительными нертами квазигруппы являются: 1) достаточно случайное, непреднамеренное образование; 2) неустойчивость взаимосвязей; 3) кратковременность совместных действий в них.
Общность, основу которой составляют связи типа взаимодействия (как обмен сопряженными, скоординированными системами действий) с целью объединения, солидарности, согласования совместных условий, можно назватьсоциальной группой.
Р. Мертон определяет социальную группу как совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной группе и признающихся членами этой группы с точки зрения других. Можно выделитьтри существенных условия, необходимых для того, чтобы совокупность считалась группой: 1) наличие взаимодействий между ее членами; 2) взаимные ожидания каждого члена группы относительно других ее членов; 3) достаточно продолжительный срок существования.
В соответствии с этим определением два человека, ожидаюшие автобус на остановке, не будут группой, но могут стать ею, если начнут беседу, драку или другое взаимодействие с взаимными ожиданиями. Может случиться, что и более объемная агрегация может стать группой. В развитии взаимоотношений участников квазигруппы и перерастание этих образований в социальные группы заключается механизм их взаимосвязи, анализ которого позволяет понять процесс группообразования и формирования социальных структур.
Основные виды квазигрупп — аудитория, толпа, социальные круги.
Аудитория — это социальная общность людей, объединенная взаимодействием с каким-то коммуникатором (индивидом или группой, владеющей определенной информацией и объединяющей на этой основе общность). Это сложное и неоднородное социальное образование, различающееся прежде всего тем, что люди по-разному воспринимают и усваивают информацию в силу различных личностных качеств, культурных норм и ценностей. Следовательно, аудитория имеет тенденцию к разделению на отдельные группы в зависимости от отношения к той или иной информации.
Толпа — это собрание людей, объединенных в замкнутом физическом пространстве общностью интересов. Социальная структура толпы очень проста и редко бывает сложнее, чем разделение на лидеров и всех остальных. Но толпа — это нечто большее, чем простая агрегация индивидов. Общими чертами толпы обычно являются внушаемость, анонимность, спонтанность, неуязвимость.
В зависимости от способа формирования и поведения толпу можно разделить на следующие виды: случайная толпа — наиболее неопределенная совокупность индивидов; обусловленная толпа — заранее планирующееся и относительно структурированное собрание людей; экспрессивная толпа — социальная квазигруппа, которая обычно организуется в целях личностного удовольствия ее членов и активность людей в которой сама по себе уже является целью и результатом; действующая толпа — форма общностей с активными, обычно эмоциональными типами поведения, в связи с чем сами ее действия носят непредсказуемый, кратковременный характер.
Некоторые теоретики определяют поведение толпы как продукт групповой «инфекции», вызывающей «коллективное устремление». По мнению французского ученого Г. Лебона коллективное устремление» приводит к тому, что сознание у отдельных личностей подавляется и почти полностью исчезает. Современные исследователи считают идею «коллективного устремления» ошибочной. По их мнению, поведение толпы — это в первую очередь поведение отдельных индивидов, в то же время зависящее от «общественного устремления». Американский социолог Ральф Тернер, автор теории «возникающих норм», объясняет уникальность феномена толпы возникающим и быстро развивающимся в ней комплексом специфических норм.
Наиболее близкими к социальным группам являются квазигруппы, называемыесоциальными кругами. По определению Я. Щепаньского, таковыми следует называть «свободные союзы, основанные на контактах с очень слабо установленной связью, лишенных устойчивых отношений между членами». Это социальные общности, созданные с целью обмена информации между их участниками.
В соответствии с классификацией Я. Щепаньского существуют следующие разновидности социальных кругов: контактные — постоянно встречающиеся на основе тех или иных условий, оснований (болельщики, люди стоящие в очереди, и т.д.); профессиональные — объединяющиеся для обмена информацией исключительно по профессиональному признаку; дружеские — основанные на совместном проведении отдельных мероприятий (нечто среднее между общей компанией и группой друзей); статусные — образующиеся по поводу обмена информации среди индивидов, имеющих одинаковые или близкие статусы.
Таким образом, квазигруппы рассматриваются обычно как некоторые переходные образования на пути от хаотичных к устойчивым социальным группам. Квазигруппы отличаются от социальных групп слабой организованностью, неустойчивостью, нечеткой внутренней структурой.