Структура логистических затрат в экономике США в 1994 г.

Логистические затраты в экономике США в 1981-1993 гг.

 

Год Объем запасов в эконо- мике (млрд. долл. США) Показа- тель затрат на поддер­жание запасов Затраты на поддержа- ние запа­сов (млрд. долл. США) Транс- портные расходы (млрд. долл. США) Админист- ративные расходы (млрд. долл. США) Совокуп­ные логи- стические затраты (млрд. долл. США) Логистиче ские затраты (в% от ВВП)
0,343 17,9
0,309 16,3
0,279 14,4
0,291 14,0
0,268 13,0
0,261 12,3
0,263 12,2
0,267 12,3
0,293 12,7
0,272 12,3
0,250 11,6
0,228 10,9
0,222 10,5

Источник: Соу1е J.J., Ваrdi Е.J., Lаnglеу С.1.1г., ,jw., s. 54.

 

Необходимо прокомментировать данные, приведенные в этой таблице. Авторы не поясняют, как рассчитывался показатель зат­рат на поддержание запасов, который прямо предопределяет ве­личину этих затрат. Неизвестно, учитывает ли этот показатель со­вокупные затраты на поддержание запасов, т.е. затраты на хране­ние, привлечение капиталов для финансирования запасов и от их старения. Также остается неясным - что включается в админист­ративные расходы? Сомнительно, чтобы это были полные затра­ты на информационные процессы. Несмотря на указанные сомне­ния, приведенные данные свидетельствуют о том, что по отноше­нию к ВВП логистические затраты значительно сократились - с 17,9% в 1981г. до 10,5% в

1993г. Такое заметное сокращение уров­ня затрат соответствует уменьшению их абсолютной величины (с учетом отношения к ВВП) на сумму около 470 млрд. долл. США. Указанные авторы приводят еще более детализированную структуру логистических затрат за 1994г. Соответствующие дан­ные и расчетные показатели этой структуры приведены в табл. 15.4.

 

Таблица 15.4

 

  Показатель   Расходы
в млрд. долл. США в %
Совокупные логистические затраты 100,0
Затраты на поддержание запасов 37,9
в том числе:    
стоимость процентов 7,3
налоги, издержки из-за морального старения, амортизация     22,1
затраты на хранение 8,6
Транспортные расходы 57,5
в том числе:    
автомобильные перевозчики 45,6
прочие перевозчики 11,7
Затраты, связанные с экспедированием 0,7
Затраты на управление дистрибуцией 3,8

Источник: тот же, что и в табл. 15.3

 

Основной составляющей логистических затрат являются транспортные расходы, на долю которых приходится 58%. В свою очередь, главный компонент этих расходов - расходы автомобиль­ного транспорта (до 80%). Обращает на себя внимание высокая доля издержек от морального старения запасов и относительно низкая доля стоимости процентов по кредитам.

Приведенные данные формируют общее представление об объеме, уровне и структуре логистических затрат. Тем не менее, эти пропорции не следует автоматически переносить на казахстанские условия. В макроэкономическом масштабе не все составляющие логистических затрат поддаются оцениванию.

Фрагментарные исследования показывают, что если разложить логистические затраты на три главных выделен­ных выше комплекса, то их структура будет иметь следующий вид:

 

затраты на физическое продвижение материалов около 40-50%

затраты на запасы около 30-40%

затраты на информационные процессы около 15-20%.

 

Конечно, это только грубые оценки, не основанные на углуб­ленных и строго документированных исследованиях.

П. Бланк использовал данные из немецкой специальной литературы для определения объемов логистических затрат в процентах от обо­рота. Согласно его выводам, в начале 60-х годов прошлого века логистические затраты (транспортные, на хранение, перегрузку, административные) составляли свыше 20% оборота. Однако ис­следования материалов, относящихся к середине 80-х годов, свидетельствуют о снижении этих затрат до пример­но 12% оборота.

Естественно, точность подобных исследований может быть различной, а сфера расходов, учитываемых в исследованиях, силь­но варьируется. Вполне вероятно, что тенденция снижения логи­стических затрат представляет собой отражение существенной ра­ционализации процессов продвижения и ускорения оборота за­пасов, на что указывают и другие авторы.

Один из известных немецких научных авторитетов в области логистики, профессор Г. Пфоль, приводит собранные из различ­ных источников данные о формировании логистических затрат в разных странах. В частности, проводившиеся в 1962 г. исследова­ния на 270 американских предприятиях показали, что логистичес­кие затраты составляли 21,8% их оборота. В структуре этих зат­рат на транспортные и складские затраты приходилось 29 и 34% соответственно. В свою очередь, в 1994 г. на 300 обследованных предприятиях американской промышленности средние логисти­ческие затраты (только на дистрибуцию) составили 7,72% оборо­та. Результаты проведенного в 1993 г. в Западной Европе обсле­дования 1000 предприятий различных отраслей промышленнос­ти, а также оптовой и розничной торговли, свидетельствуют, что средние логистические затраты на дистрибуцию составляли на этих предприятиях 10,1%, из которых на транспортные затраты приходилось 3,0%, затраты на хранение - 2,3%, затраты на запасы - 2,9%, административные расходы - 1,9%. Г. Пфоль отмечает: «При интерпретации результатов исследований необходимо помнить, что нам часто ничего не известно об их репрезентативности, и что очень часто авторы по-разному определяют какие виды затрат относить к логистическим затратам. Помимо этого, при сравне­нии логистических затрат следует учитывать различные геогра­фические размеры рынков и сложившуюся в конкретных странах инфраструктуру».

