Затраты на физическое продвижение материалов

Факторы формирования и сокращения логистических затрат

Факторы, влияющие на ло­гистические затраты, можно условно разделить на внутренние (формируемые предприятием самостоятельно) и внешние (в зна­чительной степени объективные и не зависящие от предприятия).

К внутренним факторам относятся: масштабы деятельности предприятия; степень сложности его ассортиментной структуры и, соответственно, структуры применяемых материалов; производ­ственная структура и организация процессов физического продви­жения материалов на предприятии; объем поддерживаемых запа­сов; финансовая ситуация и ее влияние на уровень и тенденции изменения логистических затрат.

Внешние факторы - прежде всего определяемые рынком эко­номические параметры и система функционирования экономики. Предприятие не может не учитывать их в своей деятельности. В большинстве случаев эти факторы имеют характер управляющих (например, цена рассматривается в качестве критерия для выбора поставщика), однако в некоторых случаях они могут нивелиро­ваться действующими правовыми нормами (например, ставками налогов).

К внешним факторам, влияющим на логистические затраты предприятия, чаще всего относят:

• определяемый рынком уровень стоимости внешних логис­тических услуг (в частности, транспортных и информационных услуг, экспедирования, хранения и т.п.);

• ставка кредитования сторонних капиталов, привлекаемых для финансирования запасов (возможности предприятия влиять на величину этой ставки очень ограничены и лежат в пределах нескольких процентных пунктов, обсуждаемых в ходе перегово­ров с банком);

• ставка налога на недвижимость (применительно к складс­ким зданиям и сооружениям, а также к земельным участкам, заня­тым под склады и хранилища);

• ставка транспортного налога;

• экологические платежи за пользование окружающей при­родной средой (если они касаются логистических процессов);

• амортизационные нормы для материальных компонентов основных средств (эти нормы определяют амортизационные от­числения по основным средствам, используемым в логистических процессах);

Затраты на физическое продвижение материалов на предпри­ятии, несомненно, относятся к важнейшей группе логистических затрат. Они предопределяются:

• масштабами технической инфраструктуры физического про­движения;

• задействованными в процессах продвижения трудовыми ресурсами;

• использованием в транспортных и манипуляционных про­цессах материалов, особенно топлива и энергии;

• прочими факторами.

Затраты на физическое продвижение материалов характерны для всех трех фаз продвижения, если только эти фазы (закупка, производство, дистрибуция) реализуются на предприятии. Они возникают, прежде всего, в управлениях (отделах) внутреннего и внешнего транспорта.

Сокращение затрат на физическое продвижение материалов на предприятии представляет собой целый комплекс технических и организационных мероприятий, минимизирующих затраты. В ча­стности, такими мероприятиями считаются:

• исключение многократного складирования или манипули­рования, например, путем отказа от складов внешнего отбора, от­раслевого склада, а также складов в сферах производства и дист­рибуции (рис.14.8)

 

Рис. 14.8. Модели внутреннего продвижения материалов

 

• применение высокопроизводительного транспортного и манипуляционного оборудования, позволяющего сократить заня­тость, повысить производительность труда и улучшить технику безопасности;

• спрямление маршрутов продвижения потоков в результате рационализации технологии и реорганизации производства.