Менедж. 16.10.2012 ИП, 10.10.12.СП,ДДП. 05.10.2012ГМУ
К. Юр.
Таблица 9.
Таблица 6.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЖАН-ЖАКА РУССО (1712 – 1778)
- ФРАНЦУЗСКИЙ МЫСЛИТЕЛЬ И ПЕДАГОГ
Цель воспитания – подготовка к жизни в обществе.
1. Отвергал общественные устои феодализма и современную ему систему семейного и общественного воспитания.
2. Считал необходимым такое государство, где все работают, где нет ни богатых, ни бедных, все дети получают одинаковое воспитание.
3. Отрицал официальную религию: каждый свободен верить по-своему.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 7.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ИОГАННА ГЕНРИХА ПЕСТАЛОЦЦИ
(1746 – 1827) ШВЕЙЦАРСКИЙ ПЕДАГОГ-ДЕМОКРАТ
Цель воспитания : “Общее развитие … внутренних сил человеческой природы до степени истинной человеческой мудрости”; “Целостное развитие всех задатков нашей природы, так как лишь только при этом условии может быть достигнуто облагораживание человека”.
Задачи воспитания:
- содействовать развитию умственных сил человека, способности к логическому мышлению;
- воспитывать деятельную любовь к людям;
- развивать природные физические силы человека;
- вооружить культурой ручного труда, разнообразными навыками, которые понадобятся в предстоящей профессиональной деятельности.
| |||||||
| |||||||
| |||||||
| |||||||
|
|
| |||
| |||
Таблица 8.
2к.Менедж.Педагогическое учение Адольфа Дистервега
(1790 – 1866) – немецкого педагога-демократа.
кккккккккккккккккккккк
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ИОГАННА ГЕРБАРТА
|
| |||||||
| |||||||
| |||||||
Ступени обучения | Психологическое состояние | Методы |
1.Ясность. Углубление в знания в состоянии покоя | Внимание | Рассказ учителя, показ нового материала. |
2.Ассоциация. Углубление в знания в состоянии движения. | Ожидание | Беседа |
3.Система. Осмысливание в состоянии покоя. Ученик приводит полученные знания в систему, делает выводы. | Мыслительный поиск | Выводы, обобщение, определения, формулы |
4.Метод. Осмысление в состоянии движения. | Действие | Применение правил на практике (решение задач, упражнений и т.д.) |
СХЕМА ОБУЧЕНИЯ
|
Немецкий педагог-демократ А.Дистервег (1790 – 1866), будучи последователем идей И.Г.Песталоцци, опубликовал ряд трудов по педагогике, в которых раскрыл сущность процесса обучения; издал учебники по математике, естествознанию, немецкому языку и другим предметам.
Из зарубежных педагогов новейшего времени в нашей стране хорошо известен польский писатель, врач, педагог Я.Корчак (настоящее имя – Г.Гольдшмит, 1878 – 1942), который утверждал и реализовывал гуманистический подход к воспитанию детей.
В России и Беларуси педагогические знания и практика имеют также давнюю традицию. При археологических раскопках древнего Новгорода было обнаружено большое количество берестяных грамот с азбукой и началами математики, что неопровержимо доказывает существование школ в 1030 г. Причем многие источники свидетельствуют, что грамота была доступна не только именитым, но и рядовым гражданам.
Значимой была педагогическая деятельность выходца из Беларуси Симеона Полоцкого (1629 – 1680). В 1667 г. он был назначен воспитателем царских детей и обучал царевичей Алексея, Федора и царевну Софью, под его наблюдением воспитывался и Петр I. Симеон Полоцкий разработал проект Славяно-греко-латинской академии, которая была открыта уже после его смерти в 1687 г. и расширила систему высшего образования в российском государстве. С.Полоцкий считал главными факторами воспитания личный пример родителей и учителей, а также окружающую среду. Он выступал против теории «врожденных идей», которыми якобы определяется становление и развитие детей, и придавал большое значение воспитанию, которое, по его мнению, должно направляться на формирование чувств и разума человека.
