Возникновение и развитие педагогической науки.

Глава 1. Педагогика в системе современного человекознания.

Свое название педагогика получила от функции, которую в Древней Греции исполняли рабы, специально приставленные к молодым людям из аристократических семей. Рабам родители поручали присмотр за своими детьми, когда те шли в школу или возвращались оттуда домой, а также при прогулках. Таких рабов называли «детоводителями» (греч. «пейда» - ребенок, «гогос» - вести). Позже данный термин закрепился за всеми, кто был профессионально связан с обучением и воспитанием подрастающего поколения, а затем стал обозначать и собственно науку.

Историческое развитие научно-педагогического знания проходит несколько этапов:

1. Зарождение педагогических идей в русле философских учений.

2. Формирование педагогических взглядов и теорий в рамках философско-педагогических произведений.

3. Переход от гипотетических и утопических теорий к концепциям, основанным на педагогической практике и эксперименте.

Родоначальником педагогики в Древней Греции считается Сократ, он учил своих учеников вести диалог, полемику, логически мыслить. Сократ побуждал своего ученика последовательно развивать спорное положение, приводил его к осознанию абсурдности исходного утверждения, затем наталкивал ученика на правильный путь. Этот метод искания истины, метод обучения называется сократовским или сократовской беседой. Главное в методе Сократа – вопросно-ответная система обучения, сутью которой является обучение логическому мышлению.

Ученик Сократа – философ Платон – основал собственную школу, где читал лекции. В педагогической теории Платона выделялась главная идея: восторг и познание как единое целое в обучении. Другими словами, процесс обучения должен приносить радость обучающимся. Слово «школа» также имеет греческое присхождение и переводится как досуг.

Аристотель – ученик Платона – имел свою школу – ликей, так называемую перипатетическую школу («перипатое» в переводе с греческого языка означает прохаживаюсь). Аристотель на самом деле любил прохаживаться вместе с учениками и в незаформализованной обстановке в дискуссии и полемике учил их культуре общения, несогласия, доказательства собственной точки зрения. Аристотель обосновал принципы воспитания – принципы природосообразности и природолюбия, ввел возрастную периодизацию, разработал положение о триединой цели воспитания: (физическое, нравственное, умственное воспитание личности).

В России слово «педагогика» появилось вместе с педагогическим, философским, историческим наследием античной цивилизации, педагогическими ценностями Византии и др. стран. Столь обширное наследие было воспринято восточными славянами одновременно с их приобщением к христианскому миру.

Считается, что впервые педагогика выделилась в самостоятельную отрасль знания в начале XVII в., когда английский философ и естествоиспытатель Ф. Бэкон (1561 – 1626) опубликовал свой трактат «О достоинстве и усовершенствовании наук». В нем мыслитель предпринял попытку классифицировать все науки и выделил педагогику, которую он понимал как «руководство чтением». Однако отпочкование педагогики от философии еще не означало создания новой науки.

Исторически сложилось так, что наряду с термином «педагогика» долгое время использовался в том же значении термин «дидактика». Впервые его ввел в научный оборот немецкий педагог В. Ратке (1571 – 1635), назвавший свой курс лекций «Краткий отчет из дидактики, или Искусство обучения Ратихия». В том же значении употреблял это понятие и великий чешский педагог Ян Амос Коменский (1592 – 1670), опубликовавший в 1657 г. в Амстердаме свой знаменитый труд «Великая дидактика», в котором были разработаны основные проблемы теории и практики обучения. Только после выхода в свет трудов Я.А.Коменского педагогика получила права самостоятельной науки. Чешский педагог впервые выдвинул идею всеобщего обучения, создал систему связанных ступеней обучения, внедрил и теоретически обосновал классно-урочную систему. Им были разработаны ведущие принципы дидактики: сознательность, наглядность, постепенность, последовательность, прочность и посильность. Я.А.Коменский определил главные требования к учебнику, а также сформулировал необходимые качества, которыми должен обладать педагог.

Дальнейшее развитие педагогика получила в трудах многих зарубежных мыслителей (см. таблицы 1 – 9)*. Швейцарский ученый И.Г.Песталоцци (1746 – 1827) утвердил идею развивающего обучения.


ППП
Таблица 1.

