Введение

К.менедж.26.11.2012.27.11.2012 Информ. 3.2. Содержание целей воспитания и обучения в современной школе

Процессы информатизации и научно-технического прогресса в обществе, переживающего период перехода от тоталитаризма к плюрализму и рыночной экономике, вызывают соответствующие изменения во всей системе образования. Во второй половине восьмидесятых годов XX в. начала изменяться парадигма общественного сознания: происходит перенос акцентов с классового подхода в формировании личности (классовая борьба, воинствующий атеизм, коммунизм) к общечеловеческим ценностям (гуманизм, демократия, свобода, мир и др.). Встают глобальные образовательные задачи – формирование универсальной системы основополагающих человеческих ценностей, связанных с миром, правами человека и демократией. Происходит обновление целей образования с ориентацией на развитие личности на основе общечеловеческих, гуманистических ценностей. Становление и эффективное развитие личности составляют главную функцию системы образования и воспитания в обществе. Образовательные стандарты, планы, учебные программы и учебники, определяющие содержание обучения, должны включать в себя не только информацию, но и основываться на общечеловеческих, вечных, непреходящих ценностях, а также на способах оценки, выбора и принятия их личностью как собственной ценностной системы.

Общая цель общеобразовательной средней школы состоит в воспитании гражданина, обеспокоенного судьбой страны, ориентированного на прогресс общества и общечеловеческие ценности, непрерывное самообразование и саморазвитие. Это означает: 1) в центр учебно-воспитательного процесса должна быть поставлена личность с ее интересами, потребностями и возможностями; 2) содержание и технологии обучения и воспитания должны способствовать принятию и освоению учащимися ценностей и нравственно-правовых норм; 3).овладению ими не только системой «готовых» знаний, но и способами мышления и деятельности; 4)формированию у школьников охранно-созидательных отношений к окружающему миру, готовности жить и работать в быстро меняющемся мире.

Усиление личностного аспекта в формировании целей образования определяет постановку следующих конкретных образовательных задач: 1.Разработка и реализация многовариантных моделей школы; 2.Личностно-ориентированных (развивающих) технологий обучения и воспитания; 3.Создание условий по предоставлению школе широких полномочий и прав на творческий поиск и образовательный выбор (методов и форм обучения, учебных программ и учебников, видов дифференциации обучения и др.), экономическую свободу.

Цели воспитания определяются общечеловеческим идеалом личности (см. таблицу 11)1. Цель воспитания в нашу эпоху носит общечеловеческий, гуманистический характер, дополняясь национальными чертами и особенностями. Действительно, мир един по цели существования – сохранения жизни на земле, мирного сосуществования государств, установления взаимопонимания и сотрудничества между странами, народами и отдельными людьми. Так возникает идеал личности для всех социальных систем или социальный идеал цивилизации – это Человек, Гражданин, Профессионал, обеспокоенный судьбой планеты, гуманист, борец за социальную справедливость. В то же время он должен быть интеллектуальной, творческой личностью, сохранять благородные свойства своего пола – мужчины или женщины.

Социальный идеал цивилизации и общественный идеал конкретного общества и государства определяют цель воспитания, направленность образования, типы и структуры учреждений образования. Совокупность интегративных качеств личности (см. таблицу 12) и образует идеал человека, который выступает как цель воспитанияв обществе.В таблице представлена программа формирования общечеловеческих интегративных качеств личности. Качество личности – это устойчивое образование в духовном мире человека, которое определяет образ его мыслей, характер отношений, стиль деятельности и культуру поведения. Можно заключить, что качество личности – это синтез мотива и способа деятельности, средство сознания и поведения. В данной таблице познание включает в себя интеллектуальные качества личности, поведение – нравственные, а их связь определяется эмоционально-волевыми качествами. Достижение воспитательной цели через формирование у школьников прогнозируемых личностных качеств, соответствующих его возрастному периоду, соответствует личностному подходу к воспитанию.

