Положительные стороны рынка.

Рынок потребительских товаров.

1. Определение рынка, функции и структура рынка.

2. Положительные и отрицательные стороны рынка.

3. Емкость рынка и его коньюктура.

4. Инфраструктура рынка

5. Три модели рынка и виды конкуренции.

 

1.

Рыночная экономика эта такая форма организации хозяйства, при которой производители и потребители взаимодействуют посредством рынка, отвечая на вопрос что? как? и для кого производить с помощью системы цен, прибыли и убытков, спроса и предложения.

В житейском смысле рынок это место где совершаются сделки купли продажи.

В научно практическом смысле рынок это механизм реализации рыночной экономики, обладающий следующими признаками:

-свободный выбор партнеров по коммерческим и производственным связям

-конкуренция между участниками рынка

-для любого рынка характерно добровольность, эквивалентность, свободный обмен информации

 

Основные функции рынка:

1) Информационная – заключается в том что через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредиты рынок дает участникам производства объективную информацию о структуре ассортимента и качестве товаров и услуг, которые поступают на рынок.

2) Ценообразующая – на рынок поступают продукты и услуги содержащие неодинаковое количество материальных и трудовых затрат. Рынок формирует общественную стоимость, четко реагирующую на изменение в производстве, потребностях, коньюктуре.

3) Регулирующая – связана с воздействием рынка на все сферы экономики и прежде всего на производство т.к. рынок дает ответ на вопрос: что производить, для кого, и каким образом. Важную роль здесь играет соотношение спроса и предложения что может показать только рынок.

4) Санирующая – рыночной системе присуще социальное расслоение, беспощадность к слабым ее участникам, с помощью конкуренции рынок очищается от неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц.

5) Дифференцирующая – рынок расслаивает и дифференцирует товаропроизводитель. Экономисты определили жизненный цикл малых предприятий около 6 лет т.к. из трех начинающих, как правило, остается один, а двое разоряются.

 

А также к основным функциям рынка относятся:

- последовательное сбалансирование предложение и спроса по объему и структуре

- установление равновесной цены, то есть цены предложения на уровне, отражающего общественную значимость

- создание предпосылок через конкурентную среду для постоянного стремления субъектов рынка к повышению экономической эффективности их деятельности

 

 

2.

В процессе функционирования рынка проявляются его положительные и отрицательные стороны.

+:

- распределение ресурсов через объективные механизмы соотношения спроса и предложения

- повышение качества эффективности производства конкурентоспособности и снижение издержек производства

- поворот экономики к потребителю, т.е. новые товары, новые технологии, на лицо НТП.

- свобода выбора производителей и потребителей

 

-:

- рынок не имеет механизма сохранения невоспроизводимых ресурсов окружающей среды, в настоящее время остро стоят экологические вопросы, наблюдаются превышения опасных веществ в воде и воздухе

- рынок не стимулирует в должной мере проведение научно исследовательских работ так как они требуют значительных капитальных вложений на длительный срок и не дают гарантии положительных результатов, например в 2006 года отчисления на научно исследовательские работы составили 58 % от финансирования 1985 года.

- рынок в нынешнем виде не создает стимула для развития товаров и услуг коллективного пользования: дорог, дамб, общественного транспорта, сферы образования и здравоохранения

- рынок не обеспечивает защиту прав человека на труд, охрану здоровья, получение образования для каждого члена общества

- рыночные механизмы не могут решать краткосрочные проблемы в чрезвычайных ситуациях

 

 

3.

Предприниматели интересуют рынок по двум соображениям:

- его интересует положение товара, который он уже производит и та ситуация, которая складывается на рынке вокруг его товара

- возможности для расширения своей доли рынка за счет увеличения рыночных поставок товара или начала производства нового товара, в котором ощущается потребность на этом рынке

Емкость рынка это показатель, характеризующий какое количество продукции в натуральном или денежном выражении можно продать за определенный срок на конкретном рынке. Емкость рынка бывает потенциальная т.е. предположительной или возможной объем сбыта продукции за определенный период и реальная емкость, определяется по формуле: Е = О + П + И – Э

О - остаток товара предыдущего периода

П - произведено товаров в анализируемый период

И - количество импортных товаров поступивших на рынок за анализируемый период

Э - количество товаров отправленных на экспорт

 

Коньюнктура рынка это состояние рынка характеризующие соотношение спроса и предложения на товары, услуги и другие работы.

