ЛИЧНОСТИ И ИХ УЧЕТ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Возрастные особенности развития учащихся по-разному проявляются в их индивидуальном формировании. Это связано с тем, что дети в зависимости от природных задатков и условий жизни (опять связь биологического и социального) существенно отличаются друг от друга. Вот почему развитие каждого из них характеризуется значительными индивидуальными различиями и особенностями, которые необходимо учитывать в процессе обучения. На какие же вопросы следует обращать внимание при изучении индивидуальных особенностей учащихся?

Существенное значение имеет изучение физического состояния и здоровья учащихся, от которых во многом зависят их внимание на занятии и общая работоспособность. Нужно знать ранее перенесенные учеником заболевания, тяжело отразившиеся на его здоровье, хронические болезни, состояние зрения и склад нервной системы. Все это помогает правильно дозировать физические нагрузки, определять место посадки учеников в классе.

Очень важно знать особенности познавательной деятельности учащихся, свойства их памяти, учебные склонности, интересы, а также задатки к изучению тех или иных предметов. С учетом этих особенностей осуществляется индивидуальный подход к учащимся в обучении: более сильные нуждаются в дополнительных занятиях с тем, чтобы интенсивнее развивались их интеллектуальные способности; слабейшим ученикам нужно оказывать индивидуальную помощь в учении, развивать их память и сообразительность.

Большое место необходимо уделять изучению чувственно-эмоциональной сферы учащихся и своевременно выявлять тех, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов с товарищами. Не менее существенным является знание типологии характера ученика с тем, чтобы учитывать его при организации коллективной деятельности, распределении общественных поручений.

Сложным является изучение внутренних побудительных факторов поведения и развития учащихся, их потребностей, мотивов, установок, их внутренней позиции по отношению к учению, общественным мероприятиям, к преподавателям и товарищам.

Наконец, большое значение имеет знание преподавателем таких важных вопросов, которые связаны с обучаемостью и воспитуемостью учащихся и включают в себя степень восприимчивости педагогического воздействия и динамику формирования тех или иных личностных качеств.