Теоретический анализ работ по возрастной физиологии и психологии показал, что организация воспитания учащихся на основе личностного подхода и формирование указанных личностных качеств в школьные годы является благоприятной основой для возрастного, полового и индивидуального развития воспитанников. Подчеркнем, что личностный подход в воспитании детей и подростков является ведущим по отношению к дифференцированному и индивидуальному. Это соответствует философской концепции взаимосвязи общего, типичного и конкретного при анализе всех явлений реального мира.

Вопросы к зачету:

1. Объект, предмет, основные категории педагогики.

2. Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками.

3. Общекультурное значение педагогики.

4. Основные методологические принципы педагогики.

5. Методы педагогического исследования.

6. Понятие цели воспитания. Иерархия воспитательных целей.

7. Содержание целей и задач воспитания в современной школе.

8. Основные направления воспитательной деятельности в современной школе.

9. Понятие о личности. Парадигмы развития личности.

10. Периодизация психического развития личности. Характеристика психических познавательных процессов личности.

11. Деятельность как фактор развития личности. Ведущий тип деятельности. Сущность учебной деятельности как средства развития личности ученика.

12. Понятие о системе образования. Настоящая и перспективная структуры системы образования в Республике Беларусь.

13. Анализ состояния системы образования в современных условиях.

14. Основы новой образовательной парадигмы.

15. Принципы реформирования средней общеобразовательной школы.

16. Общее понятие дидактики, ее предмет, основные категории.

17. Основные дидактические концепции.

18. Развитие современной дидактической системы.

19. Инновационность обучения и его необходимость. Технологический и поисковый подходы к процессу обучения.

20. Виды учебной деятельности ученика и педагога в условиях традиционного и инновационного типов обучения.

21. Понятие содержания образования, его сущность. Концепция образования по И.Я. Лернеру, В.В. Краевскому, М.Н. Скаткину.

22. Теории образования. Основные направления обновления содержания школьного образования.

23. Сущность процесса обучения.

24. Структура процесса обучения.

25. ---Процесс усвоения знаний: психологический аспект.

26. Современные дидактические принципы высшей и средней школы.

27. Понятие и сущность методов, приемов и средств обучения.

28. Классификации методов обучения.

29. Классификация методов обучения (по Лернеру-Скаткину).

30. Активные методы и формы обучения.

31. Понятие о формах организации обучения. Организационные формы процесса обучения.

32. Урок – основная форма организации текущей учебной работы.

33. Внеурочные формы организации текущей учебной работы.

34. Из истории становления понятия педагогической технологии.

35. Некоторые классификации педагогических технологий.

36. Определение сущности и основные понятия проблемного обучения.

37. Формы методы и технология проблемного обучения.

38. Теоретические основы развивающего обучения (определение, цели, сущность, структура, содержание).

39. Методы и технологические основы развивающего обучения. Урок в системе развивающего обучения.

40. Сущность личностно-ориентированного образования школьников.

41. Технологии личностно-ориентированного обучения и воспитания в школе.

 

 


* Таблицы заимствованы из методических указаний: Буткевич В.В., Гавриловец К.В. Таблицы с методическими указаниями по истории педагогики. История школы и педагогики за рубежом. – Мн., 1987.

* Синергетика – научное направление, изучающее связи между элементами структуры, которые образуются в открытых системах благодаря стабильным факторам и хаосу.

* Диверсификация – от латинского слова изменение, разнообразие.

* Квалиметрия – отрасль науки, изучающая и реализующая методы количественной оценки качественных результатов (например, измерить умственное развитие или нравственную воспитанность личности).

* Парадигма педагогическая – (греч. Paradeigma – пример, образец) – совокупность научно-теоретических, методологических и иных установок, принятых научным педагогическим сообществом на определенном этапе развития педагогической науки и практики, которыми руководствуются в качестве образца (модели, стандарта) при решении педагогических проблем.

