ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ.

РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ В ПЕДАГОГИКЕ.

ПРОБЛЕМА ВОЗРАСТНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ

Как отмечалось в предыдущем вопросе лекции, личностное развитие человека определяется его возрастными и индивидуальными способностями, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социального проявления. Вполне естественно поэтому, что каждому возрасту присущи также свои возможности и ограничения. Так, развитие мыслительных способностей и памяти наиболее интенсивно происходит в детстве и юношеские годы. Если же возможности этого периода в развитии мышления и памяти не будут в должной мере использованы, то в более зрелые годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное. В то же время не могут дать эффекта и попытки слишком забегать вперед в воздействии на физическое, умственное и нравственном развитие ребенка, без учета его возрастных возможностей. Вопрос о необходимости учета возрастных особенностей детей в процессе воспитания поставлен в педагогике давно и выдвигался, в частности такими известными педагогами, как Я.А Коменский, Д.Локк, Ж-Ж.Руссо, Л.Н.Толстым. Многие из них разрабатывали педагогическую теорию исходя из идеи природосообразности воспитания,т.е. учета природных особенностей развития ребенка, хотя эта идея интерпретировалась по – разному.

Я.А.Коменский, например, в понятие природосообразности вкладывал ту мысль, чтобы в процессе воспитания учитывались те закономерности развития ребенка, которые присущи природе человека, а именно: врожденное стремление к знанию, к труду, способность к многостороннему развитию.

Руссо, а затем Толстой трактовали этот вопрос иначе. Они исходили из того, что ребенок якобы от природы является существом совершенным и что воспитание должно основываться на выявлении и развитии лучших природных черт и качеств детей. Однако все они сходились в одном, что нужно хорошо изучать ребенка, знать его особенности и опираться на них в процессе воспитания.

Какие же возрастные этапы выделяются в развитии человека от рождения до наступления зрелости, накладывающие свой отпечаток на воспитание и формирование личностных качеств?

Одну из первых возрастных периодизаций произвел Аристотель. Придерживаясь метафизических взглядов на развитие человека, он выделял в его формировании три этапа, каждый из которых занимал 7 лет и каждому из которых якобы соответствовало особое состояние души: растительное, животное, разумное. Вполне понятно, что эта периодизация не имела научного характера.

В основу своей периодизации возрастного развития человека Я.А.Коменский положил различные этапы воспитания, каждый из которых охватывал 6 лет. Первые шесть лет он отводил “материнской школе”, когда ребенок воспитывался под руководством матери. Вторые шесть лет соответствовали воспитанию и обучению в начальной школе, третьи шесть лет - обучению в гимназии и последние шесть лет - завершение обучения в академии и путешествия.

Классификация Ж.-Ж.Руссо базировалась на идее определяющей роли биологического фактора в развитии человека. Так, к первому периоду он относил детей от рождения до 2 лет и считал, что главным в работе с ними является физическое воспитание. Второй период, по мнению Руссо охватывает возраст от 2 до 12 лет, для которого якобы характерен “сон разума” и главным для которого является развитие “внешних чувств”, подготовка ребенка к обучению. Третий период - от 12 до 15 лет он отводил умственному и трудовому воспитанию. Четвертый период - от 15 до 18 лет - это период сильных чувственных переживаний, “бурь и страстей”, важнейшим для которого является нравственное воспитание. Недостатком периодизации Руссо было не только преувеличение роли биологического фактора в развитии личности, но и попытка приписать каждому возрастному этапу ее развития какой - то один вид воспитания, что безусловно является неверным.

В современной педагогике и психологии возрастная периодизация формирования растущей личности основана на учете единства биологического и социального фактора в ее развитии.

В последние годы в возрастной и педагогической психологии выделяют следующие

ОСНОВНЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА:

1. Младенческий возраст - до 1 года.

2. Ранний детский возраст - 2 - 3 года.

3. Преддошкольный возраст - 3 - 5 лет.

4. Дошкольный возраст - 4 - 6 лет.

5. Младший школьный возраст - 6 - 11 лет.

6. Подростковый возраст - 11 - 15 лет.

7. Первый период юности - 15 - 18 лет.

8. Второй период юности - 18 - 25 лет

9. Первый период зрелости - 18 - 25 = второй период юности

10.Второй период зрелости - 26 – 35.