Огромный вклад в отечественную педагогику внесли К.Д.Ушинский (1824 – 1870), который разрабатывал проблемы дидактики, принцип народности в воспитании, Н.И.Пирогов (1810 – 1881), который обосновал сущность и принципы воспитания, изучал проблемы развития учащихся посредством обучения, пути формирования нравственной личности и Л.Н.Толстой (1828 – 1910), утвердивший идеи свободной педагогики.
Основоположником научной педагогики в России признан К.Д.Ушинский. Его труды по философии, психологии, педагогике, физиологии, а также литературные произведения послужили задачам создания школы, которая развивала духовные силы, творческие способности человека, способствующие личностной самореализации. Он по праву считается создателем народной школы в России. Великий педагог создал несколько учебников, в их числе можно назвать «Родное слово» и «Детский мир», по которым училось не одно поколение.
Главный фундаментальный труд К.Д.Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» содержит обоснование содержательно-эвристического понимания педагогики. Педагогика, по его мнению, не отрасль знания, а практическая деятельность, которая нуждается в научном обосновании, поэтому и все науки, изучающие человека, должны иметь педагогический статус. Идея Ушинского о разработке интегральной науки, в основе которой лежит педагогическая деятельность, названная им педагогической антропологией, является актуальной в наши дни и находит свое практическое применение.
Среди более поздней плеяды педагогов наиболее известны С.Т.Шацкий (1878 – 1934), П.П.Блонский (1884 – 1941), А.С.Макаренко (1888 – 1939), В.А.Сухомлинский (1918 – 1970). Труды отечественных педагогов, в которых изложен опыт создания и управления учебно-воспитательным учреждением, разработаны концепции воспитания и обучения, проблемы организации детских и юношеских коллективов, получили мировое признание.
В настоящее время многие педагоги-новаторы разрабатывают новые подходы к воспитанию и обучению. Так, в последние годы получила распространение педагогика сотрудничества, разработанная в книгах Ш.А.Амонашвили, В.Ф.Шаталова, Е.Н.Ильина и др. Более разнообразной становится система образовательных учреждений. Некоторые школы преобразованы в гимназии, открыты частные школы, лицеи, колледжи, многие педагоги работают по своим авторским учебным программам. Изменения происходят и в вузах: внедряются новые интеллектуалоёмкие педагогические технологии (в частности, компьютерные), личностно-ориентированное образование, блочно-модульное, дистанционное обучение и многое другое, интенсивное «погружение» в темы.
Термин «педагогика» употребляется во многих значениях:
Во-первых, выделяется бытовое значение педагогики. Каждый человек на протяжении жизни выступает в роли педагога, т.е. обучает и воспитывает своих детей, членов своей семьи, оказывает влияние на сотрудников по работе, занимается самовоспитанием.
Во-вторых, подчеркивается практическое значение педагогики. Педагогику рассматривают как одну из сфер человеческой деятельности, связанную с передачей культурно-исторического опыта от старшего поколения к младшему с целью подготовки его к самостоятельной жизни и труду. При этом необходимо выделить взаимосвязь народной (житейской) педагогики с педагогическим мастерством и искусством воспитания. Не случайно высшее проявление педагогической деятельности называют искусством.
В-третьих, педагогика понимается как наука и, одновременно, как отрасль человековедения.Педагогика исследует и совершенствует способы управления развитием человека в единстве природного, общественного и индивидуального. Поэтому педагогические теории, концепции, модели, методики и технологии строятся только на фундаменте целостного и системного знания о развивающемся человеке; оно «добывается» психологией, философией, историей, социологией и другими науками о человеке.
В-четвертых, педагогика представляет собой учебную дисциплину, включающую в себя теоретические и практические аспекты обучения и воспитания человека на всех возрастных этапах его личностного и профессионального развития.
В-пятых, значение педагогики как отрасли гуманитарного знания входит в общекультурный контекст современной жизни. Оно выделяется в качестве педагогической культуры человека, педагогической готовности специалиста.