 

4.

Инфраструктура рынка представляет собой совокупность организационно правовых форм и субъектов этого рынка.

Организационно правовые формы - кредитная эмиссионная, налоговая, таможенная системы, система коммуникаций, система страхования и др.

Субъекты рынка это предприятия торговой рыночной торговли и общественного питания, (ярмарки, аукционы, выставки, различного рода биржи)

Инфраструктурные элементы товарного рынка

Структура бирж Посреднические организаторы Социально институты Кредитно – финансовая инфраструктура Коммуникационная инфраструктура
1. Товарная Ярмарки Государственные и не государственные центры занятости, биржи труда, система подготовки и переподготовки кадров, профессиональные союзы трудящихся Коммерческие банки, страховые компании пенсионные фонды и т.д. Связь, транспорт, рекламные агентства, аудиторские фирмы, многочисленные средства массовой информации (радио, телевидение) консалтинговые фирмы, коммерческие центы, маркетинговые службы.
2. Фондовая Выставки      
3. Валютная Аукционы, тендеры, торгово промышленные палаты      
4. Сырьевая Конкурсы      
Структура торговых домов        
1. Универсальные        
2. Специализированные        
Предприятия торговли        
1. Оптовые        
2. Оптово – розничные        
3. Розничные        

5.

 

Российские и зарубежные исследователи рынка сформировали несколько моделей современной рыночной экономики. Мы выберем 3 основных::

- либеральная (американская)

- социально – ориентированная (германская)

- социально – демократическая (шведская)

Для либеральной возникшей в США в начале 20 вв. характерно:

- абсолютно доминирующая частная собственность,

- максимальная свобода субъектов рынка, обеспеченная законодательством и огражденная от вмешательства государства

- государственное регулирование ограничено главным образом рамками макроэкономических процессов

- большинство проблем жизнеобеспечения населения решается без участия государства

- доля государственного ВВП и государственной инвестиции на социальные нужды населения не велики, порядка 15%

 

Социально ориентированная – сложившаяся в Германии после 2ой мировой войны. Характерные черты:

- смешанная экономика основанная на участие в ней частного и государственного сектора хозяйства

- государственное регулирование не только макроэкономических процессов но и отдельных сфер хозяйствующих объектов через кредитно денежную, а не бюджетно - финансовую политику

- социальная ориентация экономики, обеспечение со стороны государства гарантий определенного уровня в жилье, услугах здравоохранения, образовании и культуре

- большее чем в американской модели доля госбюджета в ВВП

 

Социально демократическаямодель функционирующая прежде всего в Швеции, ее основные черты совпадают с социально ориентированной моделью, но имеют свое отличие:

- проводится социальная политика целей наименьшей дифференциации уровня доходов населения

- развитие производственной демократии

- ориентация в политике занятости на минимальную безработицу

Хозяйственный механизм рыночной экономики состоит из трех элементов:

-предложение

-спрос

-цена

Имеется четвертый элемент, который называют катализатором рыночных процессов, это конкуренция. Сущность конкуренции проявляется в свободе выбора экономических решений участниками рынка.

Предпосылки развития конкуренции:

- наличие достаточно большого числа независимо действующих продавцов и покупателей

- отсутствие преград - экономических, юридических, политических, для мобильности ресурсов материальных, финансовых, трудовых.

- доступность информации о предложении, спросе, ценах, нормах прибыли

Различают совершенную свободную и несовершенную конкуренцию.

Для первой характерно неограниченное количество участников, абсолютная мобильность, мобильность финансовых материальных, трудовых и прочих ресурсов, свобода принятия решения каждым участником конкуренции.

Несовершенная конкуренция предполагает чистую монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию

Характерный признак Свободная конкуренция Чистая монополия Монополистическая конкуренция Олигополия
Число фирм Очень большое Одна Много фирм Несколько
Тип продукта Стандартизированный Уникальный дифференцированный Стандартизированный или дифференцируемый
Контроль над ценой Отсутствует Значительный Некоторый в довольно узких рамках Ограниченный или значительный при тайном сговоре
Условия вступления в отрасль Очень легкие Блокированы Сравнительно легкие Существенные трудности
Неценовая конкуренция Отсутствует Почти нет Характеризуется особым вниманием к качеству, рекламе, торговым знакам, и т.д. Отсутствует

 

Лекция 4.

