ДОШКОЛЬНИК.

НА РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Рассмотрим краткую характеристику развития и воспитания учащихся различных возрастов, акцентируя внимание учащихся:

- во - первых, на их анатомо-физиологическом созревании,

- во - вторых, на совершенствовании их психики и познавательной деятельности,

- в - третьих, на формировании их поведения.

В первые три года жизни развитие организма, психики ребенка идет очень быстро, и тем быстрее, чем он младше. Рост ребенка в первый год жизни увеличивается с 49—50 см до 73—75 см, т. е. на 23—25 см, в течение второго года — в среднем на 10 см, а в течение третьего года — только на 8 см. Постепенно замедляясь, происходит и нарастание веса ребенка. К шестимесячному возрасту здоровый ребенок удваивает свой вес, к году — утраивает. Мозг новорожденного весит в среднем 300 г, т. е. Около 1/4 веса мозга взрослого человека. К семимесячному возрасту вес его удваивается, а к 2—3 годам утраивается. За это же время строится очень сложная структура мозга. Органическое развитие мозга идет быстрее, чем развитие других органов и тканей. Оно совершается преимущественно в раннем детстве. В возрасте до трех лет интенсивно развиваются движения, зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Начинает определяться эмоциональная основа личности ребенка, его характер. Очень рано младенец начинает подражать движениям взрослого. Восприятие и воспроизведение прошлых впечатлений начинает определяться речью. К концу первого года жизни устанавливается коммуникация на основе фонем, а до этого основную роль играют интонации. Развитие речи у детей от 12 до 18 месяцев приводит к совершенствованию восприятия и действий ребенка, они становятся более обобщенными, управляемыми. Включение слова способствует формированию нравственных понятий и эстетических оценок.

В возрасте от 3 до 4 лет дети делают большие успехи в речевом развитии. Они употребляют уже длинные фразы, активно занимаются словотворчеством. Дифференцируются их эмоциональные восприятия, появляются чувства стыда, страха, гнева. На четвертом году жизни предметом гордости становится целый ряд достоинств: щедрость («я не жадный»), послушание, вежливость, правдивость («я не обманываю»), сдержанность («не драчун»), выносливость. У четырехлетних детей формирование самолюбия начинается с возникновения «опережающей» гордости: дети начинают гордиться теми достижениями, которыми еще не овладели в действительности. В «опережающей» гордости проявляется не только слабый уровень развития самосознания у детей, но и положительное отношение к общественно одобряемым формам поведения. Таким образом, создается мотив для действительного овладения положительными образцами поведения. Под влиянием чувства стыда ребенок усиливает самоконтроль и начинает устранять противоречие между положительной самооценкой и реальным поведением.

Непосредственно дошкольный возраст охватывает период от 4 до 6-7 лет. Дети начинают быстро расти, особенно на шестом году, а вес увеличивается медленнее. Возрастает регулирующая функция коры, второй сигнальной системы. Дети в этом возрасте предпочитают совместные игры с другими детьми, любят дидактические игры. Уже в воспитании дошкольников мы сталкиваемся с определенными трудностями: упрямством, негативизмом, «обесцениванием» взрослых. А. П. Ларин называет главным признаком детского упрямства немотивированное сопротивление ребенка чужой воле. Основными причинами формирования детского упрямства являются отсутствие систематичности и последовательности в требованиях, раздражительность и упрямство родителей, конфликтная обстановка в семье, А. П. Ларин рекомендует ряд методов обращения с упрямыми детьми: 1) метод игнорирования, 2) отвлечение внимания, 3) переключение, 4) внушение, 5) метод отсрочки. Как правило, у «трудных» дошкольников матери имеют более низкое образование, нет полноценной семьи, они живут в наименее обеспеченных материальных условиях, родители моложе по возрасту (30—35 лет), чем в благополучной группе (40—45 лет). Указанные особенности необходимо учитывать при подготовке дошкольников к обучению в школе.

Подготовка ребенка к школе заключается в том, чтобы выработать у него умение сосредоточенно трудиться, приучить его к некоторым видам обязательной деятельности. Подготовка к школе ребенка должна рассматриваться со стороны его физического и психического развития и овладения им знаниями, умениями и навыками.