Код вида доходов включает группу, подгруппу, статью, подстатью и элемент дохода.

Классификация доходов.

Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов РФ

Классификация операций сектора госуправления

Классификация расходов

Классификация доходов.

Общие положения БК РФ. Структура БК РФ.

План

Лекция № 3

Тема: «Бюджетная классификация. Структура и применение»

 

  1. Общие положения БК РФ. Структура БК РФ.

 

Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Определение принципов назначения, структуры кодов бюджетной классификации Российской Федерации, а также присвоение кодов составным частям бюджетной классификации Российской Федерации осуществляется Министерством финансов Российской Федерации

До 1995 года, для составления и исполнения бюджетов всех уровней использовалась бюджетная классификация, методологические основы которой были разработаны несколько десятилетий назад. Министерство финансов пыталось приспособить ее к реалиям сегодняшнего дня, новым экономическим категориям, требующим более детализированного отражения и анализа расходования финансовых ресурсов.

Однако с начала проведения экономических реформ появилось много изменений, которые необходимо было учесть в процессе формирования и исполнения бюджета. Так появились расходы, финансирование которых производится на возвратной основе (кредиты, бюджетные ссуды), возникла необходимость консолидации в бюджетах ряда отраслевых внебюджетных фондов, появились трансфертные отношения с территориальными бюджетами и другие.

Эти изменения не вписывались в старую бюджетную классификацию.

Кроме этого, являясь членом Международного валютного фонда, наша страна на могла не использовать рекомендации этой организации, а также опыт других стран в части единых методологических принципов составления и исполнения бюджета. Единая методология составления и исполнения бюджета позволяет применять принцип сопоставимости, который дает возможность сравнивать отдельные страны по уровню их экономического развития и исходя из этого проводить анализ, необходимый, в частности, для предоставления международных кредитов и других целей.

Бюджетной классификации принадлежит большое организующее значение: она приводит каждый бюджет в обозримый вид, создает условия для объединения федерального бюджета и территориальных бюджетов в единый консолидированный бюджет, облегчает их рассмотрение и экономический анализ, упрощает контроль за исполнением, своевременностью и полнотой аккумуляции средств, использованием по целевому назначению, обеспечивает возможность синтетического и аналитического учета доходов, расходов, финансирования и государственного долга в МФ РФ, органах казначейства, финансовых органах и бюджетных учреждениях.

Бюджетная классификация дает возможность сопоставлять ассигнования с расходами по отчетам об исполнении бюджетов, что способствует соблюдению финансовой дисциплины, экономному расходованию государственных средств, контролю рублем за выполнением социально-экономических и финансовых планов.

Бюджетная классификация утверждена федеральным законом от 15 августа 1996 года № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации». В нее постоянно вносятся изменения и дополнения. Одновременно Министр финансов утверждает приказом «Указания о порядке применения БК РФ при составлении и исполнении бюджетов всех уровней».

На 2012 год действуют Указания о применении бюджетной классификации, утвержденной Приказом МФ РФ от 21.12.2011г № 180н.

В настоящее время происходит очередное реформирование бюджетной классификации.

Основными предпосылками реформирования бюджетной классификации Российской Федерации является совершенствование процедур составления и рассмотрения бюджетов в соответствии с требованиями и условиями среднесрочного бюджетного планирования, ориентированного на результат.

Главный принцип – отражение потоков в зависимости от влияния на чистую стоимость активов и в зависимости от влияния на различные сектора экономики.

Бюджетная классификация включает:

Бюджетная классификация Российской Федерации включает:

· классификацию доходов бюджетов;

· классификацию расходов бюджетов;

· классификацию источников финансирования дефицита бюджетов;

· классификацию операций органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, бюджетных учреждений (классификация операций сектора государственного управления).

Классификации операций сектора государственного управления предусматривает группировку операций по экономическому содержанию с возможностью ее применения для учета операций как по кассовому методу, так и по методу начислений.