 

 

Труд начинается с изготовления орудий. изготовление и умений владеть орудиями, хотя бы самыми примитивными, требовало уже некоторых указаний со стороны взрослых.

Родовая община
Период разложения первобытного общества
Дородовое общество
Ф.Энгельс

       
 
 
   
Воспитание как социальное явление присуще лишь человеческому обществу, возникло в процессе трудовой жизни первобытной общины и обусловлено развивающимися общественными отношениями.



Таблица 2.

ВОСПИТАНИЕ, ШКОЛА И ЗАРОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОМ СТРОЕ

 


СТРАНА – ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Один из первых поставил вопрос о природосообразности воспитания. «Природа и воспитание подобны». Подчеркивал огромную роль труда в воспитании и упражнения в нравственных поступках.
ПОЛИС ПОЛИС

Демокрит (460 –370 до н.э.) – философ-материалист
Лакония Аттика

Главный город Главный город

Цель воспитания: всестороннее развитие личности. В его идеалистической системе есть материалистические выводы. Сторонник идеи государственного общественного воспитания. Возрастная периодизация: Требования учета от рождения до 5 лет, возрастных особенностей. от 5 до 7 лет, Обосновал значимость от 7 до 14 лет, нравственного и от 14 до 21 года эстетического воспитания
Спарта Афины

 


Сократ (469 – 399 до н.э.) – философ -идеалист
В СпартеВ Афинах

Воинская служба (до 30 лет)
Эфебия     Агеллы   Семей- ное воспитание
до

20 30 лет

лет 20 лет


18

Физическое воспитание, военные упражнения, музыка пение, религиозные танцы, навыки чтения и письма
18 лет

лет

7

Цель воспитания – необходимость личного совершенствования на основе самопознания
лет 13-14

лет

7 лет

 

 

Таблица 3

ВОСПИТАНИЕ, ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ФЕОДАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ

Педагогическая мысль, как и вся практика воспитания и обучения в эпоху средневекового феодализма, была пронизана духом религиозной идеологии.

 


Таблица 4.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА Я.А.КОМЕНСКОГО (1592 – 1670) –

СЛАВЯНСКИЙ ПЕДАГОГ-ДЕМОКРАТ, ВЫДАЮЩИЙСЯ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ.

Задачи воспитания: 1. Познание себя и окружающего мира (умственное воспитание). 2. Управление собой (нравственное воспитание). 3. Стремление к Богу (религиозное воспитание).
Цели воспитания: 1. Подготовка к земной жизни и трудовой деятельности. 2. Подготовка к загробной жизни.
Методы воспитания: 1. Личный пример. 2. Поучение. 3. Упражнение. 4. Поощрение. 5. Наказание.
В школы следует отдавать детей «знатных и незнатных, богатых и бедных, мальчиков и девочек во всех городах и местечках, селах и деревнях» (идея всеобщего обучения)

 

       
   
Природосообразность воспитания. Воспитание и обучение должны следовать законам природы, частью которой является человек
 
Дидактические принципы. 1. Наглядность: «Золотое правило» дидактики. «Все, что только возможно, предоставлять для восприятия чувствами: видимое для нас – зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – осязанием. Если какие-то предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами». 2. Сознательность: «Ничего не следует заставлять выучивать наизусть, кроме того, что хорошо понятно рассудку». 3. Систематичность и последовательность: «Все последующее должно опираться на предыдущее». 4. Посильность: «Все подлежащее изучению должно распределяться сообразно ступеням возраста». 5. Упражнение и прочное усвоение: «Все должно закрепляться постоянными упражнениями».
 


Возраст, период Тип школ Где создается Кто обучается Содержание образования и воспитания
До 6 лет детство Материнская школа В каждой семье Все юношество обоего пола.   Развитие органов чувств. Первоначальное представление о природе и общественной жизни. Приучение к хозяйству и труду. Физическое и нравственное развитие.
6 – 12 лет отрочество Школа родного языка   В каждой общине, семье, городе Все юношество обоего пола. Обучение на родном языке. Чтение, письмо, счет, пение. Элементы хозяйства и политики. История, религия, ремесло, учение о нравственности.
12 – 18 лет юность Школа латинского языка В городе, уезде   Наиболее успешно окончившие школу родного языка Семь свободных искусств. Физика, география, история, родной, латинский, греческий и один из новых языков. Классы: грамматический, физический, этический, диалектический, математический, риторический.  
18 – 24 лет возмужалость Акаде- Мия В большой провинции Будущие ученые Факультеты: юридический, медицинский, богословский. Кругосветное путешествие.  

