Жизненный цикл турпродукта

Оптимизация организационной структуры управления предприятием, предоставляющим туристских услуги.

Соблюдение основных и наиболее важных для сферы туризма принципов современного сервиса.

Условия создания качественного сервиса на туристском предприятии

Глава 2. Обеспечение качества турпродукта

Лекция 3.

 

· Максимальное соответствие предоставляемых услуг требованиям потребителей и характеру потребления;

· Неразрывная связь сервиса с маркетингом, его основными принципами и задачами;

· Гибкость сервиса, его направленность на учет меняющихся требований рынка, предпочтений потребителей туруслуг.

2. Создание необходимых условий для персонала:

· Эргономичность рабочих мест (создание наилучших условий труда);

· Четкая формулировка правил, обязательных для исполнения каждым сотрудником;

· Четкая система оценки качества работы каждого сотрудника, позволяющая количественно и качественно измерять эффективность сервиса, особенно доброжелательность и вежливость;

· Мотивация персонала, желание и умение делать работу максимально эффективно;

· Система повышения квалификации персонала.

Необходимым условием качества обслуживания является эффективность взаимодействия всех элементов структуры, позволяющей немедленно исправлять ошибки и исключать возможность их повторения.

4. Всесторонний, полный, объективный и непрерывный контроль за качеством сервиса:

· участие клиента в оценке качества и контроля за ним;

· *создание методик и критериев, позволяющих соотнести требования стандартов с фактическим положением дел;

· функционирование системы самоконтроля персонала;

· постоянная работа с группами качества;

· применение четко сформулированных количественных критериев оценки качества предоставляемых услуг;

· участие персонала в создании критериев качества;

· применение технических средств контроля за качеством;

· создание системы контроля на предприятии и др.

При создании системы контроля за качеством сервиса необходимо соблюдать принцип непрерывности. Это означает, что система контроля должна обеспечивать постоянный контроль на всех этапах технологического цикла и по всем параметрам.

Таким образом, система качества должна обеспечивать высокий уровень качества, его соответствие стандартам и потребностям туриста, а также служить инструментом для создания специальных технологий по рациональному управлению предприятием.

 

Какими бы высокими потребительскими свойствами ни обладал туристский продукт, рано или поздно он вытесняется с рынка другим, более совершенным. Каждый предложенный на рынок продукт имеет определенный цикл жизни, в течение которого он находит своих покупателей.

Туристский продукт проходит в своем развитии ряд последовательных стадий (рис. 4.1), которые характеризуются колебаниями объема продаж и прибыли.

 

Стадия внедрения, то есть выведение продукта на рынок.

Характерной чертой этой стадии является медленный темп сбыта продукта и, как следствие, полное отсутствия или наличие незначительной прибыли. Неизбежными на стадии внедрения являются большие затраты. Вместе с тем, отсутствие на данном этапе конкуренции является для предприятия основным преимуществом.

Длительность стадии внедрения продукта на рынок может изменяться в широких пределах и определяется качеством продукта, его соответствием нуждам потребителей, правильно выбранной стратегией маркетинга и последовательным ее осуществлением.

Стадия роста характеризуется быстрым увеличением объема сбыта и, как следствие, получением прибыли.

Затраты на маркетинг остаются достаточно высокими, их доля в общих издержках фирмы существенно снижается. На стадии роста туристское предприятие стремится расширить сферу сбыта продукта и проникнуть в новые сегменты рынка.

Характерная особенность этой стадии состоит в том, что предприятия, раньше других приступившие к развитию данного продукта, имеют значительные конкурентные преимущества. Однако главной заботой для них является дальнейшее совершенствование туристского продукта.

Стадия зрелости характерна для товара, прочно утвердившегося на рынке. Эта стадия характеризуется замедлением роста сбыта и его стабилизацией. Это связано с:

* изменением потребностей клиентов;

* выходом на рынок новых, более совершенных продуктов;

* усилением конкуренции;

* недостаточно рентабельным продуктом.

На этой стадии круг потребителей практически не расширяется. Некоторый рост числа туристов может происходить за счет повышения доходов или более благоприятного соотношения курсов валют, а также за счет туристов, у которых остались хорошие впечатления о прошлом путешествии и которые решили еще раз воспользоваться услугами данного туристского предприятия.

Прибыль на стадии зрелости начинает несколько снижаться хотя и остается достаточно высокой. Основные усилия направляются на удержание своей доли на рынке посредством совершенствования данного продукта. Если этого не произойдет, продукт может потерять свои позиции на рынке и оказаться на стадии спада.

Стадия спада означает наступление на туристском рынке пресыщения данным продуктом. Происходит падение объемов сбыта и снижение получаемой прибыли. Переход туристского продукта в стадию спада может быть обусловлен появлением на рынке новых продуктов, исчезновением потребности, которой отвечал данный продукт и т. д. Подобное явление свидетельствует о необходимости своевременной переориентации на новые потребности.

В связи с быстрым изменением образа жизни людей и технологическими изменениями жизненный цикл отдельных продуктов может быть короче, чем был ранее. Руководитель всегда должен знать, на какой стадии жизненного цикла находится продукт предприятия, и оценивать, насколько принятый стиль руководства соответствует этой стадии.

Существование жизненного цикла туристского продукта позволяет туристскому предприятию:

* своевременно изыскивать новые продукты для замены находящихся в стадии спада;

* эффективно организовывать работу с существующими турпродуктами на каждой стадии;

* оптимизировать структуру предлагаемых продуктов с точки зрения их принадлежности к различным стадиям жизненного цикла;

* постоянно проводить маркетинговые исследования продукта овладевать его методологией и творчески применять ее в зависимости от конкретной ситуации.