Прозрачность операций сектора государственного управления по методу начислений предусматривает исчерпывающую информацию о финансовых последствиях, принимаемых решений в налогово-бюджетной сфере. В рамках классификации операций сектора государственного управления предполагается разделить все операции на текущие (доходы и расходы), инвестиционные (операции с нефинансовыми активами) и финансовые (операции с финансовыми активами и обязательствами).

Бюджетная классификация Российской Федерации является единой для бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации (включая государственные внебюджетные фонды). Применяется при составлении и исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и содержит общие принципы отнесения операций на соответствующие коды.

Определение принципов назначения, структуры кодов бюджетной классификации Российской Федерации, а также присвоение кодов составным частям бюджетной классификации Российской Федерации, которые в соответствии с Бюджетным Кодексом являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляется Министерством финансов Российской Федерации.

 

Классификация доходов бюджетов Российской Федерации - одна из основных составляющих частей бюджетной классификации Российской Федерации, формируется в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством Российской Федерации и представляет собой в секторе государственного управления увеличение чистой стоимости в результате совершаемых операций, ориентированных на четкое закрепление доходов бюджетной системы за администраторами соответствующих платежей, которыми являются федеральные министерства, службы и агентства, а также отдельные наиболее значимые учреждения науки, образования, культуры, средств массовой информации.

Классификация доходов бюджетов Российской Федерации является группировкой доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, включая бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Код классификации доходов бюджетов Российской Федерации состоит из:

1) кода главного администратора доходов бюджета;

2) кода вида доходов;

3) кода подвида доходов;

4) кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджетов.

Перечень и коды главных администраторов доходов бюджета, закрепляемые за ними виды (подвиды) доходов бюджета утверждаются законом (решением) о соответствующем бюджете с соблюдением требований, установленных соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъектов Российской Федерации, местной администрацией.

Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами и подгруппами доходов бюджетов являются:

1. Налоговые и неналоговые доходы:

1.1 Налоги на прибыль, доходы;

1.2 Налоги и взносы на социальные нужды;

1.3 Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации;

1.4 Налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации;

1.5 Налоги на совокупный доход;

1.6 Налоги на имущество;

1.7 Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами;

1.8 Государственная пошлина;

1.9 Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам;

1.10 Доходы от внешнеэкономической деятельности;

1.11 Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

1.12 Платежи при пользовании природными ресурсами;

1.13 Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства;

1.14 Доходы от продажи материальных и нематериальных активов;

1.15 Административные платежи и сборы;

1.16 Штрафы, санкции, возмещение ущерба;

1.17 .Доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет;

1.18.Возврат остатков субсидий и субвенций прошлых лет.

1.19 Прочие неналоговые доходы.

 

2.Безвозмездные поступления:

2.1 Безвозмездные поступления от нерезидентов;

2.2 Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

2.3 Безвозмездные поступления от государственных организаций;

2.4 Безвозмездные поступления от негосударственных организаций;

2.5 Безвозмездные поступления от наднациональных организаций;

2.6 Прочие безвозмездные поступления.

 

Перечень статей и подстатей доходов,которые также являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

Код элемента доходов устанавливается в зависимости от полномочия по установлению и нормативному правовому регулированию налогов, сборов и иных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также в зависимости от наличия прав требования к плательщикам по неналоговым доходам и безвозмездным поступлениям и соответствует бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации элементами доходов являются:

· федеральный бюджет;

· бюджеты субъектов Российской Федерации;

· бюджеты муниципальных районов;

· бюджеты городских округов;

· бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

· бюджеты городских и сельских поселений;

· бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации;

· бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации;

· бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования;

· бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Для детализации поступлений по кодам классификации доходов применяется код подвида доходов.

Министерство финансов Российской Федерации, финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования утверждает перечень кодов подвидов по видам доходов, главными администраторами которых являются соответственно федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и (или) находящиеся в их ведении бюджетные учреждения.