Виды субъектов международного права
Круг субъектов и их правовой статус обусловлены характером системы международных отношений и уровнем развития международного права.
Субъекты международного права, в зависимости от своей правовой природы и происхождения, подразделяются на две категории:
— основные (первичные) — государства, нации и народности, борющиеся за свое национальное освобождение и создание собственного национального государства.
В силу присущего им государственного или национального суверенитета они признаются носителями международных прав и обязанностей. Именно суверенитет делает этих субъектов независимыми от других субъектов международного права и предопределяет возможностьих самостоятельного участия в международных отношениях.
Первичные субъекты международного права — это самостоятельные и самоуправляемые образования, которые с самого начала, уже самим фактом своего существования (ipso facto), становятся носителями международных прав и обязанностей. Их правосубъектность не зависит от чьей-либо внешней воли и по своей сущности носит объективный характер. Вступая во взаимоотношения между собой, первичные субъекты международного права делают возможным создание международного правопорядка и существование самого международного права.
Основными субъектами международного права являются государства, что определяется их местом в системе международных отношений. Право же закрепляет то, что сложилось в жизни и необходимо для функционирования системы.
- государства — наиболее могущественные и организованные субъекты, сосредоточившие в своих руках основные средства воздействия на международную жизнь;
- государства — главные субъекты управленческой деятельности на мировой арене. Они опосредуют и контролируют деятельность иных участников международных связей — административных единиц государства, общественных организаций, фирм, индивидов;
- государство — необходимый субъект в социально-политической сфере, поскольку ни одно общество не может существовать вне государства, которое необходимо для организации внутренней и международной жизни.
Под влиянием национально-освободительного движения в международном праве нашла отражение концепция международно-правовой субъектности народа, нации, борющихся за создание независимого государства. По существу, в таких случаях речь идет о правосубъектности государства, находящегося в процессе формирования.
Правосубъектность в этом случае отлична от правосубъектности государства: она носит временный, переходный характер. Ее задача — определить правовой статус борющейся нации, движения, поставить их под покровительство международного права. В общих международных организациях и созываемых ими конференциях национально-освободительные движения имеют статус наблюдателя.
— производные (вторичные) — к этой относятся образования, источником правосубъектности которых являются соглашения первичных субъектов международного права, прежде всего государств, а в ряде случаев и между некоторыми производными субъектами международного права.
Производные (вторичные) субъекты международного права — это в основном межправительственные организации, реже — другие самостоятельные политические единицы, наделенные элементами государственности.
Все они действуют в международных отношениях в пределах компетенции, предусмотренной соответствующими учредительными документами — уставами или другими правовыми актами. Международная правосубъектность межгосударственных организаций закреплена сегодня многими международными актами. Ее характерные черты отмечались Международным Судом ООН. Он, в частности, определил, что, будучи субъектом международного права, организация связана обязательствами, вытекающими для нее из норм международного права. Это значит, что для организации обязательны и такие нормы общего международного права, которые созданы государствами без ее участия. Суд определил, что ничто в характере международных организаций не дает оснований рассматривать их как некую форму «сверхгосударства». Организация — орган сотрудничества государств, а не надгосударственная власть. Субъектность организации проистекает из полномочий, которыми ее наделили государства. Компетенция организации ограничена теми задачами, во имя которых она создана. Поэтому правосубъектность организаций является производной от правосубъектности государств и специальной, т, е. ограниченной целями и полномочиями, как они определены уставом.
К нетипичным субъектам относятся государствоподобные образования, такие как вольный город и Ватикан. Вольный город — самоуправляющееся политическое образование, которому на основании договора предоставлен международно-правовой статус, позволяющий ему участвовать в экономических, культурных и в определенной степени в политических международно-правовых отношениях. Образование вольного города определяется факторами международного порядка. Поэтому высшим юридическим актом для него является международно-правовой договор, которым определяется и особая международно-правовая субъектность вольного города.
В литературе ставится вопрос о существовании и таких субъектов, как транснациональная корпорация, юридическое лицо, индивид.
Многие межгосударственные договоры посвящены урегулированию правоотношений между правительствами государств и их физическими и юридическими лицами, в частности, в области обеспечения прав и основных свобод человека. Это объективно наделяет индивида некоторыми правами на основе международного права. Но во всех случаях эти права имеют исключительно вторичный характер, поскольку являются следствием соглашения участников соответствующих межгосударственных договоров.
Сторонники концепции международно-правовой субъектности индивида ссылаются прежде всего на то, что международное право непосредственно создает для него права и обязанности. Действительно, такие экстраординарные случаи имеют место. Известен ряд преступлений по международному праву: пиратство, геноцид, апартеид. Все это особые случаи, когда при помощи только национального права задача не может быть решена.
Следует отметить, что правосубъектность физических лиц признана в целом ряде международных документов: во Всеобщей декларации прав человека 1948 года (статья 6); в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 года (статья 2 и далее); в Международной конвенции о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 года (статья 8 и далее) и др. Это дает основание некоторым ученым говорить о тoм, что индивиды становятся участниками международных отношений, урегулированных нормами права, т.е. в определенном смысле, субъектами международного права. Это же относится и к МНПО, причем международная правосубъектность как индивидов, так и МНПО, ограничивается лишь правоприменительной сферой, в то время как функцией международного правотворчества на международной арене обладают только общепризнанные субъекты международного права.
С этой концепцией нельзя согласится. Физические лица (индивиды) не являются субъектами международного публичного права. Они находятся под исключительной юрисдикцией государств, внутренним законодательством которых определяется их правовой статус. Индивид сам по себе не имеет правовой возможности участвовать в международных отношениях, а также в создании норм международного права. Соответственно, следует считать, что физические и юридические лица субъектами международного права не являются.
Транснациональные корпорации, компании (ТНК), средства которых нередко превосходят бюджеты некоторых государств. Такие компании действительно нуждаются в особом международном режиме, который, по возможности, освобождал бы их от власти государства. Поэтому утверждают, что корпорации являются субъектами международного права, что они являются активными участниками развития публичного международного права.
Вопрос о правосубъектности транснациональных корпораций методологически схож с проблемой международной правосубъектности индивидов. ТНК представляют собой качественно новый уровень международного разделения труда. Их организационная структура предусматривает строго централизованное управление финансово-технологическими связями между входящими в ТНК филиалами и предприятиями, расположенными в различных государствах. ТНК от своего имени уже сейчас заключают соглашения как с отдельными странами, так и с международными финансово-экономическими организациями. Значительна роль ТНК в поддержании международных взаимоотношений производственного, научно-технического, валютно-финансового характера, а также в области энергетики, связи, транспорта, новых технологий.