Индивидуальные субъекты административно -процессуального права.

Среди субъектов права особое положение занимают граждане РФ, поскольку они могут быть участниками отношений, регулируемых любой материальной и процессуальной отраслью российского права. Данный тезис опирается на положение ст. 2 Конституции РФ, согласно которой «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».

Современное законодательство РФ уделяет все возрастающее внимание регулированию положения человека и гражданина во всех сферах жизни общества, в том числе и в сфере государственного управления. Среди таких актов в первую очередь необходимо назвать: «Декларацию прав и свобод человека и гражданина», принятую Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г.; ФЗ от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве РФ»; ФКЗ от 26 февраля 1997 г. «Об Уполномоченном по правам человека в РФ»; Федеральный закон от 15 августа 1996 г. «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ»; постановление Правительства РФ от 17 декабря 1995 г. «Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту жительства в пределах РФ»; постановление от 8 июля 1997 г. «Положение о паспорте гражданина РФ» и другие.

Административно-правовой статус гражданина РФ представляет собой сложное юридическое образование, включающее четыре основных элемента, складывающихся из совокупности определенных прав и обязанностей.

Первым элементом выступает группа прав и обязанностей, которая характеризует правовой статус личности, человека как субъекта административного права. Согласно ст. 19 Конституции РФ «государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности».

Это означает, что личность, человек является в РФ субъектом российского права, в том числе права административного.

Вторая составная часть административно-правового статуса представляет собой статус гражданина РФ. Эта сторона административного статуса закреплена рядом статей Конституции РФ. Это нормы об участии в управлении делами государства (ст. 32 Конституции РФ); право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31) обязанность нести воинскую службу (ст. 59). Это — нормы, определяющие административно-правовой статус гражданина в его хозяйственно-трудовой деятельности, например, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34); право на свободный труд, выбор профессии и рода деятельности (ч. 1 ст. 37); право частной собственности, в том числе на землю (ст. 35, 36), при этом никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (ч. 3 ст. 35), нормы, определяющие статус гражданина в личной или семейной сфере, не затрагивающей интересы общества, в частности право на литературное, художественное, научное, техническое творчество, право на изменение фамилии.

Третий элемент административно-правового статуса гражданина — социальный. В соответствии с этим выделяются статусы:

- государственного служащего, положение которого регулируется такими актами, как ФЗ от 27.07.2004 «О государственной гражданской службе РФ», ФЗ от 27.05.2003 «О системе государственной службы РФ»
- учащегося — основы административно-правового статуса этой категории граждан Российской Федерации закреплены, например, федеральными законами от 13 января 1996 г. «Об образовании», от 22 августа 1996 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

- военнослужащего — основы административно-правового статуса этой категории российских граждан закреплены, например, федеральными законами от 31 мая 1996 г. «Об обороне», от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе», от 27 мая 1998 г. «О статусе военнослужащего», Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. «Положение о порядке прохождения военной службы», постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 г. «Положение о воинском учете» и др.

- пенсионера — основы административно-правового статуса этой категории российских граждан закреплены, например, Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Кроме того, действующее законодательство регулирует административно-правовой статус и других категорий граждан Российской Федерации, например, ветеранов, инвалидов, вынужденных переселенцев.

Четвертый элемент административно-правового статуса гражданина Российской Федерации называют особым статусом, включающим в себя права и обязанности, которые гражданин приобретает по своему желанию,

личному интересу для удовлетворения своих чисто индивидуальных потребностей. Это, например, любители-охотники, любители-водители и т. д. Все они получают официальный документ, подтверждающий их официальное право на занятие избранным делом.

При этом законодательство предусматривает возможность лишения специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты, права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств) за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом на срок до трех лет.

Лишение права управления средствами транспорта не может применяться к лицам, которые пользуются этими средствами в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления в состоянии опьянения, невыполнения требования работника милиции об остановке транспортного средства, оставления в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого они являются, уклонения от прохождения в установленном порядке освидетельствования на состояние опьянения.

Лишение права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования (ч.4 ст. 3.8 КоАП РФ).

Широкий спектр прав и свобод граждан РФ, а также их обязанностей в сфере государственного управления обеспечивает им статус участника практически любого вида производства, находящегося в составе административного процесса. Например, административно-процессуальное законодательство, опирающееся на ст. 33 Конституции РФ, регулирует порядок рассмотрения заявлений граждан, с которыми они обращаются в органы исполнительной власти, многочисленные учреждения и организации различных форм собственности, органы местного самоуправления. Можно без преувеличения сказать, что этот вид производства является самым распространенным и всеохватывающим по сравнению с иными видами административных производств.

Граждане РФ являются также участниками производства по делам о поощрениях. С другой стороны, Кодекс РФ об административных правонарушениях регулирует производство, в ходе которого осуществляется привлечение граждан РФ к административной ответственности. Кроме того, в этом производстве граждане могут участвовать в качестве свидетелей, потерпевших, законных представителей, экспертов, переводчиков.

Наконец, граждане РФ участвуют и в иных производствах, сформировавшихся в новых условиях российской действительности — регистрационном, лицензионном и некоторых других.

К индивидуальным участникам административного процесса, кроме граждан РФ, относятся также иностранные граждане и лица без гражданства.

Для характеристики правового, в том числе административно-процессуального статуса иностранных граждан и лиц без гражданства принципиальное значение имеет положение ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, согласно которой «иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ». В соответствии с п. 1 ст. 63 Конституции «РФ предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права».

В настоящее время основы правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ определяются рядом актов. К ним относятся:

ФЗ от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве РФ»; ФЗ от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»; ФЗ от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ».

Для иностранных граждан и лиц без гражданства законодательством РФ установлены следующие особенности их правосубъектности:

а) они не могут быть государственными служащими, занимать некоторые должности (Президента РФ, командира экипажа воздушного судна и др.), работать в органах внутренних дел и других правоохранительных органах;

б) не допускаются к деятельности, связанной с государственной тайной;

в) на них не распространяется воинская обязанность;

г) их административная деликтоспособность специфична (за ряд правонарушений к ответственности могут привлекать только иностранных граждан и лиц без гражданства, только к ним может быть применено такое административное наказание, как выдворение за пределы РФ);

д) иностранные граждане и лица без гражданства (за исключением граждан стран СНГ, с которыми заключены соглашения о безвизовом въезде и выезде) могут въезжать в РФ при наличии разрешения. Оно может быть не выдано, исходя из интересов обеспечения безопасности и по другим основаниям, установленным законодательством;

е) они проживают и осуществляют свою деятельность на основе специальных документов (вида на жительство, заграничных паспортов и др.);

ж) для них могут быть установлены ограничения в передвижении и выборе места жительства, когда это необходимо для обеспечения государственной безопасности, общественного порядка, защиты прав и законных интересов граждан;

з) по территории, открытой для иностранных граждан, они могут свободно передвигаться при условии уведомления об этом УВД или принимающей их организации. По прибытии в пункт назначения они должны зарегистрировать свое временное пребывание в органе внутренних дел, гостинице или принимаемой их российской организации;

и) выезд из РФ им может быть не разрешен при наличии обстоятельств, установленных законодательством (например, если это противоречит интересам государственной безопасности, если лицо привлекается к уголовной ответственности).

По времени пребывания на территории РФ всех иностранных граждан и лиц без гражданства можно разделить на:

— постоянно проживающих;

— временно пребывающих;

— проезжающих через территорию РФ транзитом.

Закон «О гражданстве РФ» установил два способа приобретения российского гражданства иностранными гражданами и лицами без гражданства: а) в порядке регистрации; б) в порядке приема.