Правовые основы организации регионального управления

 

 

Субъекты РФ самостоятельно в соответствии с Конституцией РФ и общими принципами организации государственной власти, установленными федеральным законом, учреждают систему представительных и исполнительных органов с учетом разграничения полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ. За субъектами РФ закрепляется определенный объем полномочий, которым наделяются их органы государственной власти.

 

При разграничении используется принцип делегирования полномочий, субсидиарности. Высшая инстанция берет на себя те функции, которые не может самостоятельно выполнять низшая. В свою очередь, субъекты РФ делегируют на более высокий уровень те функции, которые не могут выполнять самостоятельно.

 

Статья 11 Конституции РФ гласит, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

 

Договоры между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта РФ являются правовой формой разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными и региональными органами власти. При Президенте РФ образована Комиссия по вопросам федеративных отношений и местного самоуправления, с 1998 г. действует Положение «Об обеспечении контроля за соблюдением соглашений о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации».

Статья 26.7 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» закрепляет, что заключение договоров о разграничении полномочий допускается только в случае, если это обусловлено экономическими, географическими и иными особенностями субъекта Российской Федерации. Сторонами договора являются федеральные органы государственной власти и уполномоченные законом субъекта РФ органы государственной власти субъектов РФ. В договоре устанавливается перечень полномочий обеих сторон, разграничение которых производится иначе, чем установлено законами. Языком договора о разграничении полномочий является русский язык. По договоренности сторон договор о разграничении полномочий может быть составлен и подписан на русском языке и государственном языке республики в составе Российской Федерации. Порядок подготовки и предварительного согласования проекта договора о разграничении полномочий федеральными органами государственной власти определяется Президентом Российской Федерации.

Проект договора представляется высшим должностным лицом субъекта РФ в законодательный (представительный) орган субъекта для одобрения или отклонения (одобрение или отклонение требует большинства голосов от числа депутатов). Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации сообщает о результатах рассмотрения проекта договора о разграничении полномочий в законодательном органе субъекта Президенту Российской Федерации.

Договор подписывается Президентом РФ и высшим должностным лицом субъекта РФ. Президент РФ вносит затем проект федерального закона об утверждении договора в Госдуму. Утвержденный договор действует не более 10 лет.

В договоре конкретизируются предметы совместного ведения. Договоры служат механизмом выравнивания и отстаивания интересов, прав и обязанностей субъектов РФ.

Соглашение о передаче федеральными органами исполнительной власти части полномочий органам исполнительной власти субъекта РФ и передаче органами исполнительной власти субъекта РФ части полномочий федеральным органам исполнительной власти подписывается руководителем федерального органа исполнительной власти и высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. Соглашения считаются заключенными и вступают в силу после их утверждения постановлениями Правительства Российской Федерации и официального опубликования в установленном порядке.

В соглашении определяются условия и порядок передачи осуществления части полномочий, в том числе порядок их финансирования, срок действия соглашения, ответственность сторон соглашения, основания и порядок его досрочного расторжения, иные вопросы, связанные с исполнением положений соглашения.

Напомним, что первый российский президент Б. Ельцин заключил договоры о разграничении полномочий с 46 регионами, но после избрания на этот пост Владимира Путина такая практика была прекращена. С декабря 2001 г. по апрель 2002 г. 28 соглашений с регионами были аннулированы. В 2003 г. поправки в Закон «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» прекратили действие всех ранее заключенных договоров. Новые теперь должны утверждаться федеральными законами. Так, с Республикой Татарстан был заключен первый договор о разграничении полномочий между центром и регионом. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральным центром и Татарстаном был принят Государственной Думой 4 июля 2007 г. и одобрен Советом Федерации 11 июля 2007 г. после предварительного одобрения Госсоветом Татарстана. В настоящий момент это единственная практика существования подобного договора. Свои проекты договоров представляли Чечня и Башкортостан, но они так и не были утверждены.

Полномочия центра в регионах выполняют полномочные представители Президента РФ в федеральных округах, федеральные министерства и ведомства, их территориальные органы на местах. Так, полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе координирует работу территориальных органов, что исключает необходимость частого обращения в центр при решении региональных вопросов.

 

Правительство РФ возглавляет единую систему исполнительной власти Российской Федерации, образуемую федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, и обеспечивает осуществление полномочий федеральной государственной власти на территории РФ, сочетание интересов Российской Федерации и субъектов РФ в системе исполнительной власти. По предметам ведения Российской Федерации и полномочиям Российской Федерации по предметам совместного ведения с субъектами РФ главы администраций подчиняются Президенту и Правительству РФ. Контроль за осуществлением полномочий глав администраций осуществляется Председателем Правительства РФ. В целях улучшения взаимодействия Правительства РФ с органами государственной власти субъектов РФ, повышения оперативности решений в заседаниях Правительства РФ по вопросам, затрагивающим интересы субъектов РФ, участвуют их руководители. На заседание Правительства РФ по итогам года приглашаются главы всех субъектов РФ. Председатель Правительства РФ ежеквартально проводит рабочие совещания по актуальным вопросам с руководителями органов государственной власти субъектов РФ, еженедельно встречается с руководителями органов государственной власти субъектов РФ в соответствии с утверждаемым графиком.