ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ ПРОДУКТИВНОЙ РЕЧИ

II. Этапы формирования грамматических навыков

Грамматические навыки говорения

Овладение грамматическим материалом проходит сложный путь отпервичного предъявления языковой единицы до ее использования вречи; на этом пути происходит становление грамматических навыков, которые складываются из системы последовательно формируемых действий. Репродуктивные грамматические навыки, т.е, которые обслуживают устную речь , охватывают следующую группу действий по конструированию и оформлению фразы:

- выбор модели;

- выбор словоформы;

- образование сочетания слов;

- расстановку слов в предложении.

2) Навыки письма на ИЯ на грамматич. уровне включают те же операции, что и продуктивные грамматич. навыки говорения. Но при письме эти операции реализуются с помощью граф. кода языка.

3) Грамматические навыки аудирования представляют собой действия по восприятию, опознанию, осмыслению и пониманию грамматического содержания структуры предложения, cловоформы, передаваемого звуковым кодом языка ( Мусницкая Е.В.,с.55).Эти действия включают следующие операции непосредственного узнавания и понимания грамматического материала на слух:

- вычленение из речевого потока осмысленных звуковых комплексов, их сличение с эталоном, хранящимся в долговременной памяти;

- мгновенное соотнесение выделенных единиц восприятия с определенным смысловым значением ( Калмыкова Е.И., с.35-49).

4) Грамматические навыки чтения - совокупность рецептивных действий и операций по сопоставлению воспринятого с реально существующим или воображаемым эталоном ( М.-Б. Р.К.). ГНЧ - это автоматизмы узнавания и соотнесения со значением словоформ и их сочетаний, оперирование ими для извлечения смысла из высказывания , переданного с помощью графич. кода языка.

В своем формировании и развитии Г.н. проходит ряд стадий:

1)восприятие модели;

2)имитация модели (действие по аналогии);

3)подстановка (увеличивается способность к репродукции на основе аналогии );

4)трансформация;

5) репродукция;

6) комбинирование ( перенос модели на модели) . Последние две стадии являются переходными от навыка к умениям.

 

Следует проводить поэтапно с учетом условий функционированияграмматических структур в речи. Целесообразно выделить три основных этапа в формировании ГН в продуктивной речи:

1) ознакомление и первичное закрепление

2) тренировка

3) применение

1) ознакомление и первичное закрепление грамматического материала

Целью данного этапа яв-ся создание ориентировочной основы грамматич. действия для последующего формирования навыка в различных ситуациях общения. На этом этапе необходимо раскрыть значение, формообразование и употребление грамм. ст-ры, обеспечить контроль ее понимания уч-ся и первичное закрепление.

Ознакомление с новым ГМ для продуктивного усвоения чаще всего осущест-ся в учебно-речевых ситуациях, предъявляемых устно или в чтении , под руководством учителя ( школа, начал. этап в вузе) или самостоятельно ( продвинутый этап в вузе).