Правила анализа логистических затрат

Методы анализа и пути снижения уровня логистических затрат

Затраты на информационные процессы

Затраты на информационные процессы представляют собой третий важный комплекс логистических затрат предприятия. Не подлежит сомнению, что они имеют такой же сложный видовой состав, как и затраты на процессы физического продвижения материалов. Как уже отмечалось, в информационных логистичес­ких процессах с учетом их массовости оказываются задействован­ными значительные трудовые ресурсы и большие объемы техни­ческих средств обработки информации. Часто в информационно-управляющих логистических процессах участвует большее количество работников, чем в обслуживании процессов физичес­кого продвижения материалов (на складах, внутреннем транспорте и т.п.).

При классификации затрат на информационные процессы по видам можно выделить следующие группы:

• затраты на амортизацию информационной техники и про­граммного обеспечения; их годовой объем рассчитывается как произведение стоимости имеющегося технического и программ­ного обеспечения на среднюю норму амортизации;

• затраты на использование материалов и энергоресурсов, необходимых для реализации информационных процессов;

• затраты на трудовые ресурсы с учетом соответствующих начислений;

• затраты на сторонние услуги, особенно информационные и телекоммуникационные (передача и распространение данных);

• прочие расходы, например, арендные и лизинговые выпла­ты за пользование информационной техникой.

При классификации затрат на информационные логистичес­кие процессы на предприятии по фазам можно выделить такие группы:

• затраты на фазе закупки (снабжения);

• затраты на фазе производства;

• затраты на фазе дистрибуции (сбыта).


1. Необходимо четко определять и обосновывать конкретные виды затрат, которые следует включать в схему анализа.

2. Определяются центры сосредоточения затрат, т. Е. функциональные области бизнеса, где концентрируются значительные затраты и где снижение их уровня может обеспечить повышение добавленной ценности для потребителя.

3. Выявляются важные пункты сосредоточения затрат в пределах каждого центра их концентрации, т. Е. отдельные участки в рамках одного центра затрат.

4. Затраты необходимо отнести на конкретные факторы, имеющие отношение к оценке альтернативных действий, и установить критерий принятия решений.

5. Все затраты рассматриваются в виде единого потока, сопровождающего конкретный бизнес-процесс.

6. Стоимость следует рассматривать как сумму, которую платит потребитель, а не как сумму затрат, возникающую в пределах предприятия как юридического лица.

7. Затраты классифицируют по признакам и анализируют каким-либо методом, производят диагностику затрат.

8. Процесс оценки логистических затрат зависит от субъективных суждений и решений, т. К. нет однозначных правил определения того, какие затраты включать в анализ и как их распределять по разным носителям.