Виды субъектов международного права

 

Круг субъектов и их правовой статус обусловлены характе­ром системы международных отношений и уровнем развития международного права.

Субъекты международного права, в зависимости от своей пра­вовой природы и происхождения, подразделяются на две категории:

основные (первичные) — государства, нации и на­родности, борющиеся за свое национальное освобожде­ние и создание собственного национального государства.

В силу присущего им государственного или национального су­веренитета они признаются носителями международ­ных прав и обязанностей. Именно суверенитет делает этих субъек­тов независимыми от других субъектов международного права и предопределяет возможностьих самостоятель­ного участия в международных отношениях.

Первичные субъекты международного права — это самостоятель­ные и самоуправляемые образования, которые с самого начала, уже самим фактом своего существования (ipso facto), становятся но­сителями международных прав и обязанностей. Их правосубъектность не зависит от чьей-либо внешней воли и по своей сущности носит объективный характер. Вступая во взаимоотношения между собой, первичные субъекты международного права делают возмож­ным создание международного правопорядка и существование само­го международного права.

Основными субъектами международного права являются государства, что определяется их местом в системе междуна­родных отношений. Право же закрепляет то, что сложилось в жизни и необходимо для функционирования системы.

- госу­дарства — наиболее могущественные и организованные субъек­ты, сосредоточившие в своих руках основные средства воздей­ствия на международную жизнь;

- государства — главные субъ­екты управленческой деятельности на мировой арене. Они опосредуют и контролируют деятельность иных участников меж­дународных связей — административных единиц государства, общественных организаций, фирм, индивидов;

- государство — необходимый субъект в социально-политической сфере, пос­кольку ни одно общество не может существовать вне государ­ства, которое необходимо для организации внутренней и меж­дународной жизни.

Под влиянием национально-освободительного движения в международном праве нашла отражение концепция международно-правовой субъектности народа, нации, борющихся за создание независимого государ­ства. По существу, в таких случаях речь идет о правосубъектности государства, находящегося в процессе формирования.

Правосубъектность в этом случае отлична от правосубъектности государства: она носит временный, переходный харак­тер. Ее задача — определить правовой статус борющейся на­ции, движения, поставить их под покровительство междуна­родного права. В общих международных организациях и созывае­мых ими конференциях национально-освободительные движе­ния имеют статус наблюдателя.

производные (вторичные) — к этой относятся образования, источником правосубъектности которых являются соглашения пер­вичных субъектов международного права, прежде всего государств, а в ряде случаев и между некоторыми производными субъектами международного права.

Производные (вторичные) субъекты международного права — это в основном межправительственные организации, реже — другие самостоятельные политические единицы, наделенные элементами государственности.

Все они действуют в международных отношени­ях в пределах компетенции, предусмотренной соответствующими учредительными документами — уставами или другими правовыми актами. Международная правосубъектность межгосударственных организаций закреплена сегодня многими международными актами. Ее характерные черты отмечались Международным Судом ООН. Он, в частности, определил, что, будучи субъектом международного права, организация связана обязательствами, вытекающими для нее из норм международного права. Это значит, что для организации обязательны и такие нормы общего международного права, которые созданы государствами без ее участия. Суд определил, что ничто в характере международных организаций не дает оснований рассматривать их как некую форму «сверхгосударства». Организация — орган сотрудничества госу­дарств, а не надгосударственная власть. Субъектность организации проистекает из полномочий, которыми ее наделили государст­ва. Компетенция организации ограничена теми задачами, во имя которых она создана. Поэтому правосубъектность органи­заций является производной от правосубъектности государств и специальной, т, е. ограниченной целями и полномочиями, как они определены уставом.

К нетипичным субъектам относятся государствоподобные образования, такие как вольный город и Ватикан. Вольный город самоуправляющееся политическое образование, кото­рому на основании договора предоставлен международно-пра­вовой статус, позволяющий ему участвовать в экономических, культурных и в определенной степени в политических между­народно-правовых отношениях. Образование вольного города определяется факторами международного порядка. Поэтому высшим юридическим актом для него является международ­но-правовой договор, которым определяется и особая между­народно-правовая субъектность вольного города.

В литературе ставится вопрос о существовании и таких субъ­ектов, как транснациональная корпорация, юридическое лицо, индивид.

Многие межгосударственные договоры посвящены урегулиро­ванию правоотношений между правительствами государств и их фи­зическими и юридическими лицами, в частности, в области обеспе­чения прав и основных свобод человека. Это объективно наделяет индивида некоторыми правами на основе международного права. Но во всех случаях эти права имеют исключительно вторичный характер, поскольку являются следствием соглашения участников соответствующих межгосударственных договоров.

Сторонники концепции международно-правовой субъектнос­ти индивида ссылаются прежде всего на то, что международное право непосредственно создает для него права и обязанности. Действительно, такие экстраординарные случаи имеют место. Известен ряд преступлений по международному праву: пират­ство, геноцид, апартеид. Все это особые случаи, когда при помо­щи только национального права задача не может быть решена.

Следует отметить, что правосубъектность физических лиц признана в целом ряде международных докумен­тов: во Всеобщей декларации прав человека 1948 года (статья 6); в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 года (статья 2 и далее); в Международной конвенции о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 года (статья 8 и далее) и др. Это дает основание некоторым ученым говорить о тoм, что индивиды становятся участниками международных отношений, урегулированных нормами права, т.е. в определенном смысле, субъектами между­народного права. Это же относится и к МНПО, причем международная правосубъектность как индивидов, так и МНПО, ограничивается лишь правоприменительной сферой, в то время как функцией международного правотворчества на международной арене обладают толь­ко общепризнанные субъекты международного права.

С этой концепцией нельзя согласится. Физические лица (индивиды) не являются субъектами международного публичного права. Они находятся под исключительной юрисдикцией государств, внутренним законодательством которых определяется их правовой статус. Индивид сам по себе не имеет правовой возможности участвовать в международных отношениях, а также в создании норм международ­ного права. Соответственно, следует считать, что физические и юри­дические лица субъектами международного права не являются.

Транснациональные корпорации, компании (ТНК), средства которых нередко превосходят бюджеты некоторых государств. Такие компании действительно нуждаются в особом междуна­родном режиме, который, по возможности, освобождал бы их от власти государства. Поэтому утверждают, что корпорации являются субъектами международного права, что они явля­ются активными участниками развития публичного междуна­родного права.

Вопрос о правосубъектности транснациональных корпораций методологически схож с проблемой международной правосубъ­ектности индивидов. ТНК представляют собой качественно новый уровень международного разделения труда. Их организационная структура предусматривает строго централизованное управление фи­нансово-технологическими связями между входящими в ТНК филиа­лами и предприятиями, расположенными в различных государствах. ТНК от своего имени уже сейчас заключают соглашения как с от­дельными странами, так и с международными финансово-эконо­мическими организациями. Значительна роль ТНК в поддержании международных взаимоотношений производственного, научно-тех­нического, валютно-финансового характера, а также в области энер­гетики, связи, транспорта, новых технологий.