Предметом педагогики является педагогический процесс, обеспечивающий развитие человека на протяжении всей его жизни.
Объект, предмет педагогической науки.
Процесс передачи культурно-исторического опыта стал необходимым и целенаправленным. Он осуществляется в ходе взаимодействия старшего с младшим, более опытного с менее опытным, обучающего с обучаемым. Это взаимодействие получило название педагогический процесс. Сегодня это понятие признается ключевым в педагогике.
Педагогический процесс – специально организованное взаимодействие обучающего и обучаемого (старшего и младшего, более опытного и менее опытного) в целях передачи-освоения культурно-исторического опыта (производственного, научного, коммуникативного, культурного), необходимого человеку для самостоятельной жизни и труда в обществе.
Объектомпедагогики выступает человек, развивающийся посредством специально организованного процесса воспитания.
Подчеркивая технологическую сущность педагогики, можно следующим образом сформулировать ее предмет: пути и средства передачи-получения человеком культурно-исторического опыта и приобщения к общекультурным ценностям с учетом его индивидуально-возрастных особенностей.
Таким образом, педагогика – это наука, которая изучает сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. Педагогика – наука о 1) путях, способах, методах саморазвития личности; 2) способах и технологиях косвенного управления развитием личности посредством технолого-прогнозируемых воздействий, направленных на личность.
В процессе функционирования государства и общества, в жизнедеятельности социума, семьи, человека объективно существует то, что оказывает на них влияние и способствует их воспитанию, обучению, развитию – это происходящие педагогические явления, образующие в своей совокупности педагогическую действительность. Педагогическая действительностьи выступает предметом современной педагогической науки. По форме существования педагогические явления выступают в виде педагогических закономерностей, педагогических факторов и педагогических механизмов образования, воспитания; обучения и развития личности, общественного сознания, общества в целом.
Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сформулировать иначе объект и предмет педагогики. Объектом современной педагогики выступают реальности (явления, процессы, факторы) функционирования и жизнедеятельности государства и общества, их структур и учреждений, социума, семьи и каждого человека, которые оказывают влияние на образованность, воспитанность, обученность и развитость граждан, а также обеспечивают их самосовершенствование и самореализацию, утверждение в обществе идеалов гуманизма, демократии, морали, культуры и права. Предметом педагогики как науки выступают педагогические явления, которые протекают в процессах функционирования и жизнедеятельности государства и общества, всех их сфер и структур, культурно-просветительных и образовательных учреждений, людей, их семей и существуют в виде педагогических закономерностей, факторов, механизмов образования, воспитания, обучения и развития личности.
1.3. Основные категории педагогики: воспитание, обучение,
образование, развитие.
Категория «воспитание» - одна из самых основных в педагогике.
Воспитание в широком социальном смысле определяют как социальное явление, понимаемое как воздействие на личность и общество в целом.
Воспитание как социальное явление – это передача культурно-исторического опыта подрастающему поколению с целью подготовки его к самостоятельной общественной жизни и производственному труду.
При этом воспитатель:
1) передает воспитаннику опыт, накопленный человечеством, приобщает его к общечеловеческим ценностям;
2) вводит в мир культуры, формирует мировоззрение, отношения (к себе, окружающему миру, труду и т.п.);
3) стимулирует к самовоспитанию;
4) формирует способы поведения, коммуникативные умения, направленные на продуктивное общение, разрешение конфликтов и трудных жизненных ситуаций.
В свою очередь воспитанник:
1) овладевает опытом человеческих отношений и основами культуры;
2) работает над собой (самовоспитание, самообразование);
3) обучается способам общения и манерам поведения.
Воспитание рассматривают в узком смысле как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в более локальном значении как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание отдельных черт характера, познавательной активности и т.п.). Таким образом, воспитание – целенаправленное формирование личности на основе развития у нее: 1) определенных отношений к предметам, явлениям окружающей жизни; 2) мировоззрения; 3) форм поведения (как проявление отношений и мировоззрения). Можно выделить виды воспитания: умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое и др.
Развитиекаждого человека общество обеспечивает через воспитание, передавая опыт свой собственный и предшествующих поколений.
Развитие это объективный процесс внутреннего, последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека. Можно выделить физическое, психическое, социальное, духовное развитие. Развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов.
Еще одна важнейшая категория педагогики – «обучение»- понимается как процесс целенаправленного взаимодействия педагога и обучаемого или обучаемых (учителя и учащихся, преподавателя и студентов или слушателей), в результате которого обеспечивается развитие ученика (студента, слушателя).
При этом учитель:
1) преподает, т.е. целенаправленно передает знания, жизненный опыт, способы деятельности, основы культуры и научного знания;
2) руководит процессом освоения знаний, навыков и умений; опытом творческой деятельности;
3) создает условия для развития личности учащихся (памяти, внимания, мышления).
В свою очередь ученик:
1) учится, т.е. овладевает информацией и выполняет учебные задания (с помощью учителя, в группе, самостоятельно);
2) самостоятельно наблюдает и совершает мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация и др.);
3) проявляет инициативу в поисках новых знаний, дополнительных источников информации (справочник, учебник, Internet), занимается самообразованием.
Следующая категория педагогики – «образование» - понимается как:
1) ценность развивающегося человека и общества; средство развития личности, общественного сознания и общества в целом;
2) процесс обучения и воспитания человека;
3) результат процесса обучения;
4) система.
Образование в буквальном смысле означает создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью. Поэтому образование трактуют как процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, способов творческой деятельности, отношений.
|
обеспечивают
| |||
| |||
|