Значение логистических затрат можно оценить на фоне дру­гих экономических показателей. Г. Пфоль представил интересные данные о доле логистических затрат в ВВП различных стран в 1994 г. В частности, они составляли (%): в Канаде - 11,9, в Мексике - 15,4, в США- 11,4, в Дании- 13,5, во Франции- 11,5, в Герма­нии - 13,5, в Италии - 11,9, в Испании - 12,0, в Великобритании -11,5, в Японии - 11,4, в Южной Корее - 12,7.

Другие авторы аналогично оценивают уровень и структуру логистических затрат. М. Кристофер считает, что затраты только на дистрибуцию в европейской и североамериканской промыш­ленности составляют 5-10% от объема продаж. Он утверждает, что эта доля снижается благодаря совершенствованию управле­ния, однако такие затраты все еще остаются тяжелым бременем для любого предприятия.

Р. Баллу также приводит интересные данные о логистических затратах. Он отмечает, что, по оценкам Международного валют­ного фонда, эти затраты составляют в среднем 12% валового национального продукта. Он приводит следующие данные о структуре затрат на физическую дистрибуцию (в % от объема продаж):

транспортировка 2,88

хранение 2,09

обслуживание клиента 0,55

администрирование 0,40

затраты на поддержание запасов 2,32

совокупные затраты на дистрибуцию 8,01

 

Далее Р. Баллу утверждает, что эти данные следует увеличить на одну треть, т.е. до 10,5% объема продаж. Можно отметить, что он по-другому группирует затраты. В частности, затраты на хра­нение выделены в самостоятельную группу и не включаются в состав затрат на поддержание запасов.

Приведенные данные позволяют сформировать собственное мнение о формировании логистических затрат. Понятие «логис­тические затраты» точно не определено, а их сфера в эмпиричес­ких исследованиях выбирается разным способом. Нет также об­щего мнения о тенденциях формирования этих затрат. Результа­ты одних исследований свидетельствуют о тенденции их роста, других - о тенденции их снижения. Большее согласие отмечается в вопросе о видовой структуре затрат. Многие исследования по­казывают, что основными компонентами логистических затрат считаются затраты на транспорт, на запасы (в том числе на при­влечение капиталов), а также на информационные процессы.

Уровень логистических затрат определяется их отношением к другим экономическим показателям, которыми характеризуется деятельность предприятия:

• к объемам продаж изделий (товаров) и услуг;

• к совокупным расходам на деятельность предприятия;

• к другим относительным показателям, например:

о затраты на запасы - к среднему объему запасов на предпри­ятии;

о логистические затраты на фазе закупки (снабжения) - к объе­му закупки материалов;

о логистические затраты на фазе дистрибуции - к объемам продаж изделий (товаров) и услуг.

Уровнем логистических затрат будем называть отношение этих затрат к другим экономическим показателям, характеризую­щим либо деятельность предприятия, либо объем логистичес­кой деятельности (потоки и запасы).

Таким образом, показатели уровня логистических затрат мож­но рассчитывать следующим образом:

показатель уровня совокупных логистических затрат:

 

(15.4)

 

показатель уровня затрат на запасы:

(15.5)

где - логистические затраты;

- затраты на запасы;

Р - оборот предприятия;

- объем запасов.

 

Соотношения, используемые для расчета уровня логистичес­ких затрат, должны учитывать степень связи (зависимости) конк­ретных групп затрат с соответствующими экономическими пока­зателями. Не подлежит сомнению, что важнейшими базовыми по­казателями для всего множества логистических затрат должны считаться объемы продаж, либо совокупные расходы на деятель­ность.

Для того чтобы иметь возможность определить затраты на фи­зическое продвижение материалов, в качестве базового показате­ля необходимо использовать объем продвигаемого потока, выра­женный в натуральных единицах (тоннах).

Независимо от используемых базовых показателей уровень ло­гистических затрат должен проявлять тенденцию к снижению. Это будет свидетельствовать о повышении эффективности логистичес­ких процессов, рассматриваемых через призму затрат на них.

Уровень логистических затрат может быть снижен путем:

• уменьшения объема поддерживаемых запасов, т.е. за счет ускорения их оборота;

• рационализации транспортных связей вследствие оптими­зации выбора транспортных средств и маршрутов;

• механизации и автоматизации манипуляционных и складс­ких процессов;

• совершенствования управления логистическими процесса­ми; это также позволяет снизить издержки как из-за старения за­пасов, так и из-за их исчерпания;

• применения современных информационных систем, повы­шающих эффективность управления потоками.

Перечисленные мероприятия имеют разное значение для раз­ных предприятий. Конкретный выбор должен зависеть от имею­щихся возможностей и ожидаемого уровня снижения затрат.