Основные положения
1. Понятие «деятельность» употребляется в социологии в широком смысле. Деятельность как специфически человеческий способ бытия охватывает не только материально-практические, но и мыслительные, духовные операции, поэтому работа мысли является деятельностью в такой же мере, как и работа рук, а процесс познания включён в деятельность не в меньшей мере, чем процесс повседневного поведения.
2. Определениеэтого социального процесса таково: Социальная деятельность представляет собой динамичную систему взаимодействия личности, социальной группы или общности с окружающим миром, в процессе которой происходит производство и воспроизводство человека как существа общественного, осуществляется целесообразное изменение и преобразование природного и социального мира, создаются материальные и духовные ценности.
3. Социальная деятельность осуществляет следующие функции:
1) воспроизводство человека как общественного существа;
2) преобразование природного и социального мира;
3) производство материальных и духовных ценностей.
4. Деятельность отдельной личности включает в себя четыре вида отношений:
1) отношение человека к предмету - ко всей совокупности окружающих его вещей, создаваемых, потребляемых и т.п.;
2) его отношение к другому человеку - к людям, их группам, обществу в целом;
3) его отношение к природе;
4) его отношение к самому себе.
5. Структура социальной деятельности включает в себя четыре основных компонента: 1) осознанную цель; 2) средство; 3) сам процесс деятельности; 4) результат деятельности.
6. Деятельность характеризуется тремя специфическими признаками:
1) осознанность деятельности (целеполагание);
2) общественно обусловленный характер деятельности;
3) продуктивность деятельности (целедостижение).
7. В зависимости от взаимодействия человека с другими людьми, с окружающей природной и социальной средой выделяются несколько основных типов деятельности:
1) материально-преобразовательная (ее результатами выступают разнообразные продукты труда: хлеб, одежда, здания, станки и т.д.);
2) познавательная (ее результаты воплощаются в научных концепциях, теориях, открытиях и т.п.);
3) ценностно-ориентационная (ее результаты выражаются в существующей в обществе системе нравственных, юридических и иных ценностей);
4) коммуникативная, выражающаяся в общении человека с другими людьми, в диалоге культур, политических движений;
5) информационная, воплощающаяся в производстве, накоплении, сохранении, передаче и т.д. информации об окружающем мире и самом человеке;
6) художественная, связанная с созданием и функционированием художественных ценностей - художественных образов стилей, форм и т.д.;
7) оздоровительная, воплощающаяся в профилактике, лечении болезней, в сохранении и улучшении здоровья людей;
8) спортивная, реализующаяся в физическом развитии и совершенствовании людей, в спортивных соревнованиях и достижениях;
9) политическая, связанная с захватом, удержанием и укреплением власти, защитой политических интересов определенных классов, слоев, общественно-политических движений, стран и коалиций;
10) управленческая, воплощаемая в систематическом воздействии субъекта управления (руководителя или специально созданного органа) на социальный объект (общество, организация, учреждение, группа и др.) с целью сохранения его целостности, нормального функционирования, совершенствования, достижения заданной цели;
11) природоохранная, связанная с охраной природы.
8. С точки зрения значимости и роли деятельности в социальном развитии она подразделяется на два типа: репродуктивную и продуктивную (творческую). Первая из них реализуется в получении или воспроизводстве уже известного результата известными же способом и средствами. Вторая направлена на выработку новых идей, новых целей и соответствующих им новых средств и способов или на достижение известных целей с помощью новых, ранее не применявшихся средств.
9. В своем материалистическом понимании исторического процесса К. Маркс исходил из общественного характера деятельности. С его точки зрения, единственной социальной субстанцией, создающей человека и его сущностные силы, а тем самым и общество, является активная человеческая деятельность во всех сферах, прежде всего в производственно-трудовой.
10. Э. Дюркгейм исходил из того, что основу общества составляют социальные факты, но сами эти факты составляют способы мышления, чувствования и деятельности. В структуре социальной деятельности он выделил в качестве первостепенного явления разделение труда. В зависимости от наличия или отсутствия такого разделения им выделены два типа общества: традиционное (архаичное) и современное.
11. Весьма существенный вклад в понимание и истолкование деятельности внес М. Вебер своей теорией «социального действия». Наиболее важным он считал действие осмысленное, характерными признаками которого считал: I) наличие в нем определенного смысла для действующего субъекта; 2) его направленность на достижение ясно осознаваемой цели; 3) средства, применяемые в деятельности, должны быть адекватны осознаваемым целям.
12. Вебер считал, что социальные действия могут быть классифицированы по четырем типам:
1) целерациональные;
2) ценностнорациональные;
3) традиционные;
4) аффективные.
13.В теории социального действия, разработанной Т. Парсонсом, выделяются четыре основных элемента:
1) субъект действия - актор;
2) ситуационное окружение;
3) совокупность сигналов и символов;
4) система правил, норм, ценностей, которые ориентируютдействия актора, придавая им осмысленность и целенаправленность.
14. Система социального действия, согласно Т. Парсонсу, имеет сложную иерархизированную структуру, состоящую из четырех подсистем:
1) поведенческая подсистема;
2) личностная подсистема;
3) культурная подсистема;
4) социальная подсистема.
Каждая из этих подсистем выполняет в процессе деятельности вполне определенную, специфическую именно для нее, преимущественную функцию. Эти функции должны рассматриваться в такой последовательности: 1) адаптация; 2) целедостижение; 3) воспроизводство образца; 4) интеграция.
15. Социальная деятельность находится в процессе постоянного обогащения и развития. На рубеже XX-XXI столетий, когда человеческая деятельность стала по своим масштабам и последствиям вполне соотносимой с действием самых мощных разрушительных процессов природы, а иногда и превосходить их, очень острой оказалась проблема социальной значимости результатов социальной деятельности. В зависимости от качества таких результатов - несут ли они благо людям или оборачиваются социальным злом для них, социальное действие и его продукт называют благодеянием или злодеянием.
16.С учетом сказанного, в начале третьего тысячелетия все более важное значение в развитии цивилизации приобретают такие быстро прогрессирующие виды социального действия, как научная, информационная, инженерно-конструкторская, образовательная деятельность, органически соединенная с деятельностью природоохранной и гуманитарной.
Практические задания
1. На основе ознакомления с рекомендуемой литературой определите и запомните следующие ключевые понятия:
Деятельность. Типы деятельности. Структура деятельности. Репродуктивная деятельность. Признаки деятельности. Творческая деятельность. Система социального действия.
2. Для лучшего усвоения содержания данной главы Вы должны хорошо уяснить смысл следующих важнейших терминов:
Общественный характер деятельности.
Осмысленность действия. Субъект действия.
Функции действий.
Благодеяние.
Злодеяние
3. В предложенной схеме, отражающей основные типы социальной деятельности, пропущены некоторые из этих типов. Ваша задача: дополнить схему, не оставив на ней белых пятен.