Я.А.Коменский создал и внедрил классно-урочную систему обучения. Должность учителя очень почетна, «настолько превосходна, как никакая другая под солнцем». Учитель должен «могуче увлекать учеников благим примером». Для этого он должен быть честным, деятельным, настойчивым, высоконравственным человеком. Он должен безгранично любить свое дело, «быть отцом учащихся, учитывать и будить интерес детей к учению».

 
 
Я.А.Коменский разработал и внедрил классно-урочную систему обучения. Должность учителя почетна, «настолько превосходна, как никакая другая под солнцем». Учитель должен «могуче увлекать учеников благим примером». Для этого учитель должен быть честным, деятельным, настойчивым, высоконравственным человеком. Он должен безгранично любить свое дело, быть отцом учащихся, учитывать и будить интерес детей к учению»

Таблица 5.

3ДИВИ ХО 21.11.2012.ОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ДЖОНА ЛОККА (1632 – 1704) –

Дж.Локк был представителем новой буржуазии во всех ее формах… Он «указывал на буржуазный ум, как на нормальный человеческий ум». К.Маркс
АНГЛИЙСКИЙ ФИЛОСОФ-МАТЕРИАЛИСТ И ПЕДАГОГ.

                             
   
«Мысли о воспитании» (1693). Цель воспитания – подготовка «джентльмена», человека, умеющего разумно и прибыльно вести свои дела. Задача воспитания – создание здорового духа в здоровом теле, развитие дисциплины тела и дисциплины духа. Организация воспитания: джентльмен воспитывается в семье. «Девять десятых людей делаются такими, какие они есть, только благодаря воспитанию».
 
Дуалистическое мировоззрение Дж.Локка Врожденных идей нет. Душа новорожденного – «чистая доска». Представления приходят к нам из внешнего мира и «наполняют наше сознание». Источником представлений являются ощущения (материализм). Существование внешнего мира нельзя доказать, ибо наш рассудок имеет дело не с вещами, а с представлениями. Кроме внешнего опыта, имеется опыт внутренний, являющийся результатом деятельности рассудка (идеализм). Антидемократический проект Дж.Локка о «рабочих школах» «Дети рабочего люда» всегда ложатся бременем на общество. Детей рабочих с 3 до 14 лет направлять в рабочие школы, где они будут питаться только «хлебом досыта» и отрабатывать эту пищу своим трудом.
 
   
УМСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ Задачи обучения Создание образованного делового человека   Предметы обучения Чтение, письмо, рисование, родной, латинский, французский языки, география, арифметика, геометрия, астрономия, хронология, этика, история, законоведение, натурфилософия, верховая езда, танцы, бухгалтерия.  
   
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ Задачи Воспитание добродетели, мудрости, благовоспитанности Средства 1. Авторитет родителей. 2. Похвала и наказание. 3. Пример,среда 4. .Приучение.     «Какие бы наставления ни давали ребенку…, наибольшее влияние на его поведение будет все-таки оказывать компания, в которой он находится».  
   
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ Задачи Установить «надлежащее попечение о силе и крепости тела, чтобы оно было способноповиноваться душе». Средства «Постоянное пользование свежим воздухом, упражнение, сон, простая пища, неупотребление вина и крепких напитков, воздержание от лекарств; не носить слишком теплой и узкой одежды, особенно держать ноги и голову в прохладе, стараться приучать ноги к холодной воде и сырости».
         
ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ Задачи Знание ремесел пригодится деловому человеку как предпринимателю   Средства Занятие столярным, токарным, охотничьим ремеслом, садоводством, сельским хозяйством, парфюмерным делом, лакированием, гравированием.  
 
 
       
Труды Дж. Локка. 1. Опыт о человеческом разуме (1690). 2. Мысли о воспитании (1693).
 
 
   
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ Не превращайте учебу в скучное занятие. Оживляйте учебный процесс. Начинайте обучение с игры. Иностранный язык изучайте с раннего детства. Упражняйте память на жизненных примерах. Развивайте самостоятельное мышление.