Затраты на физическое продвижение материалов
Факторы формирования и сокращения логистических затрат
Факторы, влияющие на логистические затраты, можно условно разделить на внутренние (формируемые предприятием самостоятельно) и внешние (в значительной степени объективные и не зависящие от предприятия).
К внутренним факторам относятся: масштабы деятельности предприятия; степень сложности его ассортиментной структуры и, соответственно, структуры применяемых материалов; производственная структура и организация процессов физического продвижения материалов на предприятии; объем поддерживаемых запасов; финансовая ситуация и ее влияние на уровень и тенденции изменения логистических затрат.
Внешние факторы - прежде всего определяемые рынком экономические параметры и система функционирования экономики. Предприятие не может не учитывать их в своей деятельности. В большинстве случаев эти факторы имеют характер управляющих (например, цена рассматривается в качестве критерия для выбора поставщика), однако в некоторых случаях они могут нивелироваться действующими правовыми нормами (например, ставками налогов).
К внешним факторам, влияющим на логистические затраты предприятия, чаще всего относят:
• определяемый рынком уровень стоимости внешних логистических услуг (в частности, транспортных и информационных услуг, экспедирования, хранения и т.п.);
• ставка кредитования сторонних капиталов, привлекаемых для финансирования запасов (возможности предприятия влиять на величину этой ставки очень ограничены и лежат в пределах нескольких процентных пунктов, обсуждаемых в ходе переговоров с банком);
• ставка налога на недвижимость (применительно к складским зданиям и сооружениям, а также к земельным участкам, занятым под склады и хранилища);
• ставка транспортного налога;
• экологические платежи за пользование окружающей природной средой (если они касаются логистических процессов);
• амортизационные нормы для материальных компонентов основных средств (эти нормы определяют амортизационные отчисления по основным средствам, используемым в логистических процессах);
Затраты на физическое продвижение материалов на предприятии, несомненно, относятся к важнейшей группе логистических затрат. Они предопределяются:
• масштабами технической инфраструктуры физического продвижения;
• задействованными в процессах продвижения трудовыми ресурсами;
• использованием в транспортных и манипуляционных процессах материалов, особенно топлива и энергии;
• прочими факторами.
Затраты на физическое продвижение материалов характерны для всех трех фаз продвижения, если только эти фазы (закупка, производство, дистрибуция) реализуются на предприятии. Они возникают, прежде всего, в управлениях (отделах) внутреннего и внешнего транспорта.
Сокращение затрат на физическое продвижение материалов на предприятии представляет собой целый комплекс технических и организационных мероприятий, минимизирующих затраты. В частности, такими мероприятиями считаются:
• исключение многократного складирования или манипулирования, например, путем отказа от складов внешнего отбора, отраслевого склада, а также складов в сферах производства и дистрибуции (рис.14.8)
Рис. 14.8. Модели внутреннего продвижения материалов
• применение высокопроизводительного транспортного и манипуляционного оборудования, позволяющего сократить занятость, повысить производительность труда и улучшить технику безопасности;
• спрямление маршрутов продвижения потоков в результате рационализации технологии и реорганизации производства.