* Антропология – 1) наука о происхождении и эволюции человека; 2) изучение физиологических, биохимических, генетических, социальных, педагогических факторов, влияющих на развитие человека.

1 Таблицы 11,12 разработаны А.И. Кочетовым

 

Теория теплообмена - это наука о процессах переноса теплоты в пространстве. Явления теплообмена наблюдаются в телах или системах тел с неодинаковой температурой. Любой процесс переноса теплоты в пространстве называют теплообменом. Теплообмен осуществляется тре­мя основными способами: теплопроводностью, конвекцией и тепловым излучением.

Теплопроводность (или кондукция) представляет собой перенос теплоты структурными частицами вещества – молекулами, атомами, свободными электронами, т.е. обусловлена движением микро­частиц тела. Теплопроводность может иметь место в любых телах с неоднородным распределением температуры, но механизм переноса те­плоты зависит от агрегатного состояния тела. В газах перенос энергии теплопроводностью осуществляется путем диффузии молекул и ато­мов, в жидкостях и твердых телах - диэлектриках - путем других волн, в металлах перенос энергии осуществляется путем диффузии свободных электронов. Следует отметить, что в жидкостях и газах чис­тая теплопроводность может быть реализована при выполнении условий, исключающих перенос теплоты конвекцией. Теплопроводность в чистом виде большей частью имеет место лишь в твердых телах.

Конвекция возможна только в текучей среде. Под кон­векцией теплотыпонимают процесс ее переноса при пере­мещении микрочастиц жидкости или газа, в пространстве, из области с одной температурой в область с другой температурой. При этом пере­нос теплоты неразрывно связан с переносом самой среды.

Тепловое излучение (или радиационный теплообмен) - это процесс распространения теплоты с помощью электромаг­нитных волн. Теплообмен излучением состоит из испускания энергии излучения телом, распространения ее в пространстве между телами и поглощения ее другими телами. В процессе испускания внутренняя энергия излучающего тела превращается в энергию электромагнитных волн. Тела, расположенные на пути распространения энергии излу­чения, поглощают часть падающих на них электромагнитных волн, и таким образом энергия излучения превращается во внутреннюю энергию поглощающего тела.

В природе и технике элементарные процессы распространения теп­лоты - теплопроводность, конвекция и тепловое излучение - очень часто происходят совместно.

Конвекция теплоты в жидкостях и газах всегда сопровождается теплопроводностью в них.

Совместный процесс переноса теплоты конвекцией и теплопроводностью в жидкостях и газах называется конвективным теплообменом. Конвективный теплообмен внутри потока жидкости или газа представляет косвенный интерес.

В инженерных расчетах чаще определяют конвективный теплообмен между потоками жидкости или газа и поверхностью твердого тела.

Конвективный теплообмен между потоком жидкости или газа и по­верхностью твердого тела называют конвективной теп­лоотдачей или просто теплоотдачей.

Процессы теплопроводности и конвективного теплообмена могут сопровождаться тепловым излучением. Совместный перенос теплоты излучением и теплопроводностью называют радиационно-кондуктивным теп­лообменом. Если перенос теплоты осуществляется дополнительно и конвекцией, то такой процесс называет радиационно-конвективным тепло­обменом. Иногда радиационно-кондуктивный и радиационно-конвективный перенос теплоты называют сложным теплообменом.

В технике и в быту часто происходят процессы теплообмена меж­ду жидкостями или газами, разделенными твердой стенкой.

Процесс передачи теплоты от горячей жидкости или газа к холодной жидкости или газу через разделяющую их стенку называется теплопередачей. При этом перенос теплоты от горяче­го теплоносителя к стенке и от стенки к холодному теплоносителю может иметь характер теплоотдачи или радиационно-конвективного теплообмена. Перенос теплоты через стенку осуществляется теплопроводностью.