Структурный анализ логистических затрат
В. Классификация по основным компонентам логистических процессов
Б. Классификация по местам возникновения затрат
А. Классификация по основным фазам потока
Затраты на фазе процессов закупок (снабжения) | Затраты на фазе производства | Затраты на фазе дистрибуции (сбыта) |
Функциональные ячейки управления | Подразделения, связанные с движением | |||
Отдел снабжения | Отдел сбыта | Отдел транспорта | Складское подразделение | Транспортное подразделение |
Затраты на физическое продвижение материалов | Затраты на запасы | Затраты на информационные процессы | ||||||
Материальные затраты | Нематериальные затраты | Прочие | ||||||
Амортизация | Потребление материалов, топлива и энергии | Сторонние материальные услуги | На оплату | На нема- териальные услуги | Стоимость привлечения стороннего капитала | Денежные выплаты в виде налогов и платежей | издержки, непосредственно отражающиеся на финансовых показателях предприятия | |
Д. Классификация по экономическому содержанию
Стоимость потребленных производственных факторов | Затраты, относимые на чистую продукцию | Затраты, непосредственно формирующие финансовый результат | Упущенная выгода |
Рис. 14.2 Классификация логистических затрат по различным критериям
На рис. 14.2 представлена классификация логистических затрат по различным критериям, а на рис. 14.3 - их взаимосвязи.
Как указывалось выше, каждой логистической операции соответствуют определенные издержки, которые несут конкретные звенья логистической системы. Если звенья ЛС не входят в структуру фирмы-производителя товара, то для нее издержки звенья ЛС-партнеров выступают как плата за их посреднические услуги, т.е. цены (тарифы) за перевозку, погрузку-разгрузку, складирование, хранение, экспедирование и т.п.
В основу классификации издержек может быть положен принцип классификации логистических операции и процессов. Выделение тех или иных издержек или группы издержек зависит от вида ЛС, задач управления и оптимизации в конкретных логистических цепях и каналах. При этом принципиально важным является понятие общих логистических издержек.
Анализ структуры логистических издержек развитых капиталистических стран показывает, что наибольшую долю в них занимают затраты на управление запасами (20—40 %), транспортные расходы (15—35 %), расходы на административно-управленческие функции (9—14 %). За последнее десятилетие заметен рост логистических издержек многих стран на такие комплексные логистические активности, как транспортировка, обработка заказов, информационно-компьютерная поддержка, администрирование.
За рубежом анализ логистических издержек обычно проводится в процентном отношении к ВНП (для страны в целом) или объему продаж ГП фирмы (отрасли). На рис. 14.5 представлены графики, отражающие динамику логистических издержек (общих и на ключевые логистические активности) в экономике США за период с 1980 по 1994 годы. Как видно из графиков, общие логистические издержки достигают очень больших размеров и в среднем за этот период составили около 14 % валового национального продукта (ВНП) США.
14.5. Динамика изменения логистических затрат в экономике США
Целью анализа логистических затрат являются оценка их фактической величины за отчетный период по сравнению с их плановыми показателями и в динамике, выявление резервов экономии затрат и уменьшения себестоимости в расчете на единицу основного вида продукции и определение конкретных мер по использованию этих резервов в текущей деятельности и в перспективе.
На практике любой вид анализа, в том числе, на наш взгляд, и анализ логистических затрат:
- изучает величину совокупных логистических затрат за отчетный период и темпы ее изменения по сравнению с плановыми данными, в динамике и с темпами изменения объема продаж продукции;
- оценивает структуру логистических затрат, удельный вес каждой статьи в их совокупной величине и темпы изменения величины затрат по статьям по сравнению с плановыми данными и в динамике;
- сравнивает фактическую и полную себестоимость; рассчитывает влияние основных факторов на отклонение указанных показателей;
- исследует постоянные и переменные логистические затраты;
- определяет долю непроизводственных затрат и тенденции их изменения по сравнению с данными прошлого периода;
- устанавливает обоснованность выбора базы распределения различных видов затрат.
При анализе отклонений фактической себестоимости от плановой при разных методах калькуляции затрат исчисляют следующие показатели (табл.14.2)
Таблица 14.2