Основные положения

ТЕМА Социальное поведение

1. Поведение свойственно не только человеку, но и животным. Однако у человека, в отличие от животных, поведение формируется, развивается и проявляется в условиях общественной жизни, а поэтому носит социально обусловленный характер, т.е. является по существу социальным.

2. Определение рассматриваемого феномена таково: это - сово­купность внешне наблюдаемых поступков индивидов и их общностей, их определенная направленность, так или иначе затрагивающих ин­тересы других людей, групп, общностей или всего общества.

 

3. Социология исследует поведение прежде всего в терминах деятельности, общения, вознаграждения, ценности и потребности. Микросоциология изучает поведение индивидов в малых группах - семья, группа сверстников, трудовой коллектив и т.п. Макросоциоло­гия исследует поведение главным образом в процессах взаимодейст­вия крупномасштабных социальных общностей - этносов, наций, со­циальных институтов,государств.

 

4. Наибольшую известность в мировой литературе приобрел бихевиористский подход к изучению поведения (Э. Торндайк, Д. Уотсон, К. Лешли, Б. Скинер и др.). Он исходит из того, что поведение человека базируется на трех различных формах реакций человека на окружающую среду:

1) эмоциональная, или аффективная, основанная на чувствах и эмоциях;

2) компетентная, или когнитивная, базирующаяся на знании и размышлении;

3) прямое реагирование по механизму: стимул-реакция.

5. В социологической теории обмена, разработанной Дж. Хо-мансом, основной единицей социологического анализа является «элементарное социальное поведение». Само же социальное поведе­ние рассматривается в качестве системы обменов поведенческими актами, посредством которых индивиды санкционируют друг друга, т.е. один вознаграждает или наказывает действия другого.

 

6. Ч. Кули в процессе исследования социального поведения предложил специфический термин «зеркальное Я», согласно которо­му в процессе поведения люди смотрят на себя как бы со стороны глазами другого человека, т.е. смотрят на себя в «зеркало». В пове­денческих актах люди служат друг другу своеобразными зеркалами, поэтому наше представление о себе во многом зависит от наших от­ношений с другими индивидами.

7. Дж. Г. Мид считал необходимым, чтобы в процессе поведе­ния у партнеров возникала возможность «принять роль другого». Чтобы наше поведение стало адекватным ситуации, мы должны при­обрести определенные умения и навыки, прежде всего научиться по­нимать и использовать символы - слова, жесты, мимику и т.п.

 

8. П. Сорокин сравнивал человеческое общество с волнующим­ся морем, в котором отдельные люди, подобно волнам, своим поведением действуют на окружение себе подобных, обмениваются с ними чувствами, идеями, художественными образами, волевыми импульсами, настроениями, планами действий и т.п. Все это происходит на основе любви, дружбы, сострадания, вражды, ненависти и т.д.

 

9. Т. Парсонс исследовал поведение как взаимодействие соци­альных субъектов, связанных между собой «системой взаимных ожи­даний». На поведение человека оказывают влияние : 1) система ожи­даний партнеров по взаимодействию; 2) идеалы, ценности, нормы культуры; 3) типы ролей в социальной системе. В процессе поведения Т. Парсонс выделял два основных компонента: 1) поведенческие ак­ты; 2) ситуационное окружение, в котором совершается поведение и от которого оно зависит.

10. Если интегрировать все приведенные теоретические кон­цепции социального поведения, то можно построить общую теоре­тическую модель социального поведения. Всякое поведение человек осуществляет под влиянием сделанного им выбора в определенной проблемной ситуации. Например, после окончания средней школы перед ее выпускниками неизбежно возникает проблемная ситуация:что же дальше, как себя вести: поступать в вуз или определяться на работу, а если поступать, то в какой вуз и по какой специальности, а если трудоустраиваться, то на какое предприятие, учреждение, фирму и т.п. Таким образом, создавшаяся проблемная ситуация диктует не­обходимость определенного выбора дальнейшего поведения. Поэтому в социальном поведении исходным звеном в цепи поступков является проблемная ситуация. За нею следует осуществляемый индивидом выбор. На содержание и направленность выбора влияют три ряда факторов: 1) объективные условия (место жительства, доход семьи и т.п.); 2) существующие в обществе нормы как регуляторы социально­го поведения; 3) субъективные особенности личности (мотивация, интересы, ценностные ориентации, знания и способности и т.п.). Со­вместное действие этих объективных и субъективных факторов при­водит индивида к определенному выбору, а на основании последнего принимается решение, какое поведение является наиболее адекват­ным в сложившейся ситуации.

11.В социологическом исследовании поведения первостепен­ное значение имеет определенная нормативность и ненорматив­ность (антинормативность) социального поведения.