Определение целей задач коммерческой деятельности:

1. Цели задачи, принципы, функции

2. Предмет коммерческая деятельность и его связь с другими дисциплинами

 

1.

Цель коммерческой деятельности – достижение успеха промышленными и торговыми предприятиями то есть получение прибыли которая может быть достигнута только при полном и качественном удовлетворении многочисленных потребностей покупателей.

Задачи коммерческой деятельности:

- совершенствование работы по изучению коньюнктуры рынка (основная задача)

- формирование взаимовыгодных отношений с партнерами (поставщиками, посредниками, показателями) установление длительных хозяйственных связей

- усиление роли договоров и укрепление договорной дисциплины

- повышение эффективности коммерческой деятельности за счет автоматизации как операции в целом, так и отдельных элементов

Принципы коммерческой деятельности:

- неразрывная связь коммерции с маркетингом

- Гибкость коммерции, ее направленность на учет постоянно меняющихся требований рынка

- умение предвидеть коммерческие риски, т.е. возможные убытки и принимать эффективные коммерческие решения позволяющие получать прибыль

- выделение приоритетов

- проявление личной инициативы

- высокая ответственность за выполнение принятых обязательств по сделкам купли продажи

- соблюдение законодательства

- высокая культура обслуживания

 

Коммерция выполняет функции, определенные ее сущностью то есть формы товарного обращения, процессам купли продажи:

-реализация произведенной или закупленной товарной продукции

-доведение предметов потребления до потребителей

-поддержание баланса между предложением и спросом с одновременным воздействием на производство как в части объема так и ассортимента выпускаемой продукции

-сокращение издержек обращения в сфере потребления (затраты покупателей на приобретение товаров) путем совершенствования технологий и продаж, расширения информационных услуг, применение рекламы и других способов

-маркетинг, разработка товара, рыночные исследования, распределение товара, определение цены и создание служб сервиса

-передача прав собственности на товар от продавца к покупателю

 

Факторы, оказывающие влияние на коммерческую деятельность предприятия, фирмы, организации:

-субъекты рынка т.е. лица выполняющие предпринимательскую деятельность, принимающие коммерческие решения, а также их профессионализм.

-объекты это товары и услуги представленные на рынке

-уровень конкуренции (торговое предприятие работающее на потребительском рынке, представляющее на нем свои товары, обеспечивает покупателей необходимой информацией: характеристики товаров, их надежность, гарантийные сроки, цены, условие продажи и т.д.)

-наличие развитых информационных систем (с рынка предприятие получает обратную информацию: данные о товарах, потребителях и их финансовых возможностях, объемах и темпах продаж товара)

-внешнее и внутренняя среда предприятия (основу внешней среды в пределах деятельности предприятия составляют экономические тенденции, социальная среда, покупатели и поставщики товаров, конкуренты, банки, контрольные службы, биржи, ярмарки, действующие законодательные акты, это те факторы на которое предприятие повлиять не может, их предприятие должно учитывать в своей деятельности; внутреннюю среду торгового предприятия представляют производственные, технические, экономические, финансовые и кадровые ресурсы предприятия, функциональные службы, торгово технологические процессы, складское хозяйство, информационно компьютерное обеспечение)

 

Таким образом коммерческая деятельность представляет собой совокупность последовательно выполняемых торгово - организационных операций которые имеют цель получение прибыли, решают поставленные задачи, выполняют определенные функции и учитывает факторы внешней и внутренней среды.

 

2.

Межпредметные связи в коммерческой деятельности:

-изучение дисциплины коммерческая деятельность базируется на естественно научных, обще профессиональных дисциплинах: математика, экономическая теория, мировая экономика, социология, философия, бухгалтерский учет, экономика предприятия, анализ хозяйственной деятельности.

- на коммерческую деятельность опираются предметы: рекламная деятельность, маркетинговые исследования, управление маркетингом, пиар.

 

 

Лекция 5.