Те виды поведения, которые соответствуют общепринятым в обществе нормам, характеризуются как «нормальные», т.е. норма­тивные. Те же способы поведения, которые в той или иной мере рас­ходятся с ними, называют отклоняющимися (от норм), т.е. девиантным поведением.

12. Под последним понимается не только правонарушение, но и любое поведение, нарушающее господствующие в данном обществе правила и нормы. К различным проявлениям девиации относятся алко­голизм, наркомания, проституция, рэкет, коррупция, подделка банкнот,вымогательство, измена Родине, убийство, самоубийство и многое дру­гое. Ненормативность или антинормативность всех этих и других, сходных с ними видов поведения выражается в том, что они отклоня­ются от принятых в обществе норм, либо просто отвергают их.

13. Девиация связана с неопределенностью как самих поведенческих ожиданий, так и оценок, даваемых людьми одному и тому же поведению, которое одни считают преступлением (например, взрыв чеченскими боевиками жилого дома в Москве или ином городе), другие - нормой, даже - героизмом. А это убеждает, что существует довольно трудная проблема относительно того, что считать девиантным поведением, и граница между нормой и отклонением от нее может быть достаточно размытой, передвигаемой то в одну, то в другую сторону в зависимости от позиции того, кто дает оценку тому или иному поведенческому акту. Скажем, в случае превышения скорости сотрудник ГАИ считает такой поступок нарушением нормы, а водитель автомобиля и его пассажиры придерживаются противоположного мнения.

14. Социальные нормы и поведение, отклоняющееся от них, не являются однородными, а существенно отличаются по своей соци­альной сущности. В зависимости от 1) степени причиненного вреда интересам личности, социальной группе, обществу в целом; 2) типа нарушаемых норм можно различать следующие основные типы от­клоняющегося поведения:

Деструктивное поведение, причиняющее вред только самой личности и не соответствующее общепринятым нормам - накопи­тельство и др.

2) Асоциальное поведение, причиняющее вред личности и со­циальным общностям (семья, компания друзей, соседи и т.п.) и про­являющееся в алкоголизме, наркомании, самоубийстве и др.

3) Противоправное поведение, представляющее собой наруше­ние как моральных, так и правовых норм и выражающееся в воровст­ве, грабежах, убийствах и других преступлениях.

15. Девиантное поведение может выражаться в трех различных формах:

а) поступка (ударил женщину);

б) деятельности (постоянное занятие вымогательством или про­ституцией);

в) образа жизни (преступный образ жизни организатора мафи­озной группы, грабительской шайки, сообщества фальшиво­монетчиков).

16.В социологии большое значение придается выявлению при­чин девиантного поведения. Согласно традиции, берущей начало с классической работы Э. Дюркгейма «Самоубийство», продолженной в трудах Р. Мертона, Р. Дарендорфа и других современных социоло­гов, основная причина отклоняющегося поведения коренится в спе­цифическом социальном явлении, называемой аномией, т.е. пренеб­режением или отрицанием существующих в обществе норм, стандар­тов поведения. Согласно этим концепциям девиантное поведение ощутимо возрастает в тех случаях, когда в обществе превыше всего ценятся определенные символы успеха, например, материальные, ли­бо общество оказывается в ситуации социально-экономического кри­зиса. Развивая теорию аномии, Р. Мертон подчеркивал, что основной причиной отклоняющегося поведения является конфликт между культурными целями, ценностями, нормами, с одной стороны, и со­циально одобряемыми средствами их достижения, с другой.

17.В жизнедеятельности людей важное значение имеет не только индивидуальное, но и коллективное поведение. К. Маркс, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Г. Блумер обращали внимание на необхо­димость приоритетного изучения коллективного поведения, посколь­ку именно в коллективном поведении формируются основные соци­альные качества личности, осуществляются социально важные функ­ции, формируются определенные социальные роли и статусы. Г. Блу­мер, в частности, подчеркивал, что при изучении коллективного по­ведения мы касаемся условий возникновения нового социального строя.

Практические задания

1. На основе ознакомления с учебной литературой дайте опре-ение и запомните значение следующих ключевых понятий:

Поведение.

Нормативность поведения.

Социальное поведение.

Девиация.

Модель социального поведения.

Коллективное поведение.

2. Для лучшего усвоения содержания данной главы Вы должны хорошо знать значение следующих важнейших терминов.

Деструктивное поведение. Асоциальное поведение.

Противоправное поведение. Аномия

 

3. В предложенной Вашему вниманию схеме отражены основ­ные последствия коллективного поведения. Дополните схему недос­тающими звеньями.

